Напоминание

"С друзьями вместе"


Автор: Хлебникова Мария Эдуардовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ ВО "Владимирский детский дом им. К. Либкнехта"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: методическая разработка занятия по социально-нравственному воспитанию
Тема: "С друзьями вместе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие по социально-нравственному воспитанию на тему:

«С друзьями вместе»

(подготовительная группа)

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем ,

которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То,

что заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей

жизнью. Дошкольный возраст- период активного познания мира и

человеческих отношений.

Образовательные:

Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”,

“дружба”, “честность”, “справедливость”.

Активизировать словарь по данной теме.

Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки

сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять

свои суждения.

Развивающие:

Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к

окружающим, осознанные доброжелательные отношения,

мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать

свои мысли.

Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого

человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных

движений.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание

поддерживать друзей, заботиться о них.

Ход занятия

1.Ребята, давайте поиграем в игру «Дед Мазай».

Педагог отворачивается и закрывает уши. Игроки придумывают себе, что они

делали все вместе. Поворачивается педагог.

-

Здравствуйте, дедушка Мазай! Из корзины вылезай.

-

Здравствуйте, детки, сладкие конфетки. Где вы были, что вы делали?

-

Где мы были, мы не скажем, а что сделали, покажем.

Игроки показывают, ведущий должен отгадать.

- Вы радуетесь и улыбаетесь, а улыбка – это символ добра. Вам хорошо

вместе.

Чтение произведения Валентины Осеевой «Синие листья»

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит

Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш.

А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу.

Спрашивает Лена:

— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена.

— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не

бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо

да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное

сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш.

Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена.

А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

- Ребята, как вы думаете, Катя хорошо поступила? (нет)

Скажи, как ты думаешь? (ответы детей)

Кто скажет по-другому? (ответы детей)

Вы молодцы, ребята, а смогли бы научить Катю делиться? (да)

- Смогли бы вы ее научить, как надо дружить?

-А как вы живете в группе?

(дружно, мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо).

2.Игра «Я, ты, он, она»

Игроки встают в круг, положив руки друг другу на плечи. По команде

педагога хором произносят слова: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»,

затем ведущий произносит: «Поцелуй соседа справа (все целуют), поцелуй

соседа слева», и все хором: «Мы одна семья!» и т.д. Педагог предлагает

обнять, укусить, погладить, ущипнуть соседа справа, слева.

-Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно

жить. Так что такое дружба?

(Предполагаемые ответы детей: дружба – это быть добрым; это, когда умеешь

без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться

игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным; разговаривать

вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь

посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним,

если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться (не завидовать), если друг

знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило,

а не жаловаться воспитателю; если у друга что-то не получается, то надо ему

показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться;

быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть

честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним,

добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее

(нарисовать, сделать поделку).

- Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать

хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы.

Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или грустит, придумают, как

развеселить товарища, поиграют с ним.

3. Ролевой тренинг по рассказу Фоминой “Подруги”.

- Сейчас девочки покажут вам сценку.

Рассказ М.Фоминой "Подруги".

Зоя, Лиза и Аня - подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют. Позвала

мама Зою домой, позвали и Аню. Осталась Лиза одна. Заболели у Лизы зубы.

Завязала она зубы и сидит,

страдает.

Узнала об этом Зоя, принесла Лизе мозаику. Узнала и Аня. Принесла Лизе

незабудку. Поставила Лиза незабудку в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аня играть

мозаикой. Потом загадывали загадки. Долго играли подруги. Забыла Лиза о

больных зубах.

- Как вы думаете, таких подруг надо ценить?

"Друг познается в беде", - говорят люди.

После просмотра задать вопрос: “Как вы думаете, умеют ли девочки

дружить? Можно их назвать настоящими подругами? Почему?”

(Они заботливые, внимательные, чуткие, отзывчивые).

Девочки посочувствовали Лизе, придумали, как развеселить ее, поиграли с

ней, и она забыла, что у нее болит зуб.

Жить на свете очень туго без подруги или друга,

-А какой может быть дружба? (Крепкой, долгой, вечной, настоящей).

4. Физкультминутка “Если есть хороший друг”.

- Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

Настроение упало,

Дело валится из рук…

Но еще не все пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоем,

С облегчением вздохнем -

Настроение поднимем

И от пыли отряхнем!

- опускают руки вниз

- качание головой, встряхивают кистями

- разводят руками

- разворачиваются лицами др. к другу

- пожимают друг другу руки

- делают глубокий вдох, выдох

- нагибаются и медленно выпрямляются

- отряхиваются.

Садятся.

5. Упражнение “Паутинка”.

– А давайте сплетем паутинку из добрых чувств и мыслей. (Сидя на полу).

(Дети говорят о том, что, чем их обрадовал товарищ, что в нем нравится, за

что хотят поблагодарить).

- А сейчас смотаем паутину обратно в клубок. (Ребенок, получивший клубок

последним, начинает его сматывать).

- Молодцы, вы у меня очень дружные дети!

Садятся.

6. – Как интереснее жить – с друзьями или без друзей?

(С ними весело, не выдаст секрет, защитит).

Этюд “Встреча с другом” (имитировать радость встречи).

- Кого изображали дети?

(Когда они вместе, то им весело, а когда врозь – грустно).

- Какие выразительные движения помогли вам узнать настроение друзей?

(плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех

(радость)).

Динамическая пауза.

- Давайте поиграем в “живые картинки”.

-Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке

двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и

оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.

Садятся.

7. (Разыгрывание ситуации).

– А сейчас будем играть так, как обычно играете вы “Сережа играл в

пароход”. Он был капитаном, а с ним играл его друг Вова.

Им было интересно. Вдруг Сережа услышал, что плачет Владик. “Вова, -

спросил он друга, - почему Владик плачет?”

“А пусть себе ревет, у него Колька забрал машину, я видел, Поплыли дальше.

Поревет и перестанет”.

Вопросы:

Какими вам кажутся Сережа и Вова?

(равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными).

Расскажите, что вы думаете о друзьях?

(они не посочувствовали Владику, не пришли на помощь, не объяснили

правила дружбы, не проявили заботу).

А как бы вы поступили на их месте?

(Я бы подошел к Владику и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал

ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе).

- Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.

8. Итог. Сюрпризный момент.

- Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и,

конечно, смогли бы научить и мою знакомую девочку, у которой еще нет

друзей.

А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите

свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из

вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились

друзья) и бросит его в копилочку.

-Теперь я спокойна за вас, я могу пригласить девочку в группу, и мы выясним

причину, почему с ней не дружат. Копилочка останется у нас в группе, и вы

сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.

9. Релаксационная музыкальная пауза.

- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень

приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями

вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не

обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда

ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на

плечи руки, и добро растопит злость без следа.



В раздел образования