Напоминание

Сложение и вычитание десятичных дробей


Автор: Фассахова Раушания Разифовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ им. Т.Л.Рахманова
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Илишевский район, село Верхнеяркеево
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта урока
Предмет: математика Класс: 5 Базовый учебник Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина, 2013г. Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей. Дидактическая цель: формировать навыки сложения и вычитания десятичных дробей, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, культуру поведения при фронтальной работе. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: находить ответы на вопрос, используя учебник и информацию, полученную на уроке. Необходимое оборудование: таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работой, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД
Вводно-мотивационная часть урока(5 мин) 1 Организационный момент. Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Озвучивает тему и цель урока - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение десятичных дробей. Предлагаю вам две задачи.
Задача 1
. На пальто израсходовали 3,2 м ткани, а на костюм- 2,63м. Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе?
Задача 2
. От куска провода длиной 30 м отрезали 4,75м. Сколько метров провода осталось в куске? - Внимательно прочитав задачи, определите, какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями ? (сложение и вычитание) - Молодцы! Сформулируйте цели урока. (построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей) - Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока) Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

2
Актуализация знаний. Ц е л ь – актуализировать учебное содержание, н е о б х о д и м о е и д о с т а т оч н о е д л я восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот , с л о ж е н и е и вычитание смешанных чисел. Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.
Задание 1.
-Запишите в тетради десятичные дроби: а) три целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна тысячная. - Сравните эти дроби. -Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел. - В ы п о л н и т е с л о ж е н и е и в ы ч и т а н и е получившихся смешанных чисел. -Проверим получившие ся р е зул ьт ат ы . (записаны на оборотной стороне доски) -Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел. Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания. Основная часть урока (операционная) (35 мин) Изучение нового материала. Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения. - Ребята, решим
задачу1.
- Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин. ПЛАН Пальто – 3,2м Костюм – 2,68м 3,2+ 2,68 = ? - Проблема: как сложить десятичные дроби? - Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?(перевод десятичной дроби в смешанное число и Читают текст задачи. Обсуждают. Составляют план. Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные:волеваясаморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема
обратно, сложение смешанных чисел) - А нельзя ли проще выполнить вычисление? - Хорошо! Откройте учебник на с.191. - Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. - Расскажите алгоритм друг другу. - Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм) 3,2 + 2,63= ? 1) Уравнять количество знаков после запятой. 3,20 + 2,63 2) Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой. 3,20 2,63 3) Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую 3,20 + 2,63 5 83 4) Поставить в ответе запятую под запятой 3,20 + 2,63 ________- 5,83 Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания. Выполняют действие в тетради. Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух. Составляют схему действий. Комментируют выполнение задания. выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.
Самостоятельно решим
задачу 2.
Проверка результатов (готовое решение задачи на оборотной стороне доски) Закрепление. Формирование практических навыков решения задач. Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи. - Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием.
№ 1213 (а,б,г)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем) - Прочитайте задание. - Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму. А) 0,769 + 42,389 Б) 5,8 + 22,191 Г) 8,9021 + 0,68
№ 1214 (г,д,е)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем) - Прочитайте задание. - Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму. Г) 11, 1 – 2,8 Д) 88,252 – 4,69 Е) 6,6 – 5,99
Задача №1215

Задание 4. (устно)
- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске. - Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам. Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради. Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму. Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные:выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Алгоритм
1. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую 2. Уравнять количество знаков после запятой. 3. Поставить в ответе запятую под запятой 4. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой. Ответ: 2, 4, 1, 3 Работа в парах по восстановлению алгоритма. Самостоятельная работа. Самопроверка. Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на н о в ы й способ действия Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите. - Какое задание необходимо выполнить? - Заполните таблицы самостоятельно.
+

0,8

1,2

0,45

-

0,2

1,5

0,04

1,2

1,8

0,6

2,2
- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки. Осуществляют самопроверку. Проверяют свои ответы, отмечают Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.
- У кого возникли затруднения при выполнении задания? - В каком месте? - Кто правильно выполнил задание? - Оцените себя. правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. Домашнее задание. Цель – обсудить и записать домашнее задание. Домашнее задание : №1255, №1256 Даёт комментарии к домашнему заданию Записывают домашнее задание. Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин) Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? - Проанализируйте свою работу. (раздаются карточки рефлексии) 1. Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________ 2. Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________ 3. Мне понятно, как вычитать десятичные дроби Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения
__________________________ 4. Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________


В раздел образования