Современный урок: эффективная организация образовательного процесса
Автор: Молотков Эседулла Мусеевич Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "Полевобикшикская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: д. Полевые Бикшики, Батыревский района, Чувашская Республика Наименование материала: Статья Тема: Современный урок: эффективная организация образовательного процесса Раздел: полное образование
Современный урок: эффективная организация образовательного процесса
Молотков Э.М. учитель географии
МБОУ «Полевобикшикская СОШ” Батыревского района Чувашской Республики
Учитель должен шагать в ногу со временем. Именно этого требует от нас, учителей, наше
общество и жизнь.
Современная
жизнь
отличается
быстрыми
темпами
развития,
высокой
мобильностью,
для
молодого
поколения
появляется
большое
количество
возможностей.
Выйдя
из
стен
школы,
выпускник
должен
продолжить
саморазвиваться
и
самосовершенствоваться,
а
для
этого
необходимо научиться определённым способам действий.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но
при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса.
Основная
цель
современной
школы
–
создать
такую
систему
образования,
-
которая
бы
обеспечивала
образовательные
потребности
личности
в
соответствии
с
её
склонностями,
интересами
и
возможностями,
создавала
бы
условия
для
самореализации,
готовила
бы
к
творческому интеллектуальному труду. В условиях нового времени требуются люди, обладающие
умением устанавливать отношения партнерства, Общество постоянно требует изменений, которые
затрагивают все сферы жизнедеятельности жизни как всего общества, в целом, так и конкретно,
каждого
человека.
Учиться
сегодня
надо
основательно,
экономно,
быстро.
Требования
современного
общества
к
учителю
таковы,
что
учитель
постоянно
должен
заниматься
самообразованием, расширением границ своих возможностей. Учитель должен уметь быстро
меняться и уметь применять на уроках новые подходы и технологии. Одним словом, он должен
идти в ногу со временем.
В своей работе я, как учитель должен стремиться создавать такие условия, при которых ученики
имеют то, что Чиксентмихайи называет «самоцелью», и что Райан и Деки называют внутренней
мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию, и, как следствие, стремление и
любознательность.
Современные
требования
подразумевают
новые
подходы
в
преподавании
и
обучении.
При
планировании
и
разработке
уроков
я
тщательно
обдумывал
применение
активных
методов
обучения.
Согласно
исследованиям
при
традиционных
методах
обучения,
независимо
от
профессионализма
учителя,
усваивают
знания
всего
10
%
учащихся.
Поэтому
я
увидел
необходимость перехода от пассивного слушания лекции учителя к активному участию каждого
ученика в учебном процессе. В решении этой задачи мне помогла организация парной и групповой
работы.
Мерсер
отмечал,
что
«взаимодействие
в
группе
сверстников
играет
важную
роль
в
обучении». На мои убеждения повлияли идеи Александера, который считает, что «преподавание в
форме диалога позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся».
Поэтому, на проведённых уроках я использовал наряду с индивидуальной, парную и групповую
формы работы. Чтобы урок прошел хорошо, а мы, учителя этого хотим, нужно создать атмосферу
сотрудничества, чтобы каждый учащийся осознавал, что он является неотъемлемой частью урока,
что его мнение является важным. С каждым последующим уроком я все больше узнаю ребят, и
учитывая уже их индивидуальные способности, а также возрастные, стараюсь продумать каждый
этап урока.
Для создания коллаборативной среды, я начинаю урок с тренинга. (« Давайте поздороваемся»,
«Круг радости», «Подари улыбку другу». «Пожелания» и т. д.). У учеников , да и у меня тоже,
после тренингов поднимается настроение, а значит- заряд бодрости получен. Ребята на моих
уроках стали более раскрепощенными, уже смелее высказываются, по сравнению с тем, что было
раньше. В разговоре между собой уже не наблюдается напряжения.
Моим ученикам очень нравиться работать в парах и в группах, потому что они чувствуют
поддержку
своего
соседа,
любят
делиться
своими
мыслями,
общаются.
Такое
общение
способствует развитию мышления и творческого воображения. Дети находят общий язык, учатся
думать и помогать друг другу. Цель этой работы организовать взаимодействие, научить работать и
общаться с одноклассниками. Развить диалоговое обучение.
Александер утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а,
наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе
продвигают
обучение
ученика
вперед.
В
диалоге
ученики
(а
также
их
учителя)
являются
равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата
и испытывающие и развивающие то, что Мерсер описал как совместное приобретение знаний или
вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог
с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования.
Стараюсь
использовать
на
уроках
задания,
направленные
на
развитие
у
учащихся
умений
наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, находить закономерности, делать выводы,
применяю задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть
связан
с
догадкой,
опытом
ребёнка,
ранее
усвоенными
знаниями,
вовлекаю
учащихся
в
самостоятельную
познавательную
деятельность.
Результаты
совместной
работы
учащихся
в
группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания
каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут
коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что
работа
каждого
ученика
в
группе
особенно
индивидуализируется
при
регулировании
темпа
продвижения при изучении какого-либо вопроса.
Групповые формы работы использую на разных этапах урока, например,
- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);
- на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);
- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);
- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).
При
групповой
форме
работы
учащихся
на
уроке
в
значительной
степени
возрастает
индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и
учащихся. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик
слабый,
поскольку
его
знания
актуализируются,
конкретизируются,
приобретают
гибкость,
закрепляются
именно
при
объяснении
своему
однокласснику.
Итак:
результаты
применения
групповой формы работы -
•
растет самокритичность ребенка,
•
возрастает глубина изучаемого материала,
•
растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся,
•
возрастает сплоченность класса,
•
меняется характер взаимоотношений между детьми, дети согласовывают свои действия,
•
учатся делать выводы по предметному содержанию,
•
формируется терминологическая речь.
Одним
из
главных
условий
качественной
работы
группы
является
взаимопонимание
между
членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов.
Например, работая над новым материалом, в котором нужно найти главную идею, дети совместно
читают, обсуждают, а потом применяют его на практике. В итоге дети хорошо усваивают тему и
отмечают, что данная форма подачи материала очень им нравится.
На своих уроках стараюсь учитывать способности и возможности каждого ученика. Использую
карточки с разноуровневыми заданиями. Задания 1-го уровня требуют воспроизведения материала,
содержат даже определённую дозу помощи. Задания 2-го уровня направлены на применение
знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания 3-го уровня
рассчитаны
на
учащихся,
проявляющих
большую
степень
самостоятельности
(творческие
задания).
С целью осуществления контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся провожу тесты,
экспресс – опросы, проверочные работы. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят,
активнее формируется мышление и речь. В результате дети открывают и осваивают новое знание,
учатся применять их на практике. При групповой работе учащиеся в диалогической беседе учатся
навыкам взаимооценивания и самооценивания Практикую самооценку урока учащимися. Очень
важно
оценивать
деятельность
учащихся
не
только
по
одному
заданию
или
за
выполнение
письменных
работ,
но
и
вести
мониторинг
деятельности
учащихся
в
течение
всего
урока.
Проводить такой мониторинг помогают листы оценивания, с прописанными в них этапами урока и
критериями оценки деятельности на каждом этапе урока.
Многие мои ученики могут реально оценивать свои знания и знания одноклассников, потому что
на каждом уроке занимаются этим.
Моя
деятельность
на
уроках
была
направлена
на
формирование у ребенка умения учиться, одним из составляющих которого, является умение на
разных этапах обучения определять границу своего знания и незнания, то есть умения оценивать
себя. С самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю,
надо узнать», «это немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность
школьников, переход от простого старательного ученика к постоянно совершенствующемуся,
умеющему учиться.
Основой
для
разработки
четких
критериев
усвоения
учебного
материала
являются
государственные
общеобразовательные
стандарты
обучения.
На
их
основании
составлены
описания достижений учащихся для оценивания по каждому критерию.
Применение технологии критериального оценивания позволяет использовать различные виды
заданий и формы их предъявления, разные виды помощи учащимся, что позволяет достичь всеми
учениками
заданного
уровня
обязательных
критериев,
без
усвоения
которого
невозможно
дальнейшее
полноценное
обучение
и
развитие
личности
в
соответствии
с
требованиями
современного общества.
Для практического применения системы критериального оценивания на уроках географии
Критерий D – коммуникация. .
Оценивание,
с
использованием
разработанных
критериев,
позволяет
объективно
оценить
деятельность учащихся при изучении географии.
Необходимость
использования
критериальной
системы
оценивания
на
уроках
географии
для
объективного определения уровня учебных достижений учащихся и развития познавательной
активности
и
функциональной
грамотности
школьников,
способствует
повышению
качества
образования в целом и уровня учебных достижений каждого ученика.
Применение
системы
критериального
оценивания
на
уроках
географии
имеет
большое
практическое значение и определяется следующими преимуществами:
- оценивается только работа учащегося, а не его личность;
- работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее;
- оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания
представляют конкретное выражение учебных целей;
- учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить
уровень успешности своего обучения и информировать родителей;
- повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению
Когда
я
анализирую
опыт
Японии,
то
мне
очень
импонирует
подход
Лессон
стади,
предназначенный
для
исследования
класса.
И
высокие
академические
достижения
японских
учеников,
продемонстрированные
в
рамках
международных
исследований,
подходы,
исследовательские
уроки
и
их
реализация
в
японских
школах,
о
которых
я
знал
ранее
из
публикаций и благодаря ИКТ на образовательных сайтах
– доказательство эффективности
данного подхода. Конечно, я хотел бы, чтобы в наших школах этот демократичный способ
улучшения школьной практики и результаты от внедрения данного подхода были также на высоте.
В
прошлом
учебном
году
провел
исследование
Лессон
стади
совместно
с
вовлеченными
учителями моей фокус-группы Алимовой Г.Р. (учитель информатики), Хамдеевой З.Р. (учитель
истории) в 8 «А» классе по теме «Критериальное оценивание как средство мотивации к учебной
деятельности и индивидуального подхода к ученику». Совместная работа значительно повышает
профессиональный
уровень
учителей
и
способствует
более
успешному
обучению
учеников,
следовательно, стандарты в образовании поднимаются на качественно новый уровень. Благодаря
сотрудничеству старались достичь:
«повышения компетентности учителей и расширения возможностей учеников;
обеспечения механизмов непосредственного обмена опытом преподавания;
развития творческого потенциала, готовности к исследовательской работе и к эксперименту, к
инновациям для повышения качества преподавания и обучения;
самореализации и достижения учащимися высоких показателей»
В этом учебном году продолжили исследование с учениками 9 «А» класса.
Внедрение новых подходов в преподавание и обучение, предусматривающий и определяющий
развитие мотивации у учащихся. Через стремление к позитивным переменам, положительную
динамику будущих результатов в образовании, изучение мирового передового опыта в образовании
, через внедрение новых подходов и благодаря предоставленной нам возможности перенять опыт
по Программе Кембриджского Университета в Казахстане возможны такие перемены , которые
принесут в наши школы не только свежий ветер перемен, но и расширят возможности учеников
через развитие мотивации, ведь только знающий зачем? для чего ? каким образом ? способен
найти свой верный путь к УСПЕХУ!