Напоминание

"Логическая культура младших школьников"


Автор: Габышева Татьяна Семеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 35
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Логическая культура младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Логическая культура – это не врожденное свойство, качество. Знание логики повышает культуру мышления человека,

способствует четкости, последовательности, доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность

речи. Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, формированию у нее

мировоззрения, помогает овладеть правилами рационального рассуждения и аргументации.

Формирование мышления учащихся младших классов – одна из актуальных и ключевых задач современной школы.

Каждое

поколение

людей

предъявляет

свои

требования

к

обучению.

Раньше

первостепенной

задачей

считалось

вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня же задачи несколько иные. Обучение не

только вооружает знаниями, умениями, навыками. Главная задача – научить учиться.

На

первый

план

выходит

формирование

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

школьникам

умение

учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Появились

новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что

главной

целью

образовательного

процесса

является

формирование

универсальных

учебных

действий,

таких

как:

личностные,

регулятивные,

познавательные,

коммуникативные.

В

соответствии

стандартам

второго

поколения познавательные универсальные действия включают логические, а также постановку и решение проблемы.

К логическим универсальным действиям относятся:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих

компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий

(сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных

классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать

выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие

проблемы.

Для успешного обучения, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих

мышления:

1)высокий

уровень

элементарных

мыслительных

операций:

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения,

выделения

существенного, классификации и др.;

2)высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества

различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;

3)высокий

уровень

организованности,

проявляющийся

в

ориентации

на

выделение

существенного

в

явлениях,

в

использовании обобщенных схем анализа явления.

Формирование логических понятий и действий должно происходить в процессе целенаправленной, систематической

работы на всех учебных предметах. К сожалению, не всегда это реализуется на практике. В результате работа над

развитием логического мышления учащихся идет вообще без знания системы необходимых приемов, без знания их

содержания

и

последовательности

формирования.

Это

приводит

к

тому,

что

развитие

логического

мышления

в

значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевают начальными приемами мышления.

Следовательно,

не

происходит

полноценного

развития

младшего

школьника

и

формирования

у

него

логических

универсальных

действий,

что

полностью

противоречит

требованиям,

которые

предъявляются

в

новом

стандарте

образования.

Развитие логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь

учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал -

одна из основных задач современной школы. В словаре психологических понятий К.К. Платонова логическое мышление

определяется

как

"вид

мышления,

сущность

которого

заключается

в

ориентировании

понятиями,

суждениями

и

умозаключениями с использованием законов логики". Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает

создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие, связанное с формированием

устойчивых

познавательных

интересов,

умений

и

навыков

мыслительной

деятельности,

качеств

ума,

творческой

инициативы.

Целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный

характер. Нужны конкретные программы, направленные на развитие логического мышления. От того, насколько

сформированы

его

элементы

у

ребёнка,

будет

во

многом

зависеть

успешность

обучения

по

всем

общеобразовательным предметам.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится

в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не

всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно,

поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления

(анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)

Я предлагаю рабочую программу по внеурочной деятельности «В царстве Логики», которая поможет решить эту

проблему. Важно, что каждое новое вводимое понятие в программе курса четко определено, раскрыта суть изучаемого

понятия, кроме того, должны быть определены связи данного понятия с другими понятиями, как уже введенными, так

еще

неизвестными

учащимся.

Кроме

того,

программа

имеет

большие

развивающие

возможности,

способствует

формированию метапредметных УУД в рамках реализации ФГОС НОО.

Цель курса - развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных

видов

памяти,

мышления)

и

формирование

ключевых

компетенций

обучающихся.

Большое

значение

в

развитии

логического мышления детей имеет развитие мыслительных операций. Особое место занимают мыслительные операции,

такие как выделение, абстрагирование свойств предметов, их сравнение и классификация. Ребенок чувствует себя

уверенно в различных отношениях с окружающим миром. Он познаёт мир, учится различать предметы и окружающие

явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по

этому признаку классифицировать их, т.е. учиться мыслить.

Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, «что прежде всего надо научить детей

охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними… Изучая мышление

тугодумов,

я

все

больше

убеждался,

что

неумение

осмыслить,

например,

задачу

следствие

неумения

абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями».

Умение

мыслить

логически,

выполнять

умозаключение

без

опоры

на

наглядность,

сопоставлять

суждения

по

определенным правилам необходимые условия успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по

развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им

предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся

познавательных

интересов.

Следовательно,

пребывание

«В

царстве

Логики»

детям

должно

быть

интересно

и

занимательно.

В.А. Сухомлинский писал: «…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены

пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть

так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Поэтому

обучение

и

развитие

ребёнка

должны

быть

непринужденными,

осуществляться

через

свойственные

конкретному

возрасту

виды

деятельности

и

педагогические

средства.

Таким

развивающим

средством

для

первоклассников выступает игра. И особенно яркую возможность для этого даёт нам внеурочная деятельность. Очень

важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети

любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными. Играя, ребёнок может

не

только

закрепить

ранее

полученные

знания,

но

и

приобретать

новые

навыки,

умения,

развивать

умственные

способности. В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим

содержанием. С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные

знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях:

находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;

сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы.

Игры в изучении курса «В царстве логики» способствуют плавному переходу мышления учащихся от конкретно-

действенного к абстрактному, что позволяет развивать у детей умение видеть закономерности, решать ряд логических

задач.

Логическими

играми

считаются

игры,

в

которых

смоделированы построения,

отношения,

закономерности.

Для

нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или

задачи. По ходу решения требуется применение определенных логических

операций и умозаключений. С целью

развития мышления детей на первом году обучения используют различные виды несложных задач и упражнений. Это

задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур

(нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.) Следовательно, логико-математические

игры это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение

логических операций и действий.

Использование игр во внеурочной деятельности «В царстве логики» также дает возможность для формирования

таких

важных

коммуникативных

УУД,

как

умение

вести

диалог,

формулировать

и

доказывать

свое

мнение,

координировать свою позицию с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Курс

«В

царстве

Логики»

предполагает

использование

компьютерных

технологий, например,

компьютерная

презентация. Включение в структуру урока презентации делает процесс изучения нового материала более наглядным и

доступным для учащихся, создает ситуацию эмоционального подъема, способствует формированию положительного

отношения к предмету. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их

обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия

нового

не

только

зрение,

но

и

слух,

эмоции,

воображение.

Здесь,

как

нельзя

кстати,

приходится

яркость

и

занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Организация

внеурочной

деятельности в

начальной

школе,

прежде

всего,

должна

способствовать

активизации

познавательной

сферы обучающихся,

успешному

усвоению

учебного

материала

и

способствовать

психическому

развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку

разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, ни в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны

выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Наиболее эффективными средствами

включения ребёнка в процесс творчества во внеурочной деятельности являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах, группах;

проблемное обучение.

Особое место в моей работе отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся

способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих процесса, и приобщает школьников к

решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования.

Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

повышению мотивации к учению;

повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

а к т и в и з а ц и и

п о з н а в а т е л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и ,

п о в ы ш е н и ю

к ач е с т в е н н о й

у с п е в а е м о с т и

школьников;

развитие наглядно-образного, информационного мышления;

развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

повышению уровня комфортности обучения.

Результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации

специальной развивающей работы. В качестве развития познавательных процессов при этом используются различные

методы и средства. Наиболее эффективным средством развития логического мышления первоклассников выступает игра.

Наилучшим образом используются логико-математические игры, в которых смоделированы математические отношения,

закономерности, предполагающие выполнение логических операций.

«В царстве Логики » особое внимание уделяю упражнениям, направленным на развитие внимания, наблюдательности,

памяти, логического мышления. Однако я пришла к тому, что необходимы дополнительные задания развивающего

характера, задания логического характера, задания, требующие применения знаний в новых условиях. Для выполнения

таких заданий ученик должен не только владеть запасом определенных понятий, но и уметь устанавливать между

ними

взаимосвязь,

проявлять

наблюдательность,

проанализировать

полученные

данные

и

сделать

определённые

выводы или открытия.

Такие задания включаю в занятия в определенной системе. Учить подмечать закономерности, сходство и различие

начинаю с простых упражнений, постепенно усложняя их. С этой целью подбираю серию упражнений с постепенным

повышением уровня трудности.

Важно с первых дней ребёнка в школе позаботиться о развитии его внимания, памяти, воображения и, конечно,

логического

мышления.

Только

тогда

ребёнок

научится

усваивать

знания,

классифицировать,

обобщать,

делать

выводы.Счегоженачать?

1.Понятие. Виды понятий (общие, конкретные, абстрактные, единичные, сборные). Учим давать определение

понятий, называя его признаки и свойства.

Игра «Представление», «Кто какой?», «Ассоциация», «Четвёртый лишний» и др. Очень часто включаю эти игры в

качестве разминки на занятиях (материал подбираю согласно теме).

Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно: сообщить о предмете или о существе все самое

важное. Прежде всего – нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что

оно может делать). «Игра в загадки» очень нравиться детям, они с удовольствием участвуют в ней и учатся давать

о п р е д е л е н и е

п о н я т и я м ,

в ы д е л я я

о б щ и е

и

с у щ е с т в е н н ы е

п р и з н а к и .

2.Научить сравнивать.

Ребёнку нужно помочь овладеть следующими умениями:

- выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим, анализировать предмет с

разных сторон;

– Рассмотрите этот кубик. Какой он?

(Дети, как правило, называют цвет размер, иногда материал, из которого изготовлен кубик, но это не все признаки

кубика).

-Какими свойствами кубик отличается от яблока? (Кубик квадратный, а яблоко круглое, кубик одноцветный, а яблоко

разноцветное, кубик нельзя есть, а яблоко – можно).

Далее, сравнивая кубик со стеклянным предметом, выделяют следующий признак кубика – непрозрачность, с поролоном

– твердость, с гирькой – легкость и т.д.

Выделяя признаки разных предметов, дети называют и записывают их.

Сначала дети выделяют признаки с опорой на сравниваемые предметы, постепенно научаются видеть признаки

предметов без сопоставления его с другими предметами.

- умение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов;

- умение отличать существенные и несущественные признаки.

Затем можно показать, как соотносятся между собой понятия «общий признак» и «существенный признак». Важно

обратить внимание ребёнка на то, что общий признак не всегда является существенным, но существенный всегда общим!

Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок научиться обобщать.

3.Научить обобщать и классифицировать.

Классификация – это мысленное распределение предметов по группам в соответствии с наиболее существенными

признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять друг с другом

отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять по

группам на основании выделенных в них общих признаков.

Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приёмов сравнения и обобщения.

Проводить сравнение по заданным критериям:

1) определить, для чего должно быть произведено сравнение, какова его цель;

2) установить сходство объектов по заданным критериям (признакам);

3) определить различие объектов по заданным критериям (признакам);

4)

сделать

вывод

о

сходстве

и

различии

данных

объектов

в

соответствии

с

поставленной

целью.

- Чем отличается СОСНА от ЯБЛОНИ?

( П р и м е р н ы е

о т в е т ы

д е т е й :

С о с н а

х в о й н о е

д е р е в о ,

а

я б л о н я

л и с т в е н н о е ;

у

с о с н ы

ш и ш к и ,

а

у

я б л о н и

я б л о к и ;

с о с н а

р а с т е т

в

л е с у ,

а

я б л о н я

в

с а д у ;

сосна дикорастущее растение, а яблоня – культурное.)

- Что общего у этих понятий? ( Дети выделяют общие признаки)

Проводить

классификацию по

заданным

критериям,

а

позже

формировать

умение проводить

классификацию,

определяя существенные признаки.

Упражнения на классификацию выполняются в определённой последовательности:

1)взрослый сообщает заданное основание, ребёнок выполняет разделение;

2)взрослый

предлагает

группу

предметов

по

одному

признаку,

ребёнок

самостоятельно

ищет

соответствующее

основание;

3)взрослый предлагает группу предметов разделить на группы, ребёнок самостоятельно определяет основание.

Например: «Раздели круги на две группы», «Кто, где живёт?», «Раздели фигуры на 3 группы», «Я знаю пять…», и т. д.

Обучение сравнению и классификации завершается обобщением.

Обобщение у младших школьников формируется с помощью взрослых: подобрать предмет, задать вопрос, правильно

определить существенные признаки, помочь правильно сформулировать и употребить термины и словесные обороты.

Чему

же

нужно

научить

ребенка

на

занятиях

курса

«В

царстве

Логики»? Размышлять,

объяснять

получаемые

результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.

Развитие логического мышления в 1 классе.

С чего я начала? Я стала формировать у детей умение выделять в предметах свойства. В первом классе предлагаю

задания,

направленные

на

развитие

наблюдательности,

которые

тесно

связаны

с

такими

приемами

логического

мышления, как анализ, сравнение, синтез и обобщения.

Сначала, конечно же, все задания иллюстративного характера (помним, что у малышей наглядно- образное мышление).

Позже задания усложняются.

Например, в 1 классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете

бесконечное множество различных свойств. Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный – вот

те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти

предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный, несъедобный, легкий.

Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета прием сравнения.

Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к формированию понятия об общих и

отличительных признаках предметов.

Предлагаю сравнить три предмета: линейку, треугольники, карандаш – и выделить общие и отличительные свойства.

Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные

свойства – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаю

карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше,

где меньше. Потом предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети

называют предметы и все их свойства. От предметов и геометрических фигур постепенно можно перейти к цифрам,

показать применение полученных знаний и умений в математике, а также других учебных дисциплинах.

Продолжи данный ряд:

3, 5, 7, 9, 11 …

1, 4, 7, 10 …

Для разнообразия использую и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю

основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют (или рисуют) предмет.

Белый, холодный, пушистый ________ ;

Круглое, румяное, сочное, наливное __________ .

Позже дети сами составляют подобные задания (загадки) для учителя, сказочных героев, друг другу для работы в

группах. «Игра в загадки» одно из любимых занятий детей младшего школьного возраста.

Для формирования логической грамотности у младших школьников 1 -2 классов во внеурочную деятельность включаю

следующие темы:

«Понятие. Виды понятий. Определение понятий»

«Прием сравнения, выделение свойств предметов».

«Прием сравнения, существенные и несущественные свойства».

«Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»

«Высказывания» (истинные, ложные).

«Прием классификации».

«Прием анализа и синтеза».

«Прием обобщения» и другие.

Применение

приема

классификации

на

занятиях

способствует

формированию

положительных

мотивов

в

учебной

деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает

активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые ребёнком из разных источников информации,

вызывают у него потребность вскрывать причины и сущность связей между предметами. Чтобы всесторонне познать

предмет, нужно уметь выделить существенные признаки; определить его место среди других понятий; установить связь с

другими предметами и научиться пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Изложенная

мной

система

работы

по

развитию

логического

мышления

учащихся

направлена

на

формирование

умственной деятельности детей. Дети учатся выявлять логические закономерности и отношения, выполнять посильное

обобщение,

делать

выводы.

В

результате

систематической

работы

по

развитию

логического

мышления

учебная

деятельность моих учеников активизировалась, качество их знаний заметно повысилось.

Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в

полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из

основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированного у

учащихся логического мышления.

Поэтому очень важно, чтобы современные формы и методы обучения способствовали формированию умения следовать

инструкции,

правилу,

алгоритму;

учили

рассуждать,

правильно

использовать

логическую

терминологию,

строить

высказывание, проверять его истинность, формулировать вывод.

Считаю,

что

выбранные

мной

формы

и

методы

развития

логического

мышления

учащихся

младших

классов,

предложенные в изучении курса «В царстве Логики», способны формировать самостоятельность логики мышления. Это

даст возможность детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между

собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также

активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«В царстве Логики»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В царстве Логики» для 1 класса разработана в соответствии с

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основе

построения данного курса лежит идея развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить

умозаключения,

приводить

доказательства,

высказывания,

логически

связанные

между

собой,

делать

выводы,

обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, что соответствует современным

представлениям о целях школьного образования. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

Целесообразность и оригинальность курса состоит в том, что своевременное, системное введение в игровой форме

элементарных приемов логики уже в начальных классах содействует структуризации учебного материала базовых

дисциплин

при

его

усвоении,

созданию

общих

моделей

мыслительной

деятельности,

значительному

расширению

кругозора, увеличению объема памяти, обобщению чувственного опыта и развитию абстрактного мышления учащихся.

Программа

по

курсу

«В

царстве

Логики»

составлена

для

обучения

младших

школьников

навыкам

основных

мыслительных

операций:

сравнивать,

классифицировать,

давать

определения,

строить

умозаключения,

выделять

закономерности, рассуждать т. д.

Актуальность курса заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где

логическое мышление является основой. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои

действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому курс «В

царстве Логики», развивающий логическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является

важным и актуальным.

Ребенок

поступает

в

первый

класс

и

для

успешного

обучения

в

школе

ему

необходимо

помочь

в

развитии

его

психических процессов, становлении психических функций. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное,

решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным,

самостоятельным, уметь творить и сотрудничать — вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе и

34 часа в год во 2-4 классах, или 1 час в неделю.

Цель программы:

развитие абстрактного мышления учащихся;

формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация);

развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

развитие

образного

и

логического

мышления,

воображения;

формирование

предметных

умений

и

навыков,

необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

воспитание интереса к предмету, стремления использовать знания в повседневной жизни.

Задачи программы:

Познавательные:

научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить

закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы.

формировать у обучающихся целостное представление о логике в многообразии её межпредметных связей.

Развивающие:

развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции;

способствовать развитию абстрактного мышления обучающихся;

углубить, обобщить ранее приобретенные знания по программным предметам.

Воспитательные:

способствовать реализации интереса ребенка к выбранному предмету;

способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих

способностей учащихся;

повышает культуру мышления человека.

В результате освоения программы курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы

познавательной деятельности.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

знакомство с понятиями «логика», «логическое мышление», «логическая задача»;

овладение элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.);

умение выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;

развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы,

обосновывая свои суждения;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений;

формирование

у

детей

устойчивого

желания

самостоятельно

приобретать

знания

и

решать

возникающие

проблемы.

В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления о логике как науке; о

понятии, его признаках и свойствах; навыках основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать

определения,

строить

умозаключения,

выделять

закономерности,

рассуждать

т.

д.

Далее

программа

постепенно

усложняется. В 3-4 классах дети решают различные логические задачи и задания повышенной трудности, требующие

определенных знаний и логических умений.

Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения

и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств

и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и,

в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Формы организации

В процессе изучения по данной программе широко используются такие формыкак:

занятия в игровой форме;

игра – путешествие;

логические игры;

практические занятия;

наблюдения, обобщение, выводы;

исследовательская деятельность;

презентации, конкурсы;

самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

Рабочая программа «В царстве Логики» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества

образования

при

сохранении

его

фундаментальности

и

соответствия

актуальным

и

перспективным

потребностям

личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;

приближение

материала

урока

к

мировосприятию

ребенка,

который

лучше

воспринимает

видео

и

аудиоинформацию;

возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;

возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;

активизация познавательной деятельности;

поддержка устойчивого интереса к обучению;

формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;

развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;

создание ситуации успеха.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные УУД

Обучающиеся научатся и приобретут:

культуру мышления, способность четкости, последовательности, доказательности рассуждения, эффективности и

убедительности речи;

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке

других участников группы и педагога, делать выбор;

умения определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

овладеют правилами рационального рассуждения и аргументации.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

самосознания, интеллектуального развития личности;

умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; компетентности в рассуждении, умении строить высказывание,

проверять его истинность, формулировать вывод;

логической культуры высказываний.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД

Обучающиеся научатся:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

учиться высказывать свое предположение (версию);

выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную

оценку деятельности товарищей.

Обучающиеся получат возможность:

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

повысить творческую активность и самостоятельность;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в

исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и

их синтеза;

проводить выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить логическую цепь рассуждений;

проводить доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование;

осуществлять классификацию, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для

решения задач;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и

их синтеза;

устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

осуществлять

расширенный

поиск

информации

с

использованием

дополнительной

литературы,

ресурсов

библиотек и сети интернет;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственные связи.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной

задачи;

адекватно

использовать

абстрактное

мышление,

коммуникативные

средства

для

решения

задач,

строить

монологическое высказывание;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных

задач,

строить

монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

владеть монологической и диалогической формами речи;

формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в

совместной деятельности;

адекватно

использовать

речевые

средства

для

эффективного

решения

разнообразных

коммуникативных

и

логических задач.

Предметные УУД

В ходе реализации программы у учащихся формируются следующие умения:

сравнивать предметы по заданному свойству;

определять целое и часть;

устанавливать общие признаки;

находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

определять последовательность действий;

находить истинные и ложные высказывания;

наделять предметы новыми свойствами;

переносить свойства с одних предметов на другие.

Учащиеся научатся:

элементам логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.);

проводить

классификацию,

определяя

существенные

признаки;

систематизировать

изученный

материал

с

помощью схем, таблиц;

самостоятельной логики мышления, которая позволит детям строить умозаключения, приводить доказательства,

высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения;

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений;

самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной

задачей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

Раздел

Количество

часов

1.

Введение. Логика – как наука.

Путешествие «В царстве логики»

2

2.

Понятие и его признаки. Виды понятий.

Путь к Запоминайке. Тренировка зрительной памяти.

9

3.

Определение понятий.

Игра в загадки. Общие и существенные признаки.

3

4.

Логически – поисковые задачи.

5

5.

Приемы сравнения. Выделение существенных признаков предметов. Игры и

упражнения на сравнение предметов.

4

6.

Прием анализа и синтеза. Обобщение. В гостях у Смекалки.

3

7.

Классификация предметов и явлений.

Приемы классификации.

5

8.

Обобщающие занятия. Проверь себя. Конкурс эрудитов.

2

Итого:

33

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс

Раздел

Количество

часов

1.

Повторение. Понятие. Определение понятий.

Логический калейдоскоп.

2

2.

Содержание и объем понятий. Сравнимые и несравнимые

понятия.

4

3.

Отношение между понятиями. Виды отношений между

понятиями. Логические задачи.

5

4.

Суждение. Общая характеристика суждений.

Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый», «любой»,

«всегда», «по крайней мере один»

Конкурсная программа, игра «Верно - неверно»

8

5.

Высказывания (истинные, ложные). Задачи с правильными и

неправильными суждениями.

6

6.

Задачи на предположения и метод извлечения.

7

В гостях у смекалки.

7.

Обобщающие занятия. Проверь себя. Конкурс эрудитов.

2

Итого:

34

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс

№Раздел

Количество

часов

1.

Повторение. Логические операции с понятиями.

1

2.

Род – вид. Цепь родов.

Определение понятия (род + существенные признаки).

5

3.

Классификация на основе определения существенных признаков.

Практические занятия по обобщению и систематизации знаний (составление таблиц, схем и др.)

12

4.

Умозаключение, его структура и виды.

5

5.

Логические игры и задачи на установление причинно-следственных связей, построение логической

9

цепочки рассуждений.

Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения).

6.

Обобщающие занятия. Проверь себя. Конкурс эрудитов.

2

Итого:

34

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 класс

№Раздел

Количество

часов

1.

Повторение. Логика и её значение. Логический калейдоскоп.

2

2.

Логические операции с понятиями. Отношение между понятиями. Логические задачи.

5

3.

Понятие доказательства и его структура.

8

4.

Понятие опровержения. Его способы и методы.

6

5.

Логические задачи и задания на развитие всех качеств и видов мышления, которые позволяют строить

умозаключения, приводить доказательства, делать выводы, обосновывая свои суждения.

7

6.

Логический калейдоскоп. Формирование логических приёмов мыслительной деятельности на

4

основании жизненных задач.

7.

Обобщающие занятия. Проверь себя. Конкурс эрудитов.

2

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (1час в неделю)

Тема занятия

Содержание занятий

Метапредметные результаты,

УУД

Дата

проведения

1.

Вводное занятие.

В царстве Логики.

Занятие – путешествие в царство

Логики. Знакомство с «её жителями».

Игры на развитие памяти, внимания,

воображения.

Знакомство с понятием «логика».

Формировать интерес к

изучаемому предмету, знакомство

с его содержанием. Формировать

навыки коллективной и

организаторской деятельности.

2.

Логическая мозаика.

«Мозаика» логических заданий.

Работа в командах знатоков. Игры на

Понимание уникальности

предмета; учить решать

внимание. Задание на развитие

внимания и памяти. В заданиях

сначала используются четыре

рисунка, затем их количество

увеличивается.

логические задачи и задания;

работать в группе;

формулировать собственное

мнение и позицию.

3.

Понятие и его признаки.

Занятие – игра. Знакомство с

понятием и его признаками. Игры

«Угадай-ка» «Кто какой?»,

«Ассоциация», «Фантазёры» и другие.

Учить находить признаки

понятий и определять понятия по

его признакам; строить

рассуждения в форме связи

простых суждений о понятии, его

содержании, свойствах,

признаках. Анализ объектов с

целью выделения признаков.

4.

Содержание и объем

понятий. Родовое и

видовое понятие.

Игровая деятельность «Где чей

домик?», «Четвёртый лишний»,

«Представление», «Назови, придумай,

дорисуй».

Формирование логической

грамотности; умения строить

рассуждения в форме связи

простых суждений о понятии, его

содержании, свойствах,

признаках. Объяснять понятия,

учить обобщать, находить

«лишнее».

5.

Родовое и видовое

понятие.

Игровая деятельность «Где чей

домик?», работа в группах «Загадка

для друзей».

Учить анализировать объекты с

целью выделения признаков.

6.

Виды понятий.

Знакомство с видами понятий в

Формировать умение

игровой форме. Игра «Понятие» с

мячом. Создание проблемной

ситуации. Проектно -

исследовательская деятельность.

Упражнения «Ассоциация»,

«Фантазёры» и другие

анализировать объекты с целью

выделения существенных

признаков; учить обобщать,

находить «лишнее».

7.

Общие, конкретные,

единичные понятия.

Уметь анализировать и

синтезировать необходимую

информацию.

Развивать абстрактное мышление

учащихся.

8.

Сборные понятия.

9.

Определение понятий.

10.

Абстрактные понятия.

11.

Калейдоскоп понятий.

Обобщающее занятие.

Игровая деятельность «Следствие

ведут знатоки», «Угадай-ка».

Объяснять понятия, определять

их виды. Ориентироваться в

«калейдоскопе понятий»

12.

Определение понятий.

Логический калейдоскоп.

Работа в парах и группах.

Игры на развитие памяти, внимания,

воображения. Упражнение «Узнай.

Дорисуй».

Учить давать определение

понятий, называя его признаки и

свойства; задавать вопросы,

строить понятные для партнёра

высказывания.

Формирование у детей

устойчивого желания продолжить

знакомство с предложенными

темами самостоятельно.

13.

Признаки предметов. Цвет.

Знакомство с радугой.

Задание на развитие внимания и

Развивать логические операции:

внимание и память. Учить

памяти. Сказка о радуге.

Логические упражнения на поиск

недостающих в ряду фигур.

Логическая задача. «Веселая

переменка».

обобщать, делать выводы.

14.

Игра в загадки. Общие и

существенные признаки.

Коллективная работа.

Узнавание предметов по заданным

признакам.

Учить давать определение

понятиям, выделяя общие и

существенные признаки.

15.

Путь к Запоминайке.

Тренировка зрительной

памяти.

Игра «Внимание». Логически –

поисковые задачи.

Развивать логические операции:

внимание и память.

Формирование логических

приёмов мыслительной

деятельности.

16.

Логически– поисковые

задачи.

Работа в парах и группах.

Решение логически- поисковых задач.

Упражнение «Узнай. Дорисуй».

Развивать логическое мышление

обучающихся. Учить задавать

вопросы, строить понятные для

партнёра высказывания.

17.

Понятие столько, сколько.

Тренировка зрительной

памяти.

Задание на развитие внимания и

памяти. Логическая задача. «Веселая

переменка».

Развивать логические операции:

внимание и память.

18.

Понятие старший,

младший. Решение задач от

царевны Логики.

Коллективная работа. Решение

логических задач. «Веселая

переменка».

Развивать логическое мышление

обучающихся.

19.

Признаки предметов.

Форма. Аппликация из

геометрических фигур.

Групповая практическая работа.

Аппликация из геометрических

фигур.

Учить сравнивать фигуры между

собой, искать черты сходства и

различия. Развивать восприятие

таких свойств предметов, как

форма, величина.

20.

Приемы сравнения.

Выделение признаков

предметов.

Зарядка на внимание. Упражнения на

определение формы, цвета, вкуса

(яблока, лимона и др.)

Игра «Передай предмет»

Учить сравнивать фигуры между

собой, искать черты сходства и

различия. Формирование

логических приёмов

мыслительной деятельности.

21.

Сравнение фигур по

форме, размеру и цвету.

Узнавание предметов по

заданным признакам.

Логические упражнения на поиск

недостающих в ряду фигур.

Практическая работа. Упражнение на

формирование умения передавать

форму фигуры, соблюдая пропорции

между элементами фигуры.

Формировать умения передавать

форму фигуры, соблюдая

пропорции между элементами

фигуры. Развивать внимание и

память обучающихся.

Формировать умение

аргументировать свою точку

зрения.

22.

Прием сравнения.

Существенные и

несущественные свойства.

Игры и упражнения на сравнение

предметов. Узнавание предметов по

заданным признакам. Упражнения на

определение лишнего предмета.

Формировать умение сравнивать

предметы по заданным

признакам; аргументировать

свою точку зрения.

23.

Правила сравнения. Игры и

упражнения на сравнение

предметов.

Зарядка на внимание. Игра «Найди

лишний предмет» Практическая

работа. Вырежи картинки животных.

Развивать внимание и память

обучающихся.

Формировать умение

Раздели животных на группы.

аргументировать свою точку

зрения.

24.

В гостях у Смекалки.

Прием анализа и синтеза.

Решение логических

заданий.

Игра «Внимание», «Узнай.

Дорисуй». Упражнения на развитие

мыслительных операций анализа и

синтеза. Логические задачи. «Веселая

переменка». Графический диктант

«Машина»

Формировать интерес учащихся к

предмету. Развивать

мыслительные операции анализа

и синтеза.

25.

Прием обобщения.

Зарядка на внимание. Логические

упражнения на поиск недостающих в

ряду фигур. На примере конкретных

выражений обучение умению делать

обобщение, вывод.

Учить выделять разные признаки

объектов, сравнивать по этим

признакам, обобщать.

26.

В гостях у Смекалки.

Прием анализа и синтеза.

Обобщение.

Приобщение к логической

культуре высказываний.

Формировать интерес учащихся к

предмету.

27.

Классификация предметов

и явлений.

Упражнения по разбитию множества

предметов на классы. Задачи-

смекалки.

Учить выделять разные признаки

объектов, сравнивать по этим

признакам, обобщать; обучать

школьников приему

классификации формировать

внимание, речь,

сообразительность, мышление;

повышать интерес учащихся к

предмету.

28.

Упражнения, направленные

на формирование умения

давать словесную

характеристику классов в

готовой классификации.

Игра «Отгадай-ка».

Анализ отношений понятий.

Графический

диктант. Котёнок. «Веселая

переменка». Логические задачи.

Приобщение к логической

культуре высказываний.

Формировать умения делить

объекты на классы по заданному

основанию.

29.

Деление объектов на

классы по заданному

основанию.

Групповая деятельность. Деление

объектов на классы по заданному

основанию.

Учить выбирать основания и

критерии для сравнения,

классификации объектов.

Формировать умения делить

объекты на классы по заданному

основанию.

30.

Упражнения, направленные

на формирование умения

выбирать основание для

классификации.

Коллективная работа. Упражнения,

направленные на формирование

умения выбирать основание для

классификации.

Формировать умения выбирать

основание для классификации.

Приобщение к логической

культуре высказываний.

31.

Упражнения, направленные

на формирование умения

выбирать основание для

классификации.

Проверка результатов

классификации.

Зарядка на внимание. Анализ

отношений понятий. Групповая

деятельность. Деление объектов на

классы по самостоятельно

выбранному основанию.

Выявить умение обобщать,

строить обобщение на

отвлеченном материале.

Формировать умение делить

объекты на классы по

самостоятельно выбранному

основанию.

32.

Обобщающие занятия.

Игра «Спрятанное слово».

Развивать логическое мышление.

Проверь себя.

В гостях у Смекалки.

Задачи-смекалки. Анаграммы.

Конкурсная программа, игра «Верно -

неверно»

Формировать интерес учащихся к

предмету.

33.

Проверь себя. Конкурс

эрудитов.

Конкурсная программа. Работа в

группах. Способность выделять

существенное.

Сравнение. Обобщение.

Классификация. Анаграмма.

Логические задачи.

Учить выделять существенные

признаки объектов, сравнивать

по этим признакам, обобщать;

формировать внимание, речь,

сообразительность, мышление.

Приобщать к логической

культуре высказываний.

Формировать интерес учащихся к

предмету.

Итого

33 часа

Для реализации программного содержания используется следующая литература:

1.Белошистая А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника// Начальная школа плюс

до и после, 2010, № 9. - 15с.

2.Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1-4 класс. М.: «Дрофа», 2011.

3. Воровщиков С.Г., Гладин Н.В., Орлова Е.В. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников.

М.: «5 за знания», 2011 – 215 с.

4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор:

пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223

с. – (Стандарты второго поколения).

5.Забрамная С.Д. Развивающие занятия с детьми. – М.: Академия, 2011.-397с.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от

действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 –

е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

7. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. - Саратов: Лицей, 2010.-64с.

6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления.

Волгоград. 2004г.

8. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

9. Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В.

Языканова Изд..: Экзамен, 2012. 1 класс

10. Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В.

Языканова Изд..: Экзамен, 2013. 2 класс

11. Сиденко, Е. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе, 2010 № 3



В раздел образования