Автор: Чебуркова Светлана Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП "Дом детского творчества" ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье
Населённый пункт: Приволжский район, с. Приволжье
Наименование материала: Доклад к ЕМД
Тема: "Из опыта работы участника в областном конкурсе педагогического мастерства педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"
Раздел: дополнительное образование
Структурное подразделение «Дом детского творчества» государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области
средней общеобразовательной школы № 2 с. Приволжье муниципального
района Приволжский Самарской области
Доклад
«Из опыта работы участника Победителя Областного конкурса
педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»»
Разработано: Чебурковой С.В.
педагогом дополнительного образования
с. Приволжье, 2016 г.
Победитель
конкурса
—
э т о
у ч а с т н и к ,
в ы и г р а в ш и й
в
профессиональном состязании, поднявшийся в своем мастерстве выше своих
коллег. Он должен обладать высокими профессиональными показателями,
яркими
личностными
качествами,
умением
завоевывать
симпатии
своих
коллег и членов жюри. Победителем становится тот, чей опыт достаточно
продолжителен, дает стабильные результаты.
Подготовка и проведение открытого занятия
для педагогов дополнительного образования
Занятие — основной элемент организации образовательного процесса
в учреждении дополнительного образования детей. Но в дополнительном
образовании,
в
отличие
от
школы,
существенно
меняется
форма
его
организации.
Очень
важно,
чтобы
открытое
занятие
было
профессиональным,
проблемным,
чтобы
в
результате
взаимодействия
и
диалога
педагога
и
обучающихся в душе каждого остался праздник творчества. Важно, чтобы на
занятии было как можно больше действия. При проведении занятия педагогу
не следует занимать доминирующее положение. Правильнее организовать
деятельность
детей,
используя
проблемную
ситуацию,
эвристический
и
другие развивающие методы ведения занятия.
Конкурсанту рекомендуется спланировать подачу материала так, чтобы
проводимое открытое занятие было, с одной стороны, завершенным, и в то
же
время
показывало
для
обучающихся
перспективы
изучения
представленной тематики.
При необходимости можно подготовить план проведения открытого
занятия.
Действия
педагога
при
разработке
структуры
занятия
можно
представить
в
виде
последовательности
шагов
по
его
подготовке
и
организации:
Шаг первый - определить цель – заранее запланированный конечный
результат (то, чего надо достичь).
Второй
шаг
- отобрать содержание материала, т.е. определить его
объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями
обучающихся;
определить
систему
заданий
и
самостоятельных
работ
обучающихся.
Третий шаг - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и
методов
в
соответствии
с
поставленными
целью,
задачами
и
содержанием
материала.
При
выборе
методов
обучения
педагог
руководствуется
несколькими
принципами:
наглядность
в
сочетании
с
развитием
абстрактного
мышления
и
дифференцированного
подхода
к
обучающимся; сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм
работы; учет возроастных и других психологических особенностей детей в
группе.
Шаг
четвертый
- управление
деятельностью
обучающихся
со
стороны педагога. Педагог — источник знаний. Он обучает и воспитывает
своей личностью, оказывает всестороннее воздействие на ребенка, его разум,
чувства, волю, манеру поведения.
Успех во многом зависит от педагога: насколько широко он образован и
методически опытен, как относится к своему делу и детям, хорошо ли он
подготовлен, с каким настроением ведет занятие, умеет ли наблюдать за
детьми, понимать их пережевания, тактично влиять на каждого. Все это в
совокупности характеризует стиль его работы, педагогическое мастерство,
определяет
силу
воспитательного
воздействия
его
личности
на
личность
ребенка.
Шаг
пятый
- педагог
на
занятии
работает
с
целым
учебным
коллективом и с каждым ребенком в отдельности.
Это двуединство, безусловно, накладывает определенную печать на
современное занятие. Отсюда необходима корректировка методики с таким
расчетом, чтобы усилить воспитательную и развивающую функции занятия.
Структурирование
последних
по
смысловым
блокам
с
постановкой
познавательных
задач
и
проблемных
ситуаций
позволяет
соединить
содержательную
и
деятельстную
(процессуальную)
стороны
процесса,
обеспечить единство деятельности педагога и обучающихся на занятии.
Шестой
шаг
в
организации
— оснащение
его
разнообразными
средствами. Оснащение тесно связано с методами проведения и оказывает
большое
влияние
на
их
эффективность
и
наглядность.
После
того,
как
составлен план проведения открытого занятия и отработано его содержание,
необходимо
составить
список
оборудования,
наглядных
пособий,
технических средств и других материалов.
Результат должен соответствовать поставленной цели.
Таким
образом,
для
того,
чтобы
открытое
занятие
было
ярким,
интересным,
обучающим,
воспитывающим
и
развивающим,
его
нужно
тщательно подготовить, спланировать. Также следует проанализировать ход
его подготовки с точки зрения того, ведет ли оно к достижению выдвинутой
цели.
Конкурсное открытое занятие не должно быть обычным, рабочим. Это —
увлекательное действие с оригинальной постановкой проблем, открытием
удивительного в обычных явлениях.
Подготовка к выполнению задания
творческая самопрезентация участника «Мое педагогического кредо»
Это задание одновременно и простое, и сложное. Простое потому, что
представляет
собой
рассказ
конкурсанта
(в
различной
форме)
о
самом
знакомом ему предмете – самом себе. Сложное потому, что за ограниченный
промежуток
времени
(всего 5-7
минут)
надо
раскрыть
свой
личностно-
профессиональный
образ,
изложить
свое
педагогическое
кредо.
Представляемый образ, с одной стороны, должен очертить мир увлечений и
жизненных приоритетов конкурсанта, с другой стороны – представить его
профессиональный портрет. Умение подать себя, заинтересовать собеседника
— в наше время уже 50% успеха.
Практические советы: 1. Конкурсанту рекомендуется обратить внимание на
цель и условия выполнения конкурсного задания, форму представления себя
как профессионала, а также своей работы.
2.
Конкурсант
должен
определить,
«что»
представлять
(содержанире
самопрезентации)
и
«как»
представлять
(форму
подачи
–
разнообразие
талантов,
спо собно сть
к
импровизации,
шутке,
умение
быть
привлекательным
и
обаятельным).
Целесообразно
написать
сценарий
выступления и прорепетировать его перед зеркалом (на время).
3.
Основная
часть
самопрезентации
–
изложение
(показ)
педагогических
идей, взглядов, убеждений, которых придерживается и на которые опирается
конкурсант
в
своей
работе
с
детьми.
При
выполнении
этого
задания
целесообразно
ознакомить
жюри
с
тем,
кем
является
конкурсант
—
его
базовое образование, должность:
опыт
профессиональной
деятельности
с
обоснованием
реализуемого содержания образования;
какова степень новизны в опыте работы: что нового привнесено
конкурсантом в методы преподавания и формы воспитательной
работы с детьми;
какова результативность его профессиональной деятельности;
условия достижения результатов (например, говоря о методах
обучения,
совершенно
недостаточно
просто
перечислить
их;
важно показать их эффективность, подтвердив это 1-2 примерами
из личной практики);
жизненные приоритеты;
достижения;
отношение к детям, коллегам, профессии;
перспективы и планы профессиональной деятельности.
Сделать это необходимо коротко и выразительно, не углубляясь в детали
семейно-бытовых отношений.
4.
Информационный
блок
данного
конкурсного
задания
желательно
проиллюстрировать,
подумав
над
его
оформлением.
Это
может
быть
и
театрализованное представление, с помощью которого можно проявить свои
разнообразные таланты; и выставочный материал: стенды с фотографиями,
рисунками, таблицами; поделки, модели, макеты и пр. Умелое использование
видеозаписей,
компьютерной
презентации,
наглядных
пособий
придает
выступлению
наглядность,
дает
более
полное
представление
о
работе
педагога, об успехах и достижениях, индивидуальности, о разнообразии мира
увлечений участника Конкурса.
Важно не переусердствовать, не перевести серьезный, в целом, разговор
об
уровне
своего
профессионализма
в
развлекательное
шоу
на
темы
дополнительного образования.
5. Важным фактором для оценки самопрезентации членами жюри является
общая
культура
конкурсанта:
манера
речи
и
поведения,
внешний
вид,
самобытность
и
оригинальность
выступления.
Поэтому
приоритет
при
выполнении этого задания, несомненно, должен быть отдан воссозданию
профессионального облика конкурсанта.
Педагогу необходимо:
убедить членов жюри в том, что он тот самый педагог, который нужен
детям;
увлечь своей «изюминкой» личного педагогического опыта;
продемонстрировать
эрудицию,
преданность
выбранной
профессии,
профессиональную грамотность;
раскрыть свой профессионально-личностный образ (педагогического
креда);
продемонстрировать свои разносторонние способности, помогающие
быть интересным и привлекательным для детей;
показать степень новизны педагогического опыта;
блеснуть результативностью Вашей профессиональной деятельности.
Импровизированный конкурс
Трудно дать рекомендации к импровизации. Да и стоит ли? Именно здесь
раскрывается дапазон личности конкурсанта: широта кругозора, способность
к творчеству, чувство юмора.
Можно написать или озвучить философское
эссе на предложенную тему, поэтический этюд, юмористический рассказ в
русле заданной проблематики; оформить плакат и озвучить изображенное на
нем, нарисовать серию рисунков, подготовить шараду, аппликацию. При этом
конкурсанту желательно показать любовь к детям, профессии педагога, своей
конкретной специальности.