Напоминание

"Формирование целостной картины предметного и социального мира (профессии, труд)"


Автор: Смыкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МАДОУ №19 "Сказка"
Населённый пункт: г.Реутов Московская область
Наименование материала: Конспект занятия по формированию целостной картины мира
Тема: "Формирование целостной картины предметного и социального мира (профессии, труд)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ № 19 «Сказка»

город Реутов

КОНСПЕКТ

Т е м а

«

Ф о р м и р о в а н и е

ц е л о с т н о й

картины

предметного

и

социального

мира

(

профессии

,

труд

).

Смыкова Ирина Владимировна

Автор: Смыкова Ирина Владимировна

2012 г.

Перспективное

планирование

НОД

по

теме:

Формирование

целостной

картины предметного и социального окружения. Профессии.

дата

название

Программное

содержание

В и д

д е т с к о й

деятельности

сентябрь

1.

«Детский

сад»

2.

экскурсия

в

кабинеты

Знакомство с детским

с а д о м ,

с

п о м е щ е н и я м и

и

трудом

Сотрудников

(м/с е ст ра,

п о в а р ,

прачка, завхоз и т.д.)

Д/и «найди пару»

С/р

игра

«Детский

сад»

октябрь

« К т о ,

г д е

работает?»

Профессии

города

и

деревни

Чтение

худ.

литера-

туры

С.

Маршак

«Почта»,

Б.

Житков

«Что я видел?»

Э кс к у р с и я

н а

почту

Познакомиться

с

ра-

ботой

почтальона;

дать представление о

фун-кциях,

которые

выпол-няет

почта

и

их зна-чимость

с/р игра «Почта»

изготовление

атри-

бутов для игры

Смыкова Ирина Владимировна

ноябрь

1.знакомство

с

трудом повара

2.

экскурсия

на

кухню

Расширить

представ-

л е н и я

о

р а б о т е

повара,

воспитывать

положи-тельное

отношение к труду

Труд

«Приготовление

фруктового салата»

3.

знакомство

с

трудом

р а б о т -

ников

швейной

промышлен-

ности

4.

экскурсия

в

ателье

Формирование

пер-

вичных

представле-

ний

о

работе

швеи,

закройщика,

прием-

щ и к а ;

п о к а з а т ь

значимость

Аппликация

«Одень

куклу на прогулку»

декабрь

1. «Сладкоежка»

2.

экскурсия

в

магазин

Знакомство с трудом

кондитера, дать пред-

ставления о конкрет-

ных

трудовых

дей-

ствиях

Ко н ку р с

« С а м о е

вкусное

печенье»

(родители)

Л е п к а

« П е ч ё м

печенье»

3.

«Как

узнать

профессию

ч е л о в е к а

п о

одежде»

Дать

представление

об

униформе

людей

различных профессий

Чтение

худ.

литера-

туры Л. Куклин «Кто

как одет»

декабрь

4 . з а г а д к и

о б

инструментах,

которыми

пользуются

строители

декабрь

5 .

б е с е д а

о

врачах

Дать

представление,

врачи бывают разные

и воспитывать уваже-

ние к труду врача.

Изготовление

атри-

бутов к игре «Боль-

ница»

3

неделя

февраля

1.

«Все

работы

хороши»

Показать

значимость

любого труда

Чтение

рассказа

Е.

Пермяка

«Мамина

Смыкова Ирина Владимировна

2 .

з а г а д к и

о

профессиях

работа»

апрель

1 . « Д е н ь

к о с -

монавтики»

2.как хлеб попал

на стол?»

Знакомство с новыми

профессиями,

формировать

общее

понятие

«труд»

и

воспитывать

уважение к взрослым

Чтение

худ.

литера-

туры

Ю.Крутогоров

«Дождь

из

семян»,

рисование «Полетим

к звёздам»

май

1.«Современные

профессии»

2.

«Кому,

ч т о

н у ж н о

д л я

работы»

Познакомить с мало-

известными

профес-

с и я м и ,

п р и в и т ь

любовь к труду

Чтение

худ.

литера-

туры Е. Пермяк «Для

чего

нужны

руки?

Т р у д

д е т е й

и

взрослых

по

благо-

устройству д/с

1.

Проектировочный компонент.

Цель – углубить представления дошкольников о разнообразии профессий

и конкретных трудовых действий.

Задачи:

- расширить представления о разнообразии профессий;

- формировать обобщенное понятие «профессия», людях труда, предметах

и инструментах необходимых для трудовой деятельности;

- расширение кругозора в частности представлений о труде взрослых

(конкретно повара);

- совершенствовать основы безопасности собственной жизнедеятельности

в процессе трудовой деятельности;

-

продолжить

развивать

внимание,

память

и

мышление,

обогащать

активный словарь;

- воспитывать уважение к труду и положительную мотивацию к обучению.

Смыкова Ирина Владимировна

Образовательные области

п/п

Вид органи-

зованной

образователь

ной деятель-

ности

Содержание

Интерактивные качества

1.

Социализа-

ция

Побуждать к самостоя-

тельности в д/п и уп-

ражнениях, активизиро-

вать личностную по-

зицию, формировать

первичные представле-

ния безопасного пове-

дения детского труда

Овладение умениями и на-

выками для осуществления

трудовой детской деятель-

ности; первичные представ-

ления о себе и труде своих

близких

2

Труд

Формирование целост-

ного отношения к труду

взрослых, его результа-

там и значимости

Овладение средствами об-

щения и способами взаимо-

действия со взрослыми и

сверстниками, накопление

опыта

3

Безопас-

ность

Формирование пред-

ставлений об опасностях

для человека в процессе

трудовой деятельности

Способный решать личност-

ные задачи (проблемы) аде-

кватные возрасту

4

Познаватель

но-исследо-

вательская и

Развитие представлений

о труде взрослых, накоп-

ление социального опы-

Любознательность, актив-

ность, задавать вопросы, спо-

собность самостоятельно

Смыкова Ирина Владимировна

продуктив-

ная деятель-

ность

та

действовать в трудовой дет-

ской деятельности

5

ФЭМП

Закреплять умение соз-

давать множество (груп-

пы предметов, инстру-

ментов по видам про-

фессий); учить на конк-

ретных примерах уста-

навливать последова-

тельность различных

событий (раньше, позже,

сейчас)

Овладение универсальными

предпосылками учебной

деятельности

6

Коммуника-

ция

Развивать умение сос-

тавлять описательные

рассказы по схеме (пла-

ну); обогащать речь гла-

голами, характеризую-

щими действия труда

взрослых; прилагатель-

ными, обозначающими

качества продуктов пи-

тания; отгадывать за-

гадки

Овладение элементарными

общепринятыми нормами и

правилами поведения

7

Чтение худ.

литературы

Использование считалок

и стихов на физкульт-

минутках и воспитывать

на них уважение к труду

взрослых

Умение управлять своими

эмоциями

Смыкова Ирина Владимировна

Предварительная работа

1)

цикл НОД по формированию целостной картины мира:

-

экскурсии

(детский

сад,

магазин,

парикмахерская,

почта,

ателье,

библиотека, школа);

- беседа о профессиях членов семьи;

- беседы: «День полиции», «День космонавтики», «Мужские работы»,

«Мамы всякие нужны …»;

- рассматривание иллюстраций и фотографий;

-

с/р

игры:

«Почта»,

«Больница»,

«Библиотека»,

«Школа»,

«Ателье»,

«Магазин»;

2) изготовление атрибутов для творческих игр.

3) составление альбома «Кем работает мама?»

Материал:

- муляжи продуктов питания;

- иллюстрации социально-общественных объектов (цирк, больница, д/с,

магазин, транспорт и т.д.);

- книга В. Маяковского «Кем быть?»

- профессиональный инструментарий;

- фартуки, разделочные ножи, посуда.

Активизация словаря: развитие свободного общения детей со взрослыми и

друг

с

другом;

активизировать

словарный

запас

прилагательными,

глаголами; правильно образовывать окончания во множественном числе,

совершенствовать грамматический строй речи дошкольника; составление

описательных рассказов по схеме (плану).

Смыкова Ирина Владимировна

2.

Организационный компонент.

Интегрированное занятие:

1 часть ФЦКМ «Профессии. Повар» - 25 минут

2 часть Труд «Фруктовый салат» - 30 минут

Ход занятия

1.

Создание мотивации к занятию.

Рассказ воспитателя «Кем я хотела стать».

- скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы, папы, взрослые? (на

работу)

- Для чего люди ходят на работу? (зарабатывать деньги, строить дома,

водить машины)

- Какую пользу приносит работа? (учат детей, лечат больных, готовят

еду, перевозят грузы…)

- Вспомните стихотворение «Кем быть?»

- О чем говорится в стихотворении? (о разных профессиях)

- Что обозначает слово «профессия»? (работа, дело, труд)

- на свете много разных профессий. Назовите, которые знаете вы?

(учитель, шофёр, повар, продавец и т.д.)

2.

Постановка проблемной ситуации.

– Что же делать без врачей, когда мы заболели?

- Что бы мы носили, если бы не было портных?

-Что бы мы ели, если бы не выращивали хлеб, овощи, фрукты?

3.

Открытие нового

*Игра «Что делает?»

Я

называю

профессию,

а

вы

отвечаете,

что

делает

человек

данной

профессии.

Врач – лечит,

повар – готовит;

Учитель – учит;

строитель – строит;

Продавец – продаёт;

слесарь – ремонтирует;

Парикмахер – стрижет;

художник – рисует.

Смыкова Ирина Владимировна

* Игра «Кому, что нужно для работы?»

На столе разложен инструментарий. Надо к данной профессии подобрать

инструменты. Например: кисть, краски, палитра – художнику; ножницы,

расчёска, фен – парикмахер; нож, сковорода. Кастрюля – повар … (1

группа)

* Психогимнастическая игра «Кто это?» - показать движениями и мимикой

любую профессию (2 группа).

* Игра «Подскажи словечко».

Дровосеки любят бор – есть у каждого … (топор)

Папе гвоздь забить помог - деревянный … (молоток)

Пыль лежит на полу – подайте мне … (метлу).

* Пословица о труде (объясните, как вы, понимаете)

Труд человека кормит, а лень портит.

(не будет работы – умрешь или станешь плохим человеком)

Физкультминутка.

Я шофёр – помыл машину

Сел за руль и выгнул спину

Загудел мотор и шины (у-у-у)

Зашуршали у машины (ш-ш-)

Подметает дворник двор,

Убирает дворник сор.

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту.

Мы спортсмены и сноровка

Восхищает всех вокруг.

Посмотрите, как мы ловко,

Исполняем сложный трюк.

Веселей смотри вокруг:

Детский врач – ребятам друг.

Дышим глубже, выдыхайте.

Смыкова Ирина Владимировна

И скорее отдыхайте!!!

(дыхательная гимнастика)

4.

Развивающие игры (загадки)

- Кто на пожары приезжает

Огонь залив, людей спасает?

(пожарные)

- Кто вылечит от всех болезней,

И знает, что кому полезней?

(врач)

- Кто выстроил высокий дом,

Где семьёю мы живём?

(строитель)

- Кто вам продает творог,

Сосиски, и рыбку для любимой киски?

(продавец)

- Учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать.

(учитель)

- У кого такая забота –

Всех отвозить по утрам на работу.

(шофёр)

- Кто варит щи капустные,

Готовит котлеты,

Салаты, винегреты?

(повар)

Воспитатель подводит итог:

Профессий много разных есть,

М все их нам не перечесть.

Смыкова Ирина Владимировна

Не так уж важно, кем нам быть,

Достаточно свой труд любить.

Наши мамы разные важны,

Мамы разные нужны.

Папы – тоже разных профессий мастера,

И вы ими станете, придет пора.

3. Рефлексия.

- Ребята, а кем бы вы хотели работать?

- Почему? (ответы детей).

4. Образовательная область «Труд».

Сегодня, мы станем поварами и приготовим фруктовый салат.

- Что надо сделать сначала? (помыть руки, надеть специальную форму –

фартуки и колпаки)

- Какие продукты понадобятся нам для приготовления салата? (фрукты)

- А какие инструменты? (доски, миски, ножи)

Дежурные раздают на столы посуду, фрукты.

1.

Д/и «Опиши фрукт» - дети по предложенной схеме описывают фрукт

(груша, банан, виноград, слива, киви)

2.

Игра «Какой?» - образование качественных прилагательных слива –

сливовый, груша – грушевый, и т.д.)

3.

Трудовая

деятельность.

Воспитатель

напоминает

о

правилах

безопасного обращения с ножом. Работать надо не спеша, аккуратно и

старательно. Приступаем к работе, тщательно режем фрукты и ссыпаем

в салатник. А теперь, выбирайте заливку: взбитые сливки, йогурт и

т.д.).

Хорошо

перемешайте

и

можно

приступать

к

дегустации,

но

сначала разомнём руки, ноги.

4.

Логоритмическая игра «Мандарин»

Мы делили мандарин

«кулачки»

Смыкова Ирина Владимировна

Много нас, а он один

Это долька – для ежа

Открываем большой палец

Это долька – для стрижа

Открываем указательный палец

Это долька – для утят

Открываем средний палец

Это долька – для котят

Открываем безымянный палец

Это долька – для бобра

Открываем мизинец

А для волка - кожура

Руки прячем назад

Он сердит на нас – беда!

Ну-ка прячься, кто куда

присели

5.

Домашнее задание: надо приготовить в выходные с мамой печенье и

составить описательный рассказ:

- название печенья (овсяное, хворост, песочное);

- какие продукты (яйцо, соль, молоко, мука, масло);

- последовательность приготовления;

- какое по вкусу.

ЛИТЕРАТУРА

Смыкова Ирина Владимировна

1.

Н.В.

Алёшина.

Ознакомление

дошкольников

с

окружающей

и

социальной деятельностью. М., ЦГЛ, 2011г.

2.

Л.К. Санкина. Познание предметного мира. Изд. Учитель, 2010г.

3.

В.В. Коноваленко. Развитие связной речи (логопедические занятия для

ОНР). Изд. «Том и Д», 2011г.

4.

Л.Ф. Тихомирова. Развитие познавательных способностей. Ярославль.

«Академия развития», 2012 г.

Смыкова Ирина Владимировна



В раздел образования