Автор: Банникова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Озеренская СОШ
Населённый пункт: Озерное
Наименование материала: статья
Тема: Диагностика предметных и метапредметных результатов освоения ооп в ноо.
Раздел: начальное образование
Банникова Е.А.
П.Озерное МБОУ «Озеренская СОШ»
Диагностика предметных и метапредметных
результатов освоения ооп в ноо.
Диагностика - совокупность приемов контроля и оценки, направленных
на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации
учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов
педагогического воздействия. Она включает в себя: контроль,
оценивание, проверку, прогнозирование, выявление динамики тенденций
педагогического процесса.
Контроль позволяет:
• получить объективную информацию о достижениях учащихся;
• выявить пробелы в достижении планируемых результатов;
• понять достоинства и недостатки методов обучения, используемых
учителем для формирования планируемых результатов
• установить соответствие между достигнутыми и планируемыми
результатами
Оценка позволяет:
• установить степень соответствия между достигнутыми и планируемыми
результатами
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных
учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов
является способность учащихся решать учебно-познавательные и
практические задачи.
Обязательным условием ФГОС является дифференциация требований к
усвоению учебных программ. Обязательное освоение базового уровня
программы и добровольное – повышенного уровня.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся сами
включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки
самооценки и взаимооценки.
Мониторинг достижения предметных результатов проводится с помощью
диагностических работ, направленных на определение уровня освоения темы,
в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.
1.
Текущий контроль.
На этапе вводного контроля проводится проверка исходного уровня
качества чтения, стартовая работа по математике и русскому языку. Его цель –
проверка уровня качества знаний на начало учебного года.
Текущий контроль включает организацию тестово – диагностических
работ, самостоятельных, практических, проверочных работ по изученной
теме, разделу.
а) Тестовая диагностическая работа проводится в ходе решения учебной
задачи. Данный вид проводится дважды: на «входе» и на «выходе», по
окончанию изучения темы.
б) Самостоятельная работа имеет целью формирование действий
взаимоконтроля и самоконтроля, взаимооценки и самооценки учащихся.
Целесообразно использовать разноуровневые самостоятельные работы, в
процессе выполнения которых ученик имеет возможность выбора заданий,
адекватных уровню знаний школьника.
в) Проверочная работа проводится после изучения темы.
Цель проверочной работы – определить уровень усвоения изученного
материала в рамках рассматриваемой темы.
2. Промежуточный контроль.
Контрольная работа проводится в конце учебной четверти, полугодия,
учебного года.
Цель контрольной работы – проверить степень освоения учащимися
программного материала;
В учебном процессе, для определения уровня освоения предметных
результатов и выявления причин затруднений проводятся диагностические
работы
3. Итоговый контроль.
Кроме того в конце учебного года проводятся итоговые контрольные работы
по русскому языку, математике, литературному чтению.
Основным инструментом итоговой оценки являются, конечно же, итоговые
комплексные работы на межпредметной основе.
В связи с внедрением ФГОС появились новые виды контроля в
мониторинге: исследовательские, творческие работы, проекты, презентации.
При работе над проектами у учащихся формируются навыки
самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с
различными источниками информации.
Творческие работы, создание собственных презентаций способствует
наиболее полному раскрытию творческих способностей детей.
Для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
учащихся используют накопительную систему оценивания - портфолио.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных
учебных действий учащихся: регулятивных, познавательных,
коммуникативных. Достижение метапредметных результатов обеспечивается
за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных
предметов, которые представлены в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится
вокруг умения учиться.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных
процедур таких, как решение задач творческого характера, учебное
проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на
межпредметной основе.
При использовании системы мониторинга и оценки образовательных
результатов можно сказать, что она позволяет нам:
обеспечить положительную динамику обучения;
повысить качество проводимых исследований;
усовершенствовать контроль образовательных результатов;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность
управления;