Напоминание

"Особенности формирования нравственной культуры поведения дошкольников в разных возрастных группах."


Автор: Смоленская Галина Федоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Ивушка"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования нравственной культуры поведения дошкольников в разных возрастных группах."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности формирования нравственной культуры поведения

дошкольников в разных возрастных группах.

Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно,

- значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

В

настоящее

время

Россия

переживает

один

из

непростых

исторических

периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,

- не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении

личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у

детей

искажены

представления

ο

доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской

преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается

разрушение

института

семьи:

через

т.н.

«половое

просвещение»

у

детей

формируются

внесупружеские,

антиродительские

и

антисемейные

установки.

Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной

личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является

семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте

происходит

усвоение

социальных

норм,

моральных

требований

и

образцов

поведения

на

основе

подражания.

В

первую

очередь

в

семье

должны

сохраняться

и

передаваться

нравственные

и

духовные

обычаи

и

ценности,

созданные предками.

Первая младшая группа

Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем

воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к

новой для них обстановке.

Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в

постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться

отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и

культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по

нескольким

направлениям.

Одно

из

них

-

формирование

умения

играть

и

заниматься, гулять и принимать пищу, спать в обеденное время, одеваться и

умываться. Не менее важно привить у ребенка интерес к трудовой деятельности

взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные

трудовые действия по самообслуживанию.

Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать

небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу

и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым.

Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить

детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять

осваиваемые

действия.

Подобная

обстановка

позволит

сохранить

у

них

положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в

отведенное

для

режимных

процессов

время,

остается.

Поэтому

надо

умело

направить

усилие

детей

на

более

целеустремленные

действия.

Для

этого

эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

Другой,

также

весьма

эффективный

способ

использование

игр.

При

удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям,

при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления

навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное

задание.

Вторая младшая группа

У

детей

на

4-ом

году

жизни

необходимо

продолжать

формировать

самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. В детском саду

предъявляются сложные требования к выполнению действий в ходе режимных

процессов,

бережному

отношению

к

игрушкам,

к

труду

старших.

Взрослые

большое внимание должны уделять формированию у детей и выполнению ими

правил вежливого обращения.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и

конкретным

поведением

ребенка,

следует

широко

использовать

упражнения

игрового

характера.

Детей

очень

увлекают,

например,

игры-упражнения

на

закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в

которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки,

слайды, отрывки из диафильмов и т.п.

Например: «В гостях у Матрешки» можно наглядно показать, как надо вежливо

здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми

необходимо

не

только

приветливо

здороваться,

но

в

случае

необходимости

напомнить, как здороваться с Матрешкой, т.е. последовательно и настойчиво

добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.

Игры-упражнения «Каждой вещи – свое место» - воспитывает аккуратность,

навыки

поддерживать

порядок.

После

проведения

таких

игр,

занятий

и

упражнений

на

тему

«Поддержания

порядка»

дети

быстрее

замечают

беспорядок.

В игре-упражнении «Кукла Таня простудилась» детям были показаны способы

правильного пользования носовым платком. Затем воспитатель вложил чистые

платочки куклам в карман. Дети с удовольствием играют с «больными» куклами

и

в

результате

через

2-3

недели

в

большинстве

своем

овладевают

навыки

правильного пользования носовым платком и т.д.

Средняя группа

Минул еще год. Дети подросли, овладели рядом навыков культурного поведения,

много узнали. А между тем работа по воспитанию у детей навыков культурного

поведения значительно усложняется и расширяется.

Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы

становятся

разносторонними.

Увеличивается

объем

знаний,

расширяются

возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом

детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе

труда,

яркие,

заметные

события

в

ближайшем

окружение,

дома.

Сочетание

руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в

детском

саду

и

дома

с

привлечением

их

внимания

к

труду

взрослых,

общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач

воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними.

Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется жизнь детей, они

не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно научить

детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия

и отношения.

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности

и

привычек

культурного

поведения

активно

продолжается.

Содержание

педагогического

процесса

на

этом

этапе

составляет

воспитание

уважения

к

родным

и

близким,

привязанности

уважения

к

воспитателям,

осознанного

стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным

окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно

формировать

дружеские

взаимоотношения,

привычку

играть

и

заниматься

сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру

хороших

людей,

положительным,

героическим

персонажем

известных

художественных произведений.

В

нравственном

воспитании

старшего

дошкольника

продолжает

занимать

большое

место

воспитание

культуры

общения.

Формирования

уважения

к

окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит

в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль,

взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств

и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к

окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в

процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах

партнера

или

группы

сверстников,

проявляя

при

этом

волевые

достаточные

усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и

закреплять.

Подготовительная группа

Основная задача нравственного воспитания детей на этом этапе состоит, прежде

всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за

весь

период

пребывания

в

детском

саду.

В

повседневной

педагогической

практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка

становились

более

глубокими,

и

их

проявление

в

отношениях

к

людям,

их

деятельности,

к

родной

стране

более

устойчивым

и

организованными.

Нравственные

представления

детей

о

явлениях

общественной

жизни,

о

присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие

и ответственность и др.) становятся более осознанными. Приобретают большую

обобщенность, и навыки нравственного поведения – более естественными и

прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел

себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не

только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению.



В раздел образования