Напоминание

"Основные формы и методы работы над метроритмом на уроках сольфеджио"


Автор: Фокина Наталья Сергеевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 47 имени М.Ф. Мацулевич"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Основные формы и методы работы над метроритмом на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основные формы и методы работы над метроритмом на уроках

сольфеджио

Сольфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку

ряда

практических

навыков:

анализ

на

слух,

диктант,

интонационные

упражнения,

пение

с

листа.

Овладение

перечисленными

практическими

навыками невозможно без освоения метроритма, лежащего в основе музыки,

как временного искусства. Ритм является одним из основных выразительных

средств музыки. Поэтому работа над развитием метроритмического чувства

важна как для восприятия музыки, так и для её исполнения.

Одна

из

проблем,

с

которыми

приходится

сталкиваться

учителям,

ведущим

предмет

сольфеджио,

это

трудности

в

освоении

учащимися

метроритмической стороны музыки. Нередко ребёнок, хорошо слышащий

высотное

положение

звуков,

затрудняется

в

точности

ритмического

воспроизведения

мелодии

будь

то

сольфеджирование

музыкальных

примеров, запись музыкального диктанта или же ритмически правильное

исполнение музыки на каком-либо инструменте.

Работа над каждой темой на уроках сольфеджио должна идти по двум

направлениям:

это,

с

одной

стороны,

интуитивное

восприятие

на

слух

метрической пульсации (ощущение сильной и слабой долей), отдельных

длительностей и ритмических рисунков и, с другой стороны, сознательное

освоение

метроритма

на

основе

изучения

музыкальной

грамоты

и

выполнения

практических

заданий

и

упражнений.

Первое

направление

должно

быть

связано,

в

первую

очередь,

со

слуховым

восприятием

музыкальных фрагментов, которые звучат на уроке. Учитель задаёт при

прослушивании музыки наводящие вопросы, позволяющие ученикам самим

делать выводы, необходимые по той или иной теме. В данной ситуации

педагог

должен

очень

продуманно

подходить

к

подбору

музыкального

материала.

Музыкальные

фрагменты,

звучащие

на

уроке,

должны

быть

образными, яркими и вызывать живой эмоциональный отклик учащихся.

Второе направление работы над метроритмом должно быть представлено

краткими

теоретическими

сведениями,

которые

затем

закрепляются

в

практических заданиях.

Практические

задания

могут

быть

представлены

следующими

формами:

Отсчёт вслух пульса: «Раз-два-три».

Показ пульса.

Прослушайте музыкальные фрагменты в жанре марша, вальса и

польки. Определите и покажите пульс следующим образом: в двухдольном

пульсе на первую, сильную долю ударяйте ладонями по столу, на вторую

слабую долю делайте лёгкий хлопок в ладоши. В трёхдольном пульсе на

сильную долю также делайте удар по столу, а на вторую и третью слабые

доли – лёгкие хлопки в ладоши.

Придумайте слова, чтобы в них было два и три слога, причём

ударение должно падать именно на первый слог.

Запись пульса: двухдольный пульс – V ᴖ; трёхдольный пульс – V

ᴖ ᴖ.

Дирижирование

и

тактирование.

Первоначально

полезно

дирижировать обеими руками в зеркальном отражении. Педагог даёт схемы

тактирования во всех изучаемых размерах. Необходимо добиваться чёткого

жеста при тактировании.

Прослушайте музыкальный фрагмент марша и дирижируйте в

размере 2/4 одновременно с игрой педагога.

Пойте песню и одновременно дирижируйте на 2/4.

Проговаривание ритмического рисунка ритмослогами: четверть -

«ТА», восьмая - «ТИ», две восьмые - «ТИ-ТИ», половинная - «ТА-А», (целая

-

«ТА-А-А-А»,)

точка

«И»,

четыре

шестнадцатых

-

«ТИРИ-ТИРИ»,

четверть с точкой и восьмая - «ТА-И-ТИ», восьмая и две шестнадцатых -

«ТИ-ТИРИ», две шестнадцатых и восьмая - «ТИРИ-ТИ», (восьмая с точкой и

шестнадцатая - «ТИ-И-РИ», восьмая, четверть и восьмая - «ТИ-ТА-ТИ»,

четверть с точкой и две шестнадцатых - «ТА-И-ТИРИ», триоль восьмых -

«ТИ-ТИ-ТИ»).

Пауза

произносится

слогом,

соответствующим

её

длительности.

Проговорите ритм данных тактов, одновременно дирижируя на

2/4.

Показ

ритмических

рисунков

ритможестами:

четверть

-

обе

ладони лежат на столе, восьмая - хлопок в ладоши, шестнадцатая - удар

косточками кулака по столу одной рукой, половинная - обе ладони лежат на

столе с более широким интервалом, целая - обе ладони лежат на столе с

очень

широким

интервалом.

Во

время

показа

паузы

руки

разводятся

в

стороны.

Проговорите

ритм

данных

тактов

и

покажите

длительности

руками.

Спойте

песню

со

словами

и

покажите

ритмический

рисунок

(ладони кладутся на стол).

Спойте

песню

ритмослогами

(ТИ-ТИ

и

ТА)

и

покажите

ритмический рисунок (короткие хлопки и руки на столе).

Пение ладотональных элементов в заданных ритмах и размерах

(звукоряд гаммы, опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых

ступеней и др.) с тактированием.

Спойте гамму До-мажор в следующих ритмических рисунках с

дирижированием на 2/4.

Спойте

разрешение

неустойчивых

звуков

в

устойчивые

в

тональности До-мажор в данных ритмах, дирижируйте на 2/4.

Исполнение

ритмических

партитур

(двух-

и

трёхголосных)

с

использованием

ударных

и

шумовых

инструментов,

хлопков

в

ладоши,

ударом карандаша по столу и т. д.

Покажите

руками

и

проговорите

ритмическое

двухголосие,

разделившись на две группы. Разделитесь на три группы, каждая группа

проговаривает

ритмослогами

свою

ритмическую

линию,

одновременно

тактируя.

Исполнение ритмических канонов (двух- и трёхголосных).

Пение мелодий с ритмическим аккомпанементом.

Спойте мелодии с ритмическим аккомпанементом. Ритмическую

строку показывайте руками одновременно с пением.

Спойте гамму Ре-мажор с ритмическим аккомпанементом. Ритм

показывайте руками или отстукивайте карандашом по столу.

Выполнение группировки. Сначала следует давать задания на

расстановку тактов с чётким делением длительностей по долям. Со временем

следует вводить группировку, требующую навык деления длительностей на

доли.

Расставьте тактовые черты в размере 2/4 в каждой стихотворной

строке песни.

Запись

ритмического

рисунка

стихотворения

в

предложенном

педагогом ритме и размере.

Запишите ритмический рисунок песни «Котя-коток» по образцу

до конца:

Котя, котенька-коток, Котя – серенький хвосток! П П П I П П П I

Приди, Котя, ночевать, нашу деточку качать.

Я тебе, Коту-коту, за работу заплачу:

Дам кусочек пирога, полну миску молока.

Запись ритмического рисунка разученной с учителем песни (с

аккомпанементом).

Соотнесение

ритма

стиха

и

ритма

мелодии

является

очень

важным

подготовительным

моментом

в

освоении

ритмических

рисунков.

Запишите

ритмический

рисунок

запева

песни

по

образцу

до

конца.

Запись ритмического диктанта. К этой форме работы следует

переходить

после

того,

как

ученики

хорошо

научатся

записывать

ритм

стихов и разученных песен. Ученик должен осознать соотнесение речи и

музыки.

Это

ритмизация

слов,

имён,

стихов.

Форма

диктанта

наиболее

полезна для всестороннего развития музыкального слуха. Этот вид работы

прекрасно

тренирует

и

совершенствует

музыкальную

память,

внимание,

логику,

умение

вслушиваться

в

музыку,

развивает

навык

записи

услышанного – правильной группировки длительностей в такте, ритмических

формул.

Диктанты

на

уроках

сольфеджио

служат,

прежде

всего,

для

«упражнения»

ритмического

слуха,

закрепления

ритмических

модулей

и

распознавания

их

в

музыке.

То

есть

здесь

срабатывает

обратный

вид

принципа «вижу-слышу-играю». В данном случае – это играю (педагог) –

слышу

вижу

(записываю

ученик).

Для

ритмических

диктантов

используются небольшие мелодии или даже короткие фразы, содержащие

различные

сочетания

длительностей,

ритмические

схемы,

требующие

закрепления.

Очень

продуктивным

является

запись

ритма

музыкального

фрагмента в фактуре. Пример в этом случае должен иметь чётко выраженный

рисунок мелодии или аккордовый склад изложения. Диктанты целесообразно

записывать

так:

после

первого

проигрывания

дети

определяют

размер,

количество

тактов

и

ритмические

особенности

музыки.

Диктант

проигрывается несколько (4-5) раз. Во время проигрывания дети пропевают

длительности

ритмослогами,

показывают

пульс,

тактируют.

Последнее

проигрывание – контрольное, после чего диктант проверяется.

Творческие задания:

Сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок.

Расставьте

тактовые

черты

в

предложенной

ритмической

последовательности до конца. Сочините на данный ритмический рисунок

мелодию на устойчивых звуках тональности До-мажор. Начать мелодию и

закончить следует тоникой.

В предложенной ритмической линии расставьте тактовые черты.

На полученный ритм сочините мелодию в тональности Ре-мажор, используя

опевания устойчивых ступеней.

Расставьте тактовые черты в предложенной мелодии и спойте её

с дирижированием.

Сочинение мелодии на заданный ритм стихотворения.

На

стихотворение

сочините

мелодии

в

размерах

2/4

и

3/4

в

тональности Соль-мажор (предварительно выпишите ритмический рисунок

над нотной строкой).

Сочинение ритмического аккомпанемента к заданной мелодии.

Сочините

к

предложенной

мелодии

ритмическое

остинато,

равное

одному

такту

в

размере

3/4.

Пойте

мелодию,

ритмическое

сопровождение показывайте руками.

Изменение ритмического рисунка мелодии.

Сочинение мелодии на заданные звуки в жанре марша, вальса,

польки, мазурки, тарантеллы и др., используя характерные ритмоформулы.

Сочините

мелодию

в

жанре

быстрого

вальса,

используя

предложенные ноты и ритмические группы в размере 3/8. В мелодии должно

быть восемь тактов (два предложения по четыре такта). Порядок появления

нот не должен меняться. Полученную мелодию пойте с тактированием.

Определение

размера

четверостиший.

Определение

размера

данного музыкального фрагмента.

Заполнение тактов, используя данные ритмические группы.

Досочинение ритмической партитуры.

Зачёркивание лишних длительностей в тактах.

Письменная

замена

вокальной

группировки

нот

на

инструментальную.

Основная задача учителя, ведущего предмет сольфеджио, заключается

в необходимости не только донести до ученика терминологию и основные

ритмические формулы, но сформировать у юного музыканта умение более

глубоко осознать и почувствовать музыку, которую он слышит, играет, поёт.

Список литературы:

1.

Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1-2 класс. – Москва, «Кифара»,

2006.

2.

Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио. – Москва, «Владос-

пресс», 2002.

3.

Вахромеев В. А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в

ДМШ. – Москва, «Музыка», 1978.

4.

Давыдова, Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – Москва,

«Музыка», 1975.

5.

Давыдова, Е.В. Сольфеджио. – Москва, «Музыка», 2005.

6.

Давыдова, Е.В. Сольфеджио / Методическое пособие. – Москва,

«Музыка», 2005.

7.

Первозванская Т.Е. Мир музыки. Полный курс теоретических

дисциплин. Сольфеджио. – Санкт-Петербург, «Композитор», 2004.

8.

Первозванская Т.Е. Сольфеджио на "пять". Рабочая тетрадь. –

Санкт-Петербург, «Композитор», 2001.

9.

Франио Г.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. –

Москва, «Музыка», 1995.

10.

Фролова Ю.В. Сольфеджио. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.

11.

Шатковский

Г.И.

Развитие

музыкального

слуха.

Москва,

«Амрита-Русь», 20016.



В раздел образования