Автор: Саяпина Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа №17 г.Благовещенска"
Населённый пункт: город Благовещенск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Про хлеб и кашу"
Раздел: начальное образование
Тема: «Про хлеб и кашу»
Класс: 1 класс
Предмет: Окружающий мир
УМК: «Перспектива»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: усвоить, из чего делают хлеб, каши, научиться различать виды круп.
Задачи урока:
1.
Сформировать представление о производстве хлеба.
2.
Познакомить учащихся с разными видами круп.
3.
Определить значение растений, которые кормят человека.
4.
Воспитывать уважительное отношение к труду людей, бережное отношение к хлебу.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
знать, из чего делают хлеб и каши;
знать, как растения питают человека;
соотносить растения и получаемые из них продукты питания.
Метапредметные результаты:
различать виды круп;
прослушивать и обсуждать рассказ В. Д. Даля;
раскрывать символический смысл панно, представленного в учебнике,
делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу;
рассказывать, опираясь на жизненный опыт, откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе;
распознавать крупы, кофе по рисункам, на ощупь и по запаху (с закрытыми глазами);
рассказывать о своём способе распознавания;
осуществлять самопроверку знаний по теме урока.
Личностные результаты:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
желание и умение ответить на вопрос;
осознавать важность хлеба в рационе человека и значение труда людей, связанного с производством хлеба и других продуктов.
Образовательная цель: узнать, откуда берётся хлеб, определить, какая каша, из какой крупы получается, какая польза от каш, познакомить
учащихся с традиционным блюдом русской кухни – кашей;
Развивающая цель: развивать внимание, мышление, наблюдательность; умение делать выводы и обобщать;
Воспитательная цель: воспитывать бережное отношение к хлебу, коллективизм, взаимопомощь.
Педагогические
технологии:
технология
проблемного
обучения,
личностно-ориентированный
подход
в
обучении,
информационно
-
коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Методы
обучения: словесный,
демонстрационный,
исследовательский,
проблемное
изучение
материала,
метод
закрепления,
метод
самостоятельной работы по усвоению материала.
Средства обучения: словесные, аудиовизуальные, раздаточные материалы.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Описание
Комментарии
I
Организацион
ный этап
Контроль
за
организацией
рабочего места
У: Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Проверьте готовность к уроку.
На
партах
у
вас
лежит
учебник,
рабочая тетрадь, пенал.
Организация рабочего места
У
учащихся
заранее
на
столах
разложены образцы зерен, круп.
Сигнальные карточки.
II
Актуализация
опыта учащихся
Проведение вводной беседы.
У: Вспомните тему прошлого
урока и что важного вы узнали? Как
назвать
овощи
и
фрукты
одним
словом? (растения).
У: Какие растения может еще
употреблять человек в пищу, кроме
овощей и фруктов?
У:
На
прошлом
уроке
мы
говорили
об
овощах
и
фруктах
и
узнали об их полезных качествах.
У ч а щ и е с я
п р е д л а г а ю т
варианты ответов.
III
Постановка
цели
и
з а д ач
урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Корректировка целей и темы
учебного занятия.
У: Посмотрите видеоролик. В
песне
вы
услышите
важные
слова.
Запомните.
У:
Какие
важные
слова
вы
услышали в песне?
У: Долог путь от зёрнышка до
хлеба. Много людей работает, чтобы
хлеб
попал
к
нам
на
стол.
Нужно
беречь хлеб. Хлеб – наше богатство.
Никогда не бросайте хлеб! Берегите
Ответы на вопросы
учителя; Формулировка цели и
темы учебного занятия.
Учащиеся смотрят
видеоролик, где исполняется песня
«Хлеб всему голова».
У: Мы услышали пословицу
«Хлеб всему голова».
.
Презентация Слайд № 1
Видеоролик «Хлеб всему голова». В
видеоролике
исполняется
песня
«Хлеб
всему голова», показываются сюжеты как
выращивают хлеб.
Презентация Слайд № 2
его!
У: Что вы знаете о хлебе?
У: На какие вопросы вы бы
хотели
получить
ответы?
Составьте
вопросы, начинающиеся со слов:
Как?
Что?
Из
чего?
Каким
образом? Где? Когда? Почему?
Учитель
фиксирует
вопросы
учащихся.
У: Какова цель урока?
У: Сформулируйте тему урока.
У: Тема нашего урока: «Про
хлеб и кашу, про чай и кофе»
У:
Как
вы
думаете,
какой
продукт
можно
считать
самым
важным, необходимым для каждого
человека? Почему вы так думаете?
Учащиеся отвечают.
Учащиеся формулируют
вопросы, опираясь на данные слова.
Формулируют цель и тему
урока.
Учащиеся отвечают.
Высказывания детей.
Презентация Слайд № 3
И с п о л ь з о в а н и е
т е х н о л о г и и
активного продуктивного чтения – «Задай
вопрос»
Презентация Слайд № 4
Презентация Слайд № 5
Презентация Слайд № 6
IV
Первичное
усвоение нового
материала
Беседа с учащимися; чтение
рассказа о хлебе.
У:
Действительно,
одним
из
важных
продуктов
для
человека
всегда был хлеб.
Откройте
учебник
на
с.
68,
п о с л у ш а й т е
р а с с ка з
о
х л е б е
Владимира Ивановича Даля.
Словарная работа
(Сыт,
закрома,
овин,
сноп,
Слушают текст в учебнике
на с.68. Текст читает учитель.
И с п о л ь з о в а н и е
У М К
«Перспектива»
примолвя)
У: О ком этот рассказ? Что вы
можете
сказать
о
мужике?
Когда
к
нему обращались люди?
У:
Рассмотрите
картинку-
панно. Кто изображено на панно и
что
хотел
подчеркнуть
автор
на
панно?
У:
На
с.
69
рассмотрите
иллюстрации и ответьте на вопрос:
Из какого растения получают хлеб?
У:
И з
к а ко г о
р а с т е н и я
получают хлеб?
У:
Какой
хлеб
получают
из
пшеницы? Из ржи?
У:
Прочитайте
пословицу
о
хлебе
на
с.
69.
Как
вы
думаете,
почему так говорили?
У:
В
старину
чаще
всего
выращивали
рожь,
из-за
не
очень
благоприятных
погодных
условиях.
Белый
пшеничный
хлеб
считался
праздничным,
«барским»,
а
черный
ржаной
выпекали
в
о с н овн ом
крестьяне.
Сейчас
ученые
считают,
что
У: О мужике. Был добрый,
заботливый, трудолюбивый. К нему
обращались, когда была нужда.
Рассматривают
панно
в
учебнике на с. 68.
У:
На
панно
изображены
мужчина и женщина. У них в руках
колосья и они радуются, что у них
богатый урожай хлеба.
Рассматривают
иллюстрации в учебнике на с. 69.
У:
Х л е б
п о л у ч а ю т
и з
пшеницы и ржи.
У:
Из
пшеницы
получают
белый, пшеничный хлеб, из ржи -
черный, ржаной.
Ч т е н и е
п о с л о в и ц ы
в
учебнике на с. 69 и высказывания
детей.
И с п о л ь з о в а н и е
У М К
«Перспектива»
ржаной
хлеб
полезнее
пшеничного,
так как содержит больше витаминов.
У:
Путь
хлеба
на
наш
стол
долгий и тяжелый. И поэтому во все
времена люди берегут хлеб и ценят
его.
У:
Подумайте,
а
как
вы
относитесь к хлебу? Бережете ли вы
его?
У :
В о т
о н
Х л е б у ш к о
душистый,
с
хрусткой
корочкой
витой;
Вот
он
тёплый,
золотистый,
словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
он пожаловал, пришёл.
Ответы детей.
Презентация Слайд № 6
Динамич
еская пауза
У: Встанем и немножко отдохнем.
Превращаю вас в маленькие
зернышки, которые лежат в земле
(приседают, обхватывая голову
руками). Но вот пригрело солнышко,
и зернышки начали прорастать
(поднимают голову, раскрывают
ладони). Это маленькие слабые
ростки-колоски. Солнышко греет все
сильнее, прошел теплый дождик и
ростки стали подниматься все выше и
выше (поднимаются, руки вверх).
.
Учащиеся согласно тексту
показывают движения.
IV
Первичн
ое усвоение
нового
материала
Ветерок нас раскачивает, солнышко
пригревает, колоски улыбаются
солнышку. Но вот наступила осень:
ветер все сильнее качает колоски.
Колоски нагнулись к земле. Ветер
перестал. Колоски выпрямились. Они
созрели. Молодцы. Садитесь на свои
места.
У: Что дальше произойдёт с
колосками? Из зёрен смелют муку. Из
муки я замесила тесто.
У: Сейчас из солёного теста девочки
сделают «Крендельки», а мальчики
«Баранки». «Крендельки» и
«Баранки» мы высушим и потом
раскрасим.
У: Что ещё можно испечь из теста?
У: Попробуйте на ощупь, и
ощути запах растения, которое нас
поит.
У: Какие вы еще знаете растения,
кроме пшеницы и ржи, которые нас
кормят.
Создание проблемной ситуации.
Ответы детей.
Лепят из солёного теста.
Высказывания детей.
У: Распознают кофе, чай на
ощупь и по запаху (с закрытыми
глазами)
Оценка работы (плюсик – задание
выполнено, верно).
И с п о л ь з о в а н и е
У М К
«Перспектива»
И с п о л ь з о в а н и е
т е х н о л о г и и
проблемного обучения
Презентация Слайды 12, 13, 14, 15,
16,17
У: Всё минуточку внимания,
Сейчас проверим ваши знания.
У меня вот здесь крупа,
Да не знаю – какова.
Я хочу у вас узнать:
Сможете вы крупы разобрать?
У: У вас на столах лежат образцы
некоторых видов круп и зерен.
Попробуйте в группе определить,
какие виды растений представлены в
образцах.
У: Есть ли группы, которые
сомневаются в ответах?
У: Как вы думаете, где можно найти
правильный ответ?
У: Чья группа затрудняется, в ответе,
откройте учебник на с. 70-71, где
иллюстрации вам помогут правильно
определить названия растений.
У: Чья группа определила названия
растений, показывает готовность в
виде домика.
У: Проверим названия зерен, круп,
для этого откройте учебник на
с.93,«Страничку Умного совенка» и
Практическая работа в
группе с образцами растений.
У: Можно найти ответ в
учебнике.
Работа в учебнике с. 70-71.
Презентация Слайд № 18
На столах у учащихся представлены
образцы
растений,
представленные
в
учебнике на с. 70 (овсяные хлопья, риса,
проса,
гречихи,
кофейные
зерна,
чайные
листья).
Учащиеся
в
группе
обсуждают
и
пытаются определить названия растений в
образцах. При возникновении трудностей
о б р а щ а ю т с я
з а
п о м о щ ь ю
к
иллюстрациям в учебнике на с. 70-71.
сверьте ответы.
У: Какие же растения нас кормят?
Чья группа, верно, определила
названия?
У: Что можно получить из данных
круп?
Любите ли вы каши? Почему?
Какие каши вы знаете?
Для чего мы их едим?
Инсценирование.
У: «Ребята, вспомните,
кто из известных вам героев стихотво
рения варил замечательную кашу?»
У: А вот и она.
Сорока – белобока: Входите, гости
дорогие! Вот мой дом! Всем покажу,
как я живу. Вот мой чугунок, в
котором я кашу варю.
У: -Сорока - белобока! Где ты была?
Сорока – белобока: Далеко! По полю
летала, зёрна собирала, печку топила,
кашу варила, детишек созывала,
Учащиеся осуществляют
проверку, исправляют ошибки по
эталону в учебнике на с. 93.
Учащиеся называют
растения.
Поднимают руки, чья группа
выполнила все верно.
У: Из этих круп можно
получить каши.
Высказывания детей.
Презентация Слайд № 19, 20
И с п о л ь з о в а н и е
У М К
«Перспектива»
Решение проблемы.
Проверка
действий
по
эталону
в
учебнике, коррекция ошибок.
Оценка работы (плюсик – задание
выполнено верно).
кашкой угощала…
Каши особенно полезны детям и
пожилым людям. Они легко
усваиваются. К тому же каши дают
ощущение сытости. Каша, съеденная
на завтрак, поможет избежать чувства
голода до самого обеда. Сорока –
белобока: Какие каши вы любите?
Привела, с собой своих друзей, они
вам расскажут о полезных качествах
каш.
Отгадайте загадку. И вы узнаете, о
какой каше пойдёт речь.
Росло – красно, цвело – бело,
А снял зерно – почти черно.
У: Более точную информацию о
полезных качествах каш вы узнаете
из текста на карточке № 1. Задание:
прочитайте текст в паре, читая
предложения по очереди.
У: Почему надо любить овсяную
кашу?
У: Почему надо есть пшенную кашу?
Инсценирование
Рассказ детей о
полезных качествах каш
Дети отвечают, чем
полезна овсяная каша.
Т е х н о л о г и и
л и ч н о с т н о г о
–
ориентированного обучения.
Презентация Слайд № 21,22, 23, 24
Рассказ детей о гречневой, овсяной
и пшенной каше.
У: Чем полезна гречневая каша?
У: Что же можно сказать о кашах?
Нужно ли их употреблять в пищу?
Для чего?
У: Оказывается!
У каши есть свой народный праздник
– так и называется, «Мирская каша».
Отмечается он в день Акулины –
Гречишницы, 26 июня.
У: Соберите пословицы
Каша – мать наша.
Что за обед, коли каши, нет.
Хороша кашка, да мала чашка.
Дети отвечают, чем
полезна пшенная каша.
Дети отвечают, чем
полезна гречневая каша.
Ответы детей.
Дети читают наизусть
стихи о кашах.
Работа в паре.
IV
Первичная
проверка
новых
знаний
Осуществление
пром еж у т оч н ог о
кон т рол я
и
корректировка действий учащихся.
У: Откройте рабочую тетрадь
на с. 54.
Прочитайте задание № 1.
Соедините
стрелками,
что
из
чего
сделано?
Проверку
осуществляем
в
парах сменного состава.
Самостоятельная работа в
рабочей
тетради
на
с.
5 4 ,
взаимопроверка
в
парах
сменного
состава.
Использование
метода
активного
обучения
Учащийся выполняет задание, после
этого поднимает руку и смотрит, кто из
других
учеников
тоже
готов,
подходит
к
тому
ученику
и
в
паре
сверяют
ответы,
осуществляют
коррекцию,
затем
меняют
пару.
У:
Проверим
правильность
выполнения задания. Прочитайте, что
у вас получилось. Покажите согласие
или несогласие.
У:
Кто
выполнил
задание
верно? Поставьте рядом с заданием
плюсик.
О д н оврем е н н о
у
д о с к и
задание
выполняет
одна
пара
учащихся.
У ч а щ и е с я
п р о в е р я ю т
правильность ответов с образцом
на
доске,
корректируют
ответы,
исправляют ошибки.
И с п о л ь з о в а н и е
У М К
«Перспектива»
Презентация Слайд № 4
Оценка работы (плюсик – задание
выполнено, верно).
VI
Первичное
закрепление
нового
материала
Выявить качество знаний учащихся,
определить пробелы, установить их
причину.
У:
Проверить,
как
вы
усвоили,
материал урока нам поможет тест.
Все
готовы?
Начнем
выполнение
теста.
1.
Из
зерна
какого
р а с т е н и я
выпекают черный хлеб?
А рожь
B пшеница
C гречиха
D рис
2.
Из зерна каких растений делают
муку
для
выпекания
белого
хлеба?
А гречиха
B пшеница
C рожь
D рис
Учащиеся выполняют тест
по теме «Про хлеб и каши».
Учащиеся
отвечают
на
вопросы теста.
Индивидуальная
работа
После выполнения тестовой работы
учащихся проводится анализ и коррекцию
ошибок по каждому из вопросов теста
3.
Для чего нужно есть каши?
А для лечения
B
каши
содержат
много
витаминов
C каши не полезны для здоровья
У:
Заканчиваем
выполнение
теста.
Проверим правильность выполнения.
Оценка
работы
(плюсик
–
задание
выполнено верно).
учащихся.
VII
Подведение
итогов
Дать
качественную
оценку
р а бо т ы
к л а с са
и
о т д е л ь н ы х
учащихся.
У:
Подведем
итоги
урока.
Какая была тема урока.
У: Вспомним какие вопросы,
мы ставили в начале урока.
У:
Кто
ответит
на
первый
вопрос, второй (и т.д…)?
У:
На
какой
вопрос
мы
не
ответили? Где можно найти ответ на
эти вопросы?
У:
М н о го
в о п р о с о в
м ы
ставили в начале урока, что помогало
найти ответы на вопросы?
Ответы учащихся.
У:
В
энциклопедиях,
в
интернете…
У:
Нам
помогли учебник и
рабочая тетрадь.
VIII
Рефлексия
Мобилизация
учащихся
на
рефлексию.
У:
Оцените
свою
работу
на
уроке.
П окаж ите
с и г н а л ь н у ю
карточку нужного цвета.
Реализация
рефлексии
с
и с п ол ь з о в а н и ем
с и г н а л ь н ы х
карточек
Презентация Слайд № 6
Учащиеся
показывают
сигнальную
карточку определенного цвета.
У:
Кто
считает,
что
урок
прошел
плодотворно,
было
все
понятно, и можете помочь другим –
поднимает зеленую карточку.
Кто
научился
применят ь
знания,
но
еще
нужна
помощь
–
желтую.
Кому
было
трудно
на
уроке,
возникали сложности – красную.
У:
Какое
задание
или
какой
вид
работы
понравился
больше
всего?
У: Молодцы! Урок закончен.
Ответы детей.