Автор: Горбачева Елена Владимировна
Должность: библиотекарь
Учебное заведение: МБУК "ЦСДБ" г.о.Самара" филиал 3
Населённый пункт: Самарская область, город Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Максим Горький-детям"
Раздел: среднее образование
Максим Горький - детям
И как это бывает, что взрослый писатель вдруг ни с того ни с сего садится
писать для маленьких – ну вот как Горький?
Но разве вышло это вдруг, ни с того ни с сего? Нет…
Известно, что Горький сделал для детей очень много хорошего: организовал
первое в мире специальное детское издательство и первый советский журнал
для ребят; написал немало замечательных статей и писем, призывал детей
«всё видеть, всё изучать, вооружаться знаниями и не брезговать никаким
трудом». Учил жить дружно, работать весело, учиться крепко. Посылал
незнакомым детям книги, открытки, карандаши; устраивал ёлки, катки.
Поддерживал и поощрял многих детских писателей, писал о детской
литературе.
Сам он был - писателем взрослым. И всё же мы находим у него произведения
и для детей. Автобиографические повести «Детство», «В людях», «Мои
университеты» давно прочно вошли в школьное чтение. О тяжёлой судьбе
детей старой России Горький написал рассказы «Дед Архип и Лёнька»,
«Сирота», «Встряска», «Нищенка». Полны детскости и веры в будущее его
«Сказки об Италии».[1, с.26]
Все эти произведения не были написаны для специально для детей и читают
их, в основном, ребята постарше. И с этим нельзя не согласиться.
Остроумные стихи об итальянской зиме Горький посылал своему маленькому
сыну Максиму, а затем забавные стихи в письме посылал своим внучкам
Марфе и Дарье. И конечно, с этим всё ясно. Горький любил сына; когда
разлучался с ним, писал ему письма. А чтобы мальчика развлечь, даже стихи
сочинял. И с внучками тоже всё понятно. Появились внучки, Горький и им
написал весёлое послание. Писатель он был замечательный, вот и послание
милым девчуркам, девчушкам, девчугонам, девчурохам, девчугам (так
ласково называл их дедушка) получилось чудесное, смешное. А рассказы и
сказки? Почему Горькому пришло на ум сочинить их?
Оказывается, у его рассказов для детей есть своя история. Она тоже как
рассказ. И всё в этом рассказе, правда. Было так.
На юге Италии произошло землетрясение. Это случилось 15 декабря 1908
года. В шестом часу, все ещё крепко спали, - тут и началось. Через несколько
минут город Мессина уже лежал в развалинах. От подземных толчков
Мессине и прежде доставалось, но сейчас город пострадал особенно сильно.
Даже больше, чем во время известного землетрясения 1783 года. Тысячи
людей погибли. А раненых нельзя было и сосчитать.
Мессина – порт. Все суда, находившиеся поблизости, подплыли к берегу.
Стали на якорь и русские корабли – «Богатырь», «Слава», «Адмирал
Макаров». Рискуя жизнью, матросы стали спасать жителей города.
Наутро в Мессину приехал Горький. Он жил в ту пору неподалёку, на острове
Капри. Работал там и лечился.
Ужасная картина человеческого бедствия не могла оставить равнодушным
Алексея Максимовича. Взволновал его и героизм тех, кто помогал
пострадавшим.
«Нет слов, чтобы рассказать, - писал Горький, - с каким самоотвержением
работали русские матросы. Где только было опаснее всего, куда никто не
решался идти, они шли и спокойно делали своё дело… Удивительно
трогательно относились они к детям и женщинам».
«А что я могу сделать для пострадавших? – думал писатель. – Они
нуждаются в лекарствах, одежде, деньгах. Им надо строить новые дома,
чтобы жить дальше».
В руках Горького было могучее оружие – слово. Его книги разошлись по
свету. Читатели разных стран прислушивались к горьковскому слову. Они
знали: он любит людей и желает им добра. И Горький обратился ко всему
миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В
Мессину стали посылать деньги и вещи. Многие добровольные
пожертвования приходили в адрес Горького.
Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским
почерком. Неизвестные ему малыши из Баилова (предместье Баку) писали:
«Пожалуйста, передайте наши деньги…писателю Максиму Горькому для
мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов».
Откуда же эти шалуны взяли деньги? Они заработали их сами! Поставили
спектакль, а билеты распродали взрослым. Детьми руководила Алиса
Ивановна Радченко, хорошая, умная учительница, впоследствии работавшая
и дружившая с Надеждой Константиновной Крупской. В конверте была
фотография двенадцати участников представления.
Горький ответил: «Дорогие дети!
Я получил собранные вами деньги для мессинцев и сердечно благодарю вас
за всех, кому вы помогли.
От души желаю для вас, хорошие маленькие люди, - будьте всю жизнь так же
чутки и отзывчивы к чужому горю, как были вы в этом случае.
Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя
нужным и близким людям!
Это – правда, не забывайте её, и она даст вам неизмеримое счастье.
Вас 12; - на память об Италии, прекрасной стране, которую я желаю вам
увидеть когда-либо, - посылаю вам дюжину открыток.
Будьте здоровы, любите друг друга и – побольше делайте шалостей, - когда
будете старичками и старушками – станете с весёлым смехом вспоминать о
шалостях.
Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны по вся дни жизни
вашей!..»
Тогда дети из «Школы шалунов» - Боря, Витя, Гюнт, Дима, Федя, Джефри,
Женя, Ирена, Лена, Лиза, Мема, Мера, Нора, Павел и Эльза – прислали
Горькому по письму.
В письме шестилетнего Феди говорилось: «У нас в школе есть 3 главных
шалуна: Джефри, Боря и Федя. Притом я большой линтяй».
Джефри написал ещё короче: « Я упал в бассейн. Ура!» - и
проиллюстрировал своё сообщение рисунком.
А Боря написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова
и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку. И ещё напиши нам какой-
нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу. Я тебя целую… Я бы
хотел тебя увидеть».
Горький и в этот раз не оставил без ответа письма своих маленьких друзей,
только пожурил шестилетнего Федю, что он вместо «лентяй» написал
«линтяй». Во втором письме шалунам он признался:
«Я очень люблю играть с детьми, это старая моя привычка, маленький, лет
десяти, я нянчил своего братишку…потом нянчил ещё двух ребят; и, наконец,
когда мне было лет 20 – я собирал по праздникам ребятишек со всей улицы,
на которой жил, и уходил с ними в лес на целый день, с утра до вечера.
Это было славно, знаете ли! Детей собиралось до 60, они были маленькие,
лет от четырёх и не старше десяти; бегая по лесу, они часто, бывало, не могли
уже идти домой пешком. Ну, у меня для этого было сделано такое кресло, я
привязывал его на спину и на плечи себе, в него садились уставшие, и я их
превосходно тащил полем домой».
Дети были в восторге от горьковских писем. «Дорогой мой Горький! – писала
Нора. – Письмо твоё очень ласковое. Мама и папа тебя любят, и я тоже. …Я
девочка, но я надеваю мальчишеское платье, так мне удобно». Лиза
спрашивала: «Как вы поживаете? Что делают мессинцы?» Вот такие
забавные и интересные письма получал писатель.
Но самое интересное, что Горький выполнил просьбу мальчика (одного из
трёх шалунов): написал и про воробьишку, и про юного рыболова!
В рассказе «Воробьишо» про воробьишку всё как будто бы просто.
Маленький Пудик не хотел слушаться родителей и чуть не попал кошке в
лапы. Что же выходит: слушайся маму и папу и всё будет в порядке? Так, да
не совсем. Горький вовсе не бранит Пудика, а симпатизирует ему. Благодаря
своей дерзости птенец научился летать. И на осуждающее мамино «что,
что?» (видишь, мол, что бывает, если не слушаться?) птенец отвечает
убедительно и мудро: «Всему сразу не научишься!» Мама-воробьиха
поплатилась, за самостоятельность Пудика собственным хвостом. [2, с.3]
А в рассказе про рыболова «Случай с Евсейкой» – «выдуманный» рассказ.
Мальчик Евсейка чудесным образом попадает на морское дно, разговаривает
и общается с рыбами. Правда, потом мы узнаём, что Евсею всё это
приснилось в душный дремотный день, но это не мешает перечитывать и
переживать чудеса заново.[4, 140 с.]
Нужно обратить внимание, что в каждом рассказе есть стихи. Какую
забавную дразнилку придумал для «бескрылого человека» Пудик! А так
рыбы дразнят рака:
«Под камнями рак живёт,
Рыбий хвостик рак жуёт,
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух».
Они, как бы, между прочим, «агитируют» рака заняться мухами, а рыб
оставить в покое…
Евсейка, глядя на рака, тоже вспоминает стихи: «Дом, - не тележка у
дядюшки Якова…» Это первая строка стихотворения Некрасова про
сельского торговца: как рак со своей раковиной, он ездил по деревням с
тележкой.
Из письма шалунам ясно, как написана история самоваром.
Горький лукаво замечал, что хотя он был уже не молод, но скучным парнем
никогда не был и может прекрасно показать, что делается с самоваром, в
который положили горячих углей и забыли налить воду. Видно, Горький
придумал эту историю во время встреч с детьми. И в конце концов записал
её.
Воробьишко Пудик любил прихвастнуть. Но до самовара ему далеко. Вот это
хвастун! Всякую меру забыл. И в окошко он выпрыгнет, и на луне женится, и
обязанности солнца на себя возьмёт!
Хвастовство до добра не доводит. Самовар разваливается на куски: воду-то в
него налить забыли. Чашки радуются бесславной гибели хвастуна самовара,
и читателю весело.
Сказку про Иванушку-дурачка Горький в детстве слышал от бабушки. Он по-
своему пересказал её для «Ёлки» - одной из первых советских книг для
детей. Иванушка получился у Горького развесёлым шутником-балагуром:
«что ни сделает, всё у него смешно выходит…» Наверно, он просто
прикинулся дурачком, чтоб веселее было. После каждой его шутки смеются
даже суровые лесные великаны-медведи. И вскоре медведица, точно
крестьянка, по-домашнему просит мужа: «Миша, ты бы помог ему!»
Сам Иванушка убеждён, что глупость непременно связана со злом. Чтобы
узнать, умён ли медведь, Иванушка выясняет у него, злой ли он. Медведь
отвечает, что нет. Иванушка делает вывод, что оба они не дураки.[3, 124 с.]
Горький знал цену настоящей, умной доброте. Его очень трогали письма
ребят. И Горький отблагодарил хороших маленьких людей так, как мог
отблагодарить только он.
Список использованной литературы
1.
Великие писатели XX века /Под общ. ред. П.В.Васюченко. – М.:
Мартин, 2002. – 463 с.
2.
Горький М. Жил-был самовар…: Рассказы, сказки [Текст]/ Сост. И
вступ.статья В. Приходько Милый Максим Горький…пришли мне
сказку…» М.: «Дет. Лит., 1985. – 64 с.
3.
Писатели в учебной литературе: Начальная школа /Сост.С.В.Кутявина.
– М.: ВАКО, 2010. – 96 с.
4.
Я познаю мир. Дет.энцикл.: Литература / Авт. сост. Н.В.Чудакова. М.:
ООО «АСТ», 1999. – 448 с.