Автор: Саяпина Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа №17 г.Благовещенска"
Населённый пункт: город Благовещенск
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимосвязь семьи и педагога в формировании экологической культуры младших школьников"
Раздел: начальное образование
Взаимосвязь семьи и педагога в формировании экологической культуры
младших школьников
Сознательное
отношение
к
состоянию
нашей
планеты
—
вот,
что
требует от нас природа.
Формированием
у
человека
сознательного
восприятия
окружающей
природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к
природе,
разумного
использования
ее
богатств
занимается
экологическое
воспитание.
Воспитание
у
учащихся
экологической
культуры
не
может
быть
целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего
поколения. Им есть что рассказать своим детям и внукам, порой вызвать
удивление
и
сожаление.
В
семье
закладываются
основы
личности,
формируется отношение к миру природы, развивается система ценностей,
потребностей, интересов и привычек. В семье будущий гражданин получает
основы экологического воспитания и впоследствии в течение всей жизни
корректирует своё поведение, своё отношение к экологическим проблемам,
опираясь на опыт семьи. Семья – хранительница и передатчик экологической
культуры
и
традиций,
которые
существенно
влияют
на
формирование
стереотипов
поведения.
Отношение
родителей
к
природе
как
в
зеркале
отражается в поведении детей.
В семье через родительский опыт ребёнок приобретает первые навыки
различного рода деятельности, в том числе и по охране природы. Содержание
дома, квартиры, двора в чистоте, порядке и уюте влияют на стремление
содержать среду обитания, рабочую зону в достойном состоянии, озеленять и
благоустраивать окружающую территорию, созидать и творить. Включение
детей с раннего возраста в хозяйственно-бытовую жизнь семьи воспитывает
чувство заботливого, рачительного хозяина дома, страны, Земли. Культура
п о в е д е н и я
р е б ё н к а ,
в
т о м
ч и с л е
н а
п р и р о д е ,
в о
м н о г о м
определяется семейными
традициями.
Пример
родителей
служит
тем
социальным образцом, опираясь на который ребёнок овладевает способом
отношения к окружающей среде, создаёт образ собственного видения мира
природы и поведения в нём.
Хорошо, если природа и её объекты входят в круг семейных интересов,
а забота о живых организмах – в семейные отношения. Когда животные
становятся членами семьи, а выращиваемые растения – семейной гордостью,
тогда
и
формируется
отношение
ко
всему
живому.
Как
правило,
дети
1
вырастают
отзывчивыми,
доброжелательными
в
тех
семьях,
где
есть
животные
и
растения,
и
равнодушными,
эгоистичными
–
в
семьях,
где
проявляется
неприязнь
к
природе.
Выращивание
комнатных
растений
и
содержание
домашних
питомцев
способствуют
развитию
разнообразных
познавательных
интересов,
формированию
ответственного
отношения
к
природе.
В знакомстве с животным миром и развитии интереса к нему трудно
переоценить
роль экскурсий в зоопарк, в зоологический или краеведческий
музеи, где происходит расширение границ познания ребёнком окружающей
среды, осознания её неповторимости и хрупкости. Экскурсии в природу – это
не только восстановление физических сил, это также познание окружающего
мира,
умение
видеть
красоту.
На
экскурсию
мы
ездим
с
родителями.
Предлагаю детям и родителям заучивать перед экскурсией стихотворение о
природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. Перед
экскурсией даю детям по подгруппам или отдельным учащимся различные
задания
по
наблюдению
за
животными
и
растениями.
Уделяю
большое
внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях.
Для этого служат дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу"
или
"Что
изменилось?",
направленные
на
сравнение
увиденного
и
воспроизведение в памяти того, что было.
Зимой вместе с детьми и родителями организовываем подкормку птиц,
делаем кормушки, проводим сбор плодов и семян.
Большое воспитательное значение имеют семейные походы, походы за
грибами,
ягодами,
на
рыбную
ловлю.
Здесь
родители
показывают,
как
рационально,
умело
использовать
дары
природы,
бережно
относиться
к
природным богатствам. Прививая детям экологические правила и формируя
на
их
основе
убеждения
необходимо
следовать
этим
правилам,
и
тогда
родители
могут
надеяться,
что
последующие
поступки
ребят
не
будут
наносить
вред
природе.
Огромная
роль
в
формировании
познавательных
и н т е р е с о в
и
э кол о ги ч е с ко й
кул ьту р ы
мл а д ш и х
ш ко л ь н и ко в
принадлежит семейному
чтению.
Совместное
чтение
произведений
о
природе,
жизни
животных
и
растений
даёт
возможность
обсудить
прочитанное,
вовлечь
ребёнка
в
беседу,
обменяться
мнениями
и
переживаниями. Для семейного чтения можно посоветовать произведения И.
Тургенева, Н. Лескова, М. Пришвина, И. Бунина, Ф. Тютчева, Г. Скребицкого,
К.
Паустовского,
В.
Бианки,
Е.
Чарушина
и
др.,
раскрывающие
перед
читателем мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию
бережного отношения и любви к нему.
2
Формированию
заботливого
отношения
к
окружающей
среде
способствуют совместные
игры на
природе, коллекционирование марок,
открыток, постеров с изображением явлений и объектов природы, совместное
участие
в
природоохранных
мероприятиях,
конкурсах,
например:
“Экологический
светофор”,
“Письмо
зелёному
другу»,
“Радости
и
огорчения”, “Секретный разговор”, Загадки Лесовичка.
Игра в воспитательном процессе – это сама жизнь, образная модель
жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности
ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с
окружающим
миром;
играя,
он
выполняет
вполне
конкретную
природоохранную
работу;
играя,
он
усваивает
правила
поведения
в
окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на
чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного
взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной
ситуации,
предоставляющей
ребенку
бесконечное
множество
негативных
примеров.
Игра
интересна,
увлекательна,
игра
насыщенна
образами
и
наглядностью, которые остаются в детской памяти.
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить
главную задачу-воспитание человека экологически грамотного. В работе с
родителями
по
экологическому
воспитанию
детей
использую
как
традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и
нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Например,
при
организации
родительского
собрания
на
тему
"Задачи
экологического
воспитания"
мы
провели
предварительное
анкетирование
родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим
воспитанием. Родительское собрание начала с КВН между командой детей и
родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями
данное мероприятие, сделали выводы.
Эффективной
формой
работы
с
родителями
является,
например,
круглый
стол
"Воспитание
доброты
к
природе".
Начать
можно
с
прослушивания
рассказов
детей
о
своих
питомцах.
Для
родителей,
дети
которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для
родителей,
дети
которых
проявляют
равнодушие,
цель
-
заинтересовать.
Поэтому
для
каждой
подгруппы
родителей
целесообразно
организовать
отдельную
беседу.
Ещё
одна
форма
работы
с
семьёй
-
педагогические
консультации,
на
которых
родителям
можно
давать
чёткие,
конкретные,
практические советы по узкой теме.
3
Использование
художественной
литературы
в
экологическом
воспитании
младших
школьников
в
семье,
можно
начать
с
просмотра
выставки
книг
по
природе
для
детей.
Где
показать
родителям
сценку,
например,
"Лесные
уроки
вежливости»,
в
которой
сказочные
персонажи
расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра можно
побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям
дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о
природе, посмотреть телевизионные передачи и т. д. Такие формы работы
дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе
есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ
экологической культуры.
Успех
экологического
образования,
во
многом,
определяется
заинтересованным
участием
всего
или
большей
части
педагогического
коллектива школы в организации экологически направленной деятельности
учащихся. Большие возможности для экологического воспитания имеет наша
школа. В кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают,
что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают
воздух. Учителя учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. В школе
регулярно проводятся конкурсы на самый уютный кабинет, где учитывается
чистота, порядок, наличие комнатных растений и их разнообразие. Зелени
много не только внутри школы, но и вокруг неё. Саженцы садят и ухаживают
за ними дети вместе с родителями.
Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. В школе
проводится
различными
мероприятиями
на
экологическую
тему:
экологическое
дефиле
(Замечательные костюмы
из
бросового
материала
представили на показе моделей одежды дети и помогали им в этом родители),
конкурсы плакатов и рисунков, игры «Поле чудес», КВН, праздники «Птицы
– наши друзья», «Охранять природу – значит охранять Родину», «Праздник
Осени»,
конкурсы
знатоков
природы.
«Прогноз
погоды»
- речь
идет
о
народных приметах. Занятия проводятся для каждого сезона. «Рожденные
свободными» - мы разговариваем о диких животных и почему они гибнут в
неволе. «Роль цветов. Цветы в литературе и музыке” Ребята составляют
альбомы
о
цветах,
разыскивают
стихи,
поют
песни о
цветах,
пишут
сочинения, изготавливают аппликации, знакомятся с правилами цветочного
этикета.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в
проектно-исследовательскую
деятельность.
Включать
школьников
в
проектно-исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с 1
4
класса.
В
начале
–
доступные
исследования,
выполняемые
на
уроках
окружающего мира, трудового обучения, математики и во внеурочное время. Я
всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Часто она
конкретная, узкая и задается в форме вопроса: «Почему мы с лесом дружим,
для чего он людям нужен?», «Откуда в снежках грязь?»
В
1-ом
классе
много
коллективных
проектов:
«Звериная
азбука»,
«Азбука
цветов»
(после изучения
алфавита),
дизайн-проект
«Цветочная
клумба».
Во 2-х классах появляются самостоятельные проекты экологической
направленности:
«Откуда
пришли
комнатные
растения?»,
«Моя
безопасность»,
«Еда
без
вреда»,
«Зимующие
птицы
нашего
города»,
«Экология класса» и др.
В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно
сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное
исследование,
в
которое
могут
быть
включены
результаты
проектно-
исследовательской работы каждого ученика. Вот тематика некоторых из них:
«Мастерская природы», «Были о пыли», «В защиту сорняков», «Люди и
мусор. Кто кого?», «Экология школы, или Школа, в которой я бы хотел
учиться», «Экологическая обстановка микрорайона школы», «Проект детской
площадки», «Проект мой любимый город». Ребята активно участвуют в
составлении сборников «Экологические сказки, игры и загадки», «Красная
книга
родного
края», «Метеобюро
по
народным
приметам», подготовке
Календаря
экологических
дат.
Проводят
экологические
акции
«Каждой
пичужке
по
кормушке»,
«Помоги
животным
из
приюта»,
«Нет
вредным
привычкам», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Вода – чудесный дар
природный».
Реализация
экологического
проекта
«Моё
дерево»
предполагает
интегрированный
подход.
В
младшем
возрасте
у
детей
преобладает
чувственное,
образное
восприятие
окружающего
мира.
Обобщение
же
полученного материала проводится в форме сочинений, рассказов, сказок,
рисунков,
бесед
с
использованием
художественной
литературы.
Каждый
ученик ведёт свой дневник.
Таким
образом,
программа
работы
над
проектом
предусматривает
использование для целей экологического образования и воспитания не только
специальных
уроков
окружающего
мира,
но
и
уроков
русского
языка,
литературы,
изобразительного
искусства,
технологии
и
т.д. На
уроках,
5
совместно
с
учителем,
ученики
обсуждают
характер
заданий,
методику
наблюдений и обобщают полученный материал.
Сами исследования ведутся во внеурочное время, тем самым снимается
проблема выделения дополнительного времени на уроках.
В конце работы над проектом детям следует предложить составить
рекомендации, по охране дерева, уходу за ним и т д. После работы в рамках
проекта у детей сформировалось положительное эмоциональное отношение к
деревьям,
они
поняли
последствия
воздействия
людей
на
объект
исследования,
у
них
возникла
естественная
потребность
помочь
своему
другу-дереву, защитить его; они осознали роль деревьев в природе и жизни
человека.
Успех
работы
педагога
зависит
от
единства
воспитательных
воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь
именно в семье начинается формирование личности ребенка.
Таким
образом,
благодаря
влиянию
взрослых
членов
семьи
дети
должны понять и научиться рационально использовать богатства природы и
беречь её несравненную красоту, так как любовь и бережное отношение к
природе формируют истинно культурного человека.
Без нас природа проживёт, а мы без неё – нет.
6