Автор: Бойко Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 90 "Айболит"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО–Югра
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Путешествие в страну театра"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение
Г. Нижневартовска детский сад №90 «Айболит»
Конспект НОД по театрализованной деятельности
в подготовительной группе
«Путешествие в страну театра»
Подготовила:
воспитатель
Бойко Наталья Александровна
Г. Нижневартовск 2018
Программное содержание:
1.
Активизировать познавательный интерес к театрализованной
деятельности, сценическому творчеству.
2.
Продолжать учить использовать средства выразительности
театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос,
движение)
3.
Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в
передаче образа, отчётливость произношения.
4.
Продолжать учить строить диалоги , использовать в речи разные
типы предложений, упражнять детей в согласовании слов в
предложении.
5.
Развивать доверительные взаимодействия между детьми и
взрослым: продолжать учить преодолевать застенчивость,
способствовать раскрепощению, повышению самооценки детей.
6.
Воспитывать выдержку, терпение, соучастие, чувство
уверенности в себе.
Словарная работа:
гример, костюмер, режиссер, осветитель, сцена, занавес, декорации,
афиша, аплодисменты, студенец.
Предварительная работа: рассматривание пиктограмм мимики и
жестов, чтение сказок «Маша и медведь», «Лисичка сестричка и
серый волк», «Колобок», «Красная Шапочка» , «Кот в сапогах» и др.,
их последующее разыгрывание.
Материал к занятию: документ-камера, интерактивная доска, костюмы
сказочных героев, декорации , слайд-волшебные ступеньки, текст
сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», маски, настенное панно-
театральный занавес. Музыкальные произведения: «Шутка» И.С.
Бах, музыка к спектаклю «Мороз Иванович».
2
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
Ребята,
сегодня
мы
отправимся
с
вами
в
прекрасную
сказочную
страну,
которая
называется
«Театр».
А
поможет
нам
с
вами
туда
попасть
вот
эта
волшебная
лесенка.
Почему
она
волшебная,
спросите
вы?
Да,
потому,
что
каждая
ступенька – это шаг в мир искусства и красоты. Хотите совершить
такое путешествие?
Дети: да.
Воспитатель:
Посмотрите,
первая
ступенька
задает
вам
вопрос (на ней изображен знак вопроса). А вопрос такой: «Зачем
нам нужен театр?»
Дети: Чтобы смотреть сказки и т.д.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что впервые театр появился
в Древней Греции, поэтому его название переводится с греческого
языка – «зрелище». Чтобы создать интересное зрелище необходимо
потрудиться многим людям. Кто же участвует в создании спектакля?
Дети: Режиссер, директор, осветитель, гример, художник по
костюмам, актеры.
Воспитатель: Молодцы! А какие театры вы знаете?
Дети: Драматический, кукольный, Оперный, театр комедии,
детский театр.
Воспитатель:
Много
различных
театров.
А
кто
в
них
исполняет роли?
Дети: Актеры и артисты.
3
Воспитатель: Что же должен уметь актер, чтобы его игра
понравилась зрителям?
Дети: (называют различные средства выразительности)
Воспитатель (подводит итог): Правильно! Он должен владеть
мимикой,
уметь
хорошо
двигаться,
речь
должна
быть
четкая
и
выразительная.
И
мы,
чтобы
попасть
в
наш
волшебный
театр,
должны научиться всем этим качествам.
Посмотрите на нашу волшебную лесенку и догадайтесь, какую
загадку она загадала? (изображены различные маски). Что означают
эти маски?
Дети: Артисту, прежде всего, необходимо владеть мимикой.
Воспитатель: Что это значит?
Дети: Уметь выражать на лице различные эмоции.
Воспитатель: Молодцы! Чтобы оказаться на второй ступени,
мы
с
вами
должны
выполнить
задание:
я
вам
буду
читать
предложение, а вы мимикой должны передать содержание, учитывая
интонацию, с которой я скажу:
1.
Чудо остров!
2.
Наша Таня громко плачет…
3.
Карабас Барабас.
4.
Мороз! Холодно!
5.
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Воспитатель Молодцы! Все справились с заданием, вот мы и
добрались до третьей ступеньки, Что на ней изображено?
Дети: Рука.
4
Воспитатель: А вы знаете, что движениями рук и тела тоже
можно
говорить.
Этот
язык
называется
языком
жестов.
Актеру
театра
нужно
хорошо
владеть
этим
языком.
Присаживайтесь.
Давайте посмотрим этюд, который называется: «Сучок на тропинке»
В.И. Луниной в исполнении детей. Внимательно слушайте текст и
выполняйте движения, о которых говорится в стихотворении.
Тренди-бренди, тренди-бредь по тропинке шел медведь
По тропинке шел медведь на малину посмотреть
На сучок ногою встал, поскользнулся и упал.
Растянулся, испугался, что в капкан ногой попался,
С перепугу задрожал, подскочил и убежал.
Видно трусом был медведь, тренди-бренди, тренди-бредь.
Трали-вали, чудеса! По тропинке шла лиса
По тропинке шла лиса и глядела в небеса.
На сучок ногой ступила, поскользнулась и завыла.
Хвать его, что было силы – только лапу занозила
Ох, и злой ушла лиса. Трали-вали, чудеса!
Стуки-туки, стуки-тук! По тропинке шел барсук
По тропинке шел барсук, наступил ногой на сук.
Поскользнулся, растянулся, встал на ноги, отряхнулся
Почесал в раздумье спину, отодвинул сук с тропинкы,
И пошел себе барсук, стуки-туки, стуки-тук.
5
Воспитатель: Ребята, какой персонаж в исполнении детей вам
больше понравился, почему?
Ребята
хорошо
справились
с
заданием,
А
мы
продолжаем
наше
путешествие.
Посмотрите,
на
четвертой
ступеньке
написана
скороговорка. Как вы думаете, для чего нужны скороговорки?
Дети: Чтобы тренировать нашу речь и правильно говорить.
Воспитатель: Речь у актера должна быть четкая, ясная, для
этого язычок и губы должны быть подвижными. Актер должен
владеть дикцией и знание скороговорок помогают ему в этом. А
какие скороговорки вы знаете?
Дети: (произносят две, три скороговорки).
Воспитатель: Ну вот мы с вами и добрались до 5 ступени,
обратите внимание на значок- подсказку?! Что это за знаки?
Дети: Артист должен уметь говорить с различной интонацией.
Воспитатель: Действительно, каждое слово можно произнести
по- разному. Как вы думаете?
Дети: радостно и грустно, вопросительно, сердито, ласково и
т.д.
Воспитатель: Давай с вами поиграем в игру, для этого нужно
данное мной предложение произнести с различной интонацией:
Я пойду в театр.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! А теперь
отгадайте,
какую
загадку
приготовила
нам
шестая
ступенька?
(изображена нотка)
Дети: Эта ступенька музыкальная.
6
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что еще нужно, чтобы
спектакль был интересным? Дети: Музыка!
Воспитатель: Почему?
Дети: (дают ответы)
Воспитатель:
(обобщает
ответы)
Правильно!
Интереснее
будет
театральное
представление,
если
его
будет
сопровождать
музыка.
Музыка – это волшебник. Она способна передавать эмоции и
настроение людей ,изображать движения и повадки животных. Она
помогает понять образ того или иного героя, выражает его душевное
и
эмоциональное
состояние,
подсказывает
соответствующие
действия.
Сейчас мы послушаем отрывок из музыкального произведения
знаменитого
композитора
Иоганна
Себастьяна
Баха
«Шутка»
и
поучаствуем в музыкальном представлении. Какие движения вам
музыка подскажет, те движения и выполняйте.
Звучит музыка, дети выполняют движения
Воспитатель: Какие движения вы выполняли под эту музыку?
Дети: быстрые, легкие, отрывистые.
Воспитатель:
Благодаря
вашему
желанию,
творчеству
и
знаниям
мы
поднялись
к
главному
пункту
нашего
волшебного
путешествия – «Театру». И сегодня в нашем прекрасном театре мы
посмотрим
отрывок
из
сказки
Владимира
Одоевского
«Мороз
Иванович».
7
Звучит
музыка,
ставятся
декорации,
дети
переодеваются
в
костюмы
персонажей
спектакля.
Проводится
показ
спектакля
детьми.
Рассказчик. В одном доме жили две девочки - Рукодельница и
Ленивица, а при них нянюшка. Однажды
с Рукодельницей беда
приключилась. Пошла она за водой, опустила ведро на веревке в
колодец,
а
веревка-то
и
оборвалась.
Упало
ведро
в
колодец.
Заплакала Рукодельница и пошла к Нянюшке.
Рукодельница.
Нянюшка,
нянюшка,
ведро
у
меня
упало
в
колодец.
Нянюшка. Ведро упало? Ну, что же, сама беду сделала, сама и
поправляй. Сама ведерко утопила, сама и доставай. Другого ведра у
нас нет.
Рассказчик. Нечего было делать: пошла Рукодельница опять к
колодцу.
Рукодельница. Ой, как тут глубоко, темно, страшно, а прыгать
надо.
Рассказчик. Прыгнула Рукодельница в колодец, да тут с ней
чудо случилось. Никакой воды нет, стоит на твердой земле. Перед
Рукодельницей стоит румяный пирожок.
Танец Пирожка
Я совсем готов, подрумянился
Сахаром да изюмом обжарился
Кто меня возьмет
Тот со мной и пойдет
Рукодельница. . Ну, что ж я тебя возьму, да и пойду дальше.
8
Рассказчик. Идет она дальше, а перед нею сад, в саду стоит
дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шелестят и
промеж себя говорят.
Танец яблочек.
Мы яблочки спелые, наливные, зрелые.
Кто нас быстренько стрясет
Тот с собой и унесет.
Рукодельница. Вот я вас и стрясу.. Ах, какие вы красивые! Вот
как посыпались.
Рассказчик. Идет
Рукодельница
дальше,
смотрит
перед
ней
сидит старичок Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной
лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой — от волос иней
сыплется.( Пудрой посыпать)
Рукодельница Здравствуй, Мороз Иванович, не желаешь ли
пирожка?
Мороз
Иванович. А-а-а-а.
Здравствуй,
девица.
Спасибо,
что
пирожок принесла, давно я горяченького не ел. Садись возле меня,
давай завтракать. Знаю
я зачем ты пришла. Ты ведерко в мой
студенец уронила.
Рукодельница. Оно у Вас, Мороз Иванович?
Мороз Иванович. У меня, да не бойся, я тебе его отдам. Только
ты мне за это три дня послужи. Ну как согласна?
Рукодельница. Согласна?
Мороз Иванович. Ну, вот и ладно. А, что это ты прячешь.
Рукодельница. Это яблочки, Мороз Иванович, покушайте.
Мороз Иванович. Спасибо, красавица, спасибо за угощение.
Устал я
9
Поди-ка приготовь мне постель, я хочу отдохнуть, да смотри,
взбей перину хорошенько.
Рассказчик. Рукодельница послушалась. На постели у Мороза
Ивановича вместо перины снег пушистый лежит. Холодно, а делать
нечего.
Принялась
рукодельница
взбивать
снег,
руки
замерзли,
пальцы побелели.
Мороз Иванович. Что холодно?
Рукодельница. Холодно, Мороз Иванович.
Мороз Иванович. А ты потри снегом пальцы, так и отойдут. Я
тебя
не
заморожу,
я
старик
добрый.
Погляди,
какая
у
меня
диковинка спрятана под периной.
Рукодельница. Травка зеленая пробивается. А ты говоришь, что
ты старик добрый, зачем ты зеленую травку под снегом держишь?
Мороз Иванович. Потому и не выпускаю, потому что не время.
Кабы зима ее захватила травка бы и замерзла. Вот я и прикрыл
своей снежной периной, да еще сам сверху лег, чтобы снег ветром
не унесло. А весной от тепла снег растает, травка и вызреет.
Рукодельница.
Скажи,
мне
Мороз
Иванович,
а
зачем
ты
в
колодце-то сидишь?
Мороз Иванович. Я затем в колодце сижу, что весна пришла,
мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно
бывает, оттого и вода в колодце студёная, хоть посреди самого
жаркого лета. А теперь, мне старику, и отдохнуть пора.
Сценка окончена.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в волшебный мир
театра.
10
Что вы узнали нового во время нашего путешествия?
Кто же участвует в создании спектакля?
Что вам больше всего понравилось?
Как вы думаете, что труднее всего делать в театре?
Ребята,
сегодня
вы
старались
овладеть
сценическим
исскуством:
владеть
мимикой,
хорошо
двигаться,
четко
и
выразительно произносить предложения. Мне очень понравились
ваши этюды. Все молодцы.
А сейчас – антракт. Приглашаю всех в театральный буфет.
11