Автор: Воронина Ирина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад №69 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей с ТНР пересказу на основе сказки "Козел" Б.Н.Сергункова.
Раздел: дошкольное образование
Непосредственно
образовательная
деятельность
по
обучению
детей с ТНР пересказу на основе сказки «Козел» Б.Н.Сергункова.
Цель:
Задачи:
-
Формирование
у
детей
навыков
связного
последовательного
пересказа сказки с опорой на иллюстративный материал;
-развитие активного зрительного и слухового контроля за состоянием
пересказа, последовательностью и полнотой речи.
- формирование грамматически правильной речи;
- активизация словарного запаса по теме «Домашние животные»;
-
развитие
логического
мышления,
внимания,
памяти,
мелкой
моторики.
Оборудование: опорные картинки с изображением персонажей сказки
и места действия; бумажные маски: коровы, собаки, овцы, козленка, свиньи
и др.; контурное изображение козленка, простые карандаши.
ХОД:
1.
Организационный момент.
Отгадывание загадок о животных – персонажах сказки.
Голодна – мычит, Пашет землю трактор без колес.
Сыта – жует, Для него горючее – овес. (конь).
Малым деткам
Молока дает. С бородой родится – никто не
( корова). Дивится. (козел).
Логопед: Кто это? Назовите других домашних животных?
Дидактическая игра « Кто лишний? Почему?»
2.
Чтение сказки.
Логопед: А сейчас про козлика я расскажу вам сказку.
Козел.
Жил – был козел. Однажды пришел он домой , а ворота закрыты.
Постоял, постоял козел у ворот и думает: «Ворота закрыты, значит,
хозяйка меня не узнала. Хозяйка меня не узнала, значит, я не козел.
Если я не козел, то кто же я ?
Пошел козел по тропинке на луг. Видит: гуляют на лугу кони:
«Наверное, я конь, - погуляю с конями на лугу.» Пошел он к коням –
кони от него убежали. Бежал, бежал козел за конями – не догнал.
Кони от меня убежали, значит, я не конь», подумал козел.
Пошел он дальше. Видит: около леса коровы пасутся, травку
щиплют. « Наверное, я корова»,- подумал козел. Подошел козел к
коровам – пастух козла прогнал. « Пастух меня прогнал, значит, я не
корова»,- подумал козел.
Пошел козел дальше. Видит: в поле куры зернышки клюют.
«Может быть, я курица? – подумал козел. Поклюю-ка зернышки
вместе
с
курами».
Подошел
он
к
курам.
Закудахтали
куры,
разлетелись в разные стороны. Налетел на козла петух, стукнул его
клювом. Обиделся козел, думает: «И не курица я». Пошел дальше.
Подошел он к речке. Течет речка тихая, светлая. Поглядел козел в
речку. Увидел в речке козла с рогами, с бородой, с копытцами.
«Козел я, козел!»- заблеял он.
Прибежал козел домой, застучал рогами в ворота. Услышала
хозяйка, открыла ворота. Увидела она козла и впустила его во двор.
3.
Разбор содержания сказки по вопросам.
- О ком говорится в это сказке?
- Что увидел козел когда пришел домой?
- Что он подумал?
- Какие животных встретил козел по дороге?
- Что сделали кони, когда козел подошел к ним?
- Что случилось с козлом, когда он подошел к коровам?
- Что произошло с козлом, когда он подошел к курам?
- Как помогла речка козлу? Что он увидел в речке?
- Чем закончилась сказка?
4.Языковой (лексический ) разбор текста.
Воспроизведение
детьми
предикативной
основы
текста
(глагольные словосочетания, синтаксические конструкции), слов-
определений.
Вопросы:
- Где гуляли кони? (кони гуляли на лугу).
- Где паслись коровы? (коровы паслись около леса)
- Что делали коровы? ( Коровы щипали травку).
- Что сделал пастух, когда козел подошел к коровам? (Пастух его
прогнал.)
- Что делали в поле куры? (Куры клевали зернышки).
-
Что
сделали
куры,
когда
к
ним
подошел
козел?
(Куры
закудахтали, разлетелись в разные стороны).
- Что сделал петух? (Петух налетел на козла, стукнул его клювом).
- Что говорится в сказке о речке? (Течет речка тихая, светлая.)
- Каким себя увидел козел, когда прибежал домой? (С рогами, с
бородой, с копытцами).
- Что сделал козел, когда прибежал домой? (Козел застучал рогами
в ворота).
- А что сделала хозяйка? (Хозяйка открыла ворота и впустила козла
во двор).
5. Физкультминутка.
Логопед: Вокруг себя повернись и в животных превратись. (дети
надевают шапочки – маски домашних животных).
Обыгрывание песенки «Про козлика» В. Семернина.
Логопед:
Домашние
животные
любят
играть
в
прятки.
Закрыли
глаза, откройте, кого не стало?
6. Повторное чтение сказки.
7. Иллюстрирование детьми текста сказки.
Логопед:
Внимательно
рассмотрите
картинки,
разложите
их
по
порядку.
8. Составление пересказа по фрагментам, по цепочке, а потом
пересказ каждым ребенком отдельно.
9.Развитие мелкой моторики.
Обвести по опорным точкам козлика.
10. Анализ детских высказываний.