Автор: Хлебникова Мария Эдуардовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ ВО "Владимирский детский дом им. К. Либкнехта"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: методическая разработка занятия по социально-нравственному воспитанию
Тема: "С друзьями вместе"
Раздел: дошкольное образование
Занятие по социально-нравственному воспитанию на тему:
«С друзьями вместе»
(подготовительная группа)
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем ,
которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То,
что заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей
жизнью. Дошкольный возраст- период активного познания мира и
человеческих отношений.
Образовательные:
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”,
“дружба”, “честность”, “справедливость”.
Активизировать словарь по данной теме.
Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки
сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять
свои суждения.
Развивающие:
Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к
окружающим, осознанные доброжелательные отношения,
мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать
свои мысли.
Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого
человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных
движений.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание
поддерживать друзей, заботиться о них.
Ход занятия
1.Ребята, давайте поиграем в игру «Дед Мазай».
Педагог отворачивается и закрывает уши. Игроки придумывают себе, что они
делали все вместе. Поворачивается педагог.
-
Здравствуйте, дедушка Мазай! Из корзины вылезай.
-
Здравствуйте, детки, сладкие конфетки. Где вы были, что вы делали?
-
Где мы были, мы не скажем, а что сделали, покажем.
Игроки показывают, ведущий должен отгадать.
- Вы радуетесь и улыбаетесь, а улыбка – это символ добра. Вам хорошо
вместе.
Чтение произведения Валентины Осеевой «Синие листья»
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит
Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш.
А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу.
Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не
бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо
да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное
сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш.
Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена.
А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
- Ребята, как вы думаете, Катя хорошо поступила? (нет)
Скажи, как ты думаешь? (ответы детей)
Кто скажет по-другому? (ответы детей)
Вы молодцы, ребята, а смогли бы научить Катю делиться? (да)
- Смогли бы вы ее научить, как надо дружить?
-А как вы живете в группе?
(дружно, мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо).
2.Игра «Я, ты, он, она»
Игроки встают в круг, положив руки друг другу на плечи. По команде
педагога хором произносят слова: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»,
затем ведущий произносит: «Поцелуй соседа справа (все целуют), поцелуй
соседа слева», и все хором: «Мы одна семья!» и т.д. Педагог предлагает
обнять, укусить, погладить, ущипнуть соседа справа, слева.
-Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно
жить. Так что такое дружба?
(Предполагаемые ответы детей: дружба – это быть добрым; это, когда умеешь
без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться
игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным; разговаривать
вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь
посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним,
если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться (не завидовать), если друг
знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило,
а не жаловаться воспитателю; если у друга что-то не получается, то надо ему
показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться;
быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть
честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним,
добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее
(нарисовать, сделать поделку).
- Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать
хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы.
Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или грустит, придумают, как
развеселить товарища, поиграют с ним.
3. Ролевой тренинг по рассказу Фоминой “Подруги”.
- Сейчас девочки покажут вам сценку.
Рассказ М.Фоминой "Подруги".
Зоя, Лиза и Аня - подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют. Позвала
мама Зою домой, позвали и Аню. Осталась Лиза одна. Заболели у Лизы зубы.
Завязала она зубы и сидит,
страдает.
Узнала об этом Зоя, принесла Лизе мозаику. Узнала и Аня. Принесла Лизе
незабудку. Поставила Лиза незабудку в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аня играть
мозаикой. Потом загадывали загадки. Долго играли подруги. Забыла Лиза о
больных зубах.
- Как вы думаете, таких подруг надо ценить?
"Друг познается в беде", - говорят люди.
После просмотра задать вопрос: “Как вы думаете, умеют ли девочки
дружить? Можно их назвать настоящими подругами? Почему?”
(Они заботливые, внимательные, чуткие, отзывчивые).
Девочки посочувствовали Лизе, придумали, как развеселить ее, поиграли с
ней, и она забыла, что у нее болит зуб.
Жить на свете очень туго без подруги или друга,
-А какой может быть дружба? (Крепкой, долгой, вечной, настоящей).
4. Физкультминутка “Если есть хороший друг”.
- Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем -
Настроение поднимем
И от пыли отряхнем!
- опускают руки вниз
- качание головой, встряхивают кистями
- разводят руками
- разворачиваются лицами др. к другу
- пожимают друг другу руки
- делают глубокий вдох, выдох
- нагибаются и медленно выпрямляются
- отряхиваются.
Садятся.
5. Упражнение “Паутинка”.
– А давайте сплетем паутинку из добрых чувств и мыслей. (Сидя на полу).
(Дети говорят о том, что, чем их обрадовал товарищ, что в нем нравится, за
что хотят поблагодарить).
- А сейчас смотаем паутину обратно в клубок. (Ребенок, получивший клубок
последним, начинает его сматывать).
- Молодцы, вы у меня очень дружные дети!
Садятся.
6. – Как интереснее жить – с друзьями или без друзей?
(С ними весело, не выдаст секрет, защитит).
Этюд “Встреча с другом” (имитировать радость встречи).
- Кого изображали дети?
(Когда они вместе, то им весело, а когда врозь – грустно).
- Какие выразительные движения помогли вам узнать настроение друзей?
(плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех
(радость)).
Динамическая пауза.
- Давайте поиграем в “живые картинки”.
-Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке
двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и
оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.
Садятся.
7. (Разыгрывание ситуации).
– А сейчас будем играть так, как обычно играете вы “Сережа играл в
пароход”. Он был капитаном, а с ним играл его друг Вова.
Им было интересно. Вдруг Сережа услышал, что плачет Владик. “Вова, -
спросил он друга, - почему Владик плачет?”
“А пусть себе ревет, у него Колька забрал машину, я видел, Поплыли дальше.
Поревет и перестанет”.
Вопросы:
Какими вам кажутся Сережа и Вова?
(равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными).
Расскажите, что вы думаете о друзьях?
(они не посочувствовали Владику, не пришли на помощь, не объяснили
правила дружбы, не проявили заботу).
А как бы вы поступили на их месте?
(Я бы подошел к Владику и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал
ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе).
- Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.
8. Итог. Сюрпризный момент.
- Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и,
конечно, смогли бы научить и мою знакомую девочку, у которой еще нет
друзей.
А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите
свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из
вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились
друзья) и бросит его в копилочку.
-Теперь я спокойна за вас, я могу пригласить девочку в группу, и мы выясним
причину, почему с ней не дружат. Копилочка останется у нас в группе, и вы
сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
9. Релаксационная музыкальная пауза.
- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень
приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями
вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не
обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда
ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на
плечи руки, и добро растопит злость без следа.