Автор: Пешина Любовь Владимировна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: Лиховской техникум железнодорожного транспорта (ЛиТЖТ – филиал РГУПС)
Населённый пункт: г. Каменск–Шахтинский
Наименование материала: статья
Тема: ЗАДАЧА СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЕЗДОВ НА ОСНОВЕ ВЕРОЯТНОСТНОГО АНАЛИЗА ВАГОНОПОТОКОВ
Раздел: среднее профессиональное
ЗАДАЧА СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЕЗДОВ
НА ОСНОВЕ ВЕРОЯТНОСТНОГО АНАЛИЗА ВАГОНОПОТОКОВ
Основы теории расчета в организации вагонопотоков на отечественных
железных дорогах были заложены российскими учеными А.Н. Фроловым,
И.И.Рихтером,
И.И.Васильевым,
В.Н.Образцовым,
В.А.Соковичем,
Б.Д.Воскресенским. Различные модификации расчетов плана формирования
поездов совершенствовали подходы к выбору оптимальных вариантов.
Одним из методов разработки плана формирования поездов является
метод, основанный на вероятностном анализе вагонопотоков.
Продемонстрируем этот метод на конкретной задаче, взяв в качестве
исходных данных реальные станции и реальные вагонопотоки.
Полигон с четырьмя станциями Максим Горький, Дебальцево, Лиски, и
Батайск
должен
пропустить
суточные
объемы
вагонопоков N1
– N6 по
заданным направлениям.
Исходные данные
Станция
назначения
Станция
отправления
Максим
Горький
Дебальцев
о
Лиски
Батайск
Максим Горький
−
N3 =50
N2 = 40
N1 = 160
Дебальцево
−
−
N5 = 30
N4 = 400
Лиски
−
−
−
N6 = 60
Батайск
−
−
−
−
Вагоно-часынакопления,
T = cm
1000
900
1000
−
Экономия времени на вагон, tэк
−
3,5
3
−
1.
Рассчитаем
план
формирования
поездов
по
средним
значениям
вагонопотоков N1÷N6, используем условия выделения или не выделения
вагонопотоков N1 ÷N6 в потоки самостоятельного назначения.
План формирования поездов, рассчитанный по средним Ni значениям
вагонопотоков
на
основании
условия
выделения
их
в
самостоятельное
назначение,
предусматривает
организацию
отправления
следующих
вагонопотоков:
N1 = 160 по направлению Максим Горький Батайск,
N2 + N3 = 40 + 50 = 90 по направлению Максим Горький Дебальцево,
N2 + N5 = 40 + 30 = 70 по направлению Дебальцево Лиски,N4 = 400 по
направлению Дебальцево Батайск,
N6 = 60 по направлению Лиски Батайск.
2.
Определим
вероятность
выполнения
полученного
плана
формирования поездов.
2.1. Выделение вагонопотока N1 в самостоятельное назначение будет
эффективным при N1≥154 вагонов. Вероятность этого случайного события
равна:
P
(
N 1 ≥154
)
=
0,5517
где для расчета мы используем функцию Лапласа.
В
расчете
вероятности
P(N1
≥
154)
также
использована
теорема
сложения вероятностей противоположных событий
2.2.
Аналогично
определяем
вероятность
выделения
потока
N4
в
самостоятельное назначение приN4 ≥ 300:
P
(
N 4 ≥ 300
)
=
0,8461
2.3. Так как вагонопотоки N1 иN4 независимы, вероятность выделения
их в самостоятельное назначение будет равна:
P = 0,4668.
3. Проанализируем различные варианты плана формирования поездов
3.1. Вероятность P (N4 < 300) определена и равна 0,1539.
Вероятность варианта 2
Р (N4 < 300) = 0,0849.
3.2. Вероятность варианта 3 плана формирования поездов
Р (N4 ≥ 300) = 0,3793.
В самостоятельное сквозное назначение выделяется только вагонопоток
N4 ≥ 300.
3.3. Если вагонопотоки N1 и N4 меньше критических значений:N1< 154
и N4 < 300. Вероятность этого события:
Р= 0,069.
4. Выводы:
4.1.
Возможные
варианты
плана
формирования
п о е зд о в ,
соответствующие вероятностям их наблюдения:
Вариант 1 P= 0,4668, вариант 2 P= 0,0849, вариант 3 Р = 0,3793,
вариант 4 Р = 0,069.
4.2. Из всех четырех вариантов плана формирования поездов вариант 1
имеет
наибольшую
вероятность
P=
0,4668.
Это
означает,
что
вариант
1
является оптимальным для организации вагонопотоков на полигоне Максим
Горький – Батайск.
Список литературы
1.
Боровиков
М.С.
Организация
движения
на
железнодорожном
транспорте:
Учебник.-2-е
изд.,-М:
ГОУ
«УМЦ
по
образованию
на
железнодорожном транспорте», 2009г.
2.
Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика.
Учебное пособие для ВУЗов, -М: Высшая школа, 1972г.