Автор: Носкова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ВО "Владимирский детский дом им.К.Либкнехта"
Населённый пункт: город Владимир, Владимирская область
Наименование материала: Методическая разработка НОД
Тема: Ознакомление с миром природы в средней группе "Огород на окне"
Раздел: дошкольное образование
ГКУ ВО «Владимирский детский дом им.К.Либкнехта»
Методическая разработка
по ознакомлению с миром природы
в средней группе
«ОГОРОД НА ОКНЕ»
Воспитатель: Носкова Т.А.
г.Владимир
2018г
Задачи: формировать представления детей о бобовых культурах (фасоли,
горохе), практические умения их посева, создания необходимых условий для
их роста (почва, влага, свет, тепло); развивать познавательную активность,
любознательность; мелкую моторику рук; воспитывать доброжелательность,
взаимопомощь в процессе совместной деятельности, бережное отношение к
объектам живой природы.
Материал и оборудование: лотки для семян, леечки, стилизация огорода на
окне в деревенском стиле, фартуки, схема последовательности посадки
семян, оборудование для посадки, дневник наблюдений.
Ход занятия
Организационный момент:
Запоминает наша голова
Важные поступки, умные слова
(Гладят себя по голове)
Слушают внимательно
(Подносят руки к ушам)
Смотрим обязательно
(Показывают глазки)
Взрослых не перебиваем
(Грозят пальчиком)
Знаний много получаем
(Сжимают и разжимают пальцы рук)
Процесс вовлечения
Воспитатель: Здравствуйте мои юные друзья! Я рада нашей встрече.
Сегодня я хочу вам прочитать письмо из деревни Простоквашино. Слушайте
внимательно.
«Уважаемые ребята! Пишут вам друзья из Простоквашино! Скоро наступит
весна, у нас в огороде будет много работы. Поэтому сейчас мы выращиваем
рассаду. Дорогие ребята, помогите нам, пожалуйста, вырастите у себя на
огороде бобовые культуры. Будем вам очень благодарны за помощь!
С уважением дядя Фёдор!»
Процесс целеполагания
Воспитатель. Ребята, поможете героям из Простоквашино? (Да, поможем.)
Воспитатель. У нас в уголке природы есть чудесный огород, там растёт лук,
петрушка, щавель. А как вы думаете, что может вырасти на огороде? (Лук,
огурцы, помидоры и т.д.) Правильно, все эти овощи могут вырасти на
огороде. Но герои из Простоквашино просили нас вырастить именно бобовые
культуры. А какие бобовые культуры вы знаете? (Горох, фасоль.)
Отгадывание загадок.
Цель: поддержка у детей эмоциональной заинтересованности; развитие
умения отгадывать загадки.
Воспитатель. На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков… (горох).
Воспитатель на мольберт выставляет картинку с изображением гороха.
В огороде хоть растёт,
Но культура та поёт.
Знает ноты «фа» и «соль»
И зовут её… (фасоль).
Воспитатель на мольберт выставляет картинку с изображением фасоли.
Рассматривание стадий роста гороха и фасоли с использованием ИКТ.
Цель: формирование представления детей о стадиях роста гороха и фасоли.
Воспитатель. Горошина, попав в землю, начинает набухать и прорастать.
Затем на поверхности почвы появляется маленький росток. Чтобы он рос и
развивался, необходимо ухаживать за ним. Ребята, как вы думаете, что
необходимо растению для роста? (Земля, тепло, свет и вода.) Значит, мы
должны рыхлить почву, поливать растение и любить его. После этого оно
зацветёт, на нём появятся стручки, в которых созреет много горошин.
Сюрпризный момент «Посылка из Простоквашино».
Цель: активизация внимания детей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что из Простоквашино
прислали посылку. Достаёт оттуда иллюстрации со стадиями роста и
созревания гороха и фасоли.
Воспитатель: Ребята, в посылке лежат карточки игры «От зерна к плодам»,
давайте мы их разложим правильно, по порядку.
Воспитатель. Герои Простоквашино прислали нам горох и фасоль для
посева, но они перепутались. А ведь для того, чтобы их посадить,
необходимо отделить семена друг от друга.
Гимнастика.
Посадили семена в землю (присели).
Солнышко стало пригревать и семенам стало любопытно: кто их ласкает?
Робко – робко потянули свои росточки и проклюнулись из-под земли
( Встали). Понравилось им солнышко. А тут и дождик полил. Стали росточки
расти, силу набирать. (Руки вверх).
Исследовательская деятельность.
Цель: обучение детей путём сравнения с помощью тактильных и зрительных
анализаторов определению формы, цвета и размера семян; развитие мелкой
моторики рук.
Воспитатель вместе с детьми перебирают семена, затем сравнивают горох и
фасоль по форме, цвету и величине. Делают вывод о том, что горох зелёного
цвета, круглой формы, меньше, чем фасоль. Фасоль коричневого цвета,
овальной формы и больше, чем горох.
Воспитатель. Ребята, герои из Простоквашино прислали нам инструкцию
посадки семян.
Рассматривание схемы последовательности посадки семян с помощью
средств ИКТ.
Цель: ознакомление детей с последовательностью посадки семян.
Воспитатель. Как вы думаете, что здесь изображено? Стаканчик с землёй, в
который мы будем сажать горох и фасоль. Для того их чтобы нам необходимо
сделать углубление в земле. А как вы думаете, с помощью чего его можно
сделать?
(Палочкой, пальцем и т.д.)
Молодцы. Углубление мы с вами сделаем с помощью пальчика. Это
углубление называется лунка. Затем опускаем фасоль или горох в
проделанную лунку, с помощью грабель присыпаем землёй и поливаем
водой.
Молодцы, ребята! Мы познакомились с последовательностью посадки семян
гороха и фасоли. А теперь представим, что мы с вами превратились в
горошинки…
Практическая деятельность детей по посадке семян.
Цель: формирование навыков правильной посадки семян гороха и фасоли.
Воспитатель вместе с детьми проговаривает правила безопасности при
посадке. Затем дети занимают места в соответствии с условными
обозначениями и приступают к посадке культур.
Воспитатель. Ребята, справились мы с работой? Всё у нас получилось?
(Ответы детей.)
Проводится ритмо–речевая игра «Огородный хоровод»
Во саду ли, в огороде
Весело гуляли,
Во саду ли в огороде
Грядки мы вскопали.
В грядку семена сажали,
В ямку опускали,
А потом водою тёплой
Грядку поливали.
Ты расти скорей, фасолька!
Грядку мы прополем.
Будет литься летний дождик
На тебя, на поле.
А теперь нам нужно передать сообщение в Простоквашино.
Мы напишем письмо и отправим его по почте.
«Дорогие друзья! Вашу просьбу мы выполнили. Когда соберём урожай
гороха и фасоли, мы обязательно отправим посылку в Простоквашино.»
Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель. Молодцы ребята! Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Что
вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей.) Чем мы сегодня
занимались? Что сажали? Что необходимо для роста растений? А какое у вас
сейчас настроение? Хорошее, тогда возьмите с подноса улыбающийся
горошек (конфетки). Давайте поделимся друг с другом нашим хорошим
настроением и подарим свои улыбки!