Автор: Малютина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Ягодка"
Населённый пункт: Томская область, с.Александровское
Наименование материала: Программа по дополнительному образованию
Тема: «Дизайн – мастерская»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ягодка» с. Александровское».
Программа
по дополнительному образованию
«Дизайн – мастерская»
подготовительная группа
срок реализации 1год
Воспитатель:
Малютина Светлана Николаевна
Актуальность
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее
актуальных проблем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального
своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Конструирование и ручной труд так же как игра и рисование, особые формы собственно детской
деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и
организация труда позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка данного возраста, а
именно: желание практически действовать с предметами, которые уже не удовлетворяется
простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение
определённого осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто
такое, что можно использовать и способно вызвать одобрение окружающих. Развивать
творчество детей можно по разному, в том числе работа включает в себя различные виды
создания образов предметов из ватных дисков и бросового материала. В процессе создания
поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и
достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и
представления прочны потому что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребёнком,
соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет
неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что чужому, фабричному и часто
бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий»
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия,
создавать поделки одних и тех же предметов из ватных дисков, бумаги, листьев, коробок и т. д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое
огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребёнка стремление
добиваться положительного результата. Новизной и отличительной особенностью программы
является приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих
способностей детей является развитие у детей творческого и исследовательского характеров,
пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, разнообразными
способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного
отношения к окружающему миру.
Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности, создавая разные работы
из ваты. Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых
действий, требующих от ребёнка достаточно высокого уровня развития изобразительных и
технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности,
самостоятельности.
Рабочая программа представляет педагогическую модель реализации содержания в
соответствии с требованиями Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
(ФГОС) дошкольного образования на основе образовательных потребностей и особенностей
развития детей дошкольного возраста.
Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые
обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям:
-Социально – коммуникативное развитие
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Художественно – эстетическое развитие
-Физическое развитие
Доминантой данной программы является «художественно – эстетическое развитие», которое
реализуется через тесную взаимосвязь всех образовательных областей.
Образовательный процесс осуществляется 2 раза в месяц, во вторую половину дня.
Содержание образовательной области:
«Художественно – эстетическое развитие» в рабочей программе направленно на достижение
цели, создание условий для самореализации ребёнка в творчестве, воплощения в
художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности следующих
задач:
1.Познакомить с понятием аппликация из ватных дисков.
2.Упражнять в чётком произношении поэтапного создания аппликации.
3.Создание условий для умения работать в коллективе.
4.Формировать навыки работы с ножницами, клеем, красками и кистями при выполнении
аппликации, используя ватные диски.
5.Соблюдать технику безопасности.
6.Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать
со взрослыми в совместной деятельности.
7.Побуждать интерес к результату и чувство гордости за него
8.Активизировать словарный запас.
9.Развивать умение составлять один предмет из нескольких частей.
При составлении программы учитывались следующие принципы:
*Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
*Принцип научной обоснованности и практической деятельности;
*Принцип полноты необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и
задачи);
*Принцип систематичности взаимосвязи учебного материала позволяющей объяснить единое
образовательное пространство развития ребёнка;
*Принцип индивидуализации учёта возможностей, особенностей развития и потребностей
каждого ребёнка;
*Принцип свободы и выбора;
Приёмы организации образовательной области
«Художественно – образовательное развитие»
(аппликация из ватных дисков)
-Рассматривание иллюстраций и картин
-Выставки
-Чтение произведений
-Дидактические игры
-Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций
-Создание мотиваций
-Повторение чистоговорок
Цель программы:
Развивать познавательные, творческие и художественные способности в
процессе создания образов, используя ватные диски. Развивать мелкую моторику рук, глазомер,
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения
элементарными приёмами творческой деятельности.
Основные задачи программы:
-Обучающие:
1.Формировать креативное мышление дошкольников, с помощью ознакомления с методами и
приёмами, применяемых в художественно –эстетическом дизайне.
2.Создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определённых
результатов.
-Развивающие:
1.Развивать художественный потенциал.
2.Развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность,
аккуратность.
-Воспитательные:
1.Формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с
материалами и инструментами.
2.Развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения.
3.Учить работать вместе, уступать друг другу.
Формы работы:
*Занятия
*Индивидуальная работа
*Игры
Методы и приёмы обучения:
1.Наглядный
2.Исследовательский
3. Практический (самостоятельно и совместное выполнение поделок)
4.Объяснительно – иллюстративный
Подготовка предметно – развивающей среды:
1.Цветной картон разного формата.
2.Краски, гуашь.
3.Ножницы, клей, кисточки.
4.Бросовый материал: пуговицы, стразы, бусинки.
Структура занятий:
1.Формирование положительной мотивации трудовой деятельности
2.Рассматривание образов, обсуждение
3.Выстраивание плана действий (что сначала, что потом)
4.Выбор материала
5.Пальчиковая гимнастика
6.Самостоятельная работа детей
7.Физминутка
8.Анализ готовой работы
Продолжительность реализации программы: 1год
Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет
Для ребят этого возраста характерно увлечение разными видами творческой деятельности. Это
даёт огромный простор для детской выдумки и фантазии, развивает инициативу детей,
побуждает их к самостоятельным действиям.
Данная образовательная программа является авторской (разработана индивидуально на основе
оригинального замысла и собственного педагогического опыта), кружковой (по форме
реализации), общей ( по особенностям развития детей), одногодичной (по срокам реализации)
Занятия кружка проводятся 1раз в 2 недели по подгруппам.
Дни занятий выбираются в соответствии расписанием непосредственно – образовательной
деятельности в соответствии с требованиями СанПин.
Продолжительность занятий 30 – 35 минут.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия для
расслабления мышц, снятия напряжения, физминутки.
Учебно – тематический план:
Сентябрь
1.Подбор материала по теме
2.Приобретение ватных дисков
Октябрь
1 «Корзина с яблоками»
2 «Лебеди на озере»
Ноябрь
1 «Сова на ветке»
2 «Медвежонок»
Декабрь
1 «Нарядная ёлочка»
2 «Дед Мороз»
Январь
1 «Снеговик»
2 «Зимний пейзаж»
Февраль
1 «Зайчонок»
2 «Котята»
Март
1 «Калы в вазе»
2 «Овечка»
Апрель
1 «Клоун»
2 «Подснежники»
Май
Отчёт о проделанной работе (презентация)