Напоминание

Развитие музыкально-образного мышления у учащихся младших классов.


Автор: Симбирцева Марина Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств имени А.И. Баева"
Населённый пункт: Северного района Новосибирской области
Наименование материала: методическая работа
Тема: Развитие музыкально-образного мышления у учащихся младших классов.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени А.И. Баева»

Северного района Новосибирской области

Открытый урок преподавателя Симбирцевой М.Н. 22.02.2018

Тема урока: Развитие музыкально-образного мышления у учащихся младших

классов.

Цель урока: формирование музыкально-образных представлений ученика;

освоение

практических

методов

работы

с

начинающими

пианистами,

способствующих развитию музыкального мышления ребёнка.

Задачи урока:

Обучающие: развитие зрительного восприятия нотного текста; приобретение

навыка анализа характера произведения в зависимости от его наполнения; освоение

навыка «применения известного» ученику в новом музыкальном материале.

Развивающие: развитие памяти, музыкальной логики, эмоциональной

сферы, а также развитие художественного вкуса и музыкального кругозора.

Воспитывающие: воспитание собранности, внимания;

воспитание творческой инициативы;

воспитание навыков самостоятельной работы.

Методы:

метод наводящих вопросов;

метод сравнения и обобщения;

наглядный метод;

практический метод;

метод редактирования текста.

Оборудование: рояль, нотная литература, ноутбук.

Этапы урока:

1.

Организационный момент (сообщение темы, целей, задач урока).

2.

Вступительное слово педагога.

3.

Практическая часть (работа над произведениями).

4.

Заключение.

Вступительное слово. Процесс обучения предполагает усвоение учащимися

определенных знаний, умений и навыков. В музыкальной школе – это знания из

области музыкального искусства: специфика посадки за инструментом, нотная

грамота, штрихи, динамика и т. д. Понятно, что изучение всего вышеизложенного

является первоочередной задачей педагога по специальности.

Но

зачастую

преподаватели,

увлеченные

работой

над

«школой»,

ставят

ученика в рамки «как надо играть», не дают ему возможности раскрыть свой

творческий потенциал. И ученик в таком случае может так и не стать музыкантом в

широком смысле этого слова, может остаться учеником, если будет пассивным

созерцателем на уроке, пассивным слушателем того, что ему говорит педагог. При

игре на фортепиано дело не столько в постановке рук, сколько в «постановке»

головы.

Ребенок

должен

понять,

чем

он

занимается,

его

нужно

правильно

настроить.

Ясно

намеченная,

ясно

поставленная,

осознаваемая

цель

-

первое

условие успеха в какой бы то ни было работе. «Живая задача», то есть устремление

сознания

в

основном

не

на

совершаемое

движение,

а

на

то,

ради

чего

оно

совершается – вот в чем кроется успех в развитии технических задач.

Необходимо

с

самого

начала

обучения

ребенка

активно

вовлекать

его

в

процесс работы; будить его музыкальное воображение; заставлять думать; учить

находить в новом материале уже известное ему. Совместное переживание музыки –

наиважнейший момент, который часто бывает решающим для успеха. Вовлеченный

в процесс работы ученик начнет быстрее двигаться вперед, научится работать

самостоятельно,

что,

несомненно,

будет

способствовать

становлению

его

как

музыканта.

Иными словами, развитие музыкального мышления, музыкальной логики,

музыкально-образных представлений ребенка – не менее важная задача педагога,

чем изучение основ музыки. Этой проблеме и посвящен открытый урок.

Работать над развитием музыкально-образного мышления в младших классах

лучше

всего

на

материале,

доступном

для

ребенка.

Это

пьесы

жанровые,

программно-характерные. Мир образов программных миниатюр близок природе

художественного

восприятия

младших

школьников.

Доступность

технических

средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-

гармонического

изложения.

Их

жанровое

богатство

обуславливает

применение

различных приёмов исполнительского воплощения.

Практическая часть (работа над произведениями)

Начнем мы наш урок с небольшого концерта как раз из таких произведений,

которые у нас уже готовы.

1.

Украинская народная песня «Ой ти, дiвчино зарученая»

2.

К. Логшамп-Друшкевичова. Полька.

(ученица исполняет пьесы)

Педагог: Какой характер у этих пьес? (Украинская песня – грустная, Полька

– веселая). Каким ладом можно определить веселый характер произведения? А

грустный? (весело – мажор, грустно – минор).

Педагог: Сейчас у нас в работе «Воробей» А. Руббаха. Всем известно, что

штрих

в

этой

пьесе

не

прописан,

он

подразумевается

в

связи

с

характером

произведения. При первом знакомстве с пьесой он не был подсказан, чтобы Аня

сама пришла к необходимым штрихам для передачи образа. Давай покажем, как это

было сначала. Попробуем исполнить произведение на штрих non legato.

(ученица исполняет начало пьесы на non legato).

Педагог:

Исполняя

таким

образом,

создается

образ

маленького

юркого

воробья? (нет) Кого может определить данное звучание? (топающий пингвин)

Какой нужно использовать штрих, чтобы передать образ воробья? (стаккато).

Итак мы определились со штрихом для исполнения, в том числе, и tenuto на

четвертных

нотах,

а

также

проставили

аппликатуру,

которая

представляет

определенную трудность во второй части пьесы. Такие задания по редактированию

текста

весьма

полезны¸

так

как

развивают

внимание,

заставляют

думать,

вырабатывают навык грамотной работы с произведением.

Педагог: Скажи мне, на какую пьесу из только что сыгранных тобой похож

наш «Воробей»? (на Польку).

Давай сравним эти два произведения.

(Полька исполняется живо, «Воробей» - весело); у них одинаковый штрих

(стаккато).

Педагог: А почему такие разные, казалось бы, пьесы исполняются одним

штрихом?

(Полька

танец

с

прыжками,

Воробей

птичка,

которая

передвигается, подпрыгивая).

Ученица продолжает находить общее в двух пьесах: размер 2/4, две части,

руки играют попеременно (только в Польке начинает левая рука, а в «Воробье» -

правая).

Педагог: обрати внимание на одинаковые такты в пьесах с ритмическим

рисунком: 2 восьмые staccato и четверть tenuto (легкие прыжки приседание на две

ноги), а также на то, что во вторых частях пьес есть места, где играют две руки

вместе.

(ученица исполняет пьесу)

По ходу игры отрабатывается острота штриха staccato, обращается внимание

ученицы на точность соблюдения аппликатуры.

Педагог: Во 2 части пьесы необходимо добиться хорошего crescendo. Для

этого

представим,

что

воробьи

по

одному

добавляются

к

уже

прилетевшим,

поклевать крошки. Для наглядности давай подставим вот такие слова:

Прыг-скок, прыг-скок, воробей

Кушай крошки поскорей.

Чик-чирик, чик-чирик,

В одиночку не привык.

Воробьишки прилетели,

Прилетели, крошки съели.

Не осталось ничего! Всё!

Подтекстовка

в

первых

пьесах

позволяет

точнее,

нагляднее

и

быстрее

передать образ в музыке.

Особое внимание уделено окончанию пьесы, где играют две руки вместе. Проговаривается

аппликатура; ноты, которые играют правая и левая рука. При отработке используется прием с

приготовлением нот.

Отрабатывается последний такт с форшлагом. У ученицы не получалось удерживание

левой руки на аккорде из двух нот, когда правая исполняла соскок с фа-диез на соль. Ей было

предложено исполнить форшлаг следующим образом: аккорд в левой руке и основная нота и

форшлаг в правой исполняются вместе, а затем форшлаг отпускается. Такой вариант допускается

в младших классах. Но поиграв таким образом, ученица выучила форшлаг именно соскоком.

В

домашнем

задании

ученице

предложено

поработать

еще

над

точностью,

остротой

штриха; сделать пьесу более яркой и интересной в динамическом плане; сыграть ее уверенно,

точными пальцами, без ошибок и остановок.

Вторая часть урока посвящена работе над Менуэтом ре минор Л. Моцарта.

Текст пьесы разобран.

(ученица исполняет пьесу).

Педагог: Довольно

часто

учащиеся

играют

произведения,

имея

слабое

представление об эпохе, в которую оно было создано, о его авторе. В этом нам

поможет

персональный

компьютер.

Сегодня

для

работы

над

художественной

выразительностью мы используем наглядный метод (идет работа с ноутбуком).

Педагог

информирует

ученицу

о

том,

кто

написал

данный

Менуэт,

рассказывает

о

Леопольде Моцарте, Вольфганге Амадее Моцарте, знакомит с эпохой, костюмами того времени,

особенностями и основными фигурами танца Менуэт.

Педагог:

Данное

произведение

написано

австрийским

композитором

Вольфгангом

Амадеем

Моцартом. (Презентация: В.

Моцарт),

Менуэт

(фото,

видео).

Педагог: Итак, мы выяснили, что основными движениями танца являются

шаги и реверансы (поклоны). Как ты думаешь, какой характер у нашего Менуэта?

(плавный, мягкий, певучий). Можно сказать – лирический, изящный. А почему ты

так думаешь? (потому что в пьесе много legato,

staccato нет совсем). Темп в

произведении умеренный, что как раз соответствует шагу. Строение Менуэта: 3

части, 3 часть – повторение 1-ой части. Обрати внимание, строение произведения

несколько иное, чем мы играли раньше: были пьесы, где в одной руке была

мелодия, а в другой – аккомпанемент. Здесь же самостоятельные мелодические

линии представлены в двух руках. Менуэт – танец парный, давай партии для дам и

кавалеров между руками. (правая рука в скрипичном ключе – дамы, левая в басовом

– кавалеры). Давай определим, сколько кусочков (предложений) в 1 части (два

предложения: в первом предложении играют две руки, т. е. танец исполняют

вместе дамы и кавалеры, а во втором – происходит чередование мужских и

женских движений, в конце предложения – танцуют вместе).

Педагог:

А

что

тебе

еще

помогло

определить,

что

в

1-ой

части

два

предложения? (оттенки,

динамика:

1

предложение

– mf,

2

предложение

– f)

Рассмотрим партию правой руки. Заметь, в восьмых нотах отсутствуют скачки,

большие интервалы. Это можно связать с движением шага танцующих. Там же, где

встречается нисходящий скачок на квинту (2 такт) и опевание первой ступени (4

такт), можно определить как поклон (ученица играет партию правой руки).

Фраза

должна

быть

гибкой,

мелодичной,

напевной;

звукоизвлечение

мягким, без толчков и ударов. Поклон на инструменте необходимо исполнить с

опорой на первую, основную долю (как бы «присесть» рукой, избегать удара,

шлёпанья) и спрятать окончание, чтобы передать движение поклона – вниз.

Затем идет сравнение партий обеих рук: подвижная правая и более статичная левая, но

такая же мягкая, певучая, и в конце 8 такта – поклон.

(ученица играет партию левой руки, стараясь слушать мелодию из длинных

звуков (1 – 8 такты).

Исполняется 1 предложение двумя руками и отрабатывается динамика в соответствии с

представленным образом.

Во втором предложении 1 части уделяется внимание перекличкам правой и левой рук,

отрабатывается

контрастное

произношение

мотивов

(женская

и

мужская

темы).

Акценты

в

мужской теме тоже должны быть не резкими, а соответствующими данному танцу, стилю и той

среде, в которой исполнялся Менуэт. В конце 1 части ученица находит поклон и пытается

исполнить его, как нужно.

Домашнее задание: постарайся вспомнить все, о чем мы говорили, что

посмотрели и исполнить Менуэт в характере, изображая танцующих, не забыв при

этом про шаг и реверансы.

Заключение.

Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения -

достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем

исполнительском

уровне,

т.е.

осмысленно,

технически

свободно,

музыкально,

эмоционально и выразительно.

Занятие с учеником – это творческий процесс. Все, чему мы хотим научить,

следует не диктовать, а совместно, как бы заново, открывать, включая ребенка в

активную

работу

-

это

и

есть

основная

задача

музыкального

образования

в

современных условиях.

Урок – не монолог педагога. Будь он трижды златоустом, умей говорить

убедительно, доходчиво и ярко, его речи не принесут желаемой пользы, если

ответом будет молчание ученика. Разговорить ученика надо не только для обратной

с ним связи. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и

учеником

постоянно

ведётся

на

языке

музыки,

но

«разговора»

двух

роялей

недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и

в связи с изучаемыми произведениями.

Соединение обучения и игры освобождает ребенка от формального подхода к

предмету,

делает

урок

насыщенным,

наглядным,

а

самое

главное

сложные

музыкальные понятия и термины становятся простыми и доступными.

Необходимо стараться развить талант ребенка, сохраняя в нем свежесть и

непосредственность чувств через эмоционально - образное мышление на уроках

фортепиано.

Список литературы:

1.

Безруких М. Н., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.:

Просвещение, 1991. – 176 с.

2.

Будасси С. А. Личность и эмоции. М.: РОУ, 1996. – 110 с.

3.

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд-во

Московского университета, 1976. – 142 с.

4.

Гофман И. Фортепианная игра. М.: Музыка, 1974. - 44 с.

5.

Коган Г. У врат мастерства. М.: Классика – ХХI, 2004. - 136 с.

6.

Коган Г. Работа пианиста. М.: Классика – ХХI, 2004. - 203 с.

7.

Кременштейн

Б.

Л.

Воспитание

самостоятельности

учащегося

в

классе специального фортепиано. М.: Классика – ХХI, 2005. – 118 с

8.

Научно-методический журнал «Музыкальная психология», № 3. М. :

Интерпракс, 2011

9.

Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. М.: Музыка, 2009. – 176 с.

10.

Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: прорблемы,

суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. – 372 с.

11.

Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.

М.:

12. Классика–XXI, 2009. – 176 с.



В раздел образования