Автор: Фассахова Раушания Разифовна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ им. Т.Л.Рахманова Населённый пункт: Республика Башкортостан, Илишевский район, село Верхнеяркеево Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 5
Базовый учебник Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина, 2013г.
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Дидактическая цель: формировать навыки сложения и вычитания десятичных дробей, способствовать развитию математической
речи, оперативной памяти, культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: находить ответы на вопрос, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Необходимое оборудование: таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работой, ключ к
самостоятельной работе, плакат «Алгоритм».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Вводно-мотивационная часть урока(5 мин)
1
Организационный
момент.
Цель – включить
обучающихся в
учебную
деятельность,
определить
содержательные
рамки урока, создать
условия для
возникновения у
ученика внутренней
потребности
включения в учебную
деятельность.
Приветствует учеников, контролирует
подготовку рабочих мест.
Озвучивает тему и цель урока
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим
изучение десятичных дробей. Предлагаю вам
две задачи.
Задача 1 . На пальто израсходовали 3,2 м ткани,
а на костюм- 2,63м. Сколько ткани
израсходовали на пальто и костюм вместе?
Задача 2 . От куска провода длиной 30 м
отрезали 4,75м. Сколько метров провода
осталось в куске?
-
Внимательно
прочитав
задачи,
определите,
какой следующий шаг вам предстоит сделать в
изучении действий с десятичными дробями ?
(сложение и вычитание)
-
Молодцы!
Сформулируйте
цели
урока.
(построить
алгоритм
сложения
и
вычитания
десятичных дробей)
- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради
тему
урока.
(на
доске
открывается
тема
урока)
Приветствует
учителя,
проверяют
подготовку
рабочих мест.
Отвечают на
вопросы учителя,
высказывают свои
предположения.
Личностные: самоопределение,
смыслообразование.
Регулятивные: планирование,
целеполагание, волевая
саморегуляция.
Познавательные: анализ, сравнение,
самостоятельное выделение и
формулирование познавательной
деятельности, цели.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества,
выражение своих мыслей,
аргументация своего мнения.
2
Актуализация
знаний.
Ц е л ь
–
актуализировать
учебное
содержание,
н е о б х о д и м о е
и
д о с т а т оч н о е
д л я
восприятия
нового
материала: сравнение
десятичных
дробей,
перевод
десятичной
дроби
в
смешанное
число
и
наоборот ,
с л о ж е н и е
и
вычитание
смешанных чисел.
Формулирует задание. Создаёт эмоциональный
настрой на выполнение заданий.
Задание 1.
-Запишите в тетради десятичные дроби: а) три
целых семь десятых; б) две целых шестьсот
пятьдесят одна тысячная.
- Сравните эти дроби.
-Запишите
данные
десятичные
дроби
в
виде
смешанных чисел.
- В ы п о л н и т е
с л о ж е н и е
и
в ы ч и т а н и е
получившихся смешанных чисел.
-Проверим
получившие ся
р е зул ьт ат ы .
(записаны на оборотной стороне доски)
-Сформулируйте
правило
сложения
и
вычитания смешанных чисел.
Выполняют
задание.
Называют
правило, на
которое опирались
при выполнении
данного задания.
Основная часть урока (операционная) (35 мин)
Изучение нового
материала.
Цель – организовать
коммуникативное
взаимодействие для
построения нового
способа действия
(алгоритма),
устраняющего
причину выявленного
затруднения.
- Ребята, решим задачу1.
- Перескажите условие. Составьте в тетради
план решения задачи. На составление плана – 2
мин.
ПЛАН
Пальто – 3,2м
Костюм – 2,68м
3,2+ 2,68 = ?
- Проблема: как сложить десятичные дроби?
- Какие действия вы умеете выполнять, чтобы
справиться с затруднением?(перевод
десятичной дроби в смешанное число и
Читают текст
задачи.
Обсуждают.
Составляют план.
Личностные: самоопределение,
смыслообразование.
Регулятивные:волеваясаморегуляция
в ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез,
обобщение, аналогия,
самостоятельное выделение и
формулирование познавательной
цели, поиск и выделение
необходимой информации, проблема
обратно, сложение смешанных чисел)
- А нельзя ли проще выполнить вычисление?
- Хорошо! Откройте учебник на с.191.
- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и
вычитания десятичных дробей.
- Расскажите алгоритм друг другу.
- Вместе составим схему ориентировочных
действий (алгоритм)
3,2 + 2,63= ?
1)
Уравнять количество знаков после
запятой.
3,20 + 2,63
2)
Записать их друг под другом, чтобы
запятая была под запятой.
3,20
2,63
3)
Выполнить сложение (вычитание), не
обращая
внимания на запятую
3,20
+
2,63
5 83
4)
Поставить в ответе запятую под запятой
3,20
+ 2,63
________-
5,83
Называют правила,
которыми будут
пользоваться при
выполнении
данного задания.
Выполняют
действие в тетради.
Работа с учебником:
находят в тексте
понятия, читаю и
запоминают
правило, читают и
проговаривают его
друг другу в слух.
Составляют схему
действий.
Комментируют
выполнение
задания.
выбора эффективного способа
решения, создание способа решения
проблемы.
Коммуникативные: выражение своих
мыслей, аргументирование своего
мнения, учебное сотрудничество со
сверстниками.
Самостоятельно решим задачу 2.
Проверка результатов (готовое решение задачи
на оборотной стороне доски)
Закрепление.
Формирование
практических
навыков решения
задач.
Цель – организовать
усвоение детьми
нового способа
действия решения
заданий с их
проговариванием во
внешней речи.
- Выполним задания у доски и в тетрадях с
пошаговым комментарием.
№ 1213 (а,б,г)
(три ученика решают у доски, остальные в
тетради, потом проверяем)
- Прочитайте задание.
- Выполните сложение десятичных дробей по
алгоритму.
А) 0,769 + 42,389
Б) 5,8 + 22,191
Г) 8,9021 + 0,68
№ 1214 (г,д,е)
(три ученика решают у доски, остальные в
тетради, потом проверяем)
- Прочитайте задание.
- Выполните вычитание десятичных дробей по
алгоритму.
Г) 11, 1 – 2,8
Д) 88,252 – 4,69
Е) 6,6 – 5,99
Задача №1215
Задание 4. (устно)
- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит
на доске.
- Вразброс даны части алгоритма по сложению
и вычитанию десятичных дробей. Работая в
парах в течение 30 секунд восстановите
алгоритм по шагам.
Работа с
учебником.
Ученики по
одному выходят и
комментируют
решение у доски,
остальные
работают в
тетради.
Воспроизводят
своими словами
правила,
действуют по
алгоритму.
Личностные: осознание
ответственности за общее дело
Познавательные:выполнение
действий по алгоритму,
построение логической цепи
рассуждений, анализ, обобщение,
подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение
своих мыслей, использование
речевых средств для решения
коммуникативных задач.
Алгоритм
1.
Выполнить сложение (вычитание),
не обращая внимания на запятую
2.
Уравнять количество знаков после
запятой.
3.
Поставить в ответе запятую под
запятой
4.
Записать их друг под другом, чтобы
запятая была под запятой.
Ответ: 2, 4, 1, 3
Работа в парах по
восстановлению
алгоритма.
Самостоятельная
работа.
Самопроверка.
Цель
–
организовать
самостоятельное
выполнение
учащимися
типовых
заданий
на
н о в ы й
способ действия
Ребята, сейчас каждый проверит сам себя,
насколько он сам понял алгоритм сложения и
вычитания и может его применить. У вас на
партах лежат карточки с таблицами.
Посмотрите.
- Какое задание необходимо выполнить?
- Заполните таблицы самостоятельно.
+
0,8
1,2
0,45
-
0,2
1,5
0,04
1,2
1,8
0,6
2,2
- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы
получите ключ для выполнения самопроверки.
Осуществляют
самопроверку.
Проверяют свои
ответы, отмечают
Регулятивные: контроль, коррекция,
самооценка
Познавательные: анализ, синтез,
аналогия, выполнение действий по
алгоритму.
- У кого возникли затруднения при выполнении
задания?
- В каком месте?
- Кто правильно выполнил задание?
- Оцените себя.
правильно
решенные
примеры,
исправляют
допущенные
ошибки.
Осуществляют
самооценку.
Домашнее задание.
Цель – обсудить и
записать
домашнее задание.
Домашнее задание : №1255, №1256
Даёт комментарии к домашнему заданию
Записывают
домашнее
задание.
Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин)
Цель –
организовать
оценивание
учащимися
собственной
деятельности на
уроке.
Организует подведение итогов совместной и
индивидуальной деятельности учеников
- Удалось ли вам решить проблему урока?
- Какие знания, полученные ранее, позволили
открыть новое?
- Проанализируйте свою работу.
(раздаются карточки рефлексии)
1.
Мне понятно, как складывать
десятичные дроби
________________________
2.
Я смогу применить алгоритм
сложения десятичных дробей
______________
3.
Мне понятно, как вычитать
десятичные дроби
Называют
основные позиции
нового материала
и как они их
усвоили.
Познавательные: рефлексия
способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Коммуникативные: аргументация
своего мнения
__________________________
4.
Я смогу применить алгоритм
вычитания десятичных дробей
______________