Напоминание

"Организации работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС"


Автор: Синельник Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №59"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Организации работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Организации работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС

В современном российском обществе возрастает потребность в людях

неординарно

мыслящих,

творческих,

активных,

способных

нестандартно

решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем

смогут определять пути экономического и политического развития страны.

Соответственно общество нуждается в школе, которая может

подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества

и

профессионализма,

обладающего

нравственной

позицией,

широтой

компетенций.

Талантливые,

одарённые

люди

являются

мощным

ресурсом

общественного

развития.

Они

способны

обеспечить

нашей

стране

социальное,

культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому

забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры

и социальной жизни России в будущем.

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее

государственное

значение,

так

как

от

уровня

подготовки

будущих

специалистов зависит трудовой потенциал страны.

Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия

государства заключается в поддержке одаренных детей.

1 июня 2012 года вышел указ Президента РФ № 761 «О национальной

стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». Глава 4 этого

документа (Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и

молодежи)

определяет

меры,

направленные

на

поиск

и

поддержку

талантливых детей и молодежи. Это:

- обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных

запросов одаренных детей;

- поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся

на работе с одаренными детьми;

- создание национального ресурсного центра для работы с одаренными

детьми в целях обеспечения диагностики, развития, обучения и психолого-

педагогической поддержки одаренных детей;

- создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-

педагогических кадров для работы с одаренными детьми;

- обеспечение информационной поддержки государственной политики по

оказанию помощи талантливым детям и молодежи.

В Российской Федерации создана нормативно-правовая база работы с

одаренными детьми, которая включает:

1. Федеральный закон «Об образовании», который предусматривает

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ;

- вариативность содержания образовательных программ соответствующего

уровня образования;

- возможность формирования образовательных программ различного уровня

сложности

и

направленности

с

учетом

образовательных

потребностей

и

способностей учащихся;

-

государственные

гарантии

уровня

и

качества

образования

на

основе

единства

обязательных

требований

к

условиям

реализации

основных

образовательных программ и результатам их освоения.

2. Концепция модернизации образования.

В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс

стратегических задач, направленных на развитие образования. Концепция

модернизации

образования

содержит

идею

доступности,

качества

и

приоритетности образования.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что

важной

задачей

системы

образования

является

формирование

профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых,

талантливых детей и молодёжи. Несмотря на активную позицию

государства

в

этом

вопросе,

невозможно

собрать

всех

детей,

имеющих

признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому

необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых

детей

в

массовых

образовательных

учреждениях.

Значит,

создание

эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными

детьми – является одной из важнейших задач.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства

образования и науки РФ.

ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества

образования в школах России.

Открывается перспектива для достижения

новых

образовательных

результатов,

обеспечивающих

готовность

современной

школы

к

удовлетворению

образовательных

потребностей

личности, общества и государства.

ФГОС являются совершенно новым документом для образования.

Новизна

заключается

в

концепции,

методике,

в

системе

требований

к

структуре,

условиям

реализации

и

результатам

освоения

основных

образовательных программ. Внедрение и реализация данного документа

подразумевает иные

подходы к образовательному процессу.

Требуются и

новые

подходы

к

созданию

образовательного

пространства,

другой

методики

преподавания.

Поэтому

очень

важно,

чтобы

учитель

владел

современными компетенциями в своей деятельности. Сохранение и развитие

одарённости детей это

важнейшая проблема нашего общества и

перед

учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Данный документ утвержден Приказом Президента РФ от 4 февраля 2010

года.

Школа

является

особенно

важным

элементом

в

этом

процессе.

Главные

задачи

современной

школы

-

раскрытие

способностей

каждого

ученика,

воспитание

порядочного

и

патриотичного

человека,

личности,

готовой

к

жизни

в

высокотехнологичном,

конкурентном

мире.

Школьное

обучение

должно

быть

построено

так,

чтобы

выпускники

могли

самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на

разные жизненные ситуации.

Национальная образовательная инициатива предполагает создание

новой школы – школы будущего. Какими характеристиками должна обладать

школа в 21-м веке?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего

развития.

В

школе

будет

обеспечено

изучение

не

только

достижений

прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Учащиеся будут

вовлечены

в

исследовательские

проекты

и

творческие

занятия,

чтобы

научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные

мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и

осознавать возможности.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому,

понимающие

детскую

психологию

и

особенности

развития

школьников,

хорошо знающие свой предмет.

Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут

с о в р е м е н н ы м и

з д а н и я м и

с

м е д и а т е к о й

и

б и б л и о т е к о й ,

высокотехнологичным

учебным

оборудованием,

широкополосным

Интернетом,

грамотными

учебниками

и

интерактивными

учебными

пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа - это современная система оценки качества образования,

которая

должна

обеспечивать

нас

достоверной

информацией

о

том,

как

работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования

в целом.

В документе определяется стратегия развития системы поддержки

талантливых детей.

С этой целью в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная

система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Для этого необходимо развивать творческую среду для выявления особо

одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

Старшеклассникам

нужно

предоставить

возможность

обучения

в

заочных,

очно-заочных

и

дистанционных

школах,

позволяющих

им

независимо

от

места

проживания

осваивать

программы

профильной

подготовки.

Требуется

развивать

систему

олимпиад

и

конкурсов

школьников,

практику

дополнительного

образования,

отработать

механизмы

учета

индивидуальных достижений, обучающихся при приеме в вузы.

О д н о в р е м е н н о

с л е д у е т

р а з в и в а т ь

с и с т е м у

п од д е р ж к и

сформировавшихся талантливых детей.



В раздел образования