Автор: Синельник Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №59"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Организации работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
Организации работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС
В современном российском обществе возрастает потребность в людях
неординарно
мыслящих,
творческих,
активных,
способных
нестандартно
решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем
смогут определять пути экономического и политического развития страны.
Соответственно общество нуждается в школе, которая может
подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества
и
профессионализма,
обладающего
нравственной
позицией,
широтой
компетенций.
Талантливые,
одарённые
люди
являются
мощным
ресурсом
общественного
развития.
Они
способны
обеспечить
нашей
стране
социальное,
культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому
забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры
и социальной жизни России в будущем.
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее
государственное
значение,
так
как
от
уровня
подготовки
будущих
специалистов зависит трудовой потенциал страны.
Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия
государства заключается в поддержке одаренных детей.
1 июня 2012 года вышел указ Президента РФ № 761 «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». Глава 4 этого
документа (Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и
молодежи)
определяет
меры,
направленные
на
поиск
и
поддержку
талантливых детей и молодежи. Это:
- обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных
запросов одаренных детей;
- поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся
на работе с одаренными детьми;
- создание национального ресурсного центра для работы с одаренными
детьми в целях обеспечения диагностики, развития, обучения и психолого-
педагогической поддержки одаренных детей;
- создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-
педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
- обеспечение информационной поддержки государственной политики по
оказанию помощи талантливым детям и молодежи.
В Российской Федерации создана нормативно-правовая база работы с
одаренными детьми, которая включает:
1. Федеральный закон «Об образовании», который предусматривает
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего
уровня образования;
- возможность формирования образовательных программ различного уровня
сложности
и
направленности
с
учетом
образовательных
потребностей
и
способностей учащихся;
-
государственные
гарантии
уровня
и
качества
образования
на
основе
единства
обязательных
требований
к
условиям
реализации
основных
образовательных программ и результатам их освоения.
2. Концепция модернизации образования.
В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс
стратегических задач, направленных на развитие образования. Концепция
модернизации
образования
содержит
идею
доступности,
качества
и
приоритетности образования.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что
важной
задачей
системы
образования
является
формирование
профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых,
талантливых детей и молодёжи. Несмотря на активную позицию
государства
в
этом
вопросе,
невозможно
собрать
всех
детей,
имеющих
признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому
необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых
детей
в
массовых
образовательных
учреждениях.
Значит,
создание
эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными
детьми – является одной из важнейших задач.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт.
ФГОС утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства
образования и науки РФ.
ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества
образования в школах России.
Открывается перспектива для достижения
новых
образовательных
результатов,
обеспечивающих
готовность
современной
школы
к
удовлетворению
образовательных
потребностей
личности, общества и государства.
ФГОС являются совершенно новым документом для образования.
Новизна
заключается
в
концепции,
методике,
в
системе
требований
к
структуре,
условиям
реализации
и
результатам
освоения
основных
образовательных программ. Внедрение и реализация данного документа
подразумевает иные
подходы к образовательному процессу.
Требуются и
новые
подходы
к
созданию
образовательного
пространства,
другой
методики
преподавания.
Поэтому
очень
важно,
чтобы
учитель
владел
современными компетенциями в своей деятельности. Сохранение и развитие
одарённости детей это
важнейшая проблема нашего общества и
перед
учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Данный документ утвержден Приказом Президента РФ от 4 февраля 2010
года.
Школа
является
особенно
важным
элементом
в
этом
процессе.
Главные
задачи
современной
школы
-
раскрытие
способностей
каждого
ученика,
воспитание
порядочного
и
патриотичного
человека,
личности,
готовой
к
жизни
в
высокотехнологичном,
конкурентном
мире.
Школьное
обучение
должно
быть
построено
так,
чтобы
выпускники
могли
самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на
разные жизненные ситуации.
Национальная образовательная инициатива предполагает создание
новой школы – школы будущего. Какими характеристиками должна обладать
школа в 21-м веке?
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего
развития.
В
школе
будет
обеспечено
изучение
не
только
достижений
прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Учащиеся будут
вовлечены
в
исследовательские
проекты
и
творческие
занятия,
чтобы
научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные
мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и
осознавать возможности.
Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому,
понимающие
детскую
психологию
и
особенности
развития
школьников,
хорошо знающие свой предмет.
Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут
с о в р е м е н н ы м и
з д а н и я м и
с
м е д и а т е к о й
и
б и б л и о т е к о й ,
высокотехнологичным
учебным
оборудованием,
широкополосным
Интернетом,
грамотными
учебниками
и
интерактивными
учебными
пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.
Новая школа - это современная система оценки качества образования,
которая
должна
обеспечивать
нас
достоверной
информацией
о
том,
как
работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования
в целом.
В документе определяется стратегия развития системы поддержки
талантливых детей.
С этой целью в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная
система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
Для этого необходимо развивать творческую среду для выявления особо
одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.
Старшеклассникам
нужно
предоставить
возможность
обучения
в
заочных,
очно-заочных
и
дистанционных
школах,
позволяющих
им
независимо
от
места
проживания
осваивать
программы
профильной
подготовки.
Требуется
развивать
систему
олимпиад
и
конкурсов
школьников,
практику
дополнительного
образования,
отработать
механизмы
учета
индивидуальных достижений, обучающихся при приеме в вузы.
О д н о в р е м е н н о
с л е д у е т
р а з в и в а т ь
с и с т е м у
п од д е р ж к и
сформировавшихся талантливых детей.