Автор: Василенко Максим Петрович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Краснодарское ПКУ"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности конфликтов в образовательной среде"
Раздел: среднее образование
Особенности конфликтов в образовательной среде
Конфликт
в
психологии
рассматривается
как
столкновения
противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов
оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация возникает
при наличии противоречивых позиций сторон.
Выделяется особая группа конфликтов – педагогические. Н.В. Самоукина
делит педагогические конфликты на три большие группы:
1.
Мотивационные
конфликты,
возникающие
по
причине
слабой
мотивации учебной деятельности школьников.
2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе.
3. Конфликты взаимодействия учащихся между собой, учителей и
школьников, учителей и администрации.
Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может
возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде,
успехах в учебе. Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно
все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно
выделить следующие:
• ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения
обучающимся учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
•
ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу
нарушения обучающимся правил поведения, чаще на уроках;
•
ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных
личностных отношений обучающихся, учителей и воспитателей, в сфере их
общения в процессе педагогической деятельности.
Особенности школьных конфликтов, по мнению автора концепции
школьных служб примирения Коновалова А. Ю., состоят в том, что:
• во многих случаях начало школьного конфликта скрыто от взрослых. У
собранных вместе детей и подростков с разным социальным положением и
воспитанием появляется напряжение зачастую помимо их желания. «Последней
каплей»
может
оказаться
совсем
незначительный
факт,
когда
ребенок
«срывается». Именно этот «срыв» большинство взрослых считают началом и
причиной конфликта.
• участники конфликтной ситуации в школе, скорее всего, будут
продолжать встречаться в одном классе или одних помещениях независимо от
их желания. Порой даже взрослому человеку проще сменить работу, чем
школьнику поменять учебное заведение, в котором у него сложились
напряженные отношения. Поэтому для школьников будет важен не только
выход из конкретной ситуации, но и изменение отношения к нему сверстников,
предупреждение повторения подобного в будущем, нормализация отношений;
• некоторые ситуации, кажущиеся взрослым незначительными («сегодня
поссорились
–
завтра
помирятся»),
травмируют
подростков
на
годы.
Существуют
затянувшиеся
многолетние
конфликты
(особенно
между
девочками), причины которых давно уже никто не помнит (часто это сплетни
или обиды, борьба за внимание противоположного пола.)
• взрослые порой забывают о разных статусах «взрослого» и «ребенка».
Уже одно то, что взрослый говорит, когда захочет и что захочет, может
прерывать ребенка по своему усмотрению, сам решает, когда начать и когда
завершить разговор, выше ростом (или сидит, когда ребенок стоит возле него), –
определяет неравные отношения между ними. Взрослый этого не чувствует, но
это ощущают школьники. Дети часто не умеют и не смеют уверенно говорить
со взрослыми (а не «огрызаться в ответ»). Поэтому они привыкают молчать, но
внутренне
не
соглашаться,
изображая
понимание
и
давая
«социально
ожидаемые ответы». К этому добавляется неумение некоторых взрослых понять
состояние ребенка, например, чувство стыда, выражающееся в смехе, который
часто воспринимается взрослыми как неуважение и насмешка над их словами.
В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов
- участников конфликта, которые имеют различный социальный статус (учитель
- ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте, что порождает
разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. Конфликты
могут быть следующих видов: между педагогом и учащимся, между учащимся
и учащимся, между педагогом и родителем учащегося, между личностью и
группой, между двумя «противоборствующими» группами.
Распространенным видом конфликта «Учитель — ученик» является
непонимание между педагогом и обучающимся. Очень часто ученики думают,
что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для
того, чтобы исправить ситуацию. Не действует ни неприятие учителей, ни
осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько
погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать
происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не
способствует его разрешению.
Подобные конфликтные действия в конфликте «Учитель — родитель
ученика» могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем.
Недовольство может быть и обоюдным.
Конфликт «Ученик - ученик» характеризуется формированием стойкого
непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу
невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах.
Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом
таких
конфликтов
становится
их
продолжительность,
агрессивность,
жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются
понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями
презрительного отношения, демонстрационного неуважения.
В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы,
определяющие особенности конфликтов между учениками.
Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется
возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние,
как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и
способы завершения. Известно, что на время обучения приходится этап
наиболее интенсивного развития человека.
Во-вторых, особенности конфликтов между обучающимися определяются
характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является
учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного
опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее
влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему
межличностных отношений в группе и коллективе.
На
конфликтность
учеников
заметное
влияние
оказывают
их
индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность.
Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не
только с их участием, но и без них -
между другими членами классного
коллектива.
Конфликт в образовательном учреждении — это кризисное развитие
педагогической
ситуации,
характеризующееся
резким
обострением
межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения
участников образовательного процесса.
Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных,
эмоциональных, духовных сил воспитателя и воспитанников.
1.
Блага К. Я.
Твой ученик, ты — мой учитель: Пер. с чеш. /К. Блага, М.
Шебек. — М., Просвещение, 1991.
2.
Воронин Г. Л.
Конфликты в школе / Г. Л. Воронин// Социол. Ис-след. —
1994. — 3.
3.
Драгунова Т. В.
Проблема конфликта в подростковом возрасте/Т. В.
Драгунова // Вопр. психологии. — 1972. — 2. —С. 25-39
4.
Кондратьева,
С. В.
Учитель
— ученик/
С.
В. Кондратьева.
—
М.:Педагогика, 1984.
5.
Коновалов А.Ю. Организация школьных служб примерения // Вестник
восстановительной юстиции, № 4, 2002.