Напоминание

Удивительные слова-причастия


Автор: Овчинникова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 города Зубцова
Населённый пункт: г.Зубцов Тверской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Удивительные слова-причастия
Раздел: полное образование





Назад





Обобщающий урок по теме

«Причастие». 7 класс
Учитель: Овчинникова Н.А. МБОУ СОШ №1 г.Зубцова
2016 год


Тема: «Обобщение по теме «Причастие»».

Тип урока:
закрепление и обобщение знаний, умений и навыков
Цель урока:
систематизация знаний о причастии: Образовательная: Повторить сведения о причастиях, формировать умение находить причастие в тексте и определять его грамматические признаки. Находить и правильно писать орфограммы в причастии. Повторить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами Развивающая: Развитие речи: а) составление связного рассказа на лингвистическую тему; б) работа с текстом. Воспитательная: Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, любви к природе
Оборудование:
презентация ( слайдов), тестовые задания, записи на доске, тексты, карточки
Методы и приёмы работы:
слово учителя, словарная работа, фронтальный опрос, загадка, учебная игра, выборочный диктант, тест, работа с текстом, работа по карточкам, проблемный вопрос, взаимопроверка, грамматические задания.
ХОД УРОКА


1

.Организационный момент:

1.1.Приветствие
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Приветствую вас на уроке русского языка.
1.2.Диагностика эмоционального состояния обучающихся

на начало урока
- В начале урока мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Покажите мне. (Обучающиеся показывают условными знаками своё настроение: большой палец вверх – настроение хорошее, большой палец вниз – плохое). Я очень рада, что у большинства из вас хорошее настроение, надеюсь, что по ходу нашего урока оно поднимется и у остальных ребят. И начну я с загадки:
1.3.Загадка

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное. СЛАЙД-1

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.
О какой части речи идёт речь? Сегодня мы будем говорить об удивительных словах-причастиях
СЛАЙД-2

1.4.ЦЕЛИ СЛАЙД-З

2.Обобщение, систематизация знаний о причастии

2.1 ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

А. РАБОТА У ДОСКИ

СЛАЙД-4
- Владимир Иванович Даль в своем толковом словаре дал следующее определение причастию: «часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного».

Задание:
Подтвердите слова Даля, подготовив связный рассказ о причастии по определенному плану. Приведите примеры.
1 уч-ся Связный рассказ о причастии по плану:

1.
Что такое причастие?
2.
Что обозначает причастие?
Слайд-5

3.
На какие вопросы отвечает?
4.
Морфологические признаки причастия
5.
Синтаксическая роль.
2-й уч-ся. Синтаксический разбор предложения.
Черное небо мерцает крещенскими звездами, переливающимися волшебным огнем. (Повеств., невоскл., двусост., распр., прост., осложнено прич. оборотом) [ ] (Знаки препинания не проставлены)
3-й уч-ся. Морфологический разбор причастия.
Переливающимися 3
4-й уч-ся. Работа с карточкой.

Задание:
Вставьте пропущенные буквы, обозначая условия выбора гласных в окончаниях причастий. Окончания выделить. От надвигающ…йся тучи, поднимающ..мся облаком, о колеблющ… мся свете, вьющ…ся зелень, колющ…мся шиповником, о моросящ…м дожде, у обугливш…ся ели, о развивающ…мся знамени, зеленеющ…м полем, огнедышущ…ю гору, о движущ… мся циклоне.
Вопрос:
От чего зависит правописание окончаний причастий?
Б. Беседа с классом СЛАЙД-6
2.2. Учитель читает стихотворение:
Вошло Причастье в класс незримо И затаилось среди нас. Мир стал вокруг неповторимым, И ожил удивленный класс. Причастие – в открытых книжках, В забытых дома дневниках, В развеселившихся мальчишках И мыслящих учениках. Оно - в полученных отметках, На быстро поднятой руке, На вьющихся цветочных ветках, На чисто вымытой доске. Кроме глаголов, прилагательных, Обогативших нашу речь, Причастье встретишь обязательно – Сумей узнать его, сберечь! Е.Н.Сороковых
2.2
УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте и мы попробуем « суметь узнать» причастие. Прочитайте про себя это стихотворение, подчеркните причастия.
СЛАЙД-7
-На какие две группы делятся причастия? -Какие причастия называются?  действительными?  страдательными?
2.3
(по очереди определяют действительное или страдательное причастие, выписанное из стихотворения.) -Что называется причастным оборотом? -Когда ставятся знаки препинания при причастном обороте?
2.4

Задание:
-Расставьте на слух знаки препинания в следующих предложениях: 1.Мы вошли в зимний лес, освещенный яркими лучами солнца. Перестройте предложение так,
чтобы причастный оборот стоял перед определяемым существительным. 2.Пораженные красотой леса мы часто останавливались. Перестройте предложение так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова.
2.5 Проверьте себя СЛАЙД-8

3. 1.Проверка работы учащихся у доски
(класс оценивает работу).


3. 2. ТЕСТ. СЛАЙДЫ-9-12
-От какого условия зависит написание гласной в суффиксах причастий теста? (от спряжения)
3. 3.

Задание:
объяснить графически написание гласных перед суффиксами-л- в глаголах прошедшего времени и –вш- причастия
СЛАЙД-13

3.4.Словарно-орфографическая диктовка.

Задание:
Объяснить графически написание гласных перед суффиксами –л- в глаголах прошедшего времени и суффиксом –вш- причастия
Образец:

СЛАЙД-14
Снег растаял (растаять), слышавший шорох (слышать) Ветер веял (веять), увидел чудо (увидеть), обессилевший (обессилеть) враг, хмуривший брови (хмурить).
Сделайте вывод о написании гласной в указанных суффиксах


3.5.Творческий диктант. СЛАЙД-15

Задание:

-
образуйте от называемых глаголов страдательные причастия прошедшего времени, запишите их с определяемым словом. --Какая гласная перед н,нн? От чего это зависит? Услышать---услышанный… замесить---замешенное… замешать---замешанный… подстрелить---подстреленный… расстрелять---расстрелянный… -Расскажите о правописании гласной перед одной и двумя буква н в страдательных причастиях. -ать -еть а,я е -ять -ить
3.6. Распределительный диктант:

СЛАЙД-15

Задание: выпишете из предложений причастия в 2 столбика : с

н, нн)

1).Пушка наша была заряже(н,нн)а картечью.

2).Испуганные дети бегут от грозы.

3).Сквозь разорва(н,нн)ую мглу скользнул последний безжизненный луч.

4).Избушка была заброше(н,нн)а, стёкла выставле(н,нн)ы.

5).Кругом стола было несколько некраше(н,нн)ыйх табуреток.

6).Дорога с обеих сторон обсаже(н,нн)а небольшими деревцами.

7).Ученик объяснял решё(н,нн)ую у доски задачу.

Когда в причастиях пишется н, нн?


Работа с карточками на распечатке

2.Б.Работа с текстом

1-й текст.

Задание:
Прочитайте высказывание А.С. Пушкина сначала про себя, затем вслух. Ответьте на вопрос:
На какую стилистическую особенность причастия

указывал поэт?
( «Причастия…избегаются в разговоре», т. е. используются в книжной речи.) - А.С.Пушкин подчёркивал способность причастия делать речь краткой, энергичной и выразительной. Он негодовал по поводу того, что недооценивается роль причастия в устной речи.
2-текст.
-О чём этот текст? -Озаглавьте его. -Докажите, что это текст. -Какова его основная мысль? -Найдите в тексте причастные обороты. Как вы расставите знаки препинания? -Какого стиля данный текст? -Докажите, что способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте.

Итоги урока

1.Домашнее задание:
Упр. 286 (по заданию) подготовиться к контрольному диктанту


В раздел образования