Автор: Смыкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МАДОУ №19 "Сказка"
Населённый пункт: г.Реутов Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Весенние народные праздники"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 19 «Сказка».
Патриотическо-познавательный долгосрочный проект
«
Весенние
народные
праздники
»
Составитель: Смыкова И.В.
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Реутов
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………………………………….
3
- приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным истокам ………………….
3
Паспорт проекта «Весенние православные праздники»…………………………………………
6
Схема реализации проекта …………………………………………………………………………
7
Тематическое планирование………………………………………………………………………...
10
- содержание работ по ОО …………………………………………………………………………
11
Виды деятельности по проекту…………………………………………………………………….
13
Каталог художественной литературы для чтения взрослым и детям…………………………..
14
Заключение – выводы……………………………………………………………………………….
15
Список литературы…………………………………………………………………………………..
17
Приложения ………………………………………………………………………………………….
18
- комплекс бесед о православных праздниках (рассказ воспитателя)…………………………..
18
- конспект занятия по ФКЦМ «Праздник праздников»…………………………………………
24
мастер-класс «Жаворонки»………………………………………………………………………
28
- презентация игры-забавы на празднике «Красная горка»……………………………………..
29
Пояснительная записка
«Все люди – братья во Христе»
Не секрет, что в настоящее время ни один специалист по дошкольной педагогике не может дать точного определения,
что такое «образовательная программа». Проблема заключается в том, что одним и тем же термином обозначают как комплексные
программы, которые включают содержание образования по всем основным направлениям развития детей, так и программы
обучения
по
отдельным
направлениям,
которые
называют
парциальными
программами.
ФГОС
ДО
предлагает
объединять
2
несколько
парциональных
программ
и
подключать
к
основной
образовательной
программе,
что
позволит
создать
единое
образовательное пространство детства, которое на основе принципов интеграции и адаптивности позволит обеспечить успешную
социализацию каждого дошкольника (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2013 № 1155).
В последнее время в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены в
плане обновлен6ия образования и воспитания дошкольников. Однако наблюдается в новых основных и парциональных программах
темп снижения нравственно-патриотического воспитания и расценивается как недостаток.
Парциональная
программа,
теоретическую
основу
которой
составили
положение
«Концепция
дошкольного
воспитания» (2011г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся
русских философов о значении личностной культуры для патриотического и духовно-нравственного развития человека (И.А.
Ильин, Д.С. Лихачёв).
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка.
Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое – формирование эстетического отношения к миру;
второе - художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности.
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь
своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю, культуру как свои собственные. Приобщение детей к
народной
культуре
является
средством
формирования
у
них
патриотических
чувств
и
развития
духовности.
Использована
программа М.Б. Зацепина «Живая старина», раскрывающая этнографическое фольклорное направление развития дошкольников.
Цель
–
воспитание
личности
ребенка,
обладающего
базовой
культурой;
формирование
культурных
потребностей
и
эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
- познакомить с традициями, обычаями, народными праздниками и играми;
3
- раскрыть этнографическую сторону русского фольклора;
- пробуждать душу ребенка и воспитывать чувство красоты и любознательности через окружающие предметы;
- воспитывать нравственные ценности, представления о добре, правде, красоте, храбрости, трудолюбия, верности через устное
народное творчество;
- знакомить с трудом и различными сторонами общественной жизни человека через народные праздники и традиции;
- приобщать ко всем видам национального искусства.
Структура построения по блокам:
1.
Планирование интегрированной работы по ознакомлению с русской праздничной культурой (см. план-схему).
2.
Блок бесед по знакомству детей с традициями и праздниками русского народа (см. приложение № 1).
3.
Конспект занятия «Праздник – праздников» (см. приложение № 2).
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достаточно
завоеванного русским искусством, литературой. Нельзя забывать о своем культурном прошлом, памятниках, языке… Национальныt
обличия сохраняется и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» - Д.С. Лихачев.
Исходя из вышесказанного для программы «Живая старина» выбраны следующие приоритеты:
окружающие
предметы,
впервые
пробуждающие
душу
ребенка,
воспитывающие
чувство
красоты,
любознательность, должны быть национальными, это поможет понять детям, что они – часть великого русского народа;
4
широкое использование фольклора во всех проявлениях (сказки, пословицы, хороводы…), так как в устном
народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера и нравственные ценности о добре, красоте, храбрости,
трудолюбии, верности;
приобщение детей к народной культуре народные праздники и традиции;
ознакомление с народной декоративной росписью, что наполнит душу гармонией
Паспорт проектной деятельности
Объект
исследования
Весенние народные (православные) праздники: вербное воскресение, Пасха, Красная горка
Тема
Весенние народные праздники
Цель
Познакомить с народными (православными) весенними праздниками, формирование культурных
потребностей и эмоциональной отзывчивости.
Задачи
- познакомить с традициями, обычаями, народными праздниками и играми;
- раскрыть этнографическую сторону русского фольклора;
- пробуждать душу ребёнка и воспитывать чувство красоты и любознательности через окружающие
предметы;
-воспитывать нравственные ценности, представление о добре, правде, красоте, трудолюбие, верности
через устное народное творчество;
- знакомить с трудом и различными сторонами общественной жизни людей через народные праздники
и традиции;
- гармонизировать семейные отношения.
Вид проекта
Патриотическо-познавательный
Тип проекта
Долгосрочный
Участники
проекта
Педагоги, родители и дети старшего дошкольного возраста
Проблема
- сформировать чёткое представление о весенних (православных) праздниках (вербное воскресение,Ю
5
Пасха и Красная горка), сравнивать с другими праздниками, воспитывать личность ребёнка
обладающего базовой культурой;
- гармонизировать семейные отношения, включая в работу и родителей и детей.
Срок
реализации
Март – апрель
План (схема) реализации проекта
№
п/п
Мероприятия
Возрастные
группы ДОУ
Ответственные
Сроки
реализации
I.
Работа с педагогами
1
Педсовет «использование парциональных про-
грамм в образовательном процессе»
Цель: поэтапная работа по ознакомлению с право-
славными праздниками весны
Старшая и
подготовительная
группа
Смыкова И.В.
март
2
Предварительное ознакомление со специальной
литературой для дошкольников
Старший воспитатель
Нестерова Т.Н.
Воспитатель гр. № 10
Смыкова И.В.
март
3
Знакомство с традициями русского народа через
пословицы, поговорки, заклички о весне
Апрель
1 н.
4
Знакомство дошкольников с различными стилями
народной росписи на основе изучения пасхальных
росписей, атрибутики православных праздников
Апрель
2 и 3 н.
5
Познакомить детей с идеей и смыслом пасхального
поста (через ФКЦМ)
II. Работа с детьми
1
Образовательная область – «Физическое
развитие»: фольклорные игры: «Сиди, сиди, Яша»,
«Вербочка», «Золотые ворота», «Карусель».
Игры и забавы с пасхальными яйцами: «Прокати
яйцо ложкой», «Горка», «Битки», «Найди».
Старшая и
подготовительная
к школе группа
Инструктор по ФИЗО
Воспитатель группы
Апрель
1 н.
6
Тематическое занятие «Прилет птиц»
2
Образовательная область – «Речевое развитие»:
чтение художественной литературы: Я. Ролонский
«Пасхальные вести», К. Случевский «Воскрес»,
К. Бальмонт «Вербы», А. Пушкин «Великопостная
молитва», «Детская библия»
воспитатель
логопед
Март-апрель
Беседы по картинам: П. Александров «Катание на
качелях. Пасха», Б. Кустодиев «Крестьянский ход»
В. Маковский «Молебен на Пасхе», К. Савицкий
«Встреча иконы», А. Саврасов «Грачи прилетели»
ФКЦМ:
заучивание
стих
«Пасха»,
«Вербное
воскресение» И.Снегирев
Старшая и
подготовительная
к школе группа
Воспитатель
логопед
Март-апрель
3
Образовательная
область
–
«Художественно-
эстетическое: слушание музыкальных произведе-
ний: Н. Римский-Корсаков «Светлый праздник»,
В. Филатов «Воскресение Христово», И. Кошмин
«Пасхальный Благовест», Р. Глиэр «Вербочки»,
«Праздник Пасхи и весны»
Роспись
пасхальных
яиц.
Рисование
с
натуры
веточки вербы. Изготовление пасхальных корзинок
и
подставок
для
пасхальных
яиц.
Изготовление
пасхальных открыток для поздравления близких.
Оформление интерьера группы к празднику Пасхи.
Изготовление
бумажных
цветов
для
украшения
пасхального кулича
Музыкальный
руководитель
воспитатель
апрель
Игровая деятельность (см. виды деятельности)
Исследовательская деятельность: «Кулинария
Великого поста»
Родители и дети
апрель
Музей «Пасхальное яйцо»
Смыкова И.В.
апрель
III. Работа с родителями
1
Познакомить с содержанием весенних
православных праздников: Вербное воскресение,
Старшая и
подготовительная
воспитатель
март
7
Пасха, Красная горка, Благовещение (через инфор-
мационные стенды)
группа к школе
2
Приобщить к освоению ритуальных действий во
время празднования, осуществление поста,
разговении, христосование.
Старшая и
подготовительная
группа к школе
Мастер-класс
«Жаворонки»
Смыкова И.В.
В конце
праздника
3
Познакомить с народной кулинарией Великого
поста и пасхальной праздничной недели: пас-
хального кулича, приготовление сырной пасхи,
технологией крашения яиц, украшение
пасхального стола.
Тематическое планирование
образовательного процесса на основе проектной деятельности
8
взрослых и детей
Группа
Подготовительная к школе группа
Тема проекта
Весенние праздники: «Вербное воскресение», «Пасха, «Красная горка»
Цель проекта
Знакомство старших дошкольников с назначением народных (православных) праздников,
традициями и играми
Название итогового
мероприятия
1.
Экскурсия в Троицкий храм Казанской иконы Божьей матери (г. Реутов)
2.
Мастер-класс «Забавы с пасхальными яйцами»
3.
Мероприятие для детей и родителей «Праздник праздников»
Форма итогового
мероприятия
1.
Выставка поделок
2.
Участие в городском конкурсе «Святая Пасха»
Дата проведения
мероприятия
Апрель 2015 года
Ответственный
Воспитатель логопедической группы № 10 (ОНР) Смыкова И.В.
Образовательные области (задачи)
Содержание работы с детьми: создание представлений о народных весенних
праздниках и традициях
Социализация
Труд
ОБЖ
Познание
Коммуникация
Чтение
худ.литературы
Худ.
творчество
Физическое
воспитание
Создавать си-
туацию, сти-
мулирующую
эмоциональ-
Формирова-
ние первич-
ных
п ред-
ставлений о
Формиро-
вание
навы-ков
безо-
Расширение
целостной
картины
ми-
ра
в
пред-
Продолжать
формировать
умения
у
де-
тей
работать
Совершенство-
вание
вырази-
тельной
речи,
формирование
Учить выре-
зать геомет-
рические
ф и г у р ы
и
Всесторон-
нее и гармо-
ническое
развитие ре-
9
ный отклик на
проживаемое
детьми собы-
тие по данной
тематике и в
содержании
процесса зна-
комства с ве-
сенними (пра-
вославными)
праздниками,
играми и тра-
дициями от
истоков до се-
годняшнего
дня; приоб-
щение к
общественны
м нормам и
правилам
труде взрос-
лых,
масте-
рах изготов-
ления
атрии-бутов
для
православ-
ных
празд-
ников:
пас-
хальные яй-
ца, атрибу-
ты
(свечи,
подставки,
цветы),
вы-
печка
кули-
чей,
изготов-
ление пасхи
и т.д.
пасного по-
ведения
при
использо-
вании нож-
ниц на уро-
ках творче-
ства,
акку-
ратного об-
ращения
с
поделками
при
укра-
ш е н и и
и
оформле-
нии
уголка
«неделя па-
схи»;
с о -
блюдении
техники бе-
зопасности
на занятиях
физ.
культу-ры
и
э кс ку р -
сии в Храм
метном и со-
циальном
окружении,
понятие
«православ-
ные
празд-
ники»,
раз-
витие
любо-
знательности
и вовлечение
к
познанию
связей
меж-
ду
предме-
тами и явле-
ниями
во
взаимодей-
ствии,
догова-
риваться,
рас-
пределять обя-
занности,
сво-
бодное
обще-
ние
со
взрос-
лыми
( з а д а -
вать
и
отве-
чать на вопро-
сы),
формиро-
вать
ум ение
рассказывать
по плану и из
личного
опы-
та,
активизи-
ровать словарь
детей
понятия о праз-
днике «Пасха»,
«Красная
гор-
ка»,
з н а ком -
ство
с
устным
народным твор
чеством
(прит-
ча,
легенды),
православное
воспитание
составлять
из них узор,
компози-
цию,
созда-
вать
аппли-
кационный
образ
«Ук-
расим
пас-
хальное
яй-
цо», «Веточ-
ка
вербы»,
закрепить
работу с ки-
стью, созда-
вать
сюжет
и
использо-
вать
нетра-
диционные
формы
ра-
боты:
сал-
фетки,
па-
пье-маше
и
т.д.,
учить
складывать
бумагу:
вы-
резать,
над-
резать,
рас-
крывать,
скреплять
(пасхальные
цветы,
вер-
ба)
бенка
во
взаимосвя-
зи
физичес-
го,
и н т е л -
лектуаль-
ного, духов-
ного,
нрав-
ственного
и
эстетичес-
кого
разви-
тия
в
под-
вижных
иг-
р а х ,
ф и з -
культминут-
ках и в на-
родных
иг-
рах,
приоб-
ретение
на-
выков
дей-
ствий
в
со-
ответствии
с
правила-
ми,
активи-
зация
памя-
ти
10
Виды деятельности
Индивидуаль
ные беседы
Дидактические игры
Труд
Общие задачи
Результат освоения
«Выходной
день» - рас-
сказать, как
дома готовят-
ся к встрече
Пасхи
«Мой город» -
на что обра-
тили внима-
ние дети, как
приукрасили
город к празд-
нику
«Народные
традиции» -
«Подбери слова-дейст-
вия»: яйца – варят, кра-
сят, украшают; куличи –
выпекают; цветы – де-
лают, раскрашивают, со-
бирают в букет и т.д.
«Угадай, что измени-
лось» - на внимание (ра-
скрашенные пасхальные
яйца убираются или пе-
реставляются).
«Назови ласково» - обра-
зование при помощи
суффиксального спосо-
ба.
Развивать умение
доводить начатое
до конца, разви-
вать творчество и
инициативу во
время подготовки
и укра-шения к
празднику.
Совершенствовать
умение работать с
бумагой: сгибать в
разных направле-
ниях, работать по
выкройке (пасхаль-
ные цветы).
- привлечь к активно-
му участию и подго-
товке к празднику
«Пасха»;
- воспитывать чувство
удовлетворения от
участия в коллектив-
ной праздничной дея-
тельности;
- закладывать основы
праздничной культу-
ры;
- вызвать эмоциональ-
но положительные от-
ношения у детей к
- любознательность (задают во-
просы);
- самостоятельности (действо-
вать самостоятельно и обра-
щаться к другим за помощью;
- адекватность (умение исполь-
зовать все средства общения со
взрослыми и сверстниками и
управление своими действия-
ми;
- интеллектуальность (реше-
ние личностных задач в любой
ситуации);
- овладение УУП и необходи-
мыми навыками и умениями;
11
как отмечали
каждый день
на пасхаль-
ной недели
«Закончи стихотворе-
ние» - умение подобрать
рифму.
«Один и много» - обра-
зование ед. и мн. числа
существительных.
«Живая картинка» - со-
ставление рассказа по
схеме
Познакомить с соз-
дателями пасхаль-
ных яиц, учить бе-
режно относиться
к тому, что сдела-
но руками челове-
ка
предстоящему празд-
нику;
- познакомить с тради-
циями празднования;
- вызвать стремление
поздравить близких
подарками, сделаны-
ми своими руками
- умение моделировать пред-
метно-игровое пространство;
- соблюдать ПБП в социаль-ной
среде;
- установление причинно-след-
ственных связей;
- коммуникативность (слушать
и пересказывать литературные
произведения)
Чтение художественной литературы
Вид
деятельности
Название произведения и автор
Форма работы с детьми
Чтение
(восприятие
художественной
литературы)
«Краше красного солнышка, светлее ясного месяца» (стихи,
рассказы, загадки)
«Пасху помним всегда» пасхальные рассказы русских
писателей.
«Тепло пасхальной радости» Н. Куликова изд. «Христанская
жизнь)
«Пасхальная притча о вернувшейся весне» Г. Александрова
«Матрона Московская» Е.В. Вечерская
«Вложи свою руку в руку Божию» преподобный Варсонофий
Оптинский
«Детям о Святой Троице» произведения классиков и
современных писателей
«Великолепная молитва» А. Пушкин
«Детская библия»
- чтение и рассматривание иллюст-
раций к произведению;
- чтение и обсуждение произведения
по вопросам;
- чтение и создание творческого изо-
бражения главного героя в рисунке;
- чтение;
- чтение и обсуждение;
- заучивание по выбору воспитателя;
- слушание в аудиозаписи;
- заучивание стихотворений, закличек
12
Выводы
До реализации проекта «Народные весенние праздники» представления дошкольников группы № 10 о русской культуре
были отрывочны и поверхностны. Сейчас постепенно возвращается национальная память, и дети (родители группы) начали по-
новому относится к старинным праздникам и традициям, фольклору, декоративно-0прикладному искусству.
Работая в проекте вместе с детьми и родителями достигнуты в дошкольном детстве следующие результаты:
заинтересованность всего коллектива участников работой по этнопедагогике;
глубокое изучение народных весенних праздников и традиций;
получили знания о народном календаре, народном быте, обрядах и традициях празднике Пасхе и Красной Горки;
создание музея «Пасхальное яйцо»;
создание библиотеки православной литературы для дошкольников;
введение
системного
планирования
на
основе
народного
календаря,
что
обеспечивает
связь
работы
воспитателей
с
родителями;
создание картотеки по народным играм и развлечениям.
Таким
образом,
при
формировании
патриотических
чувств
и
духовно-нравственного
потенциала
и
эмоционального
потенциала
каждого
ребёнка
во
всех
видах
продуктивной
деятельности.
Складывается
национальное
мировоззрение детей, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням. Приобщение детей к этническим ценностям
доступно для дошкольников формах (фольклор, народные праздники, чтение детской православной литературы, изобразительно-
13
прикладного искусства) позволяет создать яркие образы, воспитывать вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять
их, стать ближе к своему народу. В итоге формируются культурно-ценностные ориентации в русле православных традиций, а у
ребёнка остается детство с красотой, радостью, неподдельным веселым, положительным эмоциональным фоном.
ЛИТЕРАТУРА
14
В. Григорьев «Народные игры и традиции в России» - М., 2011 г.
А.Ф. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища» - Л., 2010 г.
И.А. Пантелеев «Обычаи и традиции русского народа» - М., 2010 г.
В.М. Петров «Весенние праздники, игры и забавы для детей» - М. 2011 г.
Православный церковный календарь, - М., 2015 год.
И. Снегирев «Русские простонародные праздники и обряды» - М. , 2010 г.
М.Б. Зацепин «Живая старина», М. 2013 г.
О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской культуре», С-П., 2012 г.
Н.В. Пугачёва, Н.Н. Потапова «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста» М, 2012г.
О.А. Скоролупова. Введение ФГОС Д.О. М., изд. «Скрипторий 2013-2014гг.»
Приложение
Беседы о православных праздниках.
1.
Русские народные праздники.
Цель – познакомить детей с традициями русских народных праздников.
15
Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а
продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали
игры.
На Пасху катали крашеные яйца, соревновались в силе и ловкости. В мае дружно встречали весну, украшали березки, плели венки
из цветов. В июне, под Иванов день, вереницей ходили в луга, прыгали через горящие костры, а возвращаясь под утро, свистели в
самодельные липовые дудочки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных», а зимой, в святочные дни, продолжавшиеся две
недели, ходили ряжеными по улицам, надевали маски, пели колядки.
Издавна непременными участниками всех праздников на Руси были бродячие актеры скоморохи. Их еще называли: «шуты»,
«глумцы», «смехотворцы». Группой по 15-20 человек странствовали скоморохи из города в город, из села в село. Одни играли на
гуслях, домрах, сурнах (трубах), били в барабаны, бубны, другие плясали, третьи демонстрировали ученых медведей.
Были среди них и кукольники. Задолго до появления специальных ширм, эти кукольники-одиночки помещали себе на голову доску,
по которой двигались куклы. При этом лицо они закрывали тканью, которая обматывалась, подобно юбке, вокруг пояса, а затем
поднималась вверх. Группа скоморохов обязательно включала жонглеров и особых шутников-потешников, умевших складно
говорить всякие шутки-прибаутки.
Большим успехом также пользовались бродячие актеры – лицедеи. Надев на лица (откуда и название) смешные, страшные или
уродливые маски, лицедеи разыгрывали немудреные сюжеты и сценки.
2.
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье (вход Господень в Иерусалим).
Цель – познакомить детей с обрядами, происходящими на Вербное воскресенье.
Шестая неделя Великого Поста – вербная неделя – «вербница». Главное в этой неделе было воскресенье. Когда совершались все
основные обряды и действа, связанные с вербной неделей. В воскресенье празднуется вход Господня в Иерусалим. Этот праздник
16
входит в число главных христианских праздников. Он знаменует память въезда Иисуса Христа в Иерусалим на осле. Народ,
встречая его с пальмовыми ветвями, устилал ими землю на продолжении всего его пути. В память того, что народ использовал
пальмовые ветви, православные держат в руках во время заутрени вербные ветки. Использование вербы связано с тем, что это
первое дерево, которое оживает у нас после зимы. Если в природе к этому дню верба не пробуждалась, то ее ветки ставили в воду
заранее, чтобы они распустились к Вербному воскресенью. Освященную вербу из церкви несли в дом и сохраняли ее около икон,
вешали при входе, выгоняли ей скот, веря, что верба обладает магической силой. Это поверье дошло до нас от древних славян.
Распространенным был обычай слегка ударять малых детей вербой по приходе из церкви от заутрени и приговаривать: «Верба
хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба». Верба считается целебным деревом. Ее клали в воду, в которой
купали больных детей, использовали как предохранительное средство от болезней, например, съедали по девять вербных почек,
считая это лекарством от лихорадки. Сажать вербное дерево считалось плохой приметой: когда дерево вырастет, тот, кто сажал,
умрет.
3.
Пасха
Цель – воспитывать эстетическое отношение к культуре и христианским праздникам.
После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев,
традиций. Все «официальные» праздники разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни,
другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Таким великим праздником, выпадающим на разные дни, начиная с 22 марта по 25
апреля, была на Руси Пасха.
Слово пасха - еврейское и обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Пасха считалась «праздником праздников» и
всегда отмечалась торжественно и весело.
Христос Воскрес!
Повсюду Благовест гудит,
17
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
А. Майков
В пасхальную ночь в церковь шли все: дома оставались только малые дети да глубокие старики. Около церквей зажигали
костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начинается
крестный ход – обход церкви с крестом, иконами и хоругвиями (вертикально свисающие полотенца с изображением Христа и
святых, укрепленные на длинных древках). На пасхальной службе всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть и
такие слова: «Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые – пусть одинаково веселятся.
Пусть никто о грехах своих не плачет, потому что в этот день Бог дал людям свое прощение. Пусть никто не боится смерти – всех
освободила смерть Христа». Существует такое предание. Один монах в первую пасхальную ночь зашел в пещеру, где покоились
останки его сподвижников – монахов. Войдя в пещеру, он крикнул: «Отцы и братие! Христос воскрес!» и вдруг по всей пещере
эхом пронеслось «Воистину воскрес!» с тех пор традиционным стало пасхальное приветствие: «Христос воскрес», на которое в
ответ говорят: «Воистину воскрес!»
К особым пасхальным обрядам относится и благословение артоса (по гречески – «хлеб»). Раньше на этом хлебе обязательно
изображался крест или сцена воскресения Христа. Считается, что происхождение этого обычая таково. На совместных трапезах со
своими учениками Христос всегда произносил слова: «Я с вами во все дни». После распятия Христа его место за столом никто не
18
занял и около него оставляли хлеб. По окончании трапезы говорили: «Христос воскрес». Когда ученики разошлись по странам для
проповеди учения Христа, каждый продолжал хранить эту традицию. Так этот обычай сохранился в веках, и теперь, лежащий в
храме хлеб (артос) служит напоминанием о том, что здесь незримо присутствует Христос. После торжественной проповеди
(литургии) артос освящался, разламывался и раздавался молящимся. И в наши дни сохранился обычай на Пасху печь и освящать
куличи.
Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ
Пасхи. По преданию, оно было дано Марией Магдалиной римскому императору Тиберию перед началом своей проповеди. Ёще
задолго до появления Христа яйцо у древних народов символизировало Вселенную. У славянских народов Пасха связывалась также
с плодородием земли. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скотине
от болезней, сбережение урожая от града. Перед Пасхой кончался Великий пост, и после этого можно было есть скоромную (не
постную) пищу, то есть разговляться. Поэтому праздничный стол был уставлен куличами (домашний артос), всевозможными
кушаньями. Каждый, кто приходил в дом, должен был быть накормлен, напоен, обогрет.
Традиции:
1)
В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в
колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди ходили друг к другу в гости, и вся
неделя проходила в радостных встречах. Было принято приносить в подарок и обмениваться пасхальными яйцами. Яйца
изготавливались и деревенскими умельцами, ювелирными фирмами. Их делали из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного
стекла, кости и дерева. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца.
2)
Яиц надо было заготовить много: для подарков родным и друзьям, для веселых игр. Была, например, популярна такая игра.
Делалась горка, под ней ровная площадка, на которой раскладывались мелкие игрушки. Каждый мог скатить по горке свое
19
яичко, и если оно задевало какую-либо игрушку, ее получали в подарок. Любили «чокаться» яичками: стукать любым концом
яйцо соперника. Выигрывает тот, чье яйцо выдержало удар и не треснуло.
3)
Для того чтобы яички на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю,
сажали в нее пшеничные или овсяные зерна и ежедневно поливали. К Пасхе поверхность земли покрывалась нежной зеленой
травкой, и уложенные в нее цветные яички очень красиво смотрелись.
Во время Пасхи было также принято навещать могилы близких и класть на них красные яички.
Рецепты:
1.
для окраски яиц использовались небольшие лоскутки линяющей материи или цветня бумага. В них заворачивают яйцо, затем
оборачивают сверху квадратным кусочком льняной ткани; кладут яйцо в воду и, доведя до кипения, варят минут 15. затем,
как обычно, заливают яйца холодной водой. Для получения разных оттенков желто-коричневого цвета используют шелуху
лука. Раскрашивают яйца и акварельными красками. Для большей красоты и блеска подсохшие яйца протирают тряпочкой,
смоченной в растительном масле.
2.
кроме крашеных яиц, куличей и пасхи на Руси к празднику пекли очень вкусные булочки – «жаворонки». Для этого
замешивали в теплой воде с дрожжами муку, добавляли сахар, постное масло. Когда тесто поднималось, его резали на
полоски, каждую раскатывали, чтобы получился маленький валик. Валики завертывались узлом, одному концу придавалась
форма головки с клювиком, а другой подрезался ножом, чтобы получился птичий хвостик. Вставляли две изюминки – глазки,
затем булочка посыпалась сахаром и ставилась печься.
20
Приложение
Конспект занятия по формированию целостной
картины мира у дошкольников
«Праздник – праздников»
Цель – познакомить дошкольников с содержанием праздника Святой Пасхи.
Задачи:
- познакомить с православным праздником Святой Пасхи;
- использовать и закреплять знания в повседневной жизни детского сада;
- приближать детей к пониманию взаимосвязи природных изменений и обрядовой праздничной культуры русского народа;
- познакомить дошкольников с идеей и смыслом пасхальных традиций;
- активизировать словарь детей старо-славянскими совами, наречиями; развивать диалогическую и монологическую речь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель предлагает детям вспомнить праздники, их названия, значимость. Для активизации мыслительной деятельности
детей на доску вывешиваются детские работы по изобразительной деятельности и поделки:
1.
Корзина с овощами
«Праздник урожая»
2.
Панно «Елочка»
«Новый Год»
3.
Рождественская звезда
«Рождество»
4.
«Моряк»
23 февраля
5.
«Портрет мамы»
8 марта
6.
«Вербочка»
«Вербное воскресенье»
21
Воспитатель: Молодцы! Как много праздников, вы вспомнили. Ребята! Праздники бывают разные: для взрослых (…), для
детей (…), дети перечисляют, народные для всех (…). А еще бывают православные (церковные) праздники:
- «Вербное воскресенье» - главный христианский праздник. Он знаменует въезд Христа в Иерусалим на осле. Православные
встречают во время заутрени держат в руках вербные веточки. Использование вербы связано с тем, что это первое дерево, которое
оживает после зимы. Считалось, что верба обладает магической силой. Её освещали и несли в дом, сохраняли около икон, вешали
при входе, выгоняли скот и слегка ударяли малых детей вербой, чтобы придать здоровье и силы (надо съесть 9 почек, чтобы не
болеть);
- «Святая Пасха». Этот праздник верующие люди называют «праздником праздников». По преданию еврейские учителя-
наставники не любили Иисуса Христа и при помощи Иуды схватили и предали суду (распяли на кресте). Ученики Христа сняли
тело и отнесли в пещеру. Через три дня произошло чудо: пещера озарилась светом и благодаря Божественной силе Иисус ожил –
воскрес из мертвых, его тело преобразилось (стало невидимым). Пасха – день, в который совершился переход верующего человека
от смерти к жизни, от земли к небу. Господь показал: жизнь вечная – это жизнь после земной смерти. В этот день проходит
крестный ход и провозглашается в полночь: «Христос воскрес!» и все откликаются: «Воистину воскрес!», люди радуются,
поздравляют друг друга.
Д/и «Какой праздник?»
Цель – активизировать словарь детей словами-наречиями (воспитатель говорит предложение, дети заканчивают одним
словом)
1.
Когда мы готовимся к празднику, все украшаем, надуваются шарики … красиво, торжественно.
2.
На праздник одевали лучшие платья, костюмы, делали прическу … нарядно.
3.
На празднике много игр, песен, танцев, значит … весело, здорово.
4.
На праздник готовят много еды, угощают … вкусно, сладко.
22
Молодцы! Здорово! Отлично!
Сегодня необычное занятие, мы будем учиться играть в игры, в которые играли ещё ваши прапрабабушки и прапрадедушки.
В праздник Пасхи люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – это символ Пасхи. Яиц на
праздник надо было заготовить много: для подарков родным и друзьям, для веселых игр. Яйца изготавливались деревенскими
умельцами (показать хохломские яйца), стали делать из фарфора, стекла, дерева. В кондитерских продавались шоколадные и
сахарные яйца. На свечных заводах – свечи в форме яйца.
Воспитатель рассматривает с детьми различные яйца и затем все вместе пополняют полочку в музее новыми экспонатами.
Затем в корзину складывает пасхальные яйца (сделанные детьми на занятии по изопластике) и предлагает поиграть в следующие
игры:
- «Горка»;
- «Кто быстрее» ;
- «Битки» (см. мастер-класс)
Сейчас проведем праздник, как проводили его на площадях в городах, где устанавливались карусели, качели, разбивались
балаганы. Звучал колокольный звон. Люди радовались и веселились.
П/и «Карусель»
Рефлексия.
В конце занятия дети угощают друг друга яйцами (шоколадные киндер-сюрпризы), говорят добрые пожелания друг другу во
славу великого праздника Пасхи.
23
Приложение
Мастер-класс
«Жаворонки»
Цель – познакомить с народной кулинарией Великого Поста и пасхальной праздничной недели – выпекание из теста
«жаворонков».
Кроме крашеных яиц, куличей и пасхи на Руси к празднику пекли очень вкусные булочки – «жаворонки».
Рецепт: 2 стакана муки с дрожжами замешать теплой водой, по
вкусу добавить сахар и постное масло. Когда тесто
поднимется, разрезать на полоски, раскатать, чтобы получился валик. Валики завязать узлом, одному концу придать форму головки
24
с клювиком, а другую надрезать ножиком, чтобы получился птичий хвостик. Вставить две изюминки – глазки, затем смазать
желтком, посыпать ванилью и ставить печься (30-40 минут).
Приятного аппетита!
Запомните приметы.
1.
На Пасху небо ясное, и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету.
2.
На Святой дождь – добрая рожь.
3.
На Святой гром – к урожаю.
4.
Если на второй день Пасхи ясная погода – лето дождливое, а если пасмурная – лето сухое.
Приложение
Презентация игры-забавы
«Красная горка»
Цель – познакомить дошкольников с традициями и обрядами, проходящими на Пасху и Красную горку.
Игры на Руси имели место на Пасхальной неделе и Красной горке. Развлечения начинались в первый день Пасхи на улице, в
местах гуляний, около церкви.
1.
Забава «Горка».
Строилась горка, под ней ровная площадка с бортиками. На ней раскладывались мелкие игрушки. У основания горки
раскладывались яички и по очереди скатывались яйца, и если оно задевало игрушку, её получали в подарок.
Правило: яичко не должно разбиться и выкатиться с игровой площадки.
25
2.
Забава «Кто быстрее?»
Игру проводили на столе, играющие становились друг против друга и по сигналу катили яйца деревянными ложками.
Правила: яйцо надо катить ложкой, и не толкать.
2 вариант – играющие садились на противоположные стороны стола и с силой толкали яйца навстречу друг друга. Чье яйцо
разбилось, тот оставался в проигрыше.
3.
Забава «Битки» - яйца бились одним, или обеими концами. Тот, у кого яйцо оставалось целым, выигрывал и забирал яйцо
соперника. Если у играющих было разбито только по одному концу, то яйца делились пополам, и они обменивались половинками.
4.
Забава «Угадай-ка» - насыпались 5-7 кучек опилок, под них (3-4) прятались яйца, игрок должен угадать, в каких спрятаны
яйца. Если угадал, то берешь яичко себе.
5.
Забава «Чьё яйцо дольше прокрутится?»
Участники на фанерном круге раскручивают яйца и выигрывает тот, у кого дольше прокрутиться яйцо.
Общая игра «Солнышко» на слова:
Пасха в гости к нам пришла,
Радость, веселье в дом принесла
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
идут по кругу, взявшись за руки.
26
27