Автор: Кудашова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №32
Населённый пункт: Республика Коми г.Инта
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
«Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста».
Речь
выполняет
многообразные
функции
в
жизни
ребенка.
Основной
и
первоначальной является коммуникативная функция - быть средством общения.
Целью общения - поддержание социальных контактов, обмен информацией.
Формирование
функций
речи
побуждает
ребенка
к
овладению
языком,
его
фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах
которой зарождается связная речь.
Диалог,
как
форма
речевого
общения,
имеет
чрезвычайно
большое
значение,
он
способствует
развитию
социальных
отношений
у
детей.
Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию,
устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится сталкиваться с
тем, что даже хорошо говорящим детям порой бывает трудно поддерживать
разговор в форме диалога не только с другими детьми, но и со взрослыми.
Поэтому, если способность к диалогу, беседе не будет развита в детстве, она и
далее
останется
недостаточной.
Не
освоив
диалогическую
речь,
малыш
не
сможет
достаточно
хорошо
овладеть
монологической,
к
которой,
в
период
школьного обучения, предъявляются очень высокие требования.
Диалогическая речь осваивается так же, как и любой вид деятельности, в
процессе
взаимодействия
с
более
опытным
партнером
-
носителем
коммуникативной культуры. В развитых формах диалог - не просто бытовой
ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид
логического взаимодействия, содержательное общение.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого
развития ребенка. Для овладения диалогической речью ребенку необходимо
приобрести ряд диалогических умений.
Речевые умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и как моно
начать
разговор
со
знакомым
и
незнакомым
человеком,
занятым,
разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение; слушать и
слышать
собеседника;
проявлять
инициативу
в
общении,
переспрашивать,
доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора -
сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться
или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
Умения речевого этикета.
В
речевой
этикет
включаются:
обращение,
знакомство,
приветствие,
привлечение
внимания,
приглашение,
просьба,
согласие
и
отказ,
извинение,
жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.
Умение общаться для планирования совместных действий,
достижения
результатов
и
их
обсуждения,
участвовать
в
обсуждении
определенной темы.
Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики,
жестов.
Овладение
диалогической
речью
-
необходимое
условие
полноценного
социального
развития
ребенка.
Развитый
диалог
позволяет
ребенку
легко
входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в
беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять
ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер
диалога
детей
зависит
от
сложности
задач,
решаемых
в
совместной
деятельности.
Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для
получения новой содержательной информации, которую он включает в решение
мыслительных
задач.
Интеллектуальная
функция
речи
переплетается
с
коммуникативной.
В старших группах рекомендуется учить более точно отвечать на вопросы,
объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и
тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение детей
участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивая
его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям ребенка
формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ,
дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой
зрения других людей.
Следует поощрять разговоры детей по поводу вещей, не находящихся в их
поле зрения, содержательное речевое общение воспитанников по поводу игр,
прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными
формулами
речевого
этикета
(Могу
я
тебя
попросить…;
Помоги
мне,
пожалуйста; Будь добр, помоги ….; Благодарю вас; Спасибо за все; Спасибо,
было очень интересно и т.п.), употреблять их без напоминания.
Большое
место
во
всех
возрастных
группах
занимает
формирование
культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы»,
называть друг друга ласковыми именами; во время разговора не опускать голову,
смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко,
чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть
общительными и приветливыми без навязчивости.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном
общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).
Это
наиболее
распространенная,
общедоступная
форма
речевого
общения
воспитателя с детьми в повседневной жизни.
Данный
метод
является
самым
естественным
методом
приобщения
детей
к
диалогу.
Аналогичным
методом
можно
считать
и
правильно
организованные
беседы
с
детьми
(подготовленные
разговоры)
Именно
поэтому
беседы
и
разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы
постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми, где
есть возможность продемонстрировать образцы различных реплик и выполнение
правил ведения диалога.
Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей
беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника,
во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять
смысл известных малышам слов.
В беседе педагог:
уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о
жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений
под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в
школе;
воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
приучает
детей
целеустремленно
и
последовательно
мыслить,
не
отвлекаясь от темы беседы;
учит просто и понятно излагать свои мысли.
Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое
внимание,
умение
слушать
и
понимать
речь
других,
сдерживать
непосредственное
желание
сразу
отвечать
на
вопрос,
не
подождав
вызова,
привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.
Основным
методом
обучения
диалогу
является
игра.
К
игровым
упражнениям в диалоге можно отнести любую игру: (дидактическую, сюжетно-
ролевую, драматизацию).
Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками
имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2-3
человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка
(многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др.),
а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и
слышать
партнера,
задавать
ему
вопросы,
давать
поручения,
указания,
высказывать
согласие
или
несогласие
с
игровыми
и
речевыми
действиями
партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность,
отвечать на высказывания собеседника.
(
«Знакомство», «Просьба», «Покупки в
магазине»,
«Вызов
врача»,
«Заказ
пиццы
по
телефону»,
«Извинение»,
«Приветствие» и др.;)
Сюжетно-ролевая игра - является благодатным полем для закрепления и
формирования
диалогических
умений.
Ролевые
диалоги
в
сюжетной
игре
являются
показателем
не
только
развития
диалога
детей,
но
и
показателем
развития самой сюжетно-ролевой игры. Чем богаче, разнообразнее диалог в
игре,
тем
выше
уровень
игрового
творчества
детей.
Развивая
игровое
взаимодействие
детей
в
игре
(ролевые
диалоги),
педагог
не
только
целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И
наоборот,
развивая
у
детей
умения
пользоваться
всеми
функциональными
видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в
диалоге, воспитатель содействует развитию сюжетно-ролевой игры. («Поездка в
автобусе», «В магазине», «Телефон» и др.)
Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге,
являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки - это свободный пересказ
литературных произведений по ролям.
Театрализация
художественных
произведений,
пересказ
прочитанных
сказок, стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную речь, в
частности
интонационную
сторону
речи,
разнообразить
речь
школьников
в
эмоциональном отношении.
Ценность
игр-инсценировок
и
в
том,
что
дети
черпают
формы
разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их
присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.
Режиссерские
игры
-
разновидность
игр-инсценировок
по
мотивам
литературных
произведений.
В
этих
играх
ребенок
может
«озвучить»
роли
нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного
кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают
спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя
свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны
диалога
через
подбор
литературных
произведений,
при
помощи
подсказок,
советов.
Для развития диалога у детей важна совместная деятельность со взрослым
и со сверстниками, а также организация различного рода игр - деятельности
наиболее
предпочтительной
для
дошкольника,
которая
является
основным
средством развития ребенка в дошкольном детстве.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого
развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как
средство
практического
овладения
языком.
Освоение
разных
сторон
речи
является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время
развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию
ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.