Автор: Смоленская Галина Федоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Ивушка"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования нравственной культуры поведения дошкольников в разных возрастных группах."
Раздел: дошкольное образование
Особенности формирования нравственной культуры поведения
дошкольников в разных возрастных группах.
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно,
- значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
В
настоящее
время
Россия
переживает
один
из
непростых
исторических
периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,
- не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении
личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у
детей
искажены
представления
ο
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской
преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается
разрушение
института
семьи:
через
т.н.
«половое
просвещение»
у
детей
формируются
внесупружеские,
антиродительские
и
антисемейные
установки.
Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной
личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является
семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте
происходит
усвоение
социальных
норм,
моральных
требований
и
образцов
поведения
на
основе
подражания.
В
первую
очередь
в
семье
должны
сохраняться
и
передаваться
нравственные
и
духовные
обычаи
и
ценности,
созданные предками.
Первая младшая группа
Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем
воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к
новой для них обстановке.
Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в
постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться
отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и
культура поведения при контактах с более широким кругом людей.
Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по
нескольким
направлениям.
Одно
из
них
-
формирование
умения
играть
и
заниматься, гулять и принимать пищу, спать в обеденное время, одеваться и
умываться. Не менее важно привить у ребенка интерес к трудовой деятельности
взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные
трудовые действия по самообслуживанию.
Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать
небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу
и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым.
Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить
детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять
осваиваемые
действия.
Подобная
обстановка
позволит
сохранить
у
них
положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в
отведенное
для
режимных
процессов
время,
остается.
Поэтому
надо
умело
направить
усилие
детей
на
более
целеустремленные
действия.
Для
этого
эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.
Другой,
также
весьма
эффективный
способ
–
использование
игр.
При
удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям,
при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления
навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное
задание.
Вторая младшая группа
У
детей
на
4-ом
году
жизни
необходимо
продолжать
формировать
самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. В детском саду
предъявляются сложные требования к выполнению действий в ходе режимных
процессов,
бережному
отношению
к
игрушкам,
к
труду
старших.
Взрослые
большое внимание должны уделять формированию у детей и выполнению ими
правил вежливого обращения.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и
конкретным
поведением
ребенка,
следует
широко
использовать
упражнения
игрового
характера.
Детей
очень
увлекают,
например,
игры-упражнения
на
закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в
которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки,
слайды, отрывки из диафильмов и т.п.
Например: «В гостях у Матрешки» можно наглядно показать, как надо вежливо
здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми
необходимо
не
только
приветливо
здороваться,
но
в
случае
необходимости
напомнить, как здороваться с Матрешкой, т.е. последовательно и настойчиво
добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.
Игры-упражнения «Каждой вещи – свое место» - воспитывает аккуратность,
навыки
поддерживать
порядок.
После
проведения
таких
игр,
занятий
и
упражнений
на
тему
«Поддержания
порядка»
дети
быстрее
замечают
беспорядок.
В игре-упражнении «Кукла Таня простудилась» детям были показаны способы
правильного пользования носовым платком. Затем воспитатель вложил чистые
платочки куклам в карман. Дети с удовольствием играют с «больными» куклами
и
в
результате
через
2-3
недели
в
большинстве
своем
овладевают
навыки
правильного пользования носовым платком и т.д.
Средняя группа
Минул еще год. Дети подросли, овладели рядом навыков культурного поведения,
много узнали. А между тем работа по воспитанию у детей навыков культурного
поведения значительно усложняется и расширяется.
Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы
становятся
разносторонними.
Увеличивается
объем
знаний,
расширяются
возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом
детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе
труда,
яркие,
заметные
события
в
ближайшем
окружение,
дома.
Сочетание
руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в
детском
саду
и
дома
с
привлечением
их
внимания
к
труду
взрослых,
общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач
воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними.
Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется жизнь детей, они
не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно научить
детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия
и отношения.
Старшая группа
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности
и
привычек
культурного
поведения
активно
продолжается.
Содержание
педагогического
процесса
на
этом
этапе
составляет
воспитание
уважения
к
родным
и
близким,
привязанности
уважения
к
воспитателям,
осознанного
стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным
окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно
формировать
дружеские
взаимоотношения,
привычку
играть
и
заниматься
сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру
хороших
людей,
положительным,
героическим
персонажем
известных
художественных произведений.
В
нравственном
воспитании
старшего
дошкольника
продолжает
занимать
большое
место
воспитание
культуры
общения.
Формирования
уважения
к
окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит
в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль,
взаимоотношения детей усложняются.
В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств
и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к
окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в
процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах
партнера
или
группы
сверстников,
проявляя
при
этом
волевые
достаточные
усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и
закреплять.
Подготовительная группа
Основная задача нравственного воспитания детей на этом этапе состоит, прежде
всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за
весь
период
пребывания
в
детском
саду.
В
повседневной
педагогической
практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка
становились
более
глубокими,
и
их
проявление
в
отношениях
к
людям,
их
деятельности,
к
родной
стране
–
более
устойчивым
и
организованными.
Нравственные
представления
детей
о
явлениях
общественной
жизни,
о
присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие
и ответственность и др.) становятся более осознанными. Приобретают большую
обобщенность, и навыки нравственного поведения – более естественными и
прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел
себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не
только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению.