Автор: Берестовая Марина Викторовна
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ЦДЮТиЭ г.Амурска
Населённый пункт: город Амурск Хабаровский край
Наименование материала: статья "Модель кадетского воспитания Амурского муниципального района"
Тема: Кадетское воспитание
Раздел: дополнительное образование
Выступление
Реализация модели кадетского воспитания в Амурском муниципальном районе
Слайд 1.
1.Основой в реализации кадетского воспитания школьников в районе ста-
ли:
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 де-
кабря 2012 № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 86);
Подпрограмма
«Воспитание
школьников»
муниципальной
программы
«Развитие муниципальной системы образования Амурского муниципального райо-
на на 2014-2020 годы»;
Слайд 2
2.Образование является одним из фундаментальных вопросов, определяю-
щих настоящее и будущее любого государства. Кадетское образование для России
имеет одно из самых глубоких и важных прочтений, потому что его приоритетами
являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими
и национальными ценностями, традициями, нормами морали, религии.
Под кадетским воспитанием в его исходном смысле понималось “строго со-
гласованная с общими началами российского государственного устройства система
формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отече-
ству на государственном и, в первую очередь, военном поприще…”.
В Амурском районе модель кадетского образования реализуется на базе об-
щеобразовательных организаций - созданы и функционируют кадетские классы.
Слайд 3
3. По состоянию на 01.09.2017 года сеть муниципальных образовательных
учреждений района представляют 18 общеобразовательных школ, 5 учреждений
дополнительного образования, что в целом создает оптимальные условия для реа-
лизации модели кадетского воспитания.
Сегодня в школах №2, 5, 6, 7 г. Амурска, №1 пос.Эльбан, №3 пос.Эльбан,
пос.Известковый, пос. Тейсин открыто 22 класса, реализующих воспитательные
программы кадетского направления, с общим охватом 508 обучающихся. За три
года рост составил по количеству школ - на 2, по количеству классов - на 9, по ко-
личеству обучающихся - на 213 человек.
Кадетское образование в Амурском районе имеет ряд особенности. Вся на-
чальная школа имеет сеть кадетских классов – про кадетское образование. Подго-
товка молодого поколения к непосредственно кадетскому образованию. Знакомство
с историей кадетства, правилами ношения формы, основой строевой и огневой под-
готовке, историей государства. В 4 классе в учебный план включается на общих
основаниях изучение предмета «Основы православной культуры».
Все кадетские классы тесно взаимодействуют с войсковыми частями войск
министерства обороны РФ и войск национальной гвардии РФ, которые проводят за-
нятия по военно-прикладным видам спорта, основам военной службе, огневой под-
готовке, принимают учащихся на своих территориях на экскурсии, откликаются на
встречи с будущими кадетами в рамках проведения профильных классных часов.
Слайд 4
4.Становление школьника как будущего кадета осуществляется по общеоб-
разовательным и дополнительным программам. При этом используются ресурсы
школ и учреждений дополнительного образования, хорошо оснащенных материаль-
ной базой:
авиационный симулятор, скалодром и туристическое оборудование,
футбольное поле, стрелковый и электронный тиры, оборудованные кабинеты ОБЖ.
Обязательным является посещение кружков и секций, факультативных курсов, в
том числе рукопашного боя, хореографии, строевой, огневой и физической подго-
товки. Воспитание правил культурного поведения осуществляется в их повседнев-
ной жизни через выработку навыков вежливости, соблюдения правил ношения фор-
мы одежды, умения себя вести в общественных местах, грамотно выражать свои
мысли, углубленное знание иностранного языка.
Слайд 5
5. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стан-
дартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки Рос-
сии от 17.05.2012 № 413 выпускник общеобразовательной школы имеет типовой
портрет выпускника, который сейчас вы можете увидеть на слайде.
В
соответствии
с
краевой
концепцией
кадетского
образования
портрет
выпускника к которому необходимо стремится всем учреждениям реализующих ка-
детское воспитание немного ранжируется и раскрывается более подробно. Кадет-
ское образование имеет более профориентационную составляющую.
Слайд 6
6. В рамках гражданско-патриотического компонента в соответствии с крае-
вой моделью выпускник кадет должен соответствовать критериям которые вы ви-
дите на слайде. В рамках работы по достижению этих показателей традиционным
стало участие кадетских классов в городских, районных профильных мероприятиях
и акциях. Так кадеты общеобразовательных школ Амурского района являются ак-
тивными участниками районных мероприятий, таких как Почетный караул «Вахта
Памяти», конкурс «Лучший кадет», акция «Имя Героя», военно – спортивные игры
на местности «Зарница» и «Патриот». На наш взгляд особо значимое внимание, ре-
бята уделяют подготовке к игре «Патриот». Опыт показывает, что действия в про-
цессе военно-спортивных игр вызывают у школьников высоконравственный эмо-
циональный отклик, активизируют патриотические чувства.
Слайд 7
7. В рамках духовно-нравственного компонента в начальной школе препо-
дается предмет основы православной культуры, а в среднем звене этот предмет
преподается на факультативном уровне. Та кже при планирование учебного плана
в среднем звене вводится изучение программы «Истоки». Кадеты неотьемлемые
участники мероприятий духовно-нравственного направления. Подлинными центра-
ми духовно-нравственного воспитания стали школьные музеи, которые функциони-
руют на базе пяти общеобразовательных учреждений: СОШ № 2 г. Амурска, НОШ
№ 1 пос. Эльбан, СОШ с. Вознесенское, с. Джуен, с. Омми. Большая работа прове-
дена детскими музейными формированиями в честь 70-летия Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг., 70-летию окончания Второй мировой войны
1939-1945 гг. Организованы экскурсии, тематические встречи с участием ветеранов
войны и труда, обновлены музейные экспозиции, посвященные воинам, дальневос-
точникам, проявившим мужество и героизм при защите Отечества и др.
8. В рамках военно-спортивного компонента в соответствии с краевой моде-
лью выпускник кадет должен соответствовать следующим критериям: осознанно
выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологиче-
ски целесообразного образа жизни.
Достижение цели по военно-спортивному
компоненту предполагает сотрудничество с различными общественными и государ-
ственными организациями. Нашими активными социальными партнерами являют-
ся: военный комиссариат, МЧС, пожарная часть, Совет ветеранов, «Боевое брат-
ство», «Уссурийское казачество», ассоциация коренных малочисленных народов
Севера, войсковые части дислоцирующиеся на территории Амурского района как
министерства обороны РФ, так и войск национальной гвардии РФ и др. Предста-
вить себе данную работу без тесного взаимодействия с воинскими частями невоз-
можно. Так, например, на основании договора о сотрудничестве все образователь-
ные учреждения работают с частями и в силу своих возможностей войсковые ча-
сти реализуют совместно спланированные спортивно-оздоровительные, культурно-
досуговые, профориентационные мероприятия (посвящение в кадеты, парад песни
и строя, военизированные эстафеты и др.). Требования к абитуриентам военных ву-
зов, условия поступления, востребованные военные специальности становятся те-
мами для встреч командира с обучающимися 8-11 классов, не только пос. Тейсин,
но
и
пос.Эльбан,
г.
Амурска,
в
период
проведения
экскурсии
на
территории
воинской части. Здесь они знакомятся с условиями проживания военнослужащих,
военными объектами (разрешенными для осмотра гражданскими лицами).
С
2013
года
реализуется
совместная
деятельность
с
войсковой
частью
№59313-39 - создание условий для организованного отдыха подростков в летний
период. На базе части Центром детского и юношеского туризма и экскурсий г.
Амурска, являющимся
опорной
площадкой
по
патриотическому
воспитанию
школьников в Амурском муниципальном районе, реализуется проект летнего пала-
точного лагеря «Форпост». С 2017 года центром реализуется выездной проект
учебно-игровых сборов по патриотическому воспитанию «Топ-Экспресс». С февра-
ля 2018 года в соответствии с подписанным соглашением с двумя войсковыми ча-
стями два раза в месяц дети будут посещать занятия по огневой подготовке на базе
войсковой части 59-313 с практической отработкой полученных знаний на стрель-
бищах войсковой части 3494 войск национальной гвардии РФ.
8. В рамках организационно-управленческого компонента идет очень кропот-
ливая работа по становлению кадета как личности.
Формируют и укрепляют чувство гордости и уважения к символам нашего
государства органы ученического самоуправления, детские общественные объеди-
нения, военно-патриотические и церемониальные отряды, которые созданы в по-
давляющем большинстве школ района. Кадеты являются не только активистами
этих объединений, но и членами органов ученического самоуправления.
Амурский район гордится военно-патриотическими отрядами: «Арсенал»
МБОУ СОШ №2 г.Амурска, «Спецназ»
МБОУ СОШ№ 6 г.Амурска, «Легион»
МБОУ СОШ с. Вознесенское. Юнармейцы и курсанты военно-патриотических от-
рядов являются ядром Почетного караула «Вахта Памяти». Несение
караула на
этом посту заставляет ребят подумать о чести, долге, совести, формирует уважение
к памяти воинов, отдавших свою жизнь за Родину. И не случайно, выпускники
этих отрядов, поступают в военные образовательные учреждения среднего и выс-
шего профессионального образования, в т.ч. правоохранительной направленности.
9. В рамках социального компонента в соответствии с краевой моделью
выпускник кадет должен соответствовать следующим критериям:
подготовленный
к осознанному служению во благо Отечества, понимающий значение профессио-
нальной деятельности для человека и общества. Одним из методов достижения
этой
задачи
используется
участие
кадетов
в
реализации
социально-значимых
проектов, реализующихся детскими и молодежными общественными объединения-
ми, а так же социально-ориентированными некоммерческими организациями, с ко-
торыми тесно сотрудничают кадетские классы, образовательные учреждения. Та-
ким образом в 2017 году кадеты приняли участие в реализации следующих проек-
тов:
-Амурская районная благотворительная общественная организация защиты
животных «Дай лапу друг» реализовала грантовый проект для детей с ограничен-
ными возможностями здоровья «Контактный зоопарк».
-Амурская районная организация «Федерация Киокусинкай каратэ до» реа-
лизовала проект «Спартакиада дворовых игр» Места реализации этого проекта ста-
ли Строителей 29, Строителей 15, территория Амурского политехнического тезни-
кума. Целевая группа данного проекта стали дети, находящиеся в группе риска.
-Объединения «Абсолют» центра детско-юношеского туризма и экскурсий
реализовала новый молодежный проект «Спорт для всех!», в котором проводятся
игровые спортивно-туристические площадки для молодежи.
- Чемпионы по проектной деятельности «молодежное общественное объеди-
нение «Творческая студия «Диалог» в этом году реализовала проект «В поисках на-
найских мастеров», буквально год назад на опыте данного объединения такие
проекты как «Идем в гости», «Летний кинотеатр», «Специальный корреспондент»,
«Рецепт успеха». Сегодня этим объединением совместно с кадетским классом шко-
лы № 2 г.Амурска реализуется проект «Сильные люди сильных профессий».
-автономная
некоммерческая
организация
«Водно-спортивный
комплекс «Касатка» реализует проект «Под белым парусом Амурск». В объедине-
ние дети знакомятся с парусным спортом, правилам поведения на воде, безопасно-
му аквадосугу.
В рамках краевой концепции кадетского воспитания работу по профилизации
пока очень сложно оценить. Воспитанников кадетских классов достигших абитури-
ентского возраста еще нет, но хочется сказать, что в комплексе работы по патриоти-
ческому воспитанию, уже есть ряд результатов: в 2017 году 5 человек поступило в
высшее военное учебное заведения, а так же 6 человек выбрали профессию связан-
ной с силовыми структурами. Ученик 4 класса _______поступил в ____________ и
сегодня успешно осваивает профильную программу на пансионном обучении.
Уважаемые участники конференции!
Сегодня можно говорить с уверенностью о том, что учреждения системы об-
разования Амурского муниципального района имеют хороший потенциал, позволя-
ющий успешно решать поставленные цели и задачи, обозначенные краевой кон-
цепцией кадетского воспитания. Свидетельством тому являются достигнутые ре-
зультаты, как количественные, так и качественные, в том числе снижение количе-
ства правонарушений среди несовершеннолетних в 2017 году на 26,5%.
Мы видим перспективы нашего дальнейшего развития кадетского воспита-
ния, особое внимание уделяем внедрению новых форм и методов воспитательной
работы.
Желаем всем участникам конференции пополнения отряда единомышленни-
ков в деле развития и популяризации кадетского воспитания в общеобразователь-
ных заведениях Амурского района. Спасибо за внимание!