Автор: Тимченко Дарья Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Белгородского Государственного Национального Исследовательского Университета ( НИУ "БелГУ")
Населённый пункт: г. Белгорода
Наименование материала: статья
Тема: "Речевой этикет как средство формирования культуры личности младшего школьника"
Раздел: начальное образование
Речевой этикет как средство формирования культуры личности
младшего школьника
Д. С. Тимченко студентка 5 курса
Научный руководитель кандидат педагогических наук Ильенко Н.М.
НИУ «БелГУ»
Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание
каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее
слово – половина счастья». Вместе с тем словом можно укрепить человека в
надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьёзным жизненным
достижениям.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий
человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим
людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития, становится
основным механизмом мышления человека.
Проблема
эффективной
речи
особенно
важна
сегодня,
когда
растет
значение
правильного,
убедительного
слова.
Современная
школа
должна
подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет
знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и
обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно
больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых
ситуациях.
Приоритетные
средства
для
этого
–
культура
речи
и
культура
общения.
Овладение
языком,
речью
–
необходимое
условие
формирования
социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно
говорить,
обладать
хорошо
поставленным
голосом,
излагать
собственные
мысли в собственной творческой интерпретации в устной и письменной форме,
уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами,
соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.
Поэтому одной из важных задач на современном этапе обучения учащихся
является развитие речевого этикета младших школьников.
Личность
-
это
всегда
индивидуальность,
и
воспитывать
личность
психологически
означает
формировать
самостоятельного,
независимого,
не
похожего на других людей человека. Стать гармоничной личностью, уметь
достойно
вести
себя
в
любой
обстановке
–
право
и
обязанность
каждого
человека.
Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении.
Потребность общения удовлетворяется главным образом в ведущей учебной
деятельности, что и определяет его взаимоотношения. Учебная деятельность,
являясь
индивидуальной
по
своему
существу,
на
первом
этапе
обучения
затрудняет
образование
коллективных
связей
и
взаимоотношений.
Разнообразные мотивы учения, причины их вызывающие, и, соответственно,
постоянная работа учителя по развитию положительных, социально значимых
мотивов учения — первостепенный фактор в развитии личности младшего
школьника. В младшем школьном возрасте существенно развиваются и мотивы
поведения,
которые
также
начинают
характеризовать
личность
ученика.
Педагог
для
него
—
главный
и
беспрекословный
авторитет.
Именно
на
общение, прежде всего с учителем, и направлен младший школьник. В первое
время обучения он также воспринимает одноклассников «через учителя» и
обращает на них внимание, когда во время уроков преподаватель оценивает их,
подчеркивает успехи или неудачи. Вот почему в начале обучения у учащихся
отсутствует
нравственная
оценка
своих
товарищей,
нет
подлинных
межличностных
отношений,
отсутствуют
коллективные
узы.
Связи
и
отношения
начинают
складываться
в
процессе
учебной
деятельности
и
совершенствуются
в
общественной
жизни.
Для
формирования
личности
учащегося, для управления развитием коллектива учителю необходимо знать
систему деловых и межличностных отношений в классе. Уже по тому, как
школьник входит в класс, как здоровается, какие первые слова произносит,
судят о его культуре, о нравственных и интеллектуальных достоинствах.
Этикет является показателем общей культуры личности, так как через
этикет человек учится манерам и правилам поведения в обществе, учится
уважительно относиться к другим. Этикет - очень большая и важная часть
общечеловеческой
культуры,
нравственности
морали,
выработанной
на
протяжении
многих
веков
жизни
всеми
народами
в
соответствии
с
их
представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной
культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в
области культуры материальной.
Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет
наша речь. Всем известны специальные словесные формулы вежливости типа:
Здравствуйте! Извините, пожалуйста! Будьте любезны… Спокойной ночи!
Жизнь
требует
культуры
общения
в
семье,
культуры
речевого
поведения
различного
рода
дискуссиях,
культуры
профессионального
общения.
Соблюдение
речевого
этикета
для
самого
педагога
–
важнейшее
профессиональное
требование.
В.А.
Сухомлинский
считал,
что
искусство
воспитания
включает
прежде
всего
искусство
говорить,
обращаться
к
человеческому
сердцу.
Профессиональная
речь
должна
быть
правильной,
литературной, лишенной сленговых слов и выражений. Особое место в работе
учителя занимает обучение словесной вежливости, речевому этикету младших
школьников.
Соблюдение речевого этикета помогает школьнику развивать
общение
с
взрослыми
и
сверстниками.
С
его
помощью
ребенок
может
настроить
окружающих
на
доброжелательное
к
себе
отношение,
выразить
радость,
желание,
просьбу,
обиду,
недовольство,
отстоять
свое
мнение.
Со
словами
начинается
общение
людей.
Изучение
правил
речевого
этикета
происходит
на
основе
уже
известного
ребенку.
Например,
он
знает,
что
необходимо приветствовать знакомых при встрече, обязательно надо говорить
вежливые слова спасибо, пожалуйста, и др. Но учитель расширяет и углубляет
возможности ребенка в использовании этих знаний, добавляя, например, знания
о том, кого и как приветствовать, какие существуют еще вежливые слова и
почему
они
помогают
установлению
добрых
отношений.
Освоение
правил
речевого этикета начинается на специальных занятиях ещё в детском саду и
продолжается в реальной действительности, не прекращаясь ни на минуту.
Например, утром дети приветствуют учителя, в конце дня прощаются, в течение
дня обращаются к нему и к товарищам, употребляя необходимые в общении
слова. Каждое правило речевого этикета возникает в жизни ребенка много раз в
день.
Многолетний опыт работы учителей
убеждает, что развитие речи как
один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка
решает
важную задачу – обучение общению. В наше время необходимо формирование
такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации,
сориентироваться
в
конкретной
речевой
ситуации,
построить
свое
высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом
и коммуникативным намерением. Значит, этим умениям надо целенаправленно
учить.
Таким
образом,
культура
речевого
поведения
в
типовых
ситуациях
этикетного общения является необходимым условием социализации личности
школьника. Очевидно, что уже со школьного возраста необходимо готовить
детей
к
умелому
и
осознанному
реагированию
в
ситуациях
этикетного
общения.
Учащиеся
способны
развить
необходимые
навыки
уместного
употребление речевых формул, что в целом способствует повышению культуры
личности младшего школьника. Поэтому, современное общество ставит перед
во с пит ат е ля ми,
пед а го га ми
и
р од ит е ля ми
за д ач у
в о с п и т а н и я
высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего
всеми достижениями созданной человеческой культуры.
Литература
1. Газман О.С. Воспитание. Под ред. А.В. Петровского. М.,1989 – 238 с.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998 – 240 с.
3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения. – М.,
2001. – 224с.
4. Зимина М.С. Азбука этикета. М., 1998. – 123 с
5. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989. – 233 с.