Напоминание

"Максим Горький-детям"


Автор: Горбачева Елена Владимировна
Должность: библиотекарь
Учебное заведение: МБУК "ЦСДБ" г.о.Самара" филиал 3
Населённый пункт: Самарская область, город Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Максим Горький-детям"
Раздел: среднее образование





Назад




Максим Горький - детям

И как это бывает, что взрослый писатель вдруг ни с того ни с сего садится

писать для маленьких – ну вот как Горький?

Но разве вышло это вдруг, ни с того ни с сего? Нет…

Известно, что Горький сделал для детей очень много хорошего: организовал

первое в мире специальное детское издательство и первый советский журнал

для ребят; написал немало замечательных статей и писем, призывал детей

«всё видеть, всё изучать, вооружаться знаниями и не брезговать никаким

трудом». Учил жить дружно, работать весело, учиться крепко. Посылал

незнакомым детям книги, открытки, карандаши; устраивал ёлки, катки.

Поддерживал и поощрял многих детских писателей, писал о детской

литературе.

Сам он был - писателем взрослым. И всё же мы находим у него произведения

и для детей. Автобиографические повести «Детство», «В людях», «Мои

университеты» давно прочно вошли в школьное чтение. О тяжёлой судьбе

детей старой России Горький написал рассказы «Дед Архип и Лёнька»,

«Сирота», «Встряска», «Нищенка». Полны детскости и веры в будущее его

«Сказки об Италии».[1, с.26]

Все эти произведения не были написаны для специально для детей и читают

их, в основном, ребята постарше. И с этим нельзя не согласиться.

Остроумные стихи об итальянской зиме Горький посылал своему маленькому

сыну Максиму, а затем забавные стихи в письме посылал своим внучкам

Марфе и Дарье. И конечно, с этим всё ясно. Горький любил сына; когда

разлучался с ним, писал ему письма. А чтобы мальчика развлечь, даже стихи

сочинял. И с внучками тоже всё понятно. Появились внучки, Горький и им

написал весёлое послание. Писатель он был замечательный, вот и послание

милым девчуркам, девчушкам, девчугонам, девчурохам, девчугам (так

ласково называл их дедушка) получилось чудесное, смешное. А рассказы и

сказки? Почему Горькому пришло на ум сочинить их?

Оказывается, у его рассказов для детей есть своя история. Она тоже как

рассказ. И всё в этом рассказе, правда. Было так.

На юге Италии произошло землетрясение. Это случилось 15 декабря 1908

года. В шестом часу, все ещё крепко спали, - тут и началось. Через несколько

минут город Мессина уже лежал в развалинах. От подземных толчков

Мессине и прежде доставалось, но сейчас город пострадал особенно сильно.

Даже больше, чем во время известного землетрясения 1783 года. Тысячи

людей погибли. А раненых нельзя было и сосчитать.

Мессина – порт. Все суда, находившиеся поблизости, подплыли к берегу.

Стали на якорь и русские корабли – «Богатырь», «Слава», «Адмирал

Макаров». Рискуя жизнью, матросы стали спасать жителей города.

Наутро в Мессину приехал Горький. Он жил в ту пору неподалёку, на острове

Капри. Работал там и лечился.

Ужасная картина человеческого бедствия не могла оставить равнодушным

Алексея Максимовича. Взволновал его и героизм тех, кто помогал

пострадавшим.

«Нет слов, чтобы рассказать, - писал Горький, - с каким самоотвержением

работали русские матросы. Где только было опаснее всего, куда никто не

решался идти, они шли и спокойно делали своё дело… Удивительно

трогательно относились они к детям и женщинам».

«А что я могу сделать для пострадавших? – думал писатель. – Они

нуждаются в лекарствах, одежде, деньгах. Им надо строить новые дома,

чтобы жить дальше».

В руках Горького было могучее оружие – слово. Его книги разошлись по

свету. Читатели разных стран прислушивались к горьковскому слову. Они

знали: он любит людей и желает им добра. И Горький обратился ко всему

миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В

Мессину стали посылать деньги и вещи. Многие добровольные

пожертвования приходили в адрес Горького.

Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским

почерком. Неизвестные ему малыши из Баилова (предместье Баку) писали:

«Пожалуйста, передайте наши деньги…писателю Максиму Горькому для

мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов».

Откуда же эти шалуны взяли деньги? Они заработали их сами! Поставили

спектакль, а билеты распродали взрослым. Детьми руководила Алиса

Ивановна Радченко, хорошая, умная учительница, впоследствии работавшая

и дружившая с Надеждой Константиновной Крупской. В конверте была

фотография двенадцати участников представления.

Горький ответил: «Дорогие дети!

Я получил собранные вами деньги для мессинцев и сердечно благодарю вас

за всех, кому вы помогли.

От души желаю для вас, хорошие маленькие люди, - будьте всю жизнь так же

чутки и отзывчивы к чужому горю, как были вы в этом случае.

Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя

нужным и близким людям!

Это – правда, не забывайте её, и она даст вам неизмеримое счастье.

Вас 12; - на память об Италии, прекрасной стране, которую я желаю вам

увидеть когда-либо, - посылаю вам дюжину открыток.

Будьте здоровы, любите друг друга и – побольше делайте шалостей, - когда

будете старичками и старушками – станете с весёлым смехом вспоминать о

шалостях.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны по вся дни жизни

вашей!..»

Тогда дети из «Школы шалунов» - Боря, Витя, Гюнт, Дима, Федя, Джефри,

Женя, Ирена, Лена, Лиза, Мема, Мера, Нора, Павел и Эльза – прислали

Горькому по письму.

В письме шестилетнего Феди говорилось: «У нас в школе есть 3 главных

шалуна: Джефри, Боря и Федя. Притом я большой линтяй».

Джефри написал ещё короче: « Я упал в бассейн. Ура!» - и

проиллюстрировал своё сообщение рисунком.

А Боря написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова

и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку. И ещё напиши нам какой-

нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу. Я тебя целую… Я бы

хотел тебя увидеть».

Горький и в этот раз не оставил без ответа письма своих маленьких друзей,

только пожурил шестилетнего Федю, что он вместо «лентяй» написал

«линтяй». Во втором письме шалунам он признался:

«Я очень люблю играть с детьми, это старая моя привычка, маленький, лет

десяти, я нянчил своего братишку…потом нянчил ещё двух ребят; и, наконец,

когда мне было лет 20 – я собирал по праздникам ребятишек со всей улицы,

на которой жил, и уходил с ними в лес на целый день, с утра до вечера.

Это было славно, знаете ли! Детей собиралось до 60, они были маленькие,

лет от четырёх и не старше десяти; бегая по лесу, они часто, бывало, не могли

уже идти домой пешком. Ну, у меня для этого было сделано такое кресло, я

привязывал его на спину и на плечи себе, в него садились уставшие, и я их

превосходно тащил полем домой».

Дети были в восторге от горьковских писем. «Дорогой мой Горький! – писала

Нора. – Письмо твоё очень ласковое. Мама и папа тебя любят, и я тоже. …Я

девочка, но я надеваю мальчишеское платье, так мне удобно». Лиза

спрашивала: «Как вы поживаете? Что делают мессинцы?» Вот такие

забавные и интересные письма получал писатель.

Но самое интересное, что Горький выполнил просьбу мальчика (одного из

трёх шалунов): написал и про воробьишку, и про юного рыболова!

В рассказе «Воробьишо» про воробьишку всё как будто бы просто.

Маленький Пудик не хотел слушаться родителей и чуть не попал кошке в

лапы. Что же выходит: слушайся маму и папу и всё будет в порядке? Так, да

не совсем. Горький вовсе не бранит Пудика, а симпатизирует ему. Благодаря

своей дерзости птенец научился летать. И на осуждающее мамино «что,

что?» (видишь, мол, что бывает, если не слушаться?) птенец отвечает

убедительно и мудро: «Всему сразу не научишься!» Мама-воробьиха

поплатилась, за самостоятельность Пудика собственным хвостом. [2, с.3]

А в рассказе про рыболова «Случай с Евсейкой» – «выдуманный» рассказ.

Мальчик Евсейка чудесным образом попадает на морское дно, разговаривает

и общается с рыбами. Правда, потом мы узнаём, что Евсею всё это

приснилось в душный дремотный день, но это не мешает перечитывать и

переживать чудеса заново.[4, 140 с.]

Нужно обратить внимание, что в каждом рассказе есть стихи. Какую

забавную дразнилку придумал для «бескрылого человека» Пудик! А так

рыбы дразнят рака:

«Под камнями рак живёт,

Рыбий хвостик рак жуёт,

Рыбий хвостик очень сух,

Рак не знает вкуса мух».

Они, как бы, между прочим, «агитируют» рака заняться мухами, а рыб

оставить в покое…

Евсейка, глядя на рака, тоже вспоминает стихи: «Дом, - не тележка у

дядюшки Якова…» Это первая строка стихотворения Некрасова про

сельского торговца: как рак со своей раковиной, он ездил по деревням с

тележкой.

Из письма шалунам ясно, как написана история самоваром.

Горький лукаво замечал, что хотя он был уже не молод, но скучным парнем

никогда не был и может прекрасно показать, что делается с самоваром, в

который положили горячих углей и забыли налить воду. Видно, Горький

придумал эту историю во время встреч с детьми. И в конце концов записал

её.

Воробьишко Пудик любил прихвастнуть. Но до самовара ему далеко. Вот это

хвастун! Всякую меру забыл. И в окошко он выпрыгнет, и на луне женится, и

обязанности солнца на себя возьмёт!

Хвастовство до добра не доводит. Самовар разваливается на куски: воду-то в

него налить забыли. Чашки радуются бесславной гибели хвастуна самовара,

и читателю весело.

Сказку про Иванушку-дурачка Горький в детстве слышал от бабушки. Он по-

своему пересказал её для «Ёлки» - одной из первых советских книг для

детей. Иванушка получился у Горького развесёлым шутником-балагуром:

«что ни сделает, всё у него смешно выходит…» Наверно, он просто

прикинулся дурачком, чтоб веселее было. После каждой его шутки смеются

даже суровые лесные великаны-медведи. И вскоре медведица, точно

крестьянка, по-домашнему просит мужа: «Миша, ты бы помог ему!»

Сам Иванушка убеждён, что глупость непременно связана со злом. Чтобы

узнать, умён ли медведь, Иванушка выясняет у него, злой ли он. Медведь

отвечает, что нет. Иванушка делает вывод, что оба они не дураки.[3, 124 с.]

Горький знал цену настоящей, умной доброте. Его очень трогали письма

ребят. И Горький отблагодарил хороших маленьких людей так, как мог

отблагодарить только он.

Список использованной литературы

1.

Великие писатели XX века /Под общ. ред. П.В.Васюченко. – М.:

Мартин, 2002. – 463 с.

2.

Горький М. Жил-был самовар…: Рассказы, сказки [Текст]/ Сост. И

вступ.статья В. Приходько Милый Максим Горький…пришли мне

сказку…» М.: «Дет. Лит., 1985. – 64 с.

3.

Писатели в учебной литературе: Начальная школа /Сост.С.В.Кутявина.

– М.: ВАКО, 2010. – 96 с.

4.

Я познаю мир. Дет.энцикл.: Литература / Авт. сост. Н.В.Чудакова. М.:

ООО «АСТ», 1999. – 448 с.



В раздел образования