Автор: Пелых Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Малыш"
Населённый пункт: Город Ноябрьск Тюменской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Информационно–экспериментальный проект: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Раздел: дошкольное образование
Информационно-экспериментальный проект: «Все профессии нужны, все
профессии важны»
Руководитель проекта: Пелых Ирина Владимировна, воспитатель МАДОУ
«Малыш».
Проект ориентирован на детей 4-5 лет.
Тип проекта: исследовательско-творческий
По продолжительности: среднесрочный
По характеру участия: воспитатели, дети, родители
Предметно-содержательная область: познавательное развитие,
Вид проекта: Проект является практико-ориентированным, открытым, групповым.
Цель проекта: формирование интереса к профессии врача посредством
ознакомления дошкольников с трудом сотрудников детского сада. Сохранять и
укреплять здоровье детей.
Задачи:
1. Обогащение представления детей о профессиях врача и медсестры
2. Научить детей различать функциональные обязанности врача и медсестры и
необходимые профессиональные навыки и умения врача;
3. Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях,
совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании
4. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду взрослых,
желание оказывать помощь.
5. Обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами,
необходимыми в работе врача
6. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья
дошкольников.
Методы и приемы работы:
- сбор информации из разных источников;
- чтение литературы;
-обсуждение, анализ, воспроизведение полученной информации;
- собственные наблюдения;
- беседы.
Прогнозирующий результат:
Получение знаний о профессии врача;
Формирование бережного отношения к труду сотрудников детского сада;
Дети знают что представляет профессия врача и чем он занимается, что ему нужно
для работы.
Постепенное
снижение
уровня
заболеваемости
детей
дошкольного
возраста;
становление
и
проявление
здоровьесберегающей
компетенции;
укрепление
здоровья детей.
Проблема:
Каждая профессия своеобразна, на основе которой развивается значимые качества.
Но у детей дошкольного возраста нет чётких представлений о разнообразии
трудовой деятельности взрослых. Не сформированы знания о конкретных
действиях не которых профессий: не чётко представляют особенности
работы врача; какие предметы необходимы врачу в работе.
Актуальность проекта: В детских садах формирование представлений о мире
труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и
систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема
выбора профессии.
Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием
личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать
как подготовительный, закладывающий основы для профессионального
самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены
его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в
детском саду, профессии летчика, медсестры, врача, но и об этих так или иначе
знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда.
Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном
социальной адаптации ребенка.
Для педагогов: Создание условий для творческого самовыражения
воспитанников; подготавливать необходимые условия для ее проведения; создать
информационную базу для родителей по данной теме. Воспитывать дружеские
взаимоотношения между детьми; изготовить атрибуты к игре.
Для родителей: побуждать родителей к знакомству детей с профессией врач.
Название итогового мероприятия проекта и форма итогового
мероприятия проекта: сюжетно – ролевая игра «Больница».
Продукты проекта:
1. Для детей: работы по художественному творчеству.
2.Для педагогов: представление на педагогическом проекте.
3.Для родителей: выставка детских рисунков «Профессиии»; консультации
«Влияние сюжетно – ролевой игры на формирование личности ребенка».
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой
игры «Больница»
«День открытых дверей», «День здоровья», «День физкультурника»; Конкурс на
лучший семейный рисунок «Мы любим спорт»; Досуг «Папа, мама, я – спортивная
семья», «Веселые старты»;
Консультации: «Значение режима в воспитании детей», «Больше внимания осанке
детей»;
Круглый стол «Физическое развитие ребенка в семье и дома»,
Викторина с родителями «Спорт – это жизнь»;
Беседы «Уход за телом ребенка», «Какую обувь носить»
Чтение и обсуждение литературных произведений:
Чуковский «Айболит»,»Айболит и воробей», С. Михалков «Прививка», «А что у
вас?» , А. Крылов «Заболел петух ангиной», загадки о профессии «Врач»;
заучивание наизусть стихотворения Г. Харенко «Если горлышко болит». В. Берестов
«Больная кукла», Е. Благинина «Больной зайка», Г. П. Шалаева «Кем мне стать».
Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок по теме:
«Профессии», «Больница»,
«Правила личной гигиены». Обсуждение сюжетов, поступков.
Первый этап - подготовительный.
В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и
задач
проекта,
сбор
материала,
необходимого
для
реализации
цели
проекта,
прогнозирование
результата,
разработка
конспектов
занятий
по
ознакомлению
детей с профессией, оформление тематического уголка для сюжетно-ролевых игр,
изготовление дидактических игр и пособий.
Второй этап – основной
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по
направлениям проекта.
Познавательно – речевое развитие: Рассматривание иллюстраций «Профессии»
Беседы: «О профессии врача, медсестры»;
«Кто лечит больных»,
«Что делает мама, когда я заболел»,
«Что нужно доктору для работы»
Заучивание стихов и загадок о спорте; НОД «Осанка зеркало души», «Разговор о
правильном питании»; «Составление описательного рассказа о том, как я отдыхал
летом»; «Составление описательного рассказа о видах спорта»; Рассматривание
картины: «На прогулке», «Мы занимаемся спортом», «Мы пришли с прогулки»,
«Мы умываемся»; Экскурсия на физкультурную площадку; экскурсия в школу,
спортзал;
Образовательная область «Социализация»
Дидактическая игра: «Назови по описанию» - закрепить у детей умение угадывать
по описанию машины специального назначения (полиция, скорая помощь,
пожарная машина).
Дидактическая игра: «К врачу обратилась кукла Катя?» - активизировать и
обогащать словарь детей медицинскими терминами, развивать связную речь детей.
Сюжетно – ролевая игра: «Больница» - закрепить знания детей о деятельности
медицинского персонала; закрепить названия медицинских инструментов.
Формировать умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей реализации
игрового замысла; использование в игре предметов – заместителей. Воспитание
уважения к профессии врача. Взаимодействие в игре друг с другом. Развивать
умение брать на себя роль.
Образовательная деятельность «Коммуникация»
Беседа: «Здоровье детей» - закрепить знания детей об индивидуальных
способах профилактики и лечения. Закрепить знания детей о необходимости
соблюдения правил личной гигиены и правильного отношения к своему здоровью.
Способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять
знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а
если кто-то находится рядом, отворачиваться.
Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукла Катя
заболела», «Скорая помощь»
Задачи. Роли. Игровые действия. Развитие сюжета. Материал. Словарь
«Больница». Врач – специалист (Доктор). Ведет прием, прослушивает, смотрит
горло, меряет температуру, назначает лечение.. Выписывает рецепт. Дает советы.
Выдает больничный лист.
Медсестра. Выполняет назначения врача. Делает уколы, ставит банки, горчичники.
Помогает врачу. Беседует с больными. Выписывает направления на обследование.
Моет инструменты.
Санитарка. Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль)
Регистратор. Записывает больных на прием. Выдает талон на прием и
медицинскую карту.
Пациент. Приходит на прием к врачу с талоном и медицинской картой.
Рассказывает и показывает, что болит. Просит назначить лечение. Выполняет все
советы и назначения врача. Записывается на прием к врачу.
Сюжетно – ролевая игра «Аптека»
Познакомить детей с ролью аптекаря, кассира, посетителей аптеки, учить
выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность. Продавец в
аптечном киоске отпускает лекарства по рецепту врача.
Материалы: касса, «деньги», витрина аптеки с разными лекарствами и предметами
ухода за больными, предметами личной гигиены, белый халат аптекаря, рецепты
картинки с изображением лекарств, предметов ухода зa больным.
Беседа: «Как доктор лечит людей?» - развивать активное речевое общение детей
и обогащение словарного запаса.
Беседа: «Если малыш поранился» - дать знания детям о правилах оказания
первой помощи.
Беседа: «Знакомство детей с понятием амбулаторная карта» - развитие
кругозора, памяти и словарного запаса.
Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач» - познакомить
с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение
к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить
словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы, учить детей
полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в
процессе общения.
Безопасность: НОД: «Как устроено тело человека», «Как работает сердце
человека», «Что мы делаем, когда едим», «Как движутся части тела», «Микробы и
вирусы», «Здоровье и болезнь», «Личная гигиена», «Витамины и полезные
продукты», «Витамины и здоровый организм», «Здоровая пища», «Режим дня»,
«На воде, на солнце», «Спорт»
Физическое развитие: Закаливание (утренняя гимнастика; подвижные,
спортивные игры, физические упражнения, профилактические мероприятия при
плоскостопии и нарушении осанки, физкультурные занятия (в помещение);
подвижные, спортивные игры, физические упражнения, профилактические
мероприятия при плоскостопии и нарушении осанки, физкультурные занятия (на
улице);
Физкультурные занятия; утренняя гимнастика;
физкультурные досуги: «Путешествие в страну чудес»; «Встреча Зимы»;
Спортивный праздник посвященный Дню защитника Отечества; «Масленица»;
«Папа, мама, я – спортивная семья»; «День защиты Детей»; «Солнце, воздух и
вода наши лучшие друзья»;
Изобразительная деятельность и восприятие Лепка «Витаминки»
Рисование «Доктор Айболит»
Конструирование: «Здание больницы» - продолжать учить сооружать постройки
из крупного строительного материала, объединять постройки общим замыслом,
различать и называть строительные детали (куб, брусок пластина); закреплять
навык использовать созданную постройку в сюжетно-ролевой игре;
Ожидаемые результаты по проекту:
1.Для детей: сформировать у детей знания о мире профессии врач.
2.Для педагогов: повышение уровня профессионального мастерства педагогов:
организована предметно - развивающая среда в группе для формирования и
закрепления знаний детей о мире профессий; оформлены консультаций по данной
теме.
3.Для родителей: повышение компетентности родителей в вопросах касающихся
влияния сюжетно – ролевых игр на формирование личности ребенка;
формирование представлений родителей дошкольников о том, что мир труда
и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.