Напоминание

Формирование нравственных ценностей на уроках литературы (на примере произведений сибирского писателя В.Г. Распутина)


Автор: Кудина Тамара Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: г.Зима, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных ценностей на уроках литературы (на примере произведений сибирского писателя В.Г. Распутина)
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование нравственных ценностей на уроках литературы (на примере

произведений сибирского писателя В.Г.Распутина)

Кудина Тамара Валентиновна-учитель русского языка

и литературы МБОУ «СОШ №10» г.Зима.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания» говорится, что духовно-нравственное

воспитание …-педагогически организованный процесс усвоения и принятия

обучающимися базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей является

…народ РФ…»

На эту тему уже сказано много, но она является актуальной, так как учителя и родители

должны воспитать полноценного гражданина своей страны.

Одной из основных задач уроков литературы является формирование представлений о

духовном и нравственном мире человека, о умении применить необходимые знания в

собственной жизни. Учить анализировать художественные произведения, так как

изучаемый материал помогает при сдаче ЕГЭ.

К сожалению, сегодня на телеэкранах нам показывают мало фильмов о патриотах нашей

страны, о людях, которые могут нести ответственность за себя и за других, о тех

традициях, которые передаются от одного поколения к другому.

Когда ученикам 10-11 классов было задано 3 вопроса:

Знают ли они историю своей семьи? Хранятся ли дома семейные реликвии и знают ли они

историю своего города?

Результаты были следующие: ребята мало интересуются историей своей семьи, своего

города. У многих дома хранятся старые фотографии, но им родители не рассказывали, кто

изображен на них, а ребятам самим было не интересно узнать больше о своих предках.

У Распутина одним из основных истоков русского национального характера является связь

с землѐй, с народной почвой, которая охватывает в своем значении систему национальных

духовных ценностей.

В.Г.Распутин писал: «Хорошего сердца и правильной души так не достает нам…»По его

мнению этот недостаток должна заполнить литература.

Во многих произведениях В.Распутина звучит тема Дома- как носителя нравственных

ценностей. Многие из его героев, потеряв в жизни себя, теряет и Дом. Через эту тему

выдвигаются множество проблем, в первую очередь- социальных.

В произведении «В ту же землю» автор рассказывает о потерявшей себя Пашуте, которая

хоронит свою мать не по христианским законам, а сама, в лесу, ночью. Автор в

произведении ставит вопрос: насколько человек в этом ожесточенном мире следует

традициям? Пашуту он не оправдывает и не осуждает, может быть поэтому, ее,

некрещенную, автор приводит в храм.

В произведениях «Изба» и «Прощание с Матерой» В.Г.Распутин обращает читателей к

христианским

нормам

простой

жизни

и

одновременно,

к

нормам

храброго,

мужественного созидания.

В повести «Последний срок» автор показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими

всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу, как родные люди,

погрязли в злобе и зависти.

Рассужая над прочитанными произведениями В.Распутина, ребята приходят к выводу, что

в его произведениях нельзя найти ответы на вопросы, автор показывает сложности жизни

в «Уроках французского», в «Женском разговоре», в «Пожаре», в «Деньгах для Марии», в

«Последнем сроке», «Живи и помни» - Валентин Григорьевич рассказывает о

взаимоотношении «отцов» и «детей», о любви и привязанности к родной земле, о

мелочности, сочувствии, сострадании, милосердии, совести, эволюции представлений о

материальных ценностях, о духовной жизни человечества, о памяти – все это охватывает

систему нравственных ценностей.



В раздел образования