Напоминание

Кадетское воспитание


Автор: Берестовая Марина Викторовна
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ЦДЮТиЭ г.Амурска
Населённый пункт: город Амурск Хабаровский край
Наименование материала: статья "Модель кадетского воспитания Амурского муниципального района"
Тема: Кадетское воспитание
Раздел: дополнительное образование





Назад




Выступление

Реализация модели кадетского воспитания в Амурском муниципальном районе

Слайд 1.

1.Основой в реализации кадетского воспитания школьников в районе ста-

ли:

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до

2025 года;

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 де-

кабря 2012 № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 86);

Подпрограмма

«Воспитание

школьников»

муниципальной

программы

«Развитие муниципальной системы образования Амурского муниципального райо-

на на 2014-2020 годы»;

Слайд 2

2.Образование является одним из фундаментальных вопросов, определяю-

щих настоящее и будущее любого государства. Кадетское образование для России

имеет одно из самых глубоких и важных прочтений, потому что его приоритетами

являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими

и национальными ценностями, традициями, нормами морали, религии.

Под кадетским воспитанием в его исходном смысле понималось “строго со-

гласованная с общими началами российского государственного устройства система

формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отече-

ству на государственном и, в первую очередь, военном поприще…”.

В Амурском районе модель кадетского образования реализуется на базе об-

щеобразовательных организаций - созданы и функционируют кадетские классы.

Слайд 3

3. По состоянию на 01.09.2017 года сеть муниципальных образовательных

учреждений района представляют 18 общеобразовательных школ, 5 учреждений

дополнительного образования, что в целом создает оптимальные условия для реа-

лизации модели кадетского воспитания.

Сегодня в школах №2, 5, 6, 7 г. Амурска, №1 пос.Эльбан, №3 пос.Эльбан,

пос.Известковый, пос. Тейсин открыто 22 класса, реализующих воспитательные

программы кадетского направления, с общим охватом 508 обучающихся. За три

года рост составил по количеству школ - на 2, по количеству классов - на 9, по ко-

личеству обучающихся - на 213 человек.

Кадетское образование в Амурском районе имеет ряд особенности. Вся на-

чальная школа имеет сеть кадетских классов – про кадетское образование. Подго-

товка молодого поколения к непосредственно кадетскому образованию. Знакомство

с историей кадетства, правилами ношения формы, основой строевой и огневой под-

готовке, историей государства. В 4 классе в учебный план включается на общих

основаниях изучение предмета «Основы православной культуры».

Все кадетские классы тесно взаимодействуют с войсковыми частями войск

министерства обороны РФ и войск национальной гвардии РФ, которые проводят за-

нятия по военно-прикладным видам спорта, основам военной службе, огневой под-

готовке, принимают учащихся на своих территориях на экскурсии, откликаются на

встречи с будущими кадетами в рамках проведения профильных классных часов.

Слайд 4

4.Становление школьника как будущего кадета осуществляется по общеоб-

разовательным и дополнительным программам. При этом используются ресурсы

школ и учреждений дополнительного образования, хорошо оснащенных материаль-

ной базой:

авиационный симулятор, скалодром и туристическое оборудование,

футбольное поле, стрелковый и электронный тиры, оборудованные кабинеты ОБЖ.

Обязательным является посещение кружков и секций, факультативных курсов, в

том числе рукопашного боя, хореографии, строевой, огневой и физической подго-

товки. Воспитание правил культурного поведения осуществляется в их повседнев-

ной жизни через выработку навыков вежливости, соблюдения правил ношения фор-

мы одежды, умения себя вести в общественных местах, грамотно выражать свои

мысли, углубленное знание иностранного языка.

Слайд 5

5. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стан-

дартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки Рос-

сии от 17.05.2012 № 413 выпускник общеобразовательной школы имеет типовой

портрет выпускника, который сейчас вы можете увидеть на слайде.

В

соответствии

с

краевой

концепцией

кадетского

образования

портрет

выпускника к которому необходимо стремится всем учреждениям реализующих ка-

детское воспитание немного ранжируется и раскрывается более подробно. Кадет-

ское образование имеет более профориентационную составляющую.

Слайд 6

6. В рамках гражданско-патриотического компонента в соответствии с крае-

вой моделью выпускник кадет должен соответствовать критериям которые вы ви-

дите на слайде. В рамках работы по достижению этих показателей традиционным

стало участие кадетских классов в городских, районных профильных мероприятиях

и акциях. Так кадеты общеобразовательных школ Амурского района являются ак-

тивными участниками районных мероприятий, таких как Почетный караул «Вахта

Памяти», конкурс «Лучший кадет», акция «Имя Героя», военно – спортивные игры

на местности «Зарница» и «Патриот». На наш взгляд особо значимое внимание, ре-

бята уделяют подготовке к игре «Патриот». Опыт показывает, что действия в про-

цессе военно-спортивных игр вызывают у школьников высоконравственный эмо-

циональный отклик, активизируют патриотические чувства.

Слайд 7

7. В рамках духовно-нравственного компонента в начальной школе препо-

дается предмет основы православной культуры, а в среднем звене этот предмет

преподается на факультативном уровне. Та кже при планирование учебного плана

в среднем звене вводится изучение программы «Истоки». Кадеты неотьемлемые

участники мероприятий духовно-нравственного направления. Подлинными центра-

ми духовно-нравственного воспитания стали школьные музеи, которые функциони-

руют на базе пяти общеобразовательных учреждений: СОШ № 2 г. Амурска, НОШ

№ 1 пос. Эльбан, СОШ с. Вознесенское, с. Джуен, с. Омми. Большая работа прове-

дена детскими музейными формированиями в честь 70-летия Победы в Великой

Отечественной войне 1941-1945 гг., 70-летию окончания Второй мировой войны

1939-1945 гг. Организованы экскурсии, тематические встречи с участием ветеранов

войны и труда, обновлены музейные экспозиции, посвященные воинам, дальневос-

точникам, проявившим мужество и героизм при защите Отечества и др.

8. В рамках военно-спортивного компонента в соответствии с краевой моде-

лью выпускник кадет должен соответствовать следующим критериям: осознанно

выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологиче-

ски целесообразного образа жизни.

Достижение цели по военно-спортивному

компоненту предполагает сотрудничество с различными общественными и государ-

ственными организациями. Нашими активными социальными партнерами являют-

ся: военный комиссариат, МЧС, пожарная часть, Совет ветеранов, «Боевое брат-

ство», «Уссурийское казачество», ассоциация коренных малочисленных народов

Севера, войсковые части дислоцирующиеся на территории Амурского района как

министерства обороны РФ, так и войск национальной гвардии РФ и др. Предста-

вить себе данную работу без тесного взаимодействия с воинскими частями невоз-

можно. Так, например, на основании договора о сотрудничестве все образователь-

ные учреждения работают с частями и в силу своих возможностей войсковые ча-

сти реализуют совместно спланированные спортивно-оздоровительные, культурно-

досуговые, профориентационные мероприятия (посвящение в кадеты, парад песни

и строя, военизированные эстафеты и др.). Требования к абитуриентам военных ву-

зов, условия поступления, востребованные военные специальности становятся те-

мами для встреч командира с обучающимися 8-11 классов, не только пос. Тейсин,

но

и

пос.Эльбан,

г.

Амурска,

в

период

проведения

экскурсии

на

территории

воинской части. Здесь они знакомятся с условиями проживания военнослужащих,

военными объектами (разрешенными для осмотра гражданскими лицами).

С

2013

года

реализуется

совместная

деятельность

с

войсковой

частью

№59313-39 - создание условий для организованного отдыха подростков в летний

период. На базе части Центром детского и юношеского туризма и экскурсий г.

Амурска, являющимся

опорной

площадкой

по

патриотическому

воспитанию

школьников в Амурском муниципальном районе, реализуется проект летнего пала-

точного лагеря «Форпост». С 2017 года центром реализуется выездной проект

учебно-игровых сборов по патриотическому воспитанию «Топ-Экспресс». С февра-

ля 2018 года в соответствии с подписанным соглашением с двумя войсковыми ча-

стями два раза в месяц дети будут посещать занятия по огневой подготовке на базе

войсковой части 59-313 с практической отработкой полученных знаний на стрель-

бищах войсковой части 3494 войск национальной гвардии РФ.

8. В рамках организационно-управленческого компонента идет очень кропот-

ливая работа по становлению кадета как личности.

Формируют и укрепляют чувство гордости и уважения к символам нашего

государства органы ученического самоуправления, детские общественные объеди-

нения, военно-патриотические и церемониальные отряды, которые созданы в по-

давляющем большинстве школ района. Кадеты являются не только активистами

этих объединений, но и членами органов ученического самоуправления.

Амурский район гордится военно-патриотическими отрядами: «Арсенал»

МБОУ СОШ №2 г.Амурска, «Спецназ»

МБОУ СОШ№ 6 г.Амурска, «Легион»

МБОУ СОШ с. Вознесенское. Юнармейцы и курсанты военно-патриотических от-

рядов являются ядром Почетного караула «Вахта Памяти». Несение

караула на

этом посту заставляет ребят подумать о чести, долге, совести, формирует уважение

к памяти воинов, отдавших свою жизнь за Родину. И не случайно, выпускники

этих отрядов, поступают в военные образовательные учреждения среднего и выс-

шего профессионального образования, в т.ч. правоохранительной направленности.

9. В рамках социального компонента в соответствии с краевой моделью

выпускник кадет должен соответствовать следующим критериям:

подготовленный

к осознанному служению во благо Отечества, понимающий значение профессио-

нальной деятельности для человека и общества. Одним из методов достижения

этой

задачи

используется

участие

кадетов

в

реализации

социально-значимых

проектов, реализующихся детскими и молодежными общественными объединения-

ми, а так же социально-ориентированными некоммерческими организациями, с ко-

торыми тесно сотрудничают кадетские классы, образовательные учреждения. Та-

ким образом в 2017 году кадеты приняли участие в реализации следующих проек-

тов:

-Амурская районная благотворительная общественная организация защиты

животных «Дай лапу друг» реализовала грантовый проект для детей с ограничен-

ными возможностями здоровья «Контактный зоопарк».

-Амурская районная организация «Федерация Киокусинкай каратэ до» реа-

лизовала проект «Спартакиада дворовых игр» Места реализации этого проекта ста-

ли Строителей 29, Строителей 15, территория Амурского политехнического тезни-

кума. Целевая группа данного проекта стали дети, находящиеся в группе риска.

-Объединения «Абсолют» центра детско-юношеского туризма и экскурсий

реализовала новый молодежный проект «Спорт для всех!», в котором проводятся

игровые спортивно-туристические площадки для молодежи.

- Чемпионы по проектной деятельности «молодежное общественное объеди-

нение «Творческая студия «Диалог» в этом году реализовала проект «В поисках на-

найских мастеров», буквально год назад на опыте данного объединения такие

проекты как «Идем в гости», «Летний кинотеатр», «Специальный корреспондент»,

«Рецепт успеха». Сегодня этим объединением совместно с кадетским классом шко-

лы № 2 г.Амурска реализуется проект «Сильные люди сильных профессий».

-автономная

некоммерческая

организация

«Водно-спортивный

комплекс «Касатка» реализует проект «Под белым парусом Амурск». В объедине-

ние дети знакомятся с парусным спортом, правилам поведения на воде, безопасно-

му аквадосугу.

В рамках краевой концепции кадетского воспитания работу по профилизации

пока очень сложно оценить. Воспитанников кадетских классов достигших абитури-

ентского возраста еще нет, но хочется сказать, что в комплексе работы по патриоти-

ческому воспитанию, уже есть ряд результатов: в 2017 году 5 человек поступило в

высшее военное учебное заведения, а так же 6 человек выбрали профессию связан-

ной с силовыми структурами. Ученик 4 класса _______поступил в ____________ и

сегодня успешно осваивает профильную программу на пансионном обучении.

Уважаемые участники конференции!

Сегодня можно говорить с уверенностью о том, что учреждения системы об-

разования Амурского муниципального района имеют хороший потенциал, позволя-

ющий успешно решать поставленные цели и задачи, обозначенные краевой кон-

цепцией кадетского воспитания. Свидетельством тому являются достигнутые ре-

зультаты, как количественные, так и качественные, в том числе снижение количе-

ства правонарушений среди несовершеннолетних в 2017 году на 26,5%.

Мы видим перспективы нашего дальнейшего развития кадетского воспита-

ния, особое внимание уделяем внедрению новых форм и методов воспитательной

работы.

Желаем всем участникам конференции пополнения отряда единомышленни-

ков в деле развития и популяризации кадетского воспитания в общеобразователь-

ных заведениях Амурского района. Спасибо за внимание!



В раздел образования