Напоминание

"Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста".


Автор: Кудашова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №32
Населённый пункт: Республика Коми г.Инта
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного

возраста».

Речь

выполняет

многообразные

функции

в

жизни

ребенка.

Основной

и

первоначальной является коммуникативная функция - быть средством общения.

Целью общения - поддержание социальных контактов, обмен информацией.

Формирование

функций

речи

побуждает

ребенка

к

овладению

языком,

его

фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах

которой зарождается связная речь.

Диалог,

как

форма

речевого

общения,

имеет

чрезвычайно

большое

значение,

он

способствует

развитию

социальных

отношений

у

детей.

Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию,

устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится сталкиваться с

тем, что даже хорошо говорящим детям порой бывает трудно поддерживать

разговор в форме диалога не только с другими детьми, но и со взрослыми.

Поэтому, если способность к диалогу, беседе не будет развита в детстве, она и

далее

останется

недостаточной.

Не

освоив

диалогическую

речь,

малыш

не

сможет

достаточно

хорошо

овладеть

монологической,

к

которой,

в

период

школьного обучения, предъявляются очень высокие требования.

Диалогическая речь осваивается так же, как и любой вид деятельности, в

процессе

взаимодействия

с

более

опытным

партнером

-

носителем

коммуникативной культуры. В развитых формах диалог - не просто бытовой

ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид

логического взаимодействия, содержательное общение.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого

развития ребенка. Для овладения диалогической речью ребенку необходимо

приобрести ряд диалогических умений.

Речевые умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и как моно

начать

разговор

со

знакомым

и

незнакомым

человеком,

занятым,

разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение; слушать и

слышать

собеседника;

проявлять

инициативу

в

общении,

переспрашивать,

доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора -

сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться

или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

Умения речевого этикета.

В

речевой

этикет

включаются:

обращение,

знакомство,

приветствие,

привлечение

внимания,

приглашение,

просьба,

согласие

и

отказ,

извинение,

жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.

Умение общаться для планирования совместных действий,

достижения

результатов

и

их

обсуждения,

участвовать

в

обсуждении

определенной темы.

Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики,

жестов.

Овладение

диалогической

речью

-

необходимое

условие

полноценного

социального

развития

ребенка.

Развитый

диалог

позволяет

ребенку

легко

входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в

беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять

ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер

диалога

детей

зависит

от

сложности

задач,

решаемых

в

совместной

деятельности.

Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для

получения новой содержательной информации, которую он включает в решение

мыслительных

задач.

Интеллектуальная

функция

речи

переплетается

с

коммуникативной.

В старших группах рекомендуется учить более точно отвечать на вопросы,

объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и

тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение детей

участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивая

его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям ребенка

формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ,

дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой

зрения других людей.

Следует поощрять разговоры детей по поводу вещей, не находящихся в их

поле зрения, содержательное речевое общение воспитанников по поводу игр,

прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными

формулами

речевого

этикета

(Могу

я

тебя

попросить…;

Помоги

мне,

пожалуйста; Будь добр, помоги ….; Благодарю вас; Спасибо за все; Спасибо,

было очень интересно и т.п.), употреблять их без напоминания.

Большое

место

во

всех

возрастных

группах

занимает

формирование

культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы»,

называть друг друга ласковыми именами; во время разговора не опускать голову,

смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко,

чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть

общительными и приветливыми без навязчивости.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном

общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).

Это

наиболее

распространенная,

общедоступная

форма

речевого

общения

воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Данный

метод

является

самым

естественным

методом

приобщения

детей

к

диалогу.

Аналогичным

методом

можно

считать

и

правильно

организованные

беседы

с

детьми

(подготовленные

разговоры)

Именно

поэтому

беседы

и

разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы

постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми, где

есть возможность продемонстрировать образцы различных реплик и выполнение

правил ведения диалога.

Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей

беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника,

во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять

смысл известных малышам слов.

В беседе педагог:

уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о

жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений

под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в

школе;

воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

приучает

детей

целеустремленно

и

последовательно

мыслить,

не

отвлекаясь от темы беседы;

учит просто и понятно излагать свои мысли.

Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое

внимание,

умение

слушать

и

понимать

речь

других,

сдерживать

непосредственное

желание

сразу

отвечать

на

вопрос,

не

подождав

вызова,

привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

Основным

методом

обучения

диалогу

является

игра.

К

игровым

упражнениям в диалоге можно отнести любую игру: (дидактическую, сюжетно-

ролевую, драматизацию).

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками

имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2-3

человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка

(многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др.),

а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и

слышать

партнера,

задавать

ему

вопросы,

давать

поручения,

указания,

высказывать

согласие

или

несогласие

с

игровыми

и

речевыми

действиями

партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность,

отвечать на высказывания собеседника.

(

«Знакомство», «Просьба», «Покупки в

магазине»,

«Вызов

врача»,

«Заказ

пиццы

по

телефону»,

«Извинение»,

«Приветствие» и др.;)

Сюжетно-ролевая игра - является благодатным полем для закрепления и

формирования

диалогических

умений.

Ролевые

диалоги

в

сюжетной

игре

являются

показателем

не

только

развития

диалога

детей,

но

и

показателем

развития самой сюжетно-ролевой игры. Чем богаче, разнообразнее диалог в

игре,

тем

выше

уровень

игрового

творчества

детей.

Развивая

игровое

взаимодействие

детей

в

игре

(ролевые

диалоги),

педагог

не

только

целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И

наоборот,

развивая

у

детей

умения

пользоваться

всеми

функциональными

видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в

диалоге, воспитатель содействует развитию сюжетно-ролевой игры. («Поездка в

автобусе», «В магазине», «Телефон» и др.)

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге,

являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки - это свободный пересказ

литературных произведений по ролям.

Театрализация

художественных

произведений,

пересказ

прочитанных

сказок, стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную речь, в

частности

интонационную

сторону

речи,

разнообразить

речь

школьников

в

эмоциональном отношении.

Ценность

игр-инсценировок

и

в

том,

что

дети

черпают

формы

разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их

присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Режиссерские

игры

-

разновидность

игр-инсценировок

по

мотивам

литературных

произведений.

В

этих

играх

ребенок

может

«озвучить»

роли

нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного

кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают

спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя

свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны

диалога

через

подбор

литературных

произведений,

при

помощи

подсказок,

советов.

Для развития диалога у детей важна совместная деятельность со взрослым

и со сверстниками, а также организация различного рода игр - деятельности

наиболее

предпочтительной

для

дошкольника,

которая

является

основным

средством развития ребенка в дошкольном детстве.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого

развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как

средство

практического

овладения

языком.

Освоение

разных

сторон

речи

является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время

развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию

ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.



В раздел образования