Напоминание

"Использование дидактической игрушки в работе с детьми по освоению области "Безопасность"


Автор: Сулицина Луиза Октамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детского сада комбинированного вида №4
Населённый пункт: г. Крымска
Наименование материала: статья
Тема: "Использование дидактической игрушки в работе с детьми по освоению области "Безопасность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №4 города Крымска

муниципального образования Крымский район

воспитатель подготовительной к школе группы

Сулицина Луиза Октамовна

Тема: «Сюжетная игрушка как средство решения задач

по образовательной области «Безопасность»

"Самое дорогое у человека - это жизнь"

Н. А. Островский

На

современном

этапе

развития

человечества

педагогическая

наука

рассматривает

"Основы

безопасности

жизнедеятельности"

как

одно

из

важнейших образовательных направлений в работе с детьми дошкольного

возраста.

Во

всём

мире

дети

практически

с

ясельного

возраста

усваивают

закон

четырёх никогда:

никогда не разговаривать с незнакомцами;

никогда не садись в машину к незнакомцу;

никогда не гуляй в тёмное время суток;

никогда не ходи один.

Чем раньше и твёрже ребёнок усвоит эти правила, тем лучше.

А как это сделать без тягостных нравоучений и назиданий?

Как

подтверждают

многочисленные

исследования,

одним

из

самых

интересных занятий для детей дошкольного возраста является театрализация.

Театр - один из самых доступных видов искусства для дошкольников. Ведь в

его основе лежит игра. А в душе каждого ребёнка таится желание свободной

театральной деятельности.

Работа

по

"Освоению

правил

безопасности

жизнедеятельности

через

театрализацию"

начинается

с

организации

развивающей

среды

в

группе,

продумывания

плана

работы

и

подготовки

игр,

а

также

художественной

литературы.

Говоря

о

развивающей

предметно-пространственной

среде,

нельзя

не

сказать

о

важной

роли

сюжетных

игрушек.

Ведь

особое

место

в

театрализованной деятельности детей занимает кукла.

Создавая очередную сюжетную игрушку, я стараюсь придать ей такой

образ, чтобы она вызывала у детей интерес, желание с ней общаться и

действовать. Ведь если герой будет симпатичендетям, то они лучше и легче

усвоят то, что с ним связано. А чтобы вызвать интерес к происходящему,

представляю

детям

героя

ярко,

образно,

эмоционально,

вызывая

к

нему

сопереживание. Главная особенность игрушечного персонажа в том, что все

проблемы, события и приключения связаны с познанием реальных предметов

и явлений нашего большого мира.

Если

говорить

о

сюжетных

игрушках

нашей

группы,

которые

мы

используем

в

образовательной

деятельности

по

формированию

у

детей

безопасного поведения, то их можно разделить на 2 основные группы:

1) авторитетные персонажи (герои, которые нас чему – то учат, к чьим

советам

дети

охотно

прислушиваются,

а

порой

строго

следуют

их

рекомендациям):

Доктор

Айболит,

Светофор

Светофорыч,

Старичок

Лесовичок, Мойдодыр;

2) герои с жизненными кредо «Не знаю», «Не умею», «Не хочу» (это

персонажи, которым нужна помощь, либо герои, которые демонстрируют

детям неправильное поведение в различных ситуациях). К таким персонажам

относятся:

-

Стобед

(это

герой

рассказов

книги

Геннадия

Блинова«Непослушный

Стобед».Он

подвижный,

любознательный,

веселый

игрушка-мальчик,

но

многого не знает и не умеет, и поэтому с ним происходят всевозможные

истории. Стобед учит детей на своих ошибках, как избежать беды, находясь

дома, на улице или на природе),

- проказница Маша (любимица многих современных детей) – героиня

мультфильма «Маша и Медведь»,

- Федора (знаменитый персонаж сказки К.И. Чуковского),

- Бегемот (гость из жаркой Африки, который очень любит есть немытые

фрукты).

Я намеренно не говорю о Незнайке как герое, потому что наша задача –

заинтересовать

детей,

а

привычный

герой

Незнайка,

к

сожалению,

не

вызывает

у

современных

детей

особого

интереса.

Именно

поэтому

мы

находимся

в

постоянном

поиске

других

ярких

персонажей,

которые

чередуются от занятия к занятию, лишь иногда пересекаясь.

В

рамках

одной

непосредственной

образовательной

деятельности

мы

можем объединить такие пары как:

- Мойдодыр и Федора Егоровна,

- СветорСветофорыч и Стобед,

- Доктор Айболит и Бегемот,

- Старичок-Лесовичок и Маша.

Нами установлены определённые правила обращения ребёнка с сюжетной

игрушкой: она имеет своё место в группе, имя. Дети учатся ухаживать за ней:

не

бросать,

не

держать

за

волосы,

за

ноги,

если

с

игрушкой

случается

неприятность, то чиним её все вместе.

В

своей работе

ставлю

перед

собой цель:

усвоение

программного

материала с помощью сюжетной игрушки.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

1. Обучать и закреплять основы безопасного поведения соответственно

возрасту детей.

2. Воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности.

3. Побуждать детей к решению проблемных ситуаций.

Давая детям представление о навыках безопасного поведения, я знакомлю

воспитанников с театрально-творческой деятельностью, провожу работу над

развитием

речи,

стараюсь

осуществить одновременно

познавательную,

воспитательную и развивающую функции.

Всем

известно,

что

художественная

литература

является

источником

знаний и чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных

жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Фрагменты из них, а

иногда и целые произведения в нашей группе превращаются в театральные

постановки.

Воспитанники с удовольствием выступают перед детьми других групп,

перед

родителями

с театрализованными представлениями. Так, нами были

показаны

мини-спектакли: «Полезный суп»,

«Под грибом», «Путешествие

капельки, кукольный театр «Заюшкина избушка».

Поскольку

положительные

качества

поощряются,

а

отрицательные

осуждаются,

то

дети

в

большинстве

случаев

хотят

подражать

добрым,

честным персонажам.

Нельзя не упомянуть о дидактических сказках в стихах под редакцией

Лыковой

И.А.,

Шипуновой

В.А.

(«Непоседа-ветерок»

о

безопасности

в

природе,

«Радужное

колёсико»

о

дорожной

безопасности,

«Дракончик

аленький»

о

пожарной

безопасности),

фрагменты

которых

ребята

с

удовольствием

демонстрируют

в

театрализованных

представлениях.

Фольклорно-поэтический стиль этих удивительных сказок позволяет детям

почувствовать красоту и богатство русского языка.

Даже самый молчаливый и замкнутый ребёнок не останется равнодушным

и раскроется, исполняя полученную, интересную и посильную для него роль

Аленького дракончика или Непоседы-Ветерка.

«Безопасные

сказки»

Татьяны

Андреевны

Шорыгиной

также

служат

хорошим

подспорьем

при

разработке

сценариев

мини-спектаклей

по

формированию у детей безопасного поведения («Советы лесной мышки»,

«Данилка и пилка», «Воробьишка Тишка», «Добрая Ивушка»).

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных

навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение

или

сказка

для

детей

дошкольного

возраста

всегда

имеют

нравственную

направленность (дружба,

доброта,

честность,

смелость

и

др.).

А

театральные

постановки

по

разработанным

нами

сценариям

еще

и

способствуют формированию

у

детей

навыков

безопасного

поведения.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность

ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через

театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.



В раздел образования