Напоминание

"Формирование основ нравственного мировоззрения"


Автор: Елисеева Надежда Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования 1 категории
Учебное заведение: МБУДО ДТДиМ ЦТиС "Лора Плюс"
Населённый пункт: город Оренбург Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование основ нравственного мировоззрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Дворец творчества детей и молодежи г. Оренбурга»

Центр творчества и спорта «ЛОРА плюс»

СТАТЬЯ ПО ЭТИКЕТУ

СТАТЬЯ ПО ЭТИКЕТУ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Автор: педагог

1 квалификационной категории

ЕЛИСЕЕВА Надежда

Алексеевна

г. Оренбург

Формирование основ нравственного мировоззрения.

Развивающая программа для воспитанников 6-10 лет.

Каждый этап развития личности характеризуется своими особенностями,

своей

ведущей

деятельностью,

навыками,

которыми

необходимо

овладеть.

Старший дошкольный и младший школьный возраст - это период, благоприятный

для формирования фундамента сознательного нравственного поведения. Курс

рассчитан на детей 6 - 10 лет. Его задача - дать детям представление об основных

добродетелях человека, помочь им в осознании связи между мыслями, словами и

действиями,

обучить

их

позитивному

мышлению.

Все

занятия

проводятся

в

занимательной игровой форме. К пособию для педагога и психолога прилагается

рабочая тетрадь “Волшебный альбом”.

В наше время социальные проблемы не позволяют родителям уделять

достаточно

внимания

детям

-

формированию

их

мировоззрения,

воспитанию

нравственности.

Многие

из

них

считают

нравственность

скорее

обузой,

чем

помощником в жизни. Школа, не имея в своем арсенале инструмента, который

позволил бы влиять на систему нравственных ценностей учеников, также не

принимает участия в формировании мировоззрения

детей. Что же определяет

нравственность

подрастающего

поколения?

Зачастую

дети

подражают

героям

кинофильмов,

в

которых

муссируются

темы

разобщенности

людей,

противостояния человека человеку, обществу, темы насилия.

Сегодня

мы

часто

сталкиваемся

с

неприятными

аспектами

поведения

подростков. Иногда слышен негодующий вопрос старшего поколения: “Чему вас

учили?” Но мы - то понимаем, что учили их алгебре, истории, химии, черчению...

Их не научили тому, как открыть свое сердце, как бескорыстно помогать, как

проявлять уважение и заботу, не показали им ценность человеческой жизни и

важность нравственности.

Именно

поэтому

так

важно

сейчас

дать

детям

представление

о

нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения, не читая

нотаций. Возраст 6-10 лет это тот период в жизни ребенка, когда еще возможно

заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит

усвоение

моральных

норм

и

правил

поведения

(начинает

формироваться

общественная

направленность

личности).

Моральные

понятия

и

суждения

младших школьников заметно обогащаются от 1 к 4 классу, становятся более

четкими, определенными. Дети 6 - 8 лет совершают положительные поступки,

чаще всего, следуя прямым указаниям старших, так как они хотят и прилагают все

усилия, что бы быть хорошими. А к 9 - 10 годам они в гораздо большей степени мо

гут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний

со стороны.

Курс “Нравственные ценности” рассчитан на детей 6-10 лет. В него входит

знакомство

с

качествами

личности,

которые

называются

“добродетели”,

и

применение их в реальной жизни; осознание отрицательных качеств и методы их

преодоления;

а

также

знакомство

с

универсальными

законами

общества;

осознание важности мыслей, слов и действий; практика позитивного, саногенного

мышления.

Все занятия проводятся в игровой и занимательной форме. Каждое занятие

- приглашение к размышлению. Задача ведущего - оказать поддержку детям,

помочь им выразить свои чувства и свой опыт.

Некоторые рекомендации для ведущего:

не ставить детей в ситуацию, требующую быстрого ответа;

предоставлять

достаточно

времени

на

обдумывание

(время

между

вопросом и ответом - не менее 5 секунд);

не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого

устного ответа на неожиданный вопрос;

иметь безоценочное отношение к детям и их высказываниям (избегать

любого оценивания ребенка, его характера, чувств, так как любая оценка,

отрицательная или положительная, любой ярлык приводят к остановке

развития);

не навязывать детям каких-либо понятий и суждений.

Проверка домашнего задания - это разговор о том, что произошло в течение

недели, удалось ли использовать полученный на занятиях опыт. Естественно,

никаких оценок, укоров быть не должно. Весь курс построен на эмоциональной

поддержке ребенка. На занятиях активно используются произведения устного

народного творчества (пословицы и поговорки, загадки, сказки), произведения

русских и советских детских писателей, мультипликационные фильмы, детские

песни, музыка.

На этих занятиях дети в непринужденной обстановке учатся гармоничным

взаимоотношениям и взаимодействию.

Все предлагаемые темы в этой книге даны в виде сценариев занятий с

приложением иллюстраций и подборкой текстов, а также с примерами ответов,

которые могут дать дети. В помощь детям и ведущему предлагается “Волшебный

альбом”, в котором дети могут фиксировать материал занятий и свой личный опыт

при

помощи

рисунков,

пиктограмм

и

цветовых

ассоциаций,

что

будет

способствовать более глубокому осознанию и рефлексии. Каждой теме занятий

соответствуют 1-2 страницы. На каждой странице есть фигурная рамочка, которую

дети раскрашивают самостоятельно, опираясь на ассоциации по пройденной теме

или настроению после занятия, Можно не использовать “Волшебный альбом”,

тогда необходимо будет фиксировать материал занятий и выполнение заданий в

обычном альбоме.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в течение 40 - 50 минут. Если будет

возможность

после

занятия

порисовать

с

детьми

их

настроение,

цветом

изобразить добродетели, сравнить их по цвету и т.д., то необходимо еще как

минимум 30 минут. Курс “Нравственные ценности состоит из двух частей: 1 часть -

“Добродетели”, II часть - “Универсальные З общества”. Каждая часть рассчитана

на занятия в течение года - 33 часа. Данная книга - 1 часть курса. Рекомендуется

включать

в

группу

не

более

10-12

человек

-

тогда

занятия

будут

наиболее

продуктивны.

Первая часть занятия (эмоциональный настрой) в большей степени зависит

от вас и особенностей детей, их посещающих. К имеющимся в сценарии можем

дополнительно порекомендовать некоторые формы проведения данного этапа

занятий:

выбрать игрушку, передать ее ведущему (или тому, кто справа) и сказать, какое

у тебя настроение;

вспомнить и сказать, за что вы могли бы похвалить себя на прошедшей неделе;

говорить друг другу “по цепочке” добрые слова;

“поздороваться глазками” - для этого нужно посмотреть друг другу в глаза и

мысленно пожелать что-то хорошее; это способствует возникновению близости

и позитивной внутренней установки; - “ассоциация” - ведущий показывает цвет,

предмет или иллюстрации с изображениями природы, а дети говорят, с каким

качеством характера это ассоциируется.

Благодаря

практике

положительного

мышления

дети

учатся

видеть

достоинства других, а не обсуждать чужие недостатки. Так как дети больше

учатся, смотря и наблюдая, и меньше - слушая, личность ведущего играет очень

важную роль. Состояние ума, манеры, поведение и каждое его действие прочно

запечатлеваются в умах детей. Значит, тот, кто берет на себя задачу воспитания

нравственных ценностей, должен сам обладать этими ценностями. В противном

случае слова, даже наполненные большой мудростью, не будут иметь никакого

веса, не принесут никакой пользы. Поэтому занятия по данному курсу могут быть

успешны лишь в том случае, если ведущий сам практикует все, о чем говорит

детям.



В раздел образования