Напоминание

О чем с детьми разговаривать так непросто: половое воспитание детей и подростков


Автор: Курносенко Александра Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГК ОУ СО "Березовская школа интернат"
Населённый пункт: Свердловская область, город Берёзовский, поселок Монетный
Наименование материала: статья
Тема: О чем с детьми разговаривать так непросто: половое воспитание детей и подростков
Раздел: среднее профессиональное





Назад




О чем с детьми разговаривать так непросто: половое воспитание детей и подростков

Тема полового воспитания детей и подростков является очень важной. Половое воспитание

подразумевает формирование у мальчиков и девочек правильного понимания пола: мальчик-девочка,

мужчина-женщина, их отличие. Это также вопросы, которые касаются личной гигиены; моральные и

нравственные

вопросы,

т.е.

каким

должен

быть

мужчина,

какой

женщина;

и,

конечно

же,

просвещение в плане детородных функций.

Половое воспитание детей и подростков очень значимо, так как регулярно мальчики и девочки

контактируют между собой – в детском саду, на различных секциях и кружках, в школе. Кроме этого

выпускникам школы предстоит самостоятельно взаимодействовать с противоположным полом, в

дальнейшем создавать семью и т.д.

После

выпуска

из

школы

девушки

зачастую

не

знают,

как

правильно

реагировать

на

ухаживание юношей, как строить семейные отношения и т.п. Так же и юношам полезно было бы

знать, как себя вести во взаимоотношениях с противоположным полом, как создавать семью и т.д.

Это всё вопросы полового воспитания.

Прежде чем более подробно говорить о правильном половом воспитании, давайте ответим на

вопрос, кто должен им заниматься?

В первую очередь половым воспитанием детей должны заниматься родители, даже если сами

об этом мало осведомлены, или им неудобно об этом говорить. Родители часто не знают, как

правильно разговаривать на такие щепетильные темы, поэтому часть информации передается не

словесно, а на примере поведения самих родителей или через их установки.

Конечно, ответственность за половое воспитание ложится и на воспитателей,

учителей,

педагогов-психологов, медиков, поскольку большую часть времени в учебный период дети проводят

в школе. Каким образом это происходит? В виде бесед со стороны медиков и воспитателей, в виде

открытых уроков со стороны педагогов, психологов. В виде тренингов, обсуждений, игр.

На сегодняшний день, очень много информации дети берут из средств массовой информации:

социальных сетей, журналов, телевидения. К сожалению, информация, которую дети черпают из

СМИ, не всегда благоприятно влияет на их половое воспитание. Поэтому данный вопрос родителям

так же необходимо контролировать в домашних условиях.

Нужно

сказать,

что

половым

воспитанием

ребенка

необходимо

заниматься

не

только

в

подростковом возрасте, но и задолго до него.

Давайте

подробнее

рассмотрим,

в

какой

возрастной

период,

и

каким

образом

должно

происходит половое воспитание.

Возраст ребенка: от 1 года до 7 лет. Период дошкольного детства.

Особенности развития: 1-2 года - «половое любопытство» у детей. Изучение своего тела.

Формирование полового самосознания.

Рекомендации

родителям

по

половому

воспитанию. Ответственность

по

половому

воспитанию в этот период лежит полностью на родителях. Родители указывают на пол ребенка

(проговаривая: «ты мальчик» или «ты девочка»). Необходимо обозначить части тела (ребенок должен

знать названия своих частей тела, в том числе и половых). Ребенок должен отличать различия полов.

Необходимо обучить детей навыкам гигиены.

3

года – время первых нескромных вопросов: «Почему я писаю не так, как сестренка?»,

«Откуда я у вас взялся?» На подобные вопросы необходимо отвечать спокойно.

Например, на

вопрос, почему нельзя бегать голышом или ходить в туалет у всех на виду, достаточно ответить, что

это считается некрасивым, и люди, в отличие от зверушек, так не поступают.

В 4 года у ребенка появляется чувство стыда – в этот период стоит придерживаться правил

полового разграничения: дома не ходить перед ребенком полностью раздетым, в общественных

местах (в бане, бассейне) ребенок должен находиться с родителем своего пола.

Если

вы

чувствуете

неловкость,

говоря

с

ребенком

о

физиологических

подробностях,

обратитесь к детским книгам (например, книга К. Януш и М. Линдман «Как я появился на свет»,

или

книга Виржини

Дюмон

«Откуда

я

взялся?».

Также

вам

может

помочь сексуальная

энциклопедия для детей 5-8 лет

Возраст ребенка: 7-13 лет. Школьники

Особенности развития: Формирование стереотипов поведения мужчин и женщин (какой

должен быть мужчина, какая женщина). Период начальной гормональной перестройки организма.

Рекомендации родителям по половому воспитанию. В этот период очень важен личный

пример родителей и нормы поведения мужчины и женщины в семье (как ведут себя отец и мать, так

дети). На данном возрастном этапе ребенка необходимо ознакомить с обучающей литературой, но

при этом, чтобы ребенок понимал, что родитель готов ответить на интересующие его вопросы.

Полезная

литература

для

детей: Джерри Бейли «Мое тело меняется. Всё, что хотят

знать подростки и о чем стесняются говорить родители».

Литература для родителей: Дебра Хаффнер «От пеленок до первых свиданий. Что нужно

знать родителям о сексуальном воспитании своих детей».

Возраст ребенка: 13-17 лет. Подростки

Особенности развития: Яркое проявление физиологических особенностей. Изменение тела в

физическом плане, частые перепады настроения.

Рекомендации

родителям

по

половому

воспитанию.

Подростки

должны

знать

про

венерические заболевания, методы контрацепции, вредные привычки.

В этот период они чутко

относятся к строению своего тела, поэтому родителям не позволительно делать критические или

ироничные замечания в адрес особенностей их тела (скажем, лишнего веса, угревой сыпи и т.п.)

Очень

чувствительно

подростками

воспринимаются

симпатии

и

антипатии

со

стороны

противоположного пола.

Родителям важно рассказать о чувствах и взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, о

влюбленности и любви, чем отличаются эти чувства друг от друга. Возможно, совместно посмотреть

фильмы о юношеской любви, обсудить их. Например, такие фильмы, как «Вам и не снилось», «В

моей смерти прошу винить Клаву К.» и др.

В заключение хотелось бы сказать о том, что взрослым важно выстраивать доверительные

отношения с детьми, чтобы ребенок понимал, что в случае неприятных ситуаций (например, со

сверстниками в школе), он всегда сможет обратиться за советом к близким людям и поговорить с

ними на любую, даже самую непростую тему.

Автор статьи: Курносенко Александра Владимировна,

педагог -психолог



В раздел образования