Напоминание

Чрезвычайные ситуации природного характера, безопасность населения


Автор: Новикова Татьяна Ивановна
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МОУ "Владимировская СОШ"
Населённый пункт: д. Владимировка, Тулунский район, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка урока по ОБЖ ФГОС
Тема: Чрезвычайные ситуации природного характера, безопасность населения
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока по ОБЖ, ФГОС Тема урока: «Чрезвычайные ситуации природного характера, безопасность населения» 7 класс «Ухо слышит, глаз видит, а сердце чует»
Цель урока:
более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации. Задачи: Познавательная: активизировать мыслительную деятельность учащихся для усвоения знаний в системе, способствовать систематизации основных навыков поведения в определённых жизненных ситуациях. Развивающая: развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать, способствовать развитию логического мышления, внимания и самостоятельности, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес Воспитательная: воспитывать культуру безопасности, способствовать формированию правильных взаимоотношений; воспитанию уважительного отношения к окружающим.
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний.
Метод урока:
информационный, репродуктивный, частично-поисковый.
Межпредметные связи:
русский язык, литература, обществознание, этика.
Комплексно-методическое обеспечение:
компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал 1.Организационный этап 3 мин ЗДРАВСТУЙТЕ РЕБЯТА! А у вас есть друзья, вы внимательны к другу? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я сейчас буду читать вам стихотворение и заодно проверю, внимательны ли вы? Вы должны вслух все вместе сказать «ДА» или «НЕТ» - Каждый с детства твёрдо знает: Ангара в Байкал впадает. - Солнце и небо багряного цвета. Ночь начинается после рассвета. - Со времён далёких и поныне, Льют дожди, как из ведра, в пустыне. - На пруду есть развлечение:
На спине плыть по течению. - Солнце за день устаёт На ночь спать оно идёт На полянку, за лесок Ровно-ровно на восток. - Край снегов, морозов, вьюг Называют словом юг - Знать, ребята, вам пора, Что Байкал у нас – гора. , - Роща в золото одета, - Взял с собою зонтик Рома Так бывает только летом. Чтобы спрятаться от грома.
Учитель:
Учитель: молодцы! А теперь прослушайте отрывок из книги “Из воспоминаний натуралиста” В. Н. Шитникова: “21 декабря (1910 год) я лёг спать очень поздно и едва успел заснуть, как увидел сон, что около нашего дома по булыжной мостовой едет целая вереница тяжело нагруженных ломовых подвод, от которых стоит такой грохот, что трясётся весь дом…… С этой мыслью я проснулся и, услышав наяву то же грохот, сразу сообразил, что это …? Впрочем, тут и соображать было нечего, так как тахта, на которой я спал, качалась, как палуба парохода, весь дом трещал и дрожал, а вставая, чтобы одеться, я убедился, что устоять на ногах невозможно, не опираясь о печку или стену, которые, впрочем, тоже не стояли на месте.
Учитель:
о чем идет речь, что это такое? По статистике в настоящее время число природных катастроф возросло в 5 раз, а наносимый ущерб в 8 раз! За год в нашей стране возникает от 350-400 опасных событий природного характера. Что же такое стихийное бедствие? Что такое чрезвычайная ситуация природного характера? 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 4 мин. -Подумайте, почему мы сегодня вновь вспомнили о стихийных бедствиях? -Возможны ли стихийные бедствия в нашей местности? -На ваш взгляд, возможно ли ч.с. природного характера объединить, систематизировать по каким-либо признакам?
Вопрос:
Хотели бы вы сегодня обобщить полученные знания и проверить, как усвоили правила личной безопасности при возникновении стихийных бедствий?
Учитель
: какова цель нашей встречи сегодня? Какие задачи урока вы должны выполнить?
Таким образом, из определённых Вами задач, Вы ставите перед собой следующую
цель
: более глубокое усвоение и применение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации
Запишите тему урока (слайд №1)
3.Актуализация знаний. 5 мин. Ребята,
перед вами таблица
, но не простая. В ней спрятались названия стихийных бедствий. Слова можно найти в строчках, столбиках и по диагонали (от уголка к уголку). Какие слова спрятались? Найдите их в течение одной минуты, будьте внимательны! (карточка №1). Подсказка – их всего 10. Учитель: а теперь сверьте полученные результаты с эталоном на экране
(слайд

2),
у кого менее 5 найденных слов поставьте в лист самооценки – 1 балл, у кого от 5-7 совпадений – 2 балла, 8-9 – 3 балла, 10 - 4 балла
Вопрос к детям:
-по какому принципу можно объединить найденные слова? (ответ – все они - опасные природные явления, приводящие к человеческим жертвам, большому материальному ущербу) -что необходимо для того, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье? (ответ: знать и применять правила поведения при возникновении ч.с природного характера) Внимание! На экран!
(слайд № 3-8)
-Что вы увидели на экране? 4.Обобщение и систематизация знаний 1.Подготовка учащихся к о б о б щ е н н о й деятельности 2.Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 7 мин. 1.Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Учитель:
-существует большое множество опасных природных явлений, в каких известных вам оболочках Земли могут возникнуть опасные природные явления? (ответ: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера)
- как разобраться, что это именно то природное явление, о котором идет речь? (ответ: для этого необходимо знать формулировку стихийного бедствия)
Задание:
карточка №2 в течение 2 минут соотнесите название стихийного бедствия с его формулировкой, а теперь сверьте с эталоном (белая карточка) или с информацией на
слайде №9
, у кого менее 5 совпадений поставьте в лист самооценки – 1 балл, у кого от 5-7 совпадений – 2 балла, 8-9 – 3 балла, 10 - 4 балла
2.
Воспроизведение

на новом уровне
(таблица на доске) Учитель: к а к 1.Землетрясение Спо зание со склон ов больш ого пласта земли под действ ием воды 1 2.Вулкан Снежные глыбы или обломки скал, обрушившиеся с гор 2 3.Оползни Точка на поверхности земли, находящаяся прямо над гипоцентром 3 4.Пожар Подземные толчки и колеба ия отдель ных участк ов земно й повер хности 4 5.Обвал Бурный грязе-каменный поток, возникающий в горах во время сильных дождей или таяния снега 5 6.Ураган Коническая гора с кратером на вершине, через который из недр Земли время от времени вырывается огонь 6 7.Смерч Ветер большой разрушительной силы, скорость которого более 32 км./ час 7 8.Наводнение Огонь, стихийно распространяющийся по лесной подстилке 8 9.Эпицентр Подъем уровня воды и выход её из русла с последующим разливом по прилегающей территории 9 10.Сель Вихрь, возникающий в грозовом облаке, поднимающий столбом воду 10
5. Применение знаний и умений в новой ситуации 10 мин.
Работа в малых группах (парах)
Ребятам выдаются карточки - задания по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера
Учитель:
задание - вам необходимо отгадать, что это за природное явление и написать алгоритм действий населения в случае его возникновения Внимание: на решение задачи с аргументацией ответа вам достаточно 5 минут, будьте внимательны! После выполнения задания, выслушать аргументы всех детей. Вы рассказали о правилах поведения и действиях при возникновении стихийных бедствий, как кратко сформулировать ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ?
(дети пытаются сформулировать алгоритм, написать на доске)
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Рефлексия (подведение итогов занятия) 5 мин. Да нет 1 Землетрясение может произойти рядом с о. Байкал  2 Торнадо вращается по часовой стрелке  3 По характеру распространения лесные пожары могут быть наземными  4 Самое большое количество землетрясений зарегистрировано в Японии  5 Спровоцировать сход снежных лавин может выстрел из ружья или громкий крик  6 При возникновении землетрясения необходимо немедленно спуститься в подвал (подполье)  7 Основной защитой населения при цунами является выход на открытое или любое свободное от строений место  8 Наводнения могут быть низкими и высокими, выдающимися и катастрофическими  9 Кубинцы называют вытянутые в изогнутую трубку вихри «коровьим хвостом»  10 При возникновении угрозы цунами капитанам кораблей необходимо срочно причалить к берегу  11 Ураган – это ветер, скорость которого достигает 21 метра в секунду  12 Магнитуда землетрясения измеряется по шкале Бофорта  13 Основная причина возникновения лесных пожаров – деятельность человека  14 Главное для человека при возникновении ч.с. природного характера - не паниковать! 
Выполняют задание на листочках. Игра «Да» или «Нет»
(розовая карточка)
Сверить свои ответы с эталоном. У кого получилось все верно? У кого одна или две ошибки? В каком вопросе ошиблись? Разбор ошибок. Сверьте с эталоном
(слайд №10) Оценивание:
у кого менее 7 совпадений поставьте в лист самооценки – 1 балл, у кого от 8-10 совпадений – 2 балла, 11-13 – 3 балла, 14 -15 совпадений - 4 балла
Рефлексия:
Как себя чувствовали сегодня на уроке? Что было интересного? Что запомнилось? 7.Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу 3 мин. Подведение итогов занятия Учитель: Мы с вами сегодня провели урок обобщения и систематизации знаний о стихийных бедствиях. Все вы показали хорошие знания. Какой вывод можно сделать по изученному материалу? Достигнута ли цель нашего урока? Выполнены ли задачи урока? Полезная была наша встреча или нет? Полученные знания пригодятся вам в жизни? Оцените свою работу на уроке. У кого какая получилась отметка? Оценки за урок. Домашнее задание по желанию подготовить сообщение (презентацию) о любом стихийном бедствии. В заключительной части нашего урока мне ещё раз хотелось бы заострить Ваше внимание на том, что безопасность человека во многом зависит от него самого, от знания законов, прав и обязанностей, правил и тактики поведения в определённых жизненных ситуациях, в том числе при возникновении стихийных бедствий. Всем спасибо за урок! До встречи!


В раздел образования