Автор: Изергина Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП № 2
Населённый пункт: г. Котельнич Кировской области
Наименование материала: Разработка урока русского языка во 2 классе
Тема: "Местоимение"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык 2 класс
Учитель: Изергина Ольга Александровна, МБОУ СОШ с УИОП № 2 г. Котельнича
Тема урока
Место урока по теме
Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи
Первый урок по теме «Местоимение»
Тип урока
Формы и виды деятельности
Урок открытия новых знаний
Фронтальная, работа в парах, группах, самостоятельная работа, сравнение,
диалог, театрализация
Цели урока
Прогнозируемые результаты урока
1.
Образовательная: Знакомство с новой частью речи -
местоимением, его значением и употреблением в речи
2.
Развивающая: развитие устной речи учащихся
3.
Воспитательная: воспитание бережного отношения к языку
Предметные результаты:
1.Дети узнают, какова роль местоимений в речи.
2.Научатся распознавать личные местоимения среди других слов в
предложении, различать местоимения и имена существительные.
3.Будут учиться правильно употреблять местоимения в речи.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-организовывать своё рабочее место и свою деятельность на уроке
- в сотрудничестве с учителем определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
-
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действий
и
вносить
необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце
действия.
Познавательные УУД:
- уметь правильно прочитать задание к упражнению и выполнить его
- уметь определять границы знания и незнания, планировать решение
проблемной задачи;
- пользоваться приёмами запоминания при заучивании правила
- учиться извлекать информацию из текста.
Коммуникативные УУД:
- применять правила делового сотрудничества в паре и группе,
- строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения,
- участвовать в учебном диалоге.
Личностные результаты:
-понимать значение правильной речи, культуры родного языка
Оборудование урока:
1.
Учебник
«Русский
язык
2
класс»
В.
Канакина,
В.Горецкий
М:
Просвещение, 2012 г., электронное приложение к учебнику.
2.
Конверты «Части речи» для парной работы (в них – на отдельных
карточках
названия
частей
речи,
значение,
вопросы,
примеры)
(Приложение 3)
3.
Листы с текстами для групповой работы.(Приложение 1)
4.
Шапочки мышки и лягушки для инсценировки диалога.
5.
«Оценочный лист» (Приложение 2)
6.
Карточки с личными местоимениями
7.
Магнитные буквы.
8.
Смайлики для рефлексии.
Оформление доски:
Солнышко
светит
ярко
.
Солнышко
согревает
землю
своими
лучами
.
ХОД УРОКА
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Формы
контроля
Результат
I этап: организационный
Организация
класса на уроке
Приветствие.
Дети хором произносят текст,
повернувшись друг к другу:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил
.
Проверка готовности
учащихся к уроку.
Проверяют готовность к уроку.
Дети настраиваются на работу.
-организовывать
своё рабочее место
и
с в о ю
деятельно сть
н а
уроке
самоконтроль
взаимоконтроль
Готовность
учащихся к уроку
Эмоциональный
настрой на урок.
II этап: мотивация
Мотивация
учащихся к
изучению новой
темы
1 . Предлагает познакомиться
с текстом на доске и узнать, в
чём ошибка.
2 .
П р ед л а г а е т
з а м е н и т ь
повторяющееся
слово
другим
сначала устно, затем записать
в тетрадь.
3. Наводит детей на мысль, что
это новая часть речи
1. Читают текст
2.
Замечают,
что
в
тексте
есть
повторы слов.
3 .
З а м е н я ю т
в о
в т о р о м
предложении слово солнышко на
ОНО, списывают новый текст в
тетрадь.
4. Делают вывод, что мы часто
употребляем такие слова, чтобы
избежать повторов.
-
участвовать
в
учебном диалоге
-
уметь
выделять
учебную задачу
- понимать значение
правильной речи
анализ ответов
детей
самоконтроль,
самооценка
(отметка в
«Оценочных
листах»)
М о т и в а ц и я
н а
изучение
новой
темы
III этап: актуализация знаний
Повторение
изучаемого
раздела, темы.
1.
Задаёт вопросы: Как
называется раздел? Какие
части речи знаем?
2.
Организует работу в парах
1. Ответы на вопросы
2. Работа в статических парах с
карточками «Части речи»
.
-
участвовать
в
учебном диалоге
уметь сотрудничать
в паре
самоконтроль по
словарю
самоконтроль
взаимоконтроль
Возникновение
проблемной
ситуации: к какой
части речи
отнести слова:
ОН, Я, МЫ и т. д.
III этап: целеполагание
Постановка цели
деятельности на
уроке
1 .
П р о в е р я е т,
ка к
п а р ы
распределили слова по частям
р е ч и ,
к о н с т а т и р у е т
возникновение
проблемной
1.
Объясняют
и
доказывают,
почему
они
так
расположили
слова,
делают
вывод,
что
не
знают,
какой
частью
р еч и
- в сотрудничестве с
учителем
определять
учебную задачу
контроль
учителя,
самооценка
Умение
ставить
цели,
планировать
ситуации
являются
слова
Я,
ТЫ,
МЫ,
ОНИ…
2.
П ри к ре п ля ют
н а
д о с к у
к а р т о ч к и
с
л и ч н ы м и
местоимениями в «столбики» по
числам
3. Определяют цель: узнать, что
это
за
часть
речи,
какую
роль
играет в языке
- планировать свою
деятельность
п о
решению
учебной
задачи
свою работу.
IV этап: открытие нового знания.
1. Определение
темы урока
2. Знакомство с
определением
местоимения как
части речи
1. Организует работу
учащихся с упражнениями из
учебника
2. Помогает учащимся
образовать название новой
части речи из магнитных букв:
вместо имени - местоимение
2.Организует работу с
правилом стр. 101 с
использованием электронного
приложения.
1 .
Р а б о т а ю т
п о
з а д а н и я м
учебника к упражнению 171
2. Разыгрывают диалог Мышки и
Лягушки,
анализируют,
какие
местоимения
употребляли
в
диалоге.
3. Делают вывод о местоимениях,
сравнивают
его
с
правилом
в
учебнике, выделяют главное.
4 .
П о в т о р я ю т
п р а в и л о
в
динамических парах.
-
уметь
правильно
прочитать задание к
у п р а ж н е н и ю
и
выполнить его
-
п о л ь з о в а т ь с я
приёмами
запоминания
при
заучивании правила
самоконтроль,
самооценка
( р а б о т а
с
«Оценочными
листами»)
З н а ко м с т в о
с
понятием
«Местоимение» и
личными
местоимениями
IV этап: закрепление новых знаний
Включение нового
знания в систему
знаний
1.Организует работу учащихся
с упражнением 173
Выполняют
задания
учебника,
в ы я с н я ю т
гл а в н у ю
м ы с л ь
стихотворения,
с п и с ы в а ю т
первое предложение
-
уметь
выделять
учебную задачу
-
уметь
выделять
гл а в н у ю
м ы с л ь
текста
взаимоконтроль,
самооценка
Формирование
умений учебного
сотрудничества,
V этап: контроль и коррекция усвоения новых знаний
Создание
ситуации успеха
для каждого
применение
полученных
знаний
1 . О р г а н и з уе т
р а б о т у
в
группах.
2.
Предлагает
самостоятельно
выполнить упражнение 175
1.
Дети
выполняют
задание
:в
группах вставить в предложения
подходящие местоимения.
2.
Самостоятельно
выполняют
упражнение.
-
уметь
правильно
прочитать задание к
у п р а ж н е н и ю
и
выполнить его
взаимоконтроль
(озвучивание)
-проверка
выполнения – на
д о с к е
–
самоконтроль
Умение
соотносить цели и
результаты
собственной
деятельности
VI этап: рефлексия
Осознание
обучающимися
своей учебной
деятельности;
самооценка
результатов своей
деятельности и
всего класса.
Задаёт вопросы
-
С
какой
частью
речи
мы
познакомились,
что
такое
местоимение?
Почему
не
п о л у ч и л о с ь
в ы п о л н и т ь
з а д а н и е
с
ц в е т н ы м и
карточками в начале урока, как
его можно дополнить?
-
К а к
м ы
и с п о л ь з у е м
местоимения в речи?
- Что было легко, что сложно,
непонятно и т. д.
- Что получилось на уроке, что
не получилось?
1 Как работал класс в целом?
Отвечают на вопросы учителя
В ы б и р а ю т
с м а й л и к
д л я
самооценки
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действий и вносить
необходимые
коррективы
самоконтроль,
самооценка,
взаимооценка,
анализ
заполненных
«Оценочных
листов»
Рефлексия
способности
организовывать
собственную
деятельность.
VI этап: домашнее задание
1)
повторить правило стр. 101
2)
из учебника «Литературное чтение» выписать 3 предложения с местоимениями (из любых текстов)
Приложение 1 Задания для групповой работы.
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения.
1) ....... бьём исправно каждый час,
А ....., друзья, не бейте ......! (...........)
2) Что же ......, моя старушка, приумолкла у окна? (А. Пушкин)
3) Да мало ль ....... чего хочу, но мама спит, и ..... молчу. (Е. Благинина)
4)
В
небо
взлетают
цветные
огни,
весть
о
Победе
разносят
......
(Е.Трутнева)
5) Шумит .... в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда ..... не иду,
Покуда ...... идёт. (..............)
6) ......с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
....... такие с ним друзья,
Куда ....., туда и .... (С. Михалков)
Приложение 2
Оценочный лист
№
Виды работы
твоя
оценка
оценка
товарища
оценка
учителя
1.
Работа с текстом
2.
Работа в паре
3.
Работа по учебнику
4.
Работа в группе
5.
Самостоятельная
работа
Общая оценка за урок
Приложение 3
Карточки для парной работы (разрезаны) – 1 вариант
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
кто? что?
какой? какая? какое?
какие?
что делать?
что делают?
предмет, явление
признак предмета
действие предмета
вода
зелёный
стоять
бумага
молодые
бежим
я
они
ты