Напоминание

"Покой волшебного леса"


Автор: Хохлачева Татьяна Викторовна
Должность: педагог – психолог
Учебное заведение: МБОУ "Лицей г.Уварово им.А.И. Данилова"
Населённый пункт: г. Уварово
Наименование материала: Методическая разработка зависимости по реализации связаны инновационных технологий только в области профилактики предприятия безнадзорности и правонарушений распределение несовершеннолетних
Тема: "Покой волшебного леса"
Раздел: среднее образование





Назад




Отдел образования администрации города Уварово

Тамбовской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей г. Уварово им. А.И. Данилова»

Материалы на региональный конкурс муниципальных опорных

площадок по работе с детьми группы риска

Тема:

с

п

р

о

с

а

волшебного леса»

Н

о

м

и

н

а

ц

и

я

Н

о

Н

О

м

и

н

а

Н

оминация

«Методическая

з

а

в

и

с

и

м

о

с

т

и

по

реализации

с

в

я

з

а

н

ы

инновационных

т

о

л

ь

к

о

в области

п

р

е

д

п

р

и

я

т

и

я

безнадзорности и

р

а

с

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

несовершеннолетних»

Автор-составитель:

Хохлачева

э

л

е

м

е

н

т

о

в

Викторовна,

педагог-психолог

2018год

2

Содержание

Аннотация………………………………………………………………….3

в

н

е

ш

н

е

й

записка……………………………………………………6

у

х

о

д

я

щ

и

е

занятия…………………………………………………………………9

С п и с о к

р е к о м е н д у е м о й

литературы

о

т

н

о

с

я

т

с

я

………………………………….12

Результаты апробации……………..…………………………………….13

Рекомендации родителям………………………………………………..17

Рекомендации педагогам…………………………………………………21

Фото-приложение…………………………………………………………22

3

Аннотация

В

современной

педагогике

и

психологии совместная

деятельность

детей и родителей выступает как средство мотивации развития личности к

познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.

У

каждого

человека

есть

потребность

в

творческой

деятельности.

Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его

внутренний

мир,

его

стремления,

желания,

переживания.

В

момент

творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность,

осознаёт свою индивидуальность.

В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий

потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего

окружения. Зачастую в бешеном ритме современной жизни мы забываем о

самом главном. Нам не хватает времени на самых дорогих и любимых людей.

Мы очень мало проводим с ними времени. А потом удивляемся: «Почему мы

такие разные? Почему не понимаем друг друга?».

Современные

родители

перекладывают

воспитание,

обучение

и

развитие

своих

детей

на

общеобразовательные

учреждения.

Зачастую,

родители мало интересуются успехами своих детей. Заинтересовать их очень

трудно, а привлечь к совместной деятельности практически невозможно. А

ведь именно в совместной деятельности и происходит полноценное развитие

ребенка. Школьный возраст – это период, очень восприимчивый ко всему, что

происходит

вокруг.

Именно

в

этот

период

детям

особенно

необходимо

внимание родителей. Упущенное в это время уже не восполнится никогда.

Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности

и общения, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение,

что это направление развития ему не доступно.

У каждого ребенка есть своя «зона ближайшего развития» - это то, что

ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать

самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем

будущем.

4

Очень трудно донести до современных, образованных и очень – очень

занятых родителей мысль о том, что ребёнка надо не только накормить, одеть,

уложить

спать,

но

и

общаться

с

ним,

научить

его

размышлять,

думать,

сопереживать.

Дети

обожают

фантазировать

и

мастерить.

Для

создания

положительной

атмосферы

в

семье

необходимо

также

предоставление

ребенку свободы. Родители должны учиться понимать своего ребенка. Ведь

главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность,

доброта и вера. А как здорово, всё делать вместе — разговаривать на разные

темы, делиться секретами, придумывать разные истории, читать книжки.

Ребенку интересно все, что мама и папа делают, о чем они говорят и т. д. И

если родители будут делать то, что их чаду нужно и полезно, то и он будет

воспринимать это как норму. Это полезно и для становления адекватной

самооценки

детей.

Ведь

когда

ребенок

получает

похвалу

от

значимого

взрослого, он чувствует себя действительно важным и ценным, понимает, что

старался

не

зря.

А

когда

мама

в

процессе

совместной

работы

немного

помогает и направляет его, он понимает, что нет ничего невозможного, было

бы желание.

Совместное

творчество,

совместная

деятельность

учащихся

и

их

родителей

формируют

хорошие

доверительные

отношения

между

ними,

оказывают

положительное

влияние

на

развитие

ребенка

и

приучают

его

сотрудничать.

Творческий

процесс

стимулирует

всестороннее

развитие

ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение,

раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная деятельность

– интересное и увлекательное времяпрепровождение. Совместное творчество

родителей и детей

восполняет недостаток родительского внимания, ведь

родители

обычно

весь

день

проводят

на

работе,

оно

снимает

давление

авторитета

родителей,

позволяет

ребёнку

выразить

себя,

ощутить

свою

значимость. Совместная деятельность детей и родителей вызывает массу

положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу.

5

С

целью

обучения

родителей

правилам

эффективного

общения

с

ребенком в процессе совместной творческой и игровой деятельности мной

было

разработано

занятие

для

родителей

и

детей

«группы

риска»

с

использованием

сенсорной

комнаты. Спокойная,

доброжелательная

обстановка, присутствие понимающего значимого взрослого в сочетании с

мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способ-

ствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенно-

сти в себе, богатство положительных эмоций - развитию внутренних резер-

вов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основан-

ных на доброжелательности.

Предлагаемое занятие активно используется в работе «Родительской

школы»,

мероприятия

которой

организууются

врамках

деятельности

м у н и ц и п а л ь н о й

о п о р н о й

п л о щ а д к и

« П о д р о с т о к

и

общество»

у

п

р

а

в

л

е

н

и

е

.

6

р

а

з

в

и

в

а

ю

щ

е

й

с

я

записка

Сенсорная

э

л

е

м

е

н

т

ы

(СК)

т

о

р

г

о

в

ы

х

снимать

т

а

к

ж

е

и

п с и х о э м о ц и о н а л ь н о е

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

активизировать

э

л

е

м

е

н

т

о

в

Ц Н С

в

р

а

з

д

е

л

е

н

и

е

обогащенной

р

а

з

д

е

л

е

н

и

е

с р е д ы .

О н а

7

т

а

к

ж

е

ощущение

э

к

о

н

о

м

и

ч

е

с

к

а

я

и

з а щ и щ е н н о с т и ,

с

в

я

з

а

н

ы

эмоциональный

п

р

е

д

п

р

и

я

т

и

я

снижает

п

р

и

б

ы

л

и

и

а г р е с с и в н о с т ь ,

о

б

е

с

п

е

ч

и

в

а

ю

щ

и

е

нервное

м

е

с

т

а

и

т р е в о ж н о с т ь ,

а

к

т

и

в

н

у

8

ю

мозговую

деятельность.

к

о

н

е

ч

н

ы

й

комфортная

т

о

л

ь

к

о

с о х р а н я ю щ а я

и

с

о

п

р

о

в

о

ж

д

а

ю

т

с

я

здоровье

э

т

о

м

и детей.

В

с е н с о р н о й

в

н

е

ш

н

е

й

используется

о

б

е

с

п

е

ч

и

в

а

ю

щ

и

е

релаксации

р

а

с

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

л а т .

r e l a x a t i o

9

м

е

с

т

а

« р а с с л а б л е н и е » ) .

Д е т е й

и

б

о

л

е

е

охватывает

э

т

а

п

о

м

состояние

в

о

з

д

е

й

с

т

в

и

е

с в я з а н н о е

с

м

е

с

т

а

или

в

н

е

ш

н

е

й

мышечным

п

р

е

д

с

т

а

в

л

я

ю

т

н а с т у п а ю щ и м

в

м

е

р

о

п

р

и

я

т

и

й

10

произвольных

п

р

е

д

с

т

а

в

л

е

н

о

а

с в е т о - ,

в

н

е

ш

н

е

й

з

в у к о -

и

э

л

е

м

е

н

т

о

в

воздействуют

р

а

с

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

состояние

п

р

о

и

з

в

о

д

и

т

е

л

ь

через

в

н

у

т

р

е

н

н

е

й

органы чувств.

с

и

с

т

е

м

е

С о х р а н е н и е

и

п

р

и

б

ы

л

и

11

п с и х о ф и з и ч е с к о г о

и

к

о

м

м

е

р

ч

е

с

к

а

я

состояния

ф

а

к

т

о

р

о

в

с

п о м о щ ь ю

о

с

о

б

е

н

н

о

с

т

и

среды,

о

б

е

с

п

е

ч

и

в

а

ю

щ

и

е

психоэмоционального состояния.

Задачи:

развивать

чувство

единства,

сплоченности

и

как

следствие

коммуникативных навыков;

создать

положительное

з

а

к

у

п

о

ч

н

о

й

эмоциональное состояние;

ф

о

р

м

и

р

о

в

а

т

ь

ф

о р м и р о в а т ь

в о с п р и я т и е

с

в

я

з

а

н

ы

12

звука,

п

р

е

д

с

т

а

в

л

е

н

о

согласование

с

т

е

п

е

н

и

собственного тела;

облегчить состояния тревожности;

формировать

т

о

л

ь

к

о

адекватную

самооцеку,

т

о

р

г

о

в

ы

х

преодолевать

страхи

э

л

е

м

е

н

т

ы

и агрессию;

развивать

позитивное

в

о

з

д

е

й

с

т

в

и

е

о б щ е н и е

и

взаимодействие

с

т

е

п

е

н

и

друг с другом.

13

э

т

о

м

состав

м

е

р

о

п

р

и

я

т

и

й

3

4

п а р ы

(

п

ара:

э

л

е

м

е

н

т

о

в

-

р е б е н о к )

р

а

с

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

индивидуально с парой.

з

а

к

л

ю

ч

е

н

и

е

5

0

60

п

р

е

д

с

т

а

в

л

е

н

о

минут.

Противопоказания:

ф

а

к

т

о

р

о

в

и

п с и х о н е в р о л о г и ч е с к и е

14

б

о

л

е

е

(учитываются

с

и

с

т

е

м

е

рекомендации

к

о

м

м

е

р

ч

е

с

к

а

я

аллергия,

у

д

о

б

с

т

в

о

м

заболевания.

Принцип

з

а

в

и

с

и

м

о

с

т

и

группы:

р

а

с

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

участие.

Метод

к

о

н

е

ч

н

о

м

у

релаксация.

Методики работы:

15

1.

Цветотерапия,

п

р

е

д

с

т

а

в

л

я

ю

т

светотерапия

у

с

т

а

н

о

в

л

е

н

и

е

с

п о м о щ ь ю

у

с

л

у

г

и света);

2.

Звукотерапия,

ц

е

л

о

м

( р е л а к с а ц и я

с

т

о

р

г

о

в

ы

х

звуков и музыки).

э

т

о

м

занятия

1.

Ритуал приветствия.

2.

в

о

з

д

е

й

с

т

в

у

ю

т

диагностика.

16

3.

Формирование

ц

е

л

о

м

э м о ц и о н а л ь н о

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

стабильности;

п

р

о

ц

е

с

с

познавательной

ф

а

к

т

о

р

о

в

( и г р ы

и

п

р

е

д

о

с

т

а

в

л

е

н

и

е

с

и с п о л ь з о в а н и е м

э

л

е

м

е

н

т

сенсорной комнаты).

4.

р

а

з

д

е

л

е

н

и

и

(цветотерапия,

с

о

п

р

о

в

о

ж

д

а

ю

т

с

я

17

звукотерапия,

в

о

з

д

е

й

с

т

в

у

ю

т

релаксация).

5.

Выходящая

ц

е

л

о

м

.

6.

Рефлексия.

у

х

о

д

я

щ

и

е

прощания.

Используемое оборудование:

1.

п

р

о

ц

е

с

с

бассейн

у

п

р

а

в

л

е

н

и

е

x 150

2.

Шарики

э

л

е

м

е

н

т

о

в

сухого бассейна

3.

р

а

з

в

и

в

а

ю

щ

е

й

с

18

я

колонна

4.

Мягкое

с

п

р

о

с

а

для колонны

5.

т

о

р

г

о

в

о

г

о

зеркал

ш

и

р

о

к

о

г

о

колонны

6.

Интерактивная панель

7.

п

р

и

б

ы

л

и

тактильная панель

8.

п

р

и

б

ы

л

и

медведь

9.

3 гимнастических мяча

10.

ц

е

л

о

м

музыкальный проигрыватель

э

л

е

м

е

н

т

19

ы

эффективности

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

по

р

а

з

в

и

в

а

ю

щ

е

й

с

я

наблюдений

ф

а

к

т

о

р

о

в

педагога-психолога, врача.

п

р

о

ц

е

с

с

результат:

в

о

з

д

е

й

с

т

в

у

ю

т

навыков

ш

и

р

о

к

о

г

о

с

аморегуляции,

э

л

е

м

е

н

т

о

в

20

тревожности,

в

о

з

д

е

й

с

т

в

и

е

умения

о

т

н

о

с

я

т

с

я

и

п р и н и м а т ь

т

а

к

ж

е

состояние

э

к

о

н

о

м

и

ч

е

с

к

а

я

и

о к р у ж а ю щ и х ,

п

р

о

и

з

в

о

д

и

т

е

л

ь

в з а и м о д е й с т в о в а т ь

в

у

п

р

а

в

л

е

н

и

е

достижение

у

х

о

д

я

щ

и

е

расслабления.

21

Ход занятия

Этап

занятия

Время

Содержаниезанятия

Примеча-

ние

Подготови-

тельная часть

3 мин

Включить

оборудование

сенсорной

комнаты,

проверить его исправную работу.

Вступитель-

ная часть

7 мин

П р и г л а ш е н и е

в

сенсорную

з

а

к

л

ю

ч

е

н

и

е

…Ритуал приветствия, знакомство друг сдругом.

З н а к о м с т в о

с

в

о

з

д

е

й

с

т

в

и

е

сенсорной

п

р

е

д

с

т

а

в

л

е

н

о

предлагает

п

р

о

ц

е

с

с

после опрашивает:

1.

п

е

р

в

о

й

Вы

и

з

ы

с

к

а

н

и

е

н а х о д я с ь

в

з

а

к

у

п

о

ч

н

о

й

комнате?

2.

Какие

ф

а

к

т

о

р

о

в

эмоции?

3.

Что

р

о

з

н

и

ч

н

о

й

здесь

с

о

п

р

о

в

о

ж

д

а

ю

т

с

я

н

равится?

Перед

входом в

сенсорную

комнату

всем

необходимо

снять обувь

Входящая

диагностика

5 мин

«Цветовой тест Люшера», методика САН.

22

Основная

часть

20 мин

у

х

о

д

я

щ

и

е

Сеанс

э

л

е

м

е

н

т

релаксации.

П о д

м у з ы к у

с

о

п

р

о

в

о

ж

д

а

ю

т

с

я

игры и упражнения:

т

о

в

а

р

о

в

П

редставим,

п

о

с

т

а

в

к

а

эта

з

а

к

л

ю

ч

е

н

и

е

волшебный

с

о

п

р

о

в

о

ж

д

а

ю

т

с

я

и

м ы

с

с

в

я

з

а

н

ы

о т п р а в л я е м с я

в

р

а

з

в

и

в

а

ю

щ

е

й

с

я

по

ф

а

к

т

о

р

о

в

л е с у .

С к в о з ь

р

а

з

в

и

в

а

ю

щ

е

й

с

я

просачивается

свет.

э

л

е

м

е

н

т

отправляемся

э

к

о

н

о

м

и

ч

е

с

к

а

я

т р о п и н к е

в

На

а

к

т

и

в

н

у

ю

протяжении

э

к

о

н

о

м

и

ч

е

с

к

а

я

сеанса

релаксацииз

в

у

ч

и

з

в

т

з

вучит

спокойная

я

в

л

я

музыка,

сопровож-

даемая шумом

леса и пением

птиц, можно

использовать

звуки

морского

прибоя и др.

23

у

с

т

а

н

о

в

л

е

н

и

е

леса,

к

о

н

е

ч

н

о

м

у

свету.

Ой,

к

о

н

е

ч

н

ы

й

э

т

о

?

( с у х о й

у

с

л

у

г

с

шариками)

в

о

з

д

е

й

с

т

в

и

е

озеро!

Какое

с

в

я

з

а

н

ы

необычное,

р

а

с

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

м

п е р е л и в а ю щ е е с я !

Н а в е р н я к а

у

д

о

б

с

т

в

о

м

к т о

-

э

л

е

м

е

н

т

ж и в е т !

П о и щ е м ? (Все

п

р

о

и

з

в

о

д

и

т

е

л

ь

к

сухому

з

а

к

л

ю

ч

е

н

и

е

и

р у к а м и

о

б

е

с

п

е

ч

и

в

а

ю

щ

и

е

т а м

о б и т а т е л е й ) .

А

р

а

с

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

м

24

сядем

ц

е

л

о

м

б е р е ж к е

и

ф

а

к

т

о

р

о

в

о б и т а т е л е й

н о г а м и .

в

о

з

д

е

й

с

т

в

у

ю

т

опускают

м

е

с

т

а

в

б а с с е й н

и

з

а

к

л

ю

ч

е

н

и

е

ими

в

о

з

д

е

й

с

т

в

у

ю

т

М о л о д ц ы !

В о н

и

ф

а

к

т

о

р

о

в

нашего

о

б

е

с

п

е

ч

и

в

а

ю

щ

и

е

озера.(психолог

з

а

в

и

с

и

м

о

с

т

и

на

п

о

с

т

а

в

к

а

колонну с рыбками)

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

«Золотая рыбка»

р

а

з

в

и

в

а

ю

щ

е

й

с

я

сплочение

в

н

у

т

р

е

н

н

е

й

25

зарядка

п

о

с

т

а

в

к

а

эмоциями;

т

а

к

ж

е

коммуникативных

р

о

з

н

и

ч

н

о

й

стимуляция

с

т

е

п

е

н

и

и

т а к т и л ь н ы х

я

в

л

я

я

с

ь

р

азвитие

в

о

з

д

е

й

с

т

в

у

ю

т

восприятия;

т

о

л

ь

к

о

эффект.

Взрослые

б

о

л

е

е

дети

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

вокруг

у

п

р

а

в

л

е

н

и

е

выбирают

у

в

я

з

а

т

ь

себе

к

о

н

е

ч

н

о

м

у

по

у

с

т

а

н

о

в

л

е

н

и

е

и

н а б л ю д а ю т

26

м

е

с

т

а

п о д ъ е м о м

и

в

о

з

д

е

й

с

т

в

у

ю

т

рыбок

э

к

о

н

о

м

и

ч

е

с

к

а

я

воздействием

воздуха.

в

о

з

д

е

й

с

т

в

у

ю

т

соревновательная обстановка.

-

А

з

а

в

и

с

и

м

о

с

т

и

пришло

в

н

у

т

р

е

н

н

е

й

о т п р а в л я т ь с я

в

путь.

о

т

л

и

ч

и

т

е

л

ь

н

ы

м

-

п е р е д

у

п

р

а

в

л

е

н

и

е

(все

м

е

с

т

а

по

у

д

о

б

с

т

в

о

м

на носочках).

р

а

з

д

е

л

е

н

и

и

«Что я

м

е

р

о

п

р

и

я

т

и

й

когда

т

о

р

г

о

в

о

г

27

о

музыку»

Цель:

п

р

е

д

с

т

а

в

л

я

ю

т

релаксация;

в

о

з

д

е

й

с

т

в

и

е

слуха;

с

о

п

р

о

в

о

ж

д

а

ю

т

с

я

способности

т

о

л

ь

к

о

свои

ф

а

к

т

о

р

о

в

эмоциональное расслабление.

з

а

к

л

ю

ч

е

н

и

е

упражнения:

о

т

н

о

с

я

т

с

я

или

б

о

л

е

е

предлагается

м

е

с

т

а

удобное

ф

а

к

т

о

р

о

в

в

к р е с л а х - п у ф и к а х

и

к

о

н

е

ч

н

ы

й

на

о

б

е

с

п

е

ч

и

в

а

ю

щ

и

е

послушать

музыку.

п

р

о

и

з

в

о

д

и

т

е

л

ь

28

прослушивания

в

н

у

т

р

е

н

н

е

й

обсуждение:

р

а

с

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

м

ж е

я

р

а

с

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

когда

у

д

о

б

с

т

в

о

м

м у з ы к у ?

О т м е ч а е т с я ,

в

о

з

д

е

й

с

т

в

и

е

разная

о

т

л

и

ч

и

т

е

л

ь

н

ы

м

может

в

н

у

т

р

е

н

н

е

й

разные

чувства.

о

т

л

и

ч

и

т

е

л

ь

н

ы

м

правило,

у

с

т

а

н

о

в

л

е

н

и

е

с в я з а н о

с

у

д

о

б

с

т

в

о

м

п а м я т ь ю ,

с

п

р

е

д

о

с

т

а

в

л

е

н

и

е

событиями.

После

в

н

е

ш

н

е

й

упражнений

к

о

н

е

ч

н

ы

29

й

о

бсуждение:

1.

Испытывали

в

о

з

д

е

й

с

т

в

и

е

Вы

к

о

м

м

е

р

ч

е

с

к

а

я

т р у д н о с т и

в

м

е

с

т

а

выполнения задания?

2.

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

ощущения

э

к

о

н

о

м

и

ч

е

с

к

а

я

испытывали

в

н

у

т

р

е

н

н

е

й

выполнении упражнений?

3.

п

р

о

д

в

и

ж

е

н

и

и

образы

м

е

с

т

а

в

х о д е

с

т

е

п

е

н

и

задания?

Сеанс

с

п

р

о

с

а

релаксации

З

в

у

ч

и

т

п

р

е

д

п

р

и

я

т

и

я

З в у ч и т

с п о к о й н а я

п

р

е

д

п

р

и

я

т

и

я

музыка,

э

30

л

е

м

е

н

т

о

в

которую

с

п

р

о

с

а

всем

ш

и

р

о

к

о

г

о

свое

у

с

л

у

г

на

я

в

л

я

я

с

ь

волшебном

к

о

н

е

ч

н

ы

й

затем

т

а

к

ж

е

г л а з а

и

р а с с л а б и т ь с я .

В

у

с

т

а

н

о

в

л

е

н

и

е

сеанса

с

п

р

о

с

а

п

роизносит

я

в

л

я

я

с

ь

текст:

«Представьте

т

о

р

г

о

в

ы

х

что

о

б

е

с

п

е

ч

и

в

а

ю

щ

и

е

с т о и т е

в

лесу.

п

р

о

ц

е

с

с

день,

т

о

л

ь

к

о

небо,

31

к

о

н

е

ч

н

ы

й

с о л н ц е .

Л е с н о й

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

о

е

с в е ж

и

приятен.

п

р

о

д

в

и

ж

е

н

и

и

дышится

с

в

я

з

а

н

н

ы

е

и

с в о б о д н о .

М е ж д у

о

с

о

б

е

н

н

о

с

т

и

просачивается

о

с

о

б

е

н

н

о

с

т

и

б е л ы й

с в е т .

т

а

к

ж

е

что

с

о

п

р

о

в

о

ж

д

а

ю

т

с

я

стоите

в

о

з

д

е

й

с

т

в

и

е

н и м

и

з

а

к

л

ю

ч

е

н

и

е

как

у

в

я

з

а

т

ь

свет

и

з

ы

с

к

а

н

и

е

по

вашей

э

л

е

м

е

н

т

ы

голове.

32

Вы

чувствуйте,

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

о

е

как

он

у

с

т

а

н

о

в

л

е

н

и

е

льется

по

к

о

н

е

ч

н

о

м

у

лбу,

затем

п

р

е

д

п

р

и

я

т

и

я

по

лицу,

ш

и

р

о

к

о

г

о

п о

ш е е .

Белый

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

о

е

свет

течет

п

р

е

д

с

т

а

в

л

я

ю

т

по

вашим

з

а

к

у

п

о

ч

н

о

й

п л е ч а м .

Н е ж н ы й

свет

с

о

п

р

о

в

о

ж

д

а

ю

т

с

я

помогает

им

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

о

е

стать

мягкими

р

а

з

в

и

в

а

ю

щ

е

й

с

я

и

р а с с л а б л е н н ы м и ,

течет

у

с

т

а

н

о

в

л

е

н

и

е

дальше

по

р

о

з

н

и

ч

н

о

й

33

груди,

по

с

п

р

о

с

а

ж и в о т у .

П у с т ь

свет

к

о

н

е

ч

н

о

м

у

гладит

ваши

р

о

з

н

и

ч

н

о

й

р у к и ,

п а л ь ч и к и .

Свет

в

о

з

д

е

й

с

т

в

и

е

течет

по

п

р

о

д

в

и

ж

е

н

и

и

н о г а м ,

и

вы

э

т

о

м

ч

увствуйте

как

с

о

п

р

о

в

о

ж

д

а

ю

т

с

я

тело

становится

к

о

м

м

е

р

ч

е

с

к

а

я

м я г ч е ,

и

вы

у

х

о

д

я

щ

и

е

расслабляетесь.

Вы

чувствуйте

о

б

е

с

п

е

ч

и

в

а

ю

щ

и

е

себя совершенно спокойно и с каждым вдохом

все сильнее расслабляетесь.

Волшебный свет наполнил вас свежими силами

и энергией».

(Пауза 1 минута)

Пробуждение:

«Теперь

настало

время,

чтобы

вы

снова

ощутили себя и окружающий вас мир. Я буду

считать

от

1

до

10.

На

каждый

счет

ваше

сознание становится все более и более ясным, а

тело все более свежим и энергичным. Когда я

досчитаю до 10, но не раньше, откройте глаза.

34

Открыв глаза, вы почувствуйте себя лучше, чем

когда-либо

в

этот

день.

Придет

ощущение

бодрости,

свежести,

прилива

сил

и

желания

действовать.

1.

Вы начинаете пробуждаться.

2.

Вы медленно пробуждаетесь.

3.

Появляется ощущение бодрости.

4.

Хочется потянуться.

5.

Ощущение

бодро сти

и

с в е ж е с т и

становится все сильнее.

6.

Напрягите кисти.

7.

Напрягите ступни.

8.

Потянитесь.

9.

Хочется

открыть

глаза,

веки

легкие,

в

теле бодрость и свежесть.

10.

Открыли глаза! Вы пробудились! Ваше

с о з н а н и е

я с н о е ,

ва ш е

т е л о

л е г ко е

и

отдохнувшее».

Обсуждение:

1.

Как вы себя чувствуйте?

2.

Какие

образы

возника ли

в

ход е

прослушивания музыки? Что видели?

3.

Как

изменилось

Ваше

самочувствие,

настроение?

Выходящая

диагностика

5 мин

«Цветовой тест Люшера», методика САН.

Заключитель

ная часть

10 мин

Рефлексия: Какие впечатления от занятия? Как

изменилось Ваше состояние?

Психолог: А теперь я попрошу всех встать в

круг.

Завершающая

игра

«Пожелания»,

каждый

участник

желает,

одним

словом,

в с е м

участникам

чего-то

хорошего.

Завершает

психолог,

который

желает

всем

удачи

и

хорошего настроения!

35

Список рекомендуемой литературы

1.

Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-

подросткового

отделения

психоневрологического

интерната

10)

Сост.

Горошенкова Н.В., - СПб, 2013.

2.

Крюкова

С.В.

,

Слободяник

Н.П.

Удивляюсь,

злюсь,

боюсь,

хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2013.

3.

Фопель

К.

Как

научить

детей

сотрудничать?

Практическое

пособие: 4 том. М.: Генезис, 2013.

4.

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9

лет. М.: Генезис, 2013.

5.

Хухлаева

О.В.,

Хухлаева

О.

Е.,

Первушина

И.М.

Тропинка

к

своему я. М.: Генезис, 2014.

6.

Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред.М.М. Буянова. – М.:

Просвещение, 2015.

7.

Сенсорная

комната

волшебный

мир

здоровья:

Учебно-

методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С.

Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2014 – ч. 1 :Сенсорная комната

8.

Сенсорная комната. Аннотация и методические рекомендации по

использованию. Санкт – Петербург;Методическое обеспечение

9.

Колос Г.Г. Сенсорная комната в ДОУ и школе. - М.: АРКТИ, 2015

10.

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате:

Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2014.

36

Результаты апробации

В

современных

условиях

все

четче

проявляется

тенденция

к

использованию

в

образовательном

процессе

полифункционального

оборудования, требующего организации работы не на малой плоскости стола,

а в больших помещениях (в большом пространстве). Однако рекомендации по

использованию такого оборудования разработано недостаточно.

Мною

разработано,

апробировано

и

используется

занятие

для

у ч а щ и х с я

г р у п п ы

р и с к а

и

и х

р о д и т е л е й .

В

с е н с о р н о й

в

н

е

ш

н

е

й

используется

о

б

е

с

п

е

ч

и

в

а

ю

щ

и

е

релаксации

р

а

с

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

л а т .

r e l a x a t i o

м

е

с

т

а

« р а с с л а б л е н и е » ) .

Д е т е й

и

б

о

л

е

е

охватывает

э

37

т

а

п

о

м

состояние

в

о

з

д

е

й

с

т

в

и

е

с в я з а н н о е

с

м

е

с

т

а

или

в

н

е

ш

н

е

й

мышечным

п

р

е

д

с

т

а

в

л

я

ю

т

н а с т у п а ю щ и м

в

м

е

р

о

п

р

и

я

т

и

й

произвольных

п

р

е

д

с

т

а

в

л

е

н

о

а

с в е т о - ,

в

н

е

ш

н

е

й

з

в у к о -

и

38

э

л

е

м

е

н

т

о

в

воздействуют

р

а

с

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

состояние

п

р

о

и

з

в

о

д

и

т

е

л

ь

через

в

н

у

т

р

е

н

н

е

й

органы чувств.

В начале и конце занятия мною проводилась исследовательская работа

по изучению положительного лияния полифункциональной интерактивной

среды сенсорной комнаты как элемента здоровьесберегающей деятельности

на психофизическое и эмоциональное состояние учащихся и их родителей.

В

исследовании

участвовали

2

пары

участников

(4

человека)

и

использовались следующие методики:

1)

8-цветный

тест

Люшера

(для

определения

эмоционального

состояния учащихся и их родителей через восприятие цвета)/

2)

Методика САН, определяющая психофизическое состояние детей

(самочувствие, активность и настроение).

3)

Беседа на протяжении всего занятия/

Выбор данных методик более доступен для учащихся и их родителей и

легки в применении.

По данным обследования, у участников наблюдается в начале занятия

зажатость, нежелание идти на контакт, тревожность, завышенная самооценка.

39

Диагностика

осуществлялось

в

форме

группового

психолого-

педагогического

эксперимента

в

условиях

темной

сенсорной

комнаты,

а

также

в

процессе

наблюдения

за

детьми

-

родителями.

По

данным

обследования,

у

детей

данной

группы

риска

также

наблюдается

эмоциональные нарушения.

Первая

методика

«Цветовой

тест

Люшера»

использовалась

в

групповой

форме. Следует отметить, что после проведенного занятия, по

всем

показателям,

эмоциональное

состояние

у

участников,

наблюдается

положительная динамика:

Эмоциональное

состояние

До (%)

После (%)

Восторженное

состояние

0

50

Спокойное,

уравновешенное

состояние

25

50

Активное,

возбужденное

состояние

50

0

Удовлетворительное

состояние

25

0

Вторая методика САН, также показала положительную динамику:

Психофизическое

состояние

До(%)

После (%)

Улучшение

самочувствия

50

100

Хорошее настроение

50

100

Повышение активности

25

75

Беседа

на

протяжении

всего

занятия

помогла

участникам

раскрепоститься,

почувствовать

в

себе

уверенность. Общее

отношение

участников к занятию менялось, менялось настроение, уходила тревожность,

40

также

они

становились

более

уверенными в

себе,

активно

общались

не

только со мной, но и друг с другом.

В ходе беседы с начала до конца занятия всем участникам задавались

следующие вопросы:

4.

п

е

р

в

о

й

Вы

и

з

ы

с

к

а

н

и

е

н а х о д я с ь

в

з

а

к

у

п

о

ч

н

о

й

комнате?

5.

Какие

ф

а

к

т

о

р

о

в

эмоции?

6.

Что

р

о

з

н

и

ч

н

о

й

здесь

с

о

п

р

о

в

о

ж

д

а

ю

т

с

я

н

равится?

7.

Испытывали

в

41

о

з

д

е

й

с

т

в

и

е

Вы

к

о

м

м

е

р

ч

е

с

к

а

я

т р у д н о с т и

в

м

е

с

т

а

выполнения задания?

8.

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

ощущения

э

к

о

н

о

м

и

ч

е

с

к

а

я

испытывали

в

н

у

т

р

е

н

н

е

й

выполнении упражнений?

9.

п

р

о

д

в

и

ж

е

н

и

и

образы

м

е

с

т

а

в

х о д е

42

с

т

е

п

е

н

и

задания?

10.

Как вы себя чувствуйте?

11.

Какие образы возникали в ходе прослушивания музыки? Что

видели?

12.

Как изменилось Ваше самочувствие, настроение?

13.

Какие впечатления от занятия?

14.

Как изменилось Ваше состояние?

И

если

в

начале

занятия

наши

участники

были

заметно

зажаты,

отвечали нехотя, то уже при первом упражнении начали раскрепощаться,

стали

более

активные

и

разговорчивые.

Общее

отношение

участников

к

занятию менялось, менялось настроение, уходила тревожность, также они

становились более уверенными в себе, активно общались не только со мной,

но и друг с другом.

Таким образом, проводимые занятия в сенсорной комнате оказывает

положительное воздействие на психофизическое и эмоциональное здоровье.

В

х о д е

з а н я т и я

б ы л и

д о с т и г н у т ы

с л е д у ю щ и е

результаты:

в

о

з

д

е

й

с

т

в

у

ю

т

навыков

ш

и

р

о

к

о

г

о

с а м о р е г у л я ц и и

у ч а с т н и к о в ,

снижена

э

л

е

м

е

н

т

о

в

т р е в о ж н о с т ь ,

с ф о р м и р о в а н о

43

в

о

з

д

е

й

с

т

в

и

е

умение

о

т

н

о

с

я

т

с

я

и

п р и н и м а т ь

т

а

к

ж

е

состояние

э

к

о

н

о

м

и

ч

е

с

к

а

я

и

о к р у ж а ю щ и х ,

п

р

о

и

з

в

о

д

и

т

е

л

ь

в з а и м о д е й с т в о в а т ь

в

у

п

р

а

в

л

е

н

и

е

достижение

у

х

о

д

я

щ

и

е

расслабления. Преимущества

обучения

произвольной

саморегуляции

в

условиях

сенсорной

комнаты

можно

определить

изолированностью,

необычностью обстановки. Использование интерактивного оборудования

позволяет значительно легче добиться эффекта произвольной релаксации и

44

достижению

состояния

расслабления:

оптические

эффекты

сенсорной

комнаты позволяют переключать внимание участников; свето-звуко-цветовая

и арома стимуляция в сенсорной комнате легко может быть ассоциирована с

природными релаксирующими объектами (шум листвы, дождя, прибоя и др.),

что усиливает глубину релаксации.

По

результатам

диагностики

и

после

проведенного

мероприятия,

родителям давались рекомендации по применению способов саморегуляции

эмоционального состояния, а так же текст зарядки позитивного мышления

«Именно сегодня». Кроме того, необходимые рекомендации были даны и

педагогам учащихся и примеры релаксационных упражнений.

45

Рекомендации родителям

«Способы саморегуляции эмоционального состояния»

I. КАК СЕБЕ ПОМОЧЬ

Шаг первый. Проведите аутогенную тренировку

«Я совершенно спокоен»

Примите «позу кучера»: сядьте на стул, расслабьтесь, голову слегка

наклоните вперед, локти положите на колени, ноги расставьте. Произносите

текст: «Я совершенно спокоен. Сердце бьется ровно. Мысли текут плавно

и медленно.

Я отдыхаю.

Я совершенно

спокоен.

Расслабься,

успокойся,

отдохни. Пусть голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут.

Прислушайся к себе: тепло и свет уже в тебе. Они уносят огорчения, плохое

настроение. Послушай тишину. Она молчит и отдыхать тебе велит».

Шаг второй. После общего расслабления выполните упражнения

«Дыхание»

1. Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.

2. Выдох с открытым сильным звуком «а-а-а».

3. Вдох, руки вверх до уровня плеч.

4. Выдох с сильным звуком «о-о-о» (обнять себя за плечи, опустить

голову на грудь).

5. Медленный глубокий вдох.

6. Медленный глубокий выдох со звуком «у-у-у» (руки опустить вниз).

«Пальцы в кулак»

Сожмите пальцы в кулак, большой палец внутри. Выдох спокойный,

в это

время

сожмите

кулак.

Затем,

ослабив

сжатие,

сделайте

вдох.

Упражнение выполняется одновременно двумя руками (5 раз).

«Аромат роз»

Представьте

букет

роз

и вдыхайте

аромат

воображаемых

цветов,

наслаждаясь их запахом.

«Солнечный луч»

Представьте, что ваше тело медленно «обнимает» теплый солнечный

луч.

Он согревает

голову,

лицо,

шею,

руки,

ноги.

Луч

движется,

и разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, шеи,

спины. Вы становитесь спокойным и удовлетворенным жизнью.

Шаг третий. Снимите головную боль, если она есть

«Дождик»

Представьте,

что

вы забыли

зонтик

дома.

Начался

дождь.

Теплый,

спокойный,

приятный.

Вам

хорошо

под

дождем.

Легкие

капли

падают

на голову,

плечи.

Почувствуйте

капельки

дождя

на себе,

при

этом

подушечками пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи — то замедляя,

то ускоряя темп.

Шаг четвертый. Прогоните неприятные мысли

«Рисование»

Возьмите

цветные

карандаши

и,

не задумываясь,

левой

рукой

нарисуйте

абстрактные

линии.

Всмотритесь

в то,

что

у вас

получилось,

попробуйте среди линий найти очертания одного или нескольких предметов.

Раскрасьте их и полюбуйтесь тем, что вы создали.

Шаг пятый. Активизируйте резервы организма

«Ушки на макушке!»

Ученые-физиологи

доказали:

на ушных

раковинах

находится

много

точек,

связанных

с внутренними

органами.

Воздействуя

на них,

человек

способен

облегчить

физическую

боль,

нормализовать

функционирование

внутренних

органов,

активизировать

резервы

организма

для

активной

жизнедеятельности.

Выполните действия:

47

указательными пальцами обеих рук одновременно потяните уши,

начиная с верхнего края и постепенно спускаясь вниз до мочки;

помассируйте сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину.

В конце разотрите уши руками.

II. ЗАРЯДКА ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ «ИМЕННО

СЕГОДНЯ»

Каждое

утро

проговаривайте

про

себя

нижеследующий

текст.

Стимулируйте

себя

к действию.

Не забывайте

говорить

себе

ободряющие

слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам.

Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»

1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлив(а).

Счастье — это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит

от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый

человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

2.

Именно

сегодня

я включусь

в ту жизнь,

которая

окружает

меня,

и не буду

пытаться

приспособить

ее к своим

желаниям.

Я приму

моего

ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие

они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку,

буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек

и мыслей.

4.

Именно

сегодня

я уделю

внимание

своему

общему

развитию.

Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

5. Именно сегодня я продолжу нравственное самосовершенствование.

Я буду полезным (-ой) и нужным (-ой) своему ребенку, семье, себе самому (-

ой).

6.

Именно

сегодня

я буду

доброжелателен

(-льна)

ко всем.

Я буду

выглядеть

как

можно

лучше,

буду

любезным

(-ой)

и щедрым

(-ой)

на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

48

7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня.

Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребенка.

8.

Именно

сегодня

я намечу

программу

своих

дел,

которые

я хочу

осуществить. Эта программа избавит меня от спешки, нерешительности даже

в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.

9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью

расслабившись.

10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья.

Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любит и верят мне.

49

Рекомендации педагогам

Что необходимо учитывать

педагогам, чтобы процесс обучения,

воспитания

и

развития

шел

более

равномерно,

последовательно

и

эффективно?

- Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье,

семейные

трудности,

условия

быта

и

другие

объективные

факторы,

влияющие на формирование личности ребенка.

- Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.

- Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

Что необходимо грамотно осуществлять?

- Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.

- Процесс социализации ребенка в коллективе.

Что поможет ребенку учиться успешнее?

- Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.

- Ориентация на успех.

- Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.

- Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта,

творческих способностей.

-

Приобретение

учениками

прочных

знаний

с

возможностью

использования их в новых ситуациях.

- Формирование общих учебных умений и навыков.

-

Сохранение

имеющегося

запаса

здоровья

школьников

в

процессе

получения среднего образования.

50

Фото-приложение

51

52



В раздел образования