Напоминание

"Особенности конфликтов в образовательной среде"


Автор: Василенко Максим Петрович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Краснодарское ПКУ"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности конфликтов в образовательной среде"
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности конфликтов в образовательной среде

Конфликт

в

психологии

рассматривается

как

столкновения

противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов

оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация возникает

при наличии противоречивых позиций сторон.

Выделяется особая группа конфликтов – педагогические. Н.В. Самоукина

делит педагогические конфликты на три большие группы:

1.

Мотивационные

конфликты,

возникающие

по

причине

слабой

мотивации учебной деятельности школьников.

2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе.

3. Конфликты взаимодействия учащихся между собой, учителей и

школьников, учителей и администрации.

Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может

возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде,

успехах в учебе. Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно

все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно

выделить следующие:

• ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения

обучающимся учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу

нарушения обучающимся правил поведения, чаще на уроках;

ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных

личностных отношений обучающихся, учителей и воспитателей, в сфере их

общения в процессе педагогической деятельности.

Особенности школьных конфликтов, по мнению автора концепции

школьных служб примирения Коновалова А. Ю., состоят в том, что:

• во многих случаях начало школьного конфликта скрыто от взрослых. У

собранных вместе детей и подростков с разным социальным положением и

воспитанием появляется напряжение зачастую помимо их желания. «Последней

каплей»

может

оказаться

совсем

незначительный

факт,

когда

ребенок

«срывается». Именно этот «срыв» большинство взрослых считают началом и

причиной конфликта.

• участники конфликтной ситуации в школе, скорее всего, будут

продолжать встречаться в одном классе или одних помещениях независимо от

их желания. Порой даже взрослому человеку проще сменить работу, чем

школьнику поменять учебное заведение, в котором у него сложились

напряженные отношения. Поэтому для школьников будет важен не только

выход из конкретной ситуации, но и изменение отношения к нему сверстников,

предупреждение повторения подобного в будущем, нормализация отношений;

• некоторые ситуации, кажущиеся взрослым незначительными («сегодня

поссорились

завтра

помирятся»),

травмируют

подростков

на

годы.

Существуют

затянувшиеся

многолетние

конфликты

(особенно

между

девочками), причины которых давно уже никто не помнит (часто это сплетни

или обиды, борьба за внимание противоположного пола.)

• взрослые порой забывают о разных статусах «взрослого» и «ребенка».

Уже одно то, что взрослый говорит, когда захочет и что захочет, может

прерывать ребенка по своему усмотрению, сам решает, когда начать и когда

завершить разговор, выше ростом (или сидит, когда ребенок стоит возле него), –

определяет неравные отношения между ними. Взрослый этого не чувствует, но

это ощущают школьники. Дети часто не умеют и не смеют уверенно говорить

со взрослыми (а не «огрызаться в ответ»). Поэтому они привыкают молчать, но

внутренне

не

соглашаться,

изображая

понимание

и

давая

«социально

ожидаемые ответы». К этому добавляется неумение некоторых взрослых понять

состояние ребенка, например, чувство стыда, выражающееся в смехе, который

часто воспринимается взрослыми как неуважение и насмешка над их словами.

В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов

- участников конфликта, которые имеют различный социальный статус (учитель

- ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте, что порождает

разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. Конфликты

могут быть следующих видов: между педагогом и учащимся, между учащимся

и учащимся, между педагогом и родителем учащегося, между личностью и

группой, между двумя «противоборствующими» группами.

Распространенным видом конфликта «Учитель — ученик» является

непонимание между педагогом и обучающимся. Очень часто ученики думают,

что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для

того, чтобы исправить ситуацию. Не действует ни неприятие учителей, ни

осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько

погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать

происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не

способствует его разрешению.

Подобные конфликтные действия в конфликте «Учитель — родитель

ученика» могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем.

Недовольство может быть и обоюдным.

Конфликт «Ученик - ученик» характеризуется формированием стойкого

непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу

невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах.

Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом

таких

конфликтов

становится

их

продолжительность,

агрессивность,

жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются

понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями

презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы,

определяющие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется

возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние,

как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и

способы завершения. Известно, что на время обучения приходится этап

наиболее интенсивного развития человека.

Во-вторых, особенности конфликтов между обучающимися определяются

характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является

учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного

опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее

влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему

межличностных отношений в группе и коллективе.

На

конфликтность

учеников

заметное

влияние

оказывают

их

индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность.

Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не

только с их участием, но и без них -

между другими членами классного

коллектива.

Конфликт в образовательном учреждении — это кризисное развитие

педагогической

ситуации,

характеризующееся

резким

обострением

межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения

участников образовательного процесса.

Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных,

эмоциональных, духовных сил воспитателя и воспитанников.

1.

Блага К. Я.

Твой ученик, ты — мой учитель: Пер. с чеш. /К. Блага, М.

Шебек. — М., Просвещение, 1991.

2.

Воронин Г. Л.

Конфликты в школе / Г. Л. Воронин// Социол. Ис-след. —

1994. — 3.

3.

Драгунова Т. В.

Проблема конфликта в подростковом возрасте/Т. В.

Драгунова // Вопр. психологии. — 1972. — 2. —С. 25-39

4.

Кондратьева,

С. В.

Учитель

— ученик/

С.

В. Кондратьева.

М.:Педагогика, 1984.

5.

Коновалов А.Ю. Организация школьных служб примерения // Вестник

восстановительной юстиции, № 4, 2002.



В раздел образования