Автор: Фокина Наталья Сергеевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 47 имени М.Ф. Мацулевич"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Основные формы и методы работы над метроритмом на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование
Основные формы и методы работы над метроритмом на уроках
сольфеджио
Сольфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку
ряда
практических
навыков:
анализ
на
слух,
диктант,
интонационные
упражнения,
пение
с
листа.
Овладение
перечисленными
практическими
навыками невозможно без освоения метроритма, лежащего в основе музыки,
как временного искусства. Ритм является одним из основных выразительных
средств музыки. Поэтому работа над развитием метроритмического чувства
важна как для восприятия музыки, так и для её исполнения.
Одна
из
проблем,
с
которыми
приходится
сталкиваться
учителям,
ведущим
предмет
сольфеджио,
это
трудности
в
освоении
учащимися
метроритмической стороны музыки. Нередко ребёнок, хорошо слышащий
высотное
положение
звуков,
затрудняется
в
точности
ритмического
воспроизведения
мелодии
–
будь
то
сольфеджирование
музыкальных
примеров, запись музыкального диктанта или же ритмически правильное
исполнение музыки на каком-либо инструменте.
Работа над каждой темой на уроках сольфеджио должна идти по двум
направлениям:
это,
с
одной
стороны,
интуитивное
восприятие
на
слух
метрической пульсации (ощущение сильной и слабой долей), отдельных
длительностей и ритмических рисунков и, с другой стороны, сознательное
освоение
метроритма
на
основе
изучения
музыкальной
грамоты
и
выполнения
практических
заданий
и
упражнений.
Первое
направление
должно
быть
связано,
в
первую
очередь,
со
слуховым
восприятием
музыкальных фрагментов, которые звучат на уроке. Учитель задаёт при
прослушивании музыки наводящие вопросы, позволяющие ученикам самим
делать выводы, необходимые по той или иной теме. В данной ситуации
педагог
должен
очень
продуманно
подходить
к
подбору
музыкального
материала.
Музыкальные
фрагменты,
звучащие
на
уроке,
должны
быть
образными, яркими и вызывать живой эмоциональный отклик учащихся.
Второе направление работы над метроритмом должно быть представлено
краткими
теоретическими
сведениями,
которые
затем
закрепляются
в
практических заданиях.
Практические
задания
могут
быть
представлены
следующими
формами:
Отсчёт вслух пульса: «Раз-два-три».
Показ пульса.
Прослушайте музыкальные фрагменты в жанре марша, вальса и
польки. Определите и покажите пульс следующим образом: в двухдольном
пульсе на первую, сильную долю ударяйте ладонями по столу, на вторую
слабую долю делайте лёгкий хлопок в ладоши. В трёхдольном пульсе на
сильную долю также делайте удар по столу, а на вторую и третью слабые
доли – лёгкие хлопки в ладоши.
Придумайте слова, чтобы в них было два и три слога, причём
ударение должно падать именно на первый слог.
Запись пульса: двухдольный пульс – V ᴖ; трёхдольный пульс – V
ᴖ ᴖ.
Дирижирование
и
тактирование.
Первоначально
полезно
дирижировать обеими руками в зеркальном отражении. Педагог даёт схемы
тактирования во всех изучаемых размерах. Необходимо добиваться чёткого
жеста при тактировании.
Прослушайте музыкальный фрагмент марша и дирижируйте в
размере 2/4 одновременно с игрой педагога.
Пойте песню и одновременно дирижируйте на 2/4.
Проговаривание ритмического рисунка ритмослогами: четверть -
«ТА», восьмая - «ТИ», две восьмые - «ТИ-ТИ», половинная - «ТА-А», (целая
-
«ТА-А-А-А»,)
точка
–
«И»,
четыре
шестнадцатых
-
«ТИРИ-ТИРИ»,
четверть с точкой и восьмая - «ТА-И-ТИ», восьмая и две шестнадцатых -
«ТИ-ТИРИ», две шестнадцатых и восьмая - «ТИРИ-ТИ», (восьмая с точкой и
шестнадцатая - «ТИ-И-РИ», восьмая, четверть и восьмая - «ТИ-ТА-ТИ»,
четверть с точкой и две шестнадцатых - «ТА-И-ТИРИ», триоль восьмых -
«ТИ-ТИ-ТИ»).
Пауза
произносится
слогом,
соответствующим
её
длительности.
Проговорите ритм данных тактов, одновременно дирижируя на
2/4.
Показ
ритмических
рисунков
ритможестами:
четверть
-
обе
ладони лежат на столе, восьмая - хлопок в ладоши, шестнадцатая - удар
косточками кулака по столу одной рукой, половинная - обе ладони лежат на
столе с более широким интервалом, целая - обе ладони лежат на столе с
очень
широким
интервалом.
Во
время
показа
паузы
руки
разводятся
в
стороны.
Проговорите
ритм
данных
тактов
и
покажите
длительности
руками.
Спойте
песню
со
словами
и
покажите
ритмический
рисунок
(ладони кладутся на стол).
Спойте
песню
ритмослогами
(ТИ-ТИ
и
ТА)
и
покажите
ритмический рисунок (короткие хлопки и руки на столе).
Пение ладотональных элементов в заданных ритмах и размерах
(звукоряд гаммы, опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых
ступеней и др.) с тактированием.
Спойте гамму До-мажор в следующих ритмических рисунках с
дирижированием на 2/4.
Спойте
разрешение
неустойчивых
звуков
в
устойчивые
в
тональности До-мажор в данных ритмах, дирижируйте на 2/4.
Исполнение
ритмических
партитур
(двух-
и
трёхголосных)
с
использованием
ударных
и
шумовых
инструментов,
хлопков
в
ладоши,
ударом карандаша по столу и т. д.
Покажите
руками
и
проговорите
ритмическое
двухголосие,
разделившись на две группы. Разделитесь на три группы, каждая группа
проговаривает
ритмослогами
свою
ритмическую
линию,
одновременно
тактируя.
Исполнение ритмических канонов (двух- и трёхголосных).
Пение мелодий с ритмическим аккомпанементом.
Спойте мелодии с ритмическим аккомпанементом. Ритмическую
строку показывайте руками одновременно с пением.
Спойте гамму Ре-мажор с ритмическим аккомпанементом. Ритм
показывайте руками или отстукивайте карандашом по столу.
Выполнение группировки. Сначала следует давать задания на
расстановку тактов с чётким делением длительностей по долям. Со временем
следует вводить группировку, требующую навык деления длительностей на
доли.
Расставьте тактовые черты в размере 2/4 в каждой стихотворной
строке песни.
Запись
ритмического
рисунка
стихотворения
в
предложенном
педагогом ритме и размере.
Запишите ритмический рисунок песни «Котя-коток» по образцу
до конца:
Котя, котенька-коток, Котя – серенький хвосток! П П П I П П П I
Приди, Котя, ночевать, нашу деточку качать.
Я тебе, Коту-коту, за работу заплачу:
Дам кусочек пирога, полну миску молока.
Запись ритмического рисунка разученной с учителем песни (с
аккомпанементом).
Соотнесение
ритма
стиха
и
ритма
мелодии
является
очень
важным
подготовительным
моментом
в
освоении
ритмических
рисунков.
Запишите
ритмический
рисунок
запева
песни
по
образцу
до
конца.
Запись ритмического диктанта. К этой форме работы следует
переходить
после
того,
как
ученики
хорошо
научатся
записывать
ритм
стихов и разученных песен. Ученик должен осознать соотнесение речи и
музыки.
Это
ритмизация
слов,
имён,
стихов.
Форма
диктанта
наиболее
полезна для всестороннего развития музыкального слуха. Этот вид работы
прекрасно
тренирует
и
совершенствует
музыкальную
память,
внимание,
логику,
умение
вслушиваться
в
музыку,
развивает
навык
записи
услышанного – правильной группировки длительностей в такте, ритмических
формул.
Диктанты
на
уроках
сольфеджио
служат,
прежде
всего,
для
«упражнения»
ритмического
слуха,
закрепления
ритмических
модулей
и
распознавания
их
в
музыке.
То
есть
здесь
срабатывает
обратный
вид
принципа «вижу-слышу-играю». В данном случае – это играю (педагог) –
слышу
–
вижу
(записываю
–
ученик).
Для
ритмических
диктантов
используются небольшие мелодии или даже короткие фразы, содержащие
различные
сочетания
длительностей,
ритмические
схемы,
требующие
закрепления.
Очень
продуктивным
является
запись
ритма
музыкального
фрагмента в фактуре. Пример в этом случае должен иметь чётко выраженный
рисунок мелодии или аккордовый склад изложения. Диктанты целесообразно
записывать
так:
после
первого
проигрывания
дети
определяют
размер,
количество
тактов
и
ритмические
особенности
музыки.
Диктант
проигрывается несколько (4-5) раз. Во время проигрывания дети пропевают
длительности
ритмослогами,
показывают
пульс,
тактируют.
Последнее
проигрывание – контрольное, после чего диктант проверяется.
Творческие задания:
Сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок.
Расставьте
тактовые
черты
в
предложенной
ритмической
последовательности до конца. Сочините на данный ритмический рисунок
мелодию на устойчивых звуках тональности До-мажор. Начать мелодию и
закончить следует тоникой.
В предложенной ритмической линии расставьте тактовые черты.
На полученный ритм сочините мелодию в тональности Ре-мажор, используя
опевания устойчивых ступеней.
Расставьте тактовые черты в предложенной мелодии и спойте её
с дирижированием.
Сочинение мелодии на заданный ритм стихотворения.
На
стихотворение
сочините
мелодии
в
размерах
2/4
и
3/4
в
тональности Соль-мажор (предварительно выпишите ритмический рисунок
над нотной строкой).
Сочинение ритмического аккомпанемента к заданной мелодии.
Сочините
к
предложенной
мелодии
ритмическое
остинато,
равное
одному
такту
в
размере
3/4.
Пойте
мелодию,
ритмическое
сопровождение показывайте руками.
Изменение ритмического рисунка мелодии.
Сочинение мелодии на заданные звуки в жанре марша, вальса,
польки, мазурки, тарантеллы и др., используя характерные ритмоформулы.
Сочините
мелодию
в
жанре
быстрого
вальса,
используя
предложенные ноты и ритмические группы в размере 3/8. В мелодии должно
быть восемь тактов (два предложения по четыре такта). Порядок появления
нот не должен меняться. Полученную мелодию пойте с тактированием.
Определение
размера
четверостиший.
Определение
размера
данного музыкального фрагмента.
Заполнение тактов, используя данные ритмические группы.
Досочинение ритмической партитуры.
Зачёркивание лишних длительностей в тактах.
Письменная
замена
вокальной
группировки
нот
на
инструментальную.
Основная задача учителя, ведущего предмет сольфеджио, заключается
в необходимости не только донести до ученика терминологию и основные
ритмические формулы, но сформировать у юного музыканта умение более
глубоко осознать и почувствовать музыку, которую он слышит, играет, поёт.
Список литературы:
1.
Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1-2 класс. – Москва, «Кифара»,
2006.
2.
Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио. – Москва, «Владос-
пресс», 2002.
3.
Вахромеев В. А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в
ДМШ. – Москва, «Музыка», 1978.
4.
Давыдова, Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – Москва,
«Музыка», 1975.
5.
Давыдова, Е.В. Сольфеджио. – Москва, «Музыка», 2005.
6.
Давыдова, Е.В. Сольфеджио / Методическое пособие. – Москва,
«Музыка», 2005.
7.
Первозванская Т.Е. Мир музыки. Полный курс теоретических
дисциплин. Сольфеджио. – Санкт-Петербург, «Композитор», 2004.
8.
Первозванская Т.Е. Сольфеджио на "пять". Рабочая тетрадь. –
Санкт-Петербург, «Композитор», 2001.
9.
Франио Г.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. –
Москва, «Музыка», 1995.
10.
Фролова Ю.В. Сольфеджио. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.
11.
Шатковский
Г.И.
Развитие
музыкального
слуха.
–
Москва,
«Амрита-Русь», 20016.