Автор: Кудина Тамара Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: г.Зима, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных ценностей на уроках литературы (на примере произведений сибирского писателя В.Г. Распутина)
Раздел: среднее образование
Формирование нравственных ценностей на уроках литературы (на примере
произведений сибирского писателя В.Г.Распутина)
Кудина Тамара Валентиновна-учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ №10» г.Зима.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания» говорится, что духовно-нравственное
воспитание …-педагогически организованный процесс усвоения и принятия
обучающимися базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей является
…народ РФ…»
На эту тему уже сказано много, но она является актуальной, так как учителя и родители
должны воспитать полноценного гражданина своей страны.
Одной из основных задач уроков литературы является формирование представлений о
духовном и нравственном мире человека, о умении применить необходимые знания в
собственной жизни. Учить анализировать художественные произведения, так как
изучаемый материал помогает при сдаче ЕГЭ.
К сожалению, сегодня на телеэкранах нам показывают мало фильмов о патриотах нашей
страны, о людях, которые могут нести ответственность за себя и за других, о тех
традициях, которые передаются от одного поколения к другому.
Когда ученикам 10-11 классов было задано 3 вопроса:
Знают ли они историю своей семьи? Хранятся ли дома семейные реликвии и знают ли они
историю своего города?
Результаты были следующие: ребята мало интересуются историей своей семьи, своего
города. У многих дома хранятся старые фотографии, но им родители не рассказывали, кто
изображен на них, а ребятам самим было не интересно узнать больше о своих предках.
У Распутина одним из основных истоков русского национального характера является связь
с землѐй, с народной почвой, которая охватывает в своем значении систему национальных
духовных ценностей.
В.Г.Распутин писал: «Хорошего сердца и правильной души так не достает нам…»По его
мнению этот недостаток должна заполнить литература.
Во многих произведениях В.Распутина звучит тема Дома- как носителя нравственных
ценностей. Многие из его героев, потеряв в жизни себя, теряет и Дом. Через эту тему
выдвигаются множество проблем, в первую очередь- социальных.
В произведении «В ту же землю» автор рассказывает о потерявшей себя Пашуте, которая
хоронит свою мать не по христианским законам, а сама, в лесу, ночью. Автор в
произведении ставит вопрос: насколько человек в этом ожесточенном мире следует
традициям? Пашуту он не оправдывает и не осуждает, может быть поэтому, ее,
некрещенную, автор приводит в храм.
В произведениях «Изба» и «Прощание с Матерой» В.Г.Распутин обращает читателей к
христианским
нормам
простой
жизни
и
одновременно,
к
нормам
храброго,
мужественного созидания.
В повести «Последний срок» автор показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими
всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу, как родные люди,
погрязли в злобе и зависти.
Рассужая над прочитанными произведениями В.Распутина, ребята приходят к выводу, что
в его произведениях нельзя найти ответы на вопросы, автор показывает сложности жизни
в «Уроках французского», в «Женском разговоре», в «Пожаре», в «Деньгах для Марии», в
«Последнем сроке», «Живи и помни» - Валентин Григорьевич рассказывает о
взаимоотношении «отцов» и «детей», о любви и привязанности к родной земле, о
мелочности, сочувствии, сострадании, милосердии, совести, эволюции представлений о
материальных ценностях, о духовной жизни человечества, о памяти – все это охватывает
систему нравственных ценностей.