Напоминание

"Местоимение"


Автор: Изергина Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП № 2
Населённый пункт: г. Котельнич Кировской области
Наименование материала: Разработка урока русского языка во 2 классе
Тема: "Местоимение"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет: русский язык 2 класс

Учитель: Изергина Ольга Александровна, МБОУ СОШ с УИОП № 2 г. Котельнича

Тема урока

Место урока по теме

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Первый урок по теме «Местоимение»

Тип урока

Формы и виды деятельности

Урок открытия новых знаний

Фронтальная, работа в парах, группах, самостоятельная работа, сравнение,

диалог, театрализация

Цели урока

Прогнозируемые результаты урока

1.

Образовательная: Знакомство с новой частью речи -

местоимением, его значением и употреблением в речи

2.

Развивающая: развитие устной речи учащихся

3.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к языку

Предметные результаты:

1.Дети узнают, какова роль местоимений в речи.

2.Научатся распознавать личные местоимения среди других слов в

предложении, различать местоимения и имена существительные.

3.Будут учиться правильно употреблять местоимения в речи.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-организовывать своё рабочее место и свою деятельность на уроке

- в сотрудничестве с учителем определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

-

адекватно

оценивать

правильность

выполнения

действий

и

вносить

необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце

действия.

Познавательные УУД:

- уметь правильно прочитать задание к упражнению и выполнить его

- уметь определять границы знания и незнания, планировать решение

проблемной задачи;

- пользоваться приёмами запоминания при заучивании правила

- учиться извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД:

- применять правила делового сотрудничества в паре и группе,

- строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения,

- участвовать в учебном диалоге.

Личностные результаты:

-понимать значение правильной речи, культуры родного языка

Оборудование урока:

1.

Учебник

«Русский

язык

2

класс»

В.

Канакина,

В.Горецкий

М:

Просвещение, 2012 г., электронное приложение к учебнику.

2.

Конверты «Части речи» для парной работы (в них – на отдельных

карточках

названия

частей

речи,

значение,

вопросы,

примеры)

(Приложение 3)

3.

Листы с текстами для групповой работы.(Приложение 1)

4.

Шапочки мышки и лягушки для инсценировки диалога.

5.

«Оценочный лист» (Приложение 2)

6.

Карточки с личными местоимениями

7.

Магнитные буквы.

8.

Смайлики для рефлексии.

Оформление доски:

Солнышко

светит

ярко

.

Солнышко

согревает

землю

своими

лучами

.

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Формы

контроля

Результат

I этап: организационный

Организация

класса на уроке

Приветствие.

Дети хором произносят текст,

повернувшись друг к другу:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил

.

Проверка готовности

учащихся к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

Дети настраиваются на работу.

-организовывать

своё рабочее место

и

с в о ю

деятельно сть

н а

уроке

самоконтроль

взаимоконтроль

Готовность

учащихся к уроку

Эмоциональный

настрой на урок.

II этап: мотивация

Мотивация

учащихся к

изучению новой

темы

1 . Предлагает познакомиться

с текстом на доске и узнать, в

чём ошибка.

2 .

П р ед л а г а е т

з а м е н и т ь

повторяющееся

слово

другим

сначала устно, затем записать

в тетрадь.

3. Наводит детей на мысль, что

это новая часть речи

1. Читают текст

2.

Замечают,

что

в

тексте

есть

повторы слов.

3 .

З а м е н я ю т

в о

в т о р о м

предложении слово солнышко на

ОНО, списывают новый текст в

тетрадь.

4. Делают вывод, что мы часто

употребляем такие слова, чтобы

избежать повторов.

-

участвовать

в

учебном диалоге

-

уметь

выделять

учебную задачу

- понимать значение

правильной речи

анализ ответов

детей

самоконтроль,

самооценка

(отметка в

«Оценочных

листах»)

М о т и в а ц и я

н а

изучение

новой

темы

III этап: актуализация знаний

Повторение

изучаемого

раздела, темы.

1.

Задаёт вопросы: Как

называется раздел? Какие

части речи знаем?

2.

Организует работу в парах

1. Ответы на вопросы

2. Работа в статических парах с

карточками «Части речи»

.

-

участвовать

в

учебном диалоге

уметь сотрудничать

в паре

самоконтроль по

словарю

самоконтроль

взаимоконтроль

Возникновение

проблемной

ситуации: к какой

части речи

отнести слова:

ОН, Я, МЫ и т. д.

III этап: целеполагание

Постановка цели

деятельности на

уроке

1 .

П р о в е р я е т,

ка к

п а р ы

распределили слова по частям

р е ч и ,

к о н с т а т и р у е т

возникновение

проблемной

1.

Объясняют

и

доказывают,

почему

они

так

расположили

слова,

делают

вывод,

что

не

знают,

какой

частью

р еч и

- в сотрудничестве с

учителем

определять

учебную задачу

контроль

учителя,

самооценка

Умение

ставить

цели,

планировать

ситуации

являются

слова

Я,

ТЫ,

МЫ,

ОНИ…

2.

П ри к ре п ля ют

н а

д о с к у

к а р т о ч к и

с

л и ч н ы м и

местоимениями в «столбики» по

числам

3. Определяют цель: узнать, что

это

за

часть

речи,

какую

роль

играет в языке

- планировать свою

деятельность

п о

решению

учебной

задачи

свою работу.

IV этап: открытие нового знания.

1. Определение

темы урока

2. Знакомство с

определением

местоимения как

части речи

1. Организует работу

учащихся с упражнениями из

учебника

2. Помогает учащимся

образовать название новой

части речи из магнитных букв:

вместо имени - местоимение

2.Организует работу с

правилом стр. 101 с

использованием электронного

приложения.

1 .

Р а б о т а ю т

п о

з а д а н и я м

учебника к упражнению 171

2. Разыгрывают диалог Мышки и

Лягушки,

анализируют,

какие

местоимения

употребляли

в

диалоге.

3. Делают вывод о местоимениях,

сравнивают

его

с

правилом

в

учебнике, выделяют главное.

4 .

П о в т о р я ю т

п р а в и л о

в

динамических парах.

-

уметь

правильно

прочитать задание к

у п р а ж н е н и ю

и

выполнить его

-

п о л ь з о в а т ь с я

приёмами

запоминания

при

заучивании правила

самоконтроль,

самооценка

( р а б о т а

с

«Оценочными

листами»)

З н а ко м с т в о

с

понятием

«Местоимение» и

личными

местоимениями

IV этап: закрепление новых знаний

Включение нового

знания в систему

знаний

1.Организует работу учащихся

с упражнением 173

Выполняют

задания

учебника,

в ы я с н я ю т

гл а в н у ю

м ы с л ь

стихотворения,

с п и с ы в а ю т

первое предложение

-

уметь

выделять

учебную задачу

-

уметь

выделять

гл а в н у ю

м ы с л ь

текста

взаимоконтроль,

самооценка

Формирование

умений учебного

сотрудничества,

V этап: контроль и коррекция усвоения новых знаний

Создание

ситуации успеха

для каждого

применение

полученных

знаний

1 . О р г а н и з уе т

р а б о т у

в

группах.

2.

Предлагает

самостоятельно

выполнить упражнение 175

1.

Дети

выполняют

задание

группах вставить в предложения

подходящие местоимения.

2.

Самостоятельно

выполняют

упражнение.

-

уметь

правильно

прочитать задание к

у п р а ж н е н и ю

и

выполнить его

взаимоконтроль

(озвучивание)

-проверка

выполнения – на

д о с к е

самоконтроль

Умение

соотносить цели и

результаты

собственной

деятельности

VI этап: рефлексия

Осознание

обучающимися

своей учебной

деятельности;

самооценка

результатов своей

деятельности и

всего класса.

Задаёт вопросы

-

С

какой

частью

речи

мы

познакомились,

что

такое

местоимение?

Почему

не

п о л у ч и л о с ь

в ы п о л н и т ь

з а д а н и е

с

ц в е т н ы м и

карточками в начале урока, как

его можно дополнить?

-

К а к

м ы

и с п о л ь з у е м

местоимения в речи?

- Что было легко, что сложно,

непонятно и т. д.

- Что получилось на уроке, что

не получилось?

1 Как работал класс в целом?

Отвечают на вопросы учителя

В ы б и р а ю т

с м а й л и к

д л я

самооценки

адекватно

оценивать

правильность

выполнения

действий и вносить

необходимые

коррективы

самоконтроль,

самооценка,

взаимооценка,

анализ

заполненных

«Оценочных

листов»

Рефлексия

способности

организовывать

собственную

деятельность.

VI этап: домашнее задание

1)

повторить правило стр. 101

2)

из учебника «Литературное чтение» выписать 3 предложения с местоимениями (из любых текстов)

Приложение 1 Задания для групповой работы.

Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения.

1) ....... бьём исправно каждый час,

А ....., друзья, не бейте ......! (...........)

2) Что же ......, моя старушка, приумолкла у окна? (А. Пушкин)

3) Да мало ль ....... чего хочу, но мама спит, и ..... молчу. (Е. Благинина)

4)

В

небо

взлетают

цветные

огни,

весть

о

Победе

разносят

......

(Е.Трутнева)

5) Шумит .... в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда ..... не иду,

Покуда ...... идёт. (..............)

6) ......с приятелем вдвоём

Замечательно живём.

....... такие с ним друзья,

Куда ....., туда и .... (С. Михалков)

Приложение 2

Оценочный лист

Виды работы

твоя

оценка

оценка

товарища

оценка

учителя

1.

Работа с текстом

2.

Работа в паре

3.

Работа по учебнику

4.

Работа в группе

5.

Самостоятельная

работа

Общая оценка за урок

Приложение 3

Карточки для парной работы (разрезаны) – 1 вариант

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

кто? что?

какой? какая? какое?

какие?

что делать?

что делают?

предмет, явление

признак предмета

действие предмета

вода

зелёный

стоять

бумага

молодые

бежим

я

они

ты



В раздел образования