Автор: Маннафова Елена Геннадьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 5 детский сад "Звездочка"
Населённый пункт: город Оха, Сахалинская область
Наименование материала: Программа "Веселые шаги" (оздоровительная гимнастика степ–аэробика)
Тема: Использование новых технологий в развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образование городской округ
«Охинский»
Управление образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Звездочка» г.Охи
ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующая МБДОУ детский сад № 5
МБДОУ д/с № 5 «Звездочка» г.Охи «Звездочка » г.Охи
Протокол № 2 от « 16 » марта 2015 г. _______ Н.А. Москвитина
Программа
Веселые шаги
(степ-аэробика для дошкольников)
Составитель: Маннафова Елена Геннадьевна,
инструктор по физической культуре
МБДОУ детский сад № 5 «Звездочка»
2015
Современному ребенку нужна активная деятельность, способствующая
повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные
вопросы. В настоящее время активно ведется поиск новых путей физического
оздоровления
дошкольников,
воспитания
интереса,
к
физическим
упражнениям на основе жизненной потребности быть здоровым, ловким,
сильным.
Для решения задач по физическому воспитанию в ДОУ используются
следующие
формы
работы:
физкультурные
занятия,
физкультурные
праздники и досуги, а также спортивные кружки. Для развития физических
качеств детей старшего дошкольного возраста была разработана программа
занятий по степ-аэробике «Веселые шаги», которая, прошла экспертизу в
Сахалинском
областном
институте
переподготовки
и
повышения
квалификации кадров. Работа проводилась с детьми в форме кружка.
Программа
по
степ-аэробике
имеет
физкультурно-оздоровительную
направленность и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5–7
лет.
Все
комплексы
степ-аэробики
носят
оздоровительно-тренирующий
характер.
Главная
цель
кружка
по
степ-аэробике
-
укрепление
здоровья
детей
средствами танцевально - игровой гимнастики.
Исходя из цели программы предусматривается решение основных задач:
Развивать физические качества: быстроту, ловкость, силу.
Формировать правильную осанку.
Прививать
интерес
и
любовь
к
занятиям
физической
культурой
и
спортом.
Развивать творческие способности.
Программа основана на следующих принципах:
Рациональный подбор упражнений;
Равномерное распределение нагрузки на организм;
Постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки;
Систематичности и последовательности;
Доступности и индивидуализации.
Степ аэробика - это ритмичные движения вверх и вниз по специальной
степ платформе. Это сочетание базовых упражнений с элементами танцев
различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая
динамичность
и
разнообразие
движений
и,
следовательно,
обогащение
двигательного опыта и повышение культуры движений.
Один комплекс степ-аэробики выполняется детьми в течение трех
месяцев; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться
и усложняться. Занятия приводятся два раза в неделю, во вторую половину
дня продолжительностью, 20-25 минут.
Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того
чтобы
занятия
были
более
интересными
и
насыщенными,
используются
индивидуальные снаряды степы.
Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной
музыкой, которая создает у детей хорошее настроение
Упражнения
для
степа–аэробики
подбираются
преимущественно
циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную
деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные
процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
Каждый
комплекс
упражнений
состоит
из
подготовительной
и
основной
части.
Подготовительная
часть
обеспечивает
разогревание
организма, подготовку его к главной физической нагрузке.
Все
упражнения
основной
части
выполняются
на
степе
в
легком
танцевальном
ритме
с
небольшой
амплитудой.
Заканчивается
комплекс
аэробики
упражнениями
на
дыхание
и
расслабление,
выполняемыми
в
медленном темпе.
На
занятиях
степ-аэробикой
используются
разнообразные
методические приемы обучения двигательным действиям: показ, объяснения,
художественное
слово,
наглядность,
повторение,
закрепление,
воспитание
инициативы и творчества; поощрение, которое вызывает у детей желание еще
раз повторить упражнение, а неоднократное повторение движений улучшало
качество их выполнения.
Образные
сравнения,
приводимые
в
объяснении
того
или
иного
движения, («Рисуем круги», «Самолет», «Снежинки», и т.д.) помогают детям
правильно его осваивать, так как создают у детей особое настроение, что
вызывает
желание
активно
действовать.
Изменение
темпа
выполнения
упражнения – является
важным методическим приемом, замедляется или
ускоряется темп, зависит от стадии усвоения упражнения.
Использование предлагаемой совокупности методических приемов, как
показывают
наблюдения,
улучшают
восприятие
двигательных
заданий
и
повышают эффективность выполнения движений.
Техника
степ-аэробики
предполагает
постоянное
поддержание
правильной
осанки.
Поэтому
в
течение
занятий,
детям
необходимо
напоминать о необходимости сохранения правильного положения тела во
время всех движений.
Особое внимание уделяется технике выполнению наиболее сложных
движений. Гораздо большего эффекта можно достичь, если усложнить уже
освоенные детьми движения, и тогда предлагается другой вариант, который
уже потребует от детей дополнительных двигательных и волевых усилий.
Поэтому
большое
внимание
во
время
занятий
уд е ля е т с я
индивидуальной работе. Интерес детей к выполнению упражнений степ –
аэробики возрастет, когда у них появилась уверенность в своих силах.
Дети
быстро
усваивают
основные
исходные
положения
в
степ
–
аэробике, учатся хорошо ориентироваться в пространстве зала и выполнять
различные перестроения со степ – платформами: в шеренгу, в колонну, по
диагонали, врассыпную, по кругу.
Стремление
к
дальнейшему
овладению
двигательными
навыками
проявляются
при
использовании
разнообразных
предметов,
поэтому
необходимо
включать
в
комплекс
упражнения
с
предметами
–
мячами,
обручами,
кубиками
и
любыми
игрушками,
в
том
числе
мягкими,
что
оказывает
эффективное
воздействие
на
психоэмоциональное
состояние
детей.
Оценка
правильности
выполнения
движений
–
один
из
важных
факторов формирования у детей интереса к двигательной деятельности. В
конце
занятия
детям,
необходимо
дать
объективную
оценку,
обязательно
отметить успехи.
Организуя занятие
степ-аэробикой, нельзя забывать о технике
безопасности
и
физической
нагрузке
для
детей
старшего
дошкольного
возрасте,
ее
распределении
с
учетом
состояния
их
здоровья,
уровня
физической подготовленности.
Большое
значение
имеет
подбор
музыки
к
упражнениям,
она
подбиралась по темпу и продолжительности, учитывать, что более быстрый
темп часто может приводить к увеличению риска травм.
Продолжительность занятий:
Группа
Количество минут
Старшая группа
20-25 минут
Подготовительная группа
25-30 минут
Ожидаемые результаты
Укрепление здоровья детей.
Развитие творческих способностей.
Интерес к занятиям физической культурой.
Заинтересованность родителей в оздоровлении детей, через
совершенствование красоты движений.
Важной частью степ - тренировки являются словесные команды. Они
должны быть краткими и чёткими.
В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены
степы.
Под бодрую, ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади
степов. (Дети в облегченной одежде, в чешках.)
Комплекс 1. Подготовительная группа.
Подготовительная часть
1. «Наклоны» Наклон головы вправо-влево.
2. «Плечи вверх» Поднимание плеч вверх-вниз.
3. Ходьба обычная на месте на степе.
4. Приставной шаг вперед со степа на пол и обратно на степ.
5. Приставной шаг назад.
6. Приставной шаг вправо (влево) со степа, вернуться в и.п.
7. Приставной шаг вперед-назад; вправо-влево.
8. Ногу назад, за степ-доску — руки вверх, вернуться в и.п.
9. Выпад ногой вперед, руки в стороны.
Основная часть
1. «Не ошибись» Правую ногу в сторону, за степ; правую руку в сторону.
Левую ногу в сторону, левую руку в сторону. Вернуться в и.п.
2. «Ногу на носок» Правую (левую) ногу вперед перед степом поставить на
носок, правую (левую) руку резко вытянуть вперед. Вернуться в и.п.
3. То же вправо-влево от степ-доски. Назад от степ-доски.
4. «Руки вверх» Приставной шаг на степ-доске с полуприседанием
(упражнения повторить два раза).
5. «Самолет» Поворот вправо (влево), ногу назад за степ-доску, руки в
стороны; вернуться в и.п.
6.
«Выпады»
Выпад
правой
(левой)
ногой
на
степ,
ладони
на
колено;
вернуться в и.п. (упражнения повторить два раза).
В ы п а д ы
н о го й
в п р а во ;
вл е во ;
н а за д ,
с тоя
н а
с т е п - д о с к е .
7. «Снежинки» Кружение на степ-доске в правую и левую стороны вокруг
себя, руки в стороны.
8. Ходьба вокруг степ-доски на полусогнутых ногах, руки на поясе.
9. «Руки в стороны» Ногу вперед, за степ-доску, руки резко в стороны;
вернуться в и.п.
10. Ходьба обычная на месте.
11. «Весело шагаем» Шаг вперед; шаг назад; ноги ставить широко.
12. Перестроение со степами в круг. Ходьба на степах на месте.
13. Взявшись за руки, приставной шаг вправо по кругу.
14. И.п. то же; четыре шага вперед-назад.
15. Упражнения на восстановление дыхания. (Длительность занятия 30—35
мин.)
16. «Крест».
Шаг со степа — вперед; со степа — назад; со степа — вправо; со степа влево;
руки на поясе.
Обычная ходьба на степе.
17. Шаг со степа на степ, руки вверх, к плечам.
18. Ходьба вокруг степа на полусогнутых ногах, руки на поясе.
19. Ходьба врассыпную с хлопками над головой.
20. Шаг на степ со степа.
2 1 .
П е р е с т р о е н и е
п о
к р у г у.
Х о д ь б а
н а
с т е п е
в
к р у г у .
22.Упражнение на восстановление дыхания. «Регулировщик» (4р)
23. Подвижная игра «Цирковые лошадки». Круг из степов — это цирковая
арена.
Дети
идут
вокруг
степов,
высоко
поднимая
колени
(«как
лошадки
на
учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен,
затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло», степов
должно быть на 2—3 меньше количества детей). Игра повторяется 3 раза.
Дети убирают степы в определенное место и берут по коврику, которые
раскладывают по кругу и садятся на них.
24. Упражнения на расслабление и дыхание.
«Сладкий сон» дети берут
коврики и лежаться на них.
Реснички
опускаются,
глазки
закрываются,
мы
спокойно
отдыхаем,
сном
волшебным
засыпаем.
Дышится
легко,
ровно,
глубоко…наши
руки
отдыхают, ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают. Губы теплые и вялые,
но
нисколько
не
усталые.
Губы
чуть
приоткрываются,
все
чудесно
расслабляется. Нам понятно, что такое состояние покоя, Дышится легко,
ровно, глубоко… Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулаки
сжимаем, их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть
глаза и встать!
Комплекс 1. Старшая группа.
В подготовительной части этого комплекса степы расположены в шахматном
порядке. (Дети занимаются босиком, в облегченной одежде.)
Подготовительная часть.
1. Ходьба обычная на месте.
(дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, настроиться)
2.Ходьба на степе.
3. «Приставной шаг» приставной шаг со степа вперед и обратно на степ, с
правой ноги бодро работая руками.
4.Приставной шаг со степа вправо, затем на степ, тоже выполнить в левую
сторону.
5. «Руки вверх» ходьба на тепе руки поочередно движутся вперед, вверх,
вперед, вниз.
Основная часть.
1. «Руки на плечи» одновременно с ходьбой на степе обхватывать правой
рукой левое плечо, лавой правое плечо, затем разводить руки в стороны и
снова обхватить плечи. 2. «Ногу на носок» Правую (левую)
ногу вперед перед степом поставить на носок, правую (левую) руку
р е з к о
в ы т я н у т ь
в п е р е д .
В е р н у т ь с я
в
и . п .
3.«Снежинки» Кружение на степ-доске в правую и левую стороны вокруг
себя, руки в стороны.
4.
«Плечи
вверх»
Шаг
со
степа
на
степ,
поднимая
и
опуская
плечи.
5. Ходьба врассыпную переменным шагом, выполняя руками танцевальные
движения.
6. «Неваляшка» Сидя на степе, скрестив ноги, наклоняться к правому и
левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками).
7. «Самый сильный» Стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не
помогая себе руками.
8. «Повороты» Шаг со степа на степ чередовать с поворотом корпуса вправо
и влево, руки на поясе (№ 1,2,3, и 4 повторить 2р)
9. «Руки в стороны» Ногу вперед, за степ-доску, руки резко в стороны;
вернуться в и.п.
10. Ходьба обычная на степе.
11. «Лошадки» Стоя на степе, поднимать поочередно согнутые в коленях ноги
(10—12 раз).
14.«Веселые шаги» шаг со степа на степ.
15. «Рассыпались» Бег врассыпную с заданием для рук.
16. Повторить № 1
18. «Лягушки» Прыжки, стоя боком на степе, руки на поясе; ноги врозь на
пол, ноги вместе, вернуться в и.п.
19. Ходьба врассыпную с хлопками над головой.
20. Спокойная ходьба на степе.
21. Упражнение на восстановление дыхания.
«Воздушный шарик» и.п. стоя. Представьте, что мы с вами будем надувать
воздушные шарики. Вдохните воздух, поднесите «шарик» к губам и, раздувая
щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Дуйте осторожно,
чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите друг другу. Повторить 2-3р
22. Подвижная игра. «Бездомный заяц» используя степы.
Игры и упражнения на расслабление.
«Шалтай
-
болтай»
Ребята
давайте
поставим
маленький
спектакль.
Он
называется «Шалтай - болтай». Шалтай – болтай
Сидел на стене.
Шалтай – Болтай
Свалился во сне.
Сначала мы будем поворачивать туловище вправо – влево, руки при этом
свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «Свалился во сне»
наклоняем корпус вниз.
Этот
новый
вид
спорта
способствует
гармоничному
развитию
и
укреплению
мышечной
системы,
улучшает
гибкость,
пластику,
восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой
системы, помогает выработать прекрасную осанку, красивые, выразительные
и точные движения.
Степ-аэробика
популярна
в
фитнес-центрах,
спортивных
и
оздоровительных
клубах
и
может
с
успехом
применяться
в
дошкольных
образовательных учреждениях.