Напоминание

Музейная педагогика в Детском саду.


Автор: Кардашян Агавни Арутюновна
Должность: заведующий,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Улыбка"
Населённый пункт: с.Чалтырь,Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика в Детском саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музейная педагогика в Детском саду.

Нравственное воспитание

дошкольников средствами музейной педагогики.

«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем,

кто

имеет

отношение

к

воспитанию

и

образованию

юного

поколения.

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился

на

рубеже

19-20

вв.

С

этого

времени

музей

начал

осознаваться

как

учреждение,

одной

из

главных

функций

которого

стала

образовательно-

воспитательная.

Важно

отметить,

что

центральное

место

в

музейно-

образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и

организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно

развиваемая

и

в

России

в

20-30-х

годах

20

столетия,

к

сожалению,

на

с е г о д н я ш н и й

д е н ь

п р а к т и ч е с к и

у т р а ч е н а .

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в

мировой

культуре,

предполагает

включение

индивида

в

культурно-

историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как

субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит

индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для

образования

представляют

интерес

социокультурные

функции

музея.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт

рационального

познания

переплетается

с

чувственным,

вызывает

необходимость

существования

музейной

педагогики.

Интерактивность

основной методологический прием в работе современного музея, когда он

перестает

быть

только

хранилищем,

а

становится

живым

организмом

в

процессе познания.

Это ставит перед образованием новые задачи:

-

Расширение

сферы

образования

через

приобщение

к

музейной

педагогике,

- Гармонизация развития творческой личности,

- Формирование национальной идеологии,

- Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям;

патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

-

Создание

новой

музейной

аудитории;

расширение

пространства

влияния музея.

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования

придаётся

музейной

педагогике.

Музейная

педагогика,

как

одно

из

направлений

деятельности

музея,

становится

всё

более

привычной

в

практике

духовно-нравственного,

гражданско-патриотического,

историко-

краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному

на

сотрудничество

музея

и

детского

сада,

на

создание

любительских

тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.

Музей

это

фактически

исторически

сложившийся

институт,

построенный

по

принципу

диалога

культур,

хранящих

в

подлинных

материальных предметах различные картины мира и способы познания

бытия.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя

отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования,

особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и

дети.

Музейный

предмет,

выступая

в

качестве

источника

информации

о

людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство

сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только

взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция

музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI

веке,

подтверждая

высокую

востребованность

обществом

ценностного

и

информационного

потенциала.

Кроме

того,

сегодня

музей

становится

средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом

миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств.

Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей

становится

более

эффективной

базой

для

общения,

культурно-

образовательной

средой,

местом

повышения

культурно-образовательного

процесса.

В то же время здесь существует ряд противоречий, которые не

позволяют достигать многим из них прогнозируемых и планируемых

результатов:

1.Стихийность создания и работы музеев; отсутствие серьёзной опоры на

формирующуюся

теорию,

методику

работы

мини-

музеев

в

мировой

образовательной

п р а к т и к е .

2.Отсутствие

теории

и

методики,

технологии

разработки

комплексных

программ,

включающих

музейную

педагогику

или

обеспечивающих

отдельного мини- музея и его возможностей для оптимизации деятельность

мини-

музеев:

в

результате

не

учитывается

специфика

учебно-

воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3.

Музейная

педагогика

предъявляет

высокие

требования

к

тем,

кто

обращается

к

ней

как

к

инструменту

культурного

развития,

воспитания,

образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не

готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности музея на

достойном профессиональном уровне.

Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как

один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти

в мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи мини-музеи

зачастую

являются

любительским

делом

отдельных

энтузиастов.

Комплексного подхода к этой проблеме пока нет.

Сегодня

можно

говорить

не

о

системе

работы

в

деле

музейной

педагогики,

а

о

работе

отдельных

музеев,

жизнь

в

которых

теплится

неравномерно,

порой

не

рационально,

не

систематически,

а

только

по

отдельным случаям, приуроченным, как правило, к знаменательным датам в

и с т о р и и

с т р а н ы .

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной

коммуникации

и

направлена

в

первую

очередь

на

расширение

задач

активизации

творческих

способностей

личности

учащихся.

Ведущей

тенденцией

музейной

педагогики

становится

переход

от

единичных

и

эпизодических

контактов

с

посетителями

к

созданию

многоступенчатой

системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это

диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в

мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры,

который

проявился

в

значительном

увеличении

объёма

зрительной

информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то,

что

могло

произвести

впечатление,

и

было

интересно

его

родителям.

Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться

характер музейной коммуникации, в связи с этими переменами? Поэтому

центральной в музейной педагогике стала культура посетителя. Во-вторых,

на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур

М.М.

Бахтина

и

Я.С.

Библера,

в

которой музей призван стать местом

культурного диалога.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике:

«Музейная

педагогика

область

науки,

изучающая

историю,

особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы

воздействия

музеев

на

различные

категории

п о с е т и т е л е й ,

взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение:

«Музейная

педагогика

есть

область

научного

знания,

возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства

(как части общей культуры) и краеведения.

Она

исследует

музейные

формы

коммуникации,

характер

использования музейных средств в передаче и восприятии информации с

точки зрения педагогики .

Предметом

музейной

педагогики

являются

проблемы,

связанные

с

содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с

особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также

с определением музея в системе учреждения образования» . Таким образом,

музейная

педагогика

формируется

на

стыке

музееведения,

педагогики,

психологии.

Методология, как система принципов и способов организации и

построения

теоретической

и

практической

деятельности

музейной

педагогики,

имеет

важное

значение.

Только

через

междисциплинарное

осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение

понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и

задач.

Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты

музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее

диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной,

творческой, инициативной личности, способной стать активным участником

диалога.

Ключевыми

понятиями

музейной

педагогики,

определяющими

подходы к организации деятельности школьного музея, являются:

-

Музейный

предмет

прежде

всего

подлинник,

обладающий

большой

научной,

мемориальной,

исторической

и

художественной

значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической

деятельности

«брать

в

руки»,

«рассматривать»,

манипулировать

им.

Он

должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры,

определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает

здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не

только

как

пассивного

наблюдателя,

но

и

как

преобразователя,

активно

познающего, использующего данный предмет.

- Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище,

преобразователя,

активно

познающего,

использующего

данный

предмет,

набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя,

рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и

хранения)

предметов

культуры.

Ответ

на

вопрос,

почему

тот

или

иной

предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в

своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без

него невозможна музейная культура.

-

Музейная

коммуникация

такая

необходимая

соорганизация

определённых

позиций,

которые

должны

обеспечивать

существование

музейной

культуры.

Здесь

необходимо

обозначить

следующие

позиции:

- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя

элементов

культуры,

претендующих

на

статус

музейных

предметов;

-

позиция

воспринимающего

(зрителя,

слушателя,

посетителя)

музейные

предметы;

-

позиция

музейного

педагога,

который

должен

не

только

сообщать

посетителям

определённый

набор

знаний

в

связи

с

находящимися

в

экспозиции

предметами,

но

и

вступать

в

диалог

с

ними,

побуждать

к

самостоятельному

творческому

поиску,

в

некоторых

случаях

играть

роль

посредника

между

посетителем

и

музейным

предметом.

Кроме

того,

музейный

педагог

выступает

и

как

организатор

коммуникации

между

творцом

и

воспринимающим

данный

музейный

предмет

посетителем.

Взаимодействие

данных

позиций

и

задаёт

ситуацию

музейной

коммуникации.

Это взаимодействие строится на следующих принципах:

-

Принцип

активного

отношения

к

музейному

пространству.

Это

означает необходимость формирования позиции интерпретатора.

-

Принцип

толерантности.

Он

предполагает

возможность

видеть

многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.

-

Принцип

авторства.

Диалогичность

культурного

пространства

возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство,

действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

Авторство

может

быть

различным:

от

разработки

и

реализации

музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные

ценности,

установки,

мировоззрение

автора.

Можно

сказать,

что

лишь

собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а

не умозрительно стать автором, понять авторские позиции других людей и

групп.

Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи.

Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место,

посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается

собиранием,

изучением,

хранением

и

показом

предметов

и

документов,

характеризующих

развитие

природы

и

человеческого

обще ства

При

разработке

инновационных

проектов

по

внедрению

программ

воспитания детей средствами музейной педагогики администрации учебных

общеобразовательных

учреждений

и

авторы-разработчики,

составители

проектов встречаются с определёнными трудностями.

Для того, чтобы помочь им в преодолении этих трудностей, предлагаем

модель

музейной

педагогики

в

составе

дидактической

системы

образования.

Итак, в первую очередь необходимо определить структуру модели

музейной педагогики, которая включает в себя:

цель,

задачи,

направления,

принципы,

музейные педагогические технологии.

По данному алгоритму можно составить такую модель и апробировать

её результативность.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности

путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его

процветании;

Формирование самосознания, становления активной жизненной

позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

Развитие

творческих

и

организаторских

способностей,

предоставление

возможности

реализоваться

в

соответствии

со

своими

с к л о н н о с тя м и

и

и н т е р е с а м и ,

в ы я в и т ь

с в о ю

н е п о в т о р и м у ю

индивидуальность;

Формирование

детско-взрослой

совместной

деятельности

на

материале музейной практики;

Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной

компетентности музейного педагога;

Формирование

системы

критериев

и

механизмов

оценки

образовательного результата музейной педагогики.

.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Формирование у дошкольников представления о музее.

Развитие

познавательных

способностей

и

познавательной

деятельности.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Развитие речи и расширения словарного запаса.

Воспитание

любви

к

природе

родного

края

и

чувство

сопричастности к ее сбережению.

Воспитание культуры поведения.

Направления деятельности музея:

-

Поисково-собирательское.

В а жны м

э т апом

в

п р о ц е с с е

комплектования

мини-

музеев

является

подготовка

к

поисково-

собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить

себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В

рамках

исследования

можно

разрабатывать

любую

тему,

интересующую

детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе,

п о

м а т е р и а л а м ,

у ж е

и м е ю щ и м с я

в

м у з е е .

Одним из основных принципов любой исследовательской работы является

комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне

исследовать

тему,

ст ремиться

связать

изучаемые

события

с

общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить

достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих

событиях.

Такой

подход

даёт

возможность

составить

объективное

представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения

в

в ы я в л е н н ы х

п а м я т н и к а х

и с т о р и и

и

к у л ь т у р ы .

В

процессе

исследовательской

работы

происходит

социальная

адаптация

юного

поисковика-краеведа,

так

как

через

личностное

отношение

к

существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные

ориентиры и приоритеты.

-

Экспозиционное

(оформительское).

Специфика

музейной

экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или

социальное

явление

отражается

в

ней

с

помощью

не

только

музейных

предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над

музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники,

художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс,

проходящий несколько этапов:

Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка

цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики

будущей экспозиции;

Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции.

В

процессе

художественного

проектирования

разрабатываются

эскизы

и

макеты

залов

и

экспозиционных

комплексов,

которые

должны

дать

достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После

принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-

художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.

-

Экскурсионное.

Музейная

экскурсия

форма

культурно-

образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре

музея

под

руководством

специалиста

по

заранее

намеченной

теме

и

специальному

маршруту.

Особенностью

музейной

экскурсии

является

сочетание

показа

и

рассказа

при

главенствующей

роли

зрительного

восприятия,

которое

дополняется

впечатлениями

и

моторного

характера:

осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных

экскурсиях

используется

вопросно-ответный

метод,

приёмы

игры,

театрализации

и

продуктивной

деятельности

ребёнка

(рисунок,

лепка,

моделирование).

Экскурсоводом

может

быть

каждый,

кто

любит

музей,

умеет

интересно

рассказывать,

стремится

к

новым

знаниям.

Подготовка

и

проведение

экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших

знаний,

специальных

навыков.

Подготовка

к

выбору

темы,

составлению

текста

экскурсии

должна

проводиться

под

руководством

педагога.

К

проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:

Экскурсию можно строить последовательно по отдельным под

темам и вопросам темы;

Содержание

вопроса

должно

раскрываться

путём

показа

и

анализа определённых экспонатов;

Экскурсию

делает

интересной

эмоциональный,

интересный

рассказ.

Для того чтобы это направление работы проходило более успешно,

интересно,

необходимо

собрать

группу

детей,

желающих

освоить

экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым

строится текст экскурсии, и её проведение.

- Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в

оценке

работы

музея

является

разнообразие

форм

массовой

и

учебно-

воспитательной

работы:

проведение

экскурсий

и

уроков

по

экспозиции,

встреч

с

участниками

Великой

Отечественной

войны,

выдающимися

деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Музей

должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного

учреждения.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в

рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся

принципы:

Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что

делает;

Комплексность – включение всех типов восприятия;

Программность, которая обеспечивает усвоение информации и

приобретение

умений

и

навыков

на

основе

специально

разработанных

программ.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к детям,

соблюдения

принципа

индивидуализации,

внимательного

отношения

к

и н т е р е с а м

и

в о з м о ж н о с т я м

к а ж д о г о

р е б е н к а .

Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и

обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре

своего

народа?

В

садах

должно

быть

создано

особое

воспитательное

пространство,

где

педагоги

реализуют

специальные

муз е йно-

образовательные,

культуротворческие

программы,

экскурсионно-

выставочную

и

клубную

работу,

апробируют музейные

педагогические

технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках

музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих

сложных

процессов

и

проектов,

проводника

в

мир

культуры,

являются:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его

вещей,

т.е.

оценивать

их

с

точки

зрения

развития

культуры;

-

формировать

понимание

взаимосвязи

исторических

эпох

и

своей

причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с

памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию

и наслаждению;

-

формировать

толерантность,

уважение

к

другим

культурам,

их

понимание, принятие.

Сверхзадача

музейного

педагога,

или

педагога

занимающегося

музейной педагогикой, – создание условий для выработки у воспитанников

позиции

созидания;

позиции

не

стороннего

наблюдателя,

а

заинтересованного

исследователя;

позиции

личной

ответственности

в

отношении

к

прошлому,

настоящему

и

будущему

наследию;

позиции

не

столько механического запоминания исторического и прочего материала, а

е г о

п о н и м а н и я

и

э м о ц и о н а л ь н о - н р а в с т в е н н о й

о ц е н к и .

Особенно

эффективны

в

музейной

педагогике игровые

технологии,

технология

коллективных

творческих

дел,

технологии

проблемного

и

индивидуального обучения.

Как

один

из

вариантов

технологии

индивидуального

обучения

может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий

метод,

который

позволяет

индивидуализировать

образовательный

процесс,

даёт

возможность

ребёнку

проявить

самостоятельность

в

планировании, организации и контроле своей деятельности.

Е с л и музейное

занятие

сохраняет

преемственность

с

традиционными

формами работы, такая организация деятельности требует другой формы –

детско-взрослых

совместных

проектов,

в

которой

взрослый

выступает

отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз

необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ.

Музейное занятие, как спектакль, может быть скучным и увлекательным,

талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь

тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.

К

нетрадиционным

формам

(технологиям)

проведения

занятия,

которые

могут

применяться,

и

в

музейной

педагогике,

относятся:

-

интегрированные

занятия,

основанные

на

межпредметных

связях;

-

занятия

в

форме

соревнований

и

игр,

конкурсов,

турниров,

эстафет,

викторин;

- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в

общественной

практике:

исследование,

изобретательство,

анализ

п е р в о и с точ н и ко в ,

ком м е н т а р и й ,

м о з го ва я

ат а ка ,

р е п о р т а ж ;

-

занятия

на

основе

нетрадиционной

организации

и

представления

образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви,

урок-презентация;

-

занятия

с

использованием

фантазии:

урок-сказка,

урок-сюрприз;

-

занятия,

основанные

на

имитации

деятельности

учреждений

и

организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Немецкий

учёный

Г.

Фройденталь

сформулировал совокупность

требований

к

проведению

занятий

в

музее,

актуальных

и

сегодня:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную

( у ч е б н у ю ,

в о с п и т а т е л ь н у ю ,

р а з в и в а ю щ у ю )

ц е л ь ;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а

с е р ь ё з н а я

р а б о т а ,

а

п о э т о м у

н у ж н о

г о т о в и т ь с я

к

н е м у ;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе

з а н я т и й ,

ко гд а

д е т и

н е

у с т а л и

и

г о т о в ы

к

в о с п р и я т и ю ;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только

д л я

с о з н а н и я

р е б ё н к а ,

н о

и

в з р о с л о г о » ;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных

интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей

(рисунок,

сочинение

на

тему

увиденного,

создание

моделей

и

т.д.).

Музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий,

становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации,

д и а л о г а

в р е м ё н ,

л ю д е й

и

м у з е й н ы х

п р е д м е т о в .

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько

владеет

педагог

умениями

развивать

и

поддерживать

познавательные

интере сы

детей,

создавать

атмо сферу

творче ства,

г ру п п о во й

ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит

воспитателя

в

коммуникативные

ситуации,

требуя

проявления

качеств,

способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким

качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность,

способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние

эмоционального

комфорта,

интеллектуальной

активности,

творческого

поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал

воспитателя

и

способствуют

всестороннему

гармоническому

развитию

личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность

педагогического

взаимодействия,

повышение

качества

образования,

формирование

гражданственности

и

патриотизма

у

подрастающего

поколения

главной

цели

современного

образования,

выполняющей

социальный заказ общества.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация

экспозиций

или

выставок,

а

многообразные

формы

деятельности,

включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы,

проведение

досугов

и

праздников,

исследовательская

и

проектная

деятельность.

Конечно,

в

условиях

детского

сада

невозможно

создать

экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали

их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст

детей,

для

которых

они

предназначены,

и

размеры

экспозиции,

и

определенную ограниченность тематики.

Мини-музеи

в

детском

саду

актуальны

и

эффективны.

Они

дают

ребенку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать

творческие

способности

и

коммуникативные

навыки.

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.

Именно

в

игре,

моделируя

разнообразные

ситуации,

ребенок

познает

окружающий

мир,

овладевает

необходимыми

навыками,

приобретает

собственный

опыт.

Воображение

и

фантазия,

максимально

развитые

в

детском

возрасте,

помогают

ребенку

проникнуться

духом

иного

исторического

времени,

а

значит,

осваивать,

преобразовывать

накопленные историко-культурные ценности.

Целью

педагогической

технологии

является

воспитание

нравственности

детей

дошкольного

возраста

средствами

музейной

педагогики.

Для

разработки

технологии

использования

музейной

педагогики

как

инновационной

в

процессе

воспитания

нравственности

детей

выделены

следующие принципы:

Последовательность

ознакомления

детей

с

музейными

коллекциями.

Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с

переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.

Кратковременность

экскурсий

(непосредственный

контакт

с

произведениями изобразительного искусства) производит на детей огромное

впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Доступность.

Наглядность.

Содержательность

(материал

должен

иметь

образовательно-

воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к

природе вещей).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но

возможность импровизации).

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой,

ориентированной на проявление активности детей.

Для

организации

работы

педагоги

используют

такие формы

организации работы с детьми:

I. Ежедневные

коллекционирование вместе с детьми;

создание мини-музеев;

работа клуба «Друзья музея».

II. Еженедельные:

o

Игры музейного содержания по формированию художественной

культуры.

игры-развлечения «В царстве дымковской игрушки», «Барыню

сударыню принимайте в гости», «На стойбище у хозяина тайги», « Мы летим

на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука».

Игры путешествия: «Едем в цирк», «Путешествие на стойбище»,

«Откуда родом бабушкин сундук».

Интеллектуально

творческие

игры:

«Волшебный

кружок»,

«Заседание клуба знатоков культуры»;

Игры – эстетические упражнения:

«Закрась поднос», «Закончи узор»;

o

Заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т .д.).

o

Выполнение

домашних

заданий

(нарисовать,

вылепить,

придумать свое название, загадку)

o

III. Периодические.

Проведение

в

мини-музеях

тематических

занятий,

образовательных

и

обзорных

экскурсий,

конкурсов

и

викторин

(приз

самому

любопытному

п о с е т и т е л ю

м у з е я )

Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни

через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и

к музейному искусству.

В процессе создания музейного комплекса всю работу разделили на

э

т

а

п

ы

.

Подготовительный этап.

В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли

тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для

р

а

з

м

е

щ

е

н

и

я

.

Практический этап.

Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат

общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы

весь

материал

систематизируется

и

дополняется.

В

итоге

главная

цель

достигнута:

отношения

родителей

и

педагогов

изменились,

больше

сплотились,

произошло

сближения.

Наладились

партнерские

отношения

м е ж д у

д о ш к о л ь н ы м и

у ч р е ж д е н и я м и

и

р о д и т е л я м и .

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для

расположения

мини-музеев

использовались

различные

части

групповых

комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый

из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты

р а с п о л а г а л и с ь

н а

п о л к а х ,

с т е л л а ж а х .

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно

отражали специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно

пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы,

выполненные совместно с взрослыми.

Работа по созданию мини-музея в группе началась с сентября месяца с

опроса

родителей.

Было

проведено

анкетирование,

с

целью

узнать,

что

родители знают о музеях, посещают ли родители с детьми музеи и какие,

чтобы они могли предложить для создания мини-музея в группе. После

анализа анкет родителей, проводились беседы с детьми и как результат, было

решено организовать мини-музей «Хлеб».

Целью организации музея стал анализ наблюдений за детьми, анализ

уровня

сформированности

у

детей

гражданской

позиции,

бережного

о т н о ш е н и я

к

п р о д у к т у

ж и з н е д е я т е л ь н о с т и ,

к

к у л ь т у р е .

В предварительном этапе в создании музея организовали коллекции

зерна, сортов муки, поделок из соленого теста и организовали праздник

«День рождение музея «Хлеб».

Созданию

музея

повлияла

проблемная

ситуация

:

дети

не

имели

представления о хлебе, как продукте труда многих людей, о взаимосвязи

этого продукта с широким слоем общественной общезначимой жизнью с

национальным государственным самосознанием.

И с х о д я

и з

э т и х

н а п р а в л е н и й

в ы д е л и л и с ь

ц е л и :

-воспитание

патриотичности

и

национального

самосознания

детей;

-уважение к труду взрослых;

-воспитание бережного отношения к продукту;

-формирование

предпосылок

проектно-исследовательской

деятельности.

Работа в музее тесно связана со многими сторонами жизни в дошкольном

учреждении. Здесь проходят и знакомство с производством хлеба, и занятия

по

изодеятельности,

по

конструированию,

и

экспериментальная

и

исследовательская

деятельность,

и

работа

по

проектной

деятельности,

и

тесная

взаимообратная

работа

с

родителями,

и

приобщение

к

миру

п р е к р а с н о г о

ч е р е з

м у з е й н о е

в о с п р и я т и е

о к р у ж а ю щ е г о .

Пополнение

экспонатов

музея

происходит

постоянно.

Это

и

обновление

имеющихся

экспонатов

и

привнесение

новых.

Экспонатом

предмет

становится только тогда, когда он «обрастает» своей историей. Тогда экспонат

интересен детям, становится своим и значимым, ребенок может об этом

экспонате рассказывать много и долго. Таких экспонатов в нашем музее уже

больше сотни.

В

музее

постоянно

проводятся

различные

мероприятия.

Очень

интересно проходят опыты и эксперименты по проращиванию зерна. Опыт

называется «Вершок и корешок» или опыт с дрожжами – «Почему хлеб

пушистый?». В рамках работы в музее прошел проект «Береги хлеб». Дети

собрали весь хлеб, который остался после обеда и взвесили его, результат

поразил

детей.

Теперь

дети

стали

бережнее

относиться

к

хлебу.

Праздники в нашем музее особенные, они сопровождаются интересными

событиями, которые поучительны для детей и заканчиваются как правило

совместным с родителями чаепитием. На таких праздниках дети узнали о

разных

видов

хлеба

у

разных

народов,

о

правильной

сервировке

и

о

правильном употреблении некоторых видов продуктов, о значении пословиц

и

п о го во р о к

о

х л е бе

у

р а зн ы х

н а р од о в ,

и

мн о го е

д р у г о е .

Работа

в

музее

дала

толчок

для

продолжения

исследовательской

деятельности.

Воспитанник

нашей

группы

Олег

Т.

Вместе

с

бабушкой

вырастили

на

даче

рожь

и

принесли

к

нам

в

музей.

Опыт

Олега

заинтересовал детей и взрослых, можно ли в наших сибирских условиях

вырастить из зерна полноценный продукт, это оказалось вполне возможно.

Музей стал для нас источником вдохновения. Изучая продукцию из муки –

макаронные

изделия

мы

создали

целые

картины

и

поделки.

Вместе с детьми изготовили макеты хлебного поля, меняли его экспозицию

согласно времени года.

При

правильной

постановке

работы

в

музее,

музей

становится

своеобразной

образовательной

зоной,

где

не

требуется

специально

привлекать

детей,

их

увлекает

сама

созданная

среда

м у з е я .

В

нашем

музее

собраны

картины

художников,

посвященных

хлебу,

воспевающих

труд

хлебороба.

Это

картины

Васнецова,

Яблонской,

Шишкина, др.

Взаимосвязь с другими видами деятельности

Развитие речи-словарная работа, развитие связной речи, интонационная

выразительность

речи,

активизация

пассивного

словаря,

знакомство

с

фольклёром, с народной сказкой.

Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с

календарным и временным циклом, и т.д.

Музыка

знакомство

с

народной

музыкой,

с

классической

музыкой,

музыкально-ритмические упражнения.

Исскуство

знакомство

с

произведениями

художников-классиков,

знакомство

с

произведениями

фотохудожников;

с

народно

прикладным

творчеством.

Познание

окружающего

мира – знакомство с разными профессиями, с

технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с

окружающем миром.

Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном

питании, о витаминах.

Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии

как неотъемлемой части общего развития.

В

любом

возрасте

дети

задают

взрослым

множество

вопросов.

Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы

ответить на тысячи детских «почему», в детском саду созданы мини-музеи:

«Русская

изба»,

«Музей,

посвященный

Великой

Отечественной

Войне»,

«Земля

донских

армян»,

«Музей

воздуха»,

картинная

галерея.

В

работу

создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники,

дети, родители воспитанников.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает

ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к

истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте

наиболее

благодарными

и

восприимчивыми

посетителями

музейных

выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к

«настоящему» музею.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль

для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества

детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев

поспособствовало

возникновению

интереса,

как

у

детей,

так

и

у

взрослых

желания

узнать

больше.

Это

подтверждают

рассказы

воспитанников

о

посещениях

в

выходные

дни

выставок,

залов

краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе

материалов для групповых музеев.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они

сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у

других народов тому, что пригодится им для успешного совместного

проживания

со

всеми

народами

мира

в

мире

и

согласии

на

нашей

огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Список литературы.

1.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом

средствами

музейной

педагогики/

В.М.

Воронович.

N

12.

2007.

С.

2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской

народной

культуры.

Программа:

Учебно-методическое

пособие.

СПб.:

Детство-Пресс,1998.

3.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной

программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на

2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.

4.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н.

М о р о з о в о й ,

О . В .

М е л ь н и к о в о й .

М . :

Т Ц

“ С ф е р а ” ,

2 0 0 6 .

5.

Рыжова

Н.А.

Как

стать

коллекционером.

Игра

и

дети

N

24,

2004.

10.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.:

Линка-Пресс, 2008.

6. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском

саду. Дошкольное образование N 22, 2002.

7.

Рыжова

Н.А.

Развивающая

среда

дошкольных

учреждений.

М.:

Линка-Пресс,2004.

Объединение детей и взрослых средствами ность музейной педагогики

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на

духовную

красоту.

Какая

радость

духовного

общения

заключена

в

гармоничном

соединении

взрослыми

своего

свободного

времени

со

свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие

от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь

специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои

духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким

объединяющим средством становится музей.

В

последнее

десятилетие

в

развивающей

среде

детских

садов

появились

новые

элементы:

комнаты,

залы,

музеи,

изостудии

и

т.д.,

т.е.

обогащается

развивающая

среда.

Термин

«развивающая

среда»

-

(по

определению психолога С. Л. Новосёловой) – это система материальных

объектов,

окружающих

ребёнка,

и

воздействующих

на

его

духовное

и

физическое развитие.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы

с

детьми-дошкольниками,

которые

позволяют

заложить

хорошую

основу

гармоничного

развития

личности

ребёнка,

расширить

его

кругозор,

сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из

сложных

задач,

стоящих

перед

педагогом.

Широкий

кругозор

не

только

облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы,

воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами

человека,

они

складываются

и

развиваются

в

процессе

воспитания,

под

влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной

работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин

«музейная педагогика» (также как и «лестничная), появился несколько лет

назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень

нравится.

Это

такая

педагогика,

которая

позволяет

использовать

дополнительные

помещения,

пространства,

ресурсы,

новые

методы

для

всестороннего

развития

дошкольников,

для

расширения

кругозора

об

окружающем

мире,

и

которые

служат

делу

патриотического

воспитания

детей.

Наш

детский

сад

работает

по

приоритету:

«Патриотическое

воспитание

дошкольников».

Поэтому

коллектив

детского

сада

создаёт

особые условия, и средства, особую развивающую среду, в том числе и

музеи. Ведь развитие речи зависит от интеллектуального багажа ребенка, а в

интеллектуальном

багаже

каждого

гражданина

должны

быть

не

только

умственные

знания,

но

и

нравственно-патриотическое,

и

социальное

воспитание.

Музейная

педагогика

служит

комплексному

развитию,

воспитанию

гражданственности

и

духовности

дошкольников.

На

сегодня

можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память,

и по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все

ценное, что было в прошлом.

Музейная педагогика в детском саду

Здание

нашего

детского

сада

можно

заметить

издалека.

Среди

присыпанных легким пушистым снегом улиц, деревьев и домов, оно сразу

бросается в глаза, потому что и ворота, и постройки, и веранды на участках

излучают волшебный, сказочный, яркий радужный свет.

С первых дней пребывания в детском саду дети чувствуют доброту,

справедливость

окружающих,

ведь

рядом

всегда

спокойные,

уравновешенные, находящие разумный выход из любой ситуации, мудрые

и опытные педагоги. А работают в коллективе неугомонные творческие

люди ,настоящие ценители русской и армянской истории.

При создании программы музейно-педагогической деятельности на

первый

план

выходят

проблемы,

связанные

с

выбором

ее

смыслового

стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что

особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение

детей

к

культурно-историческому

наследию

своей

страны

является

средством

формирования

у

них

патриотических

чувств

и

развития

духовности.

В

этой

связи

посещение

музея

оказывает

огромное

положительное влияние.

Даже маленький музей в группе,

приобщает

ребенка

к

миру

общечеловеческих

ценностей,

к

истории,

формирует

художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у

него художественной культуры, понимание языка в искусстве.

Достижение

наилучшего

результата

здесь

напрямую

связано

с

умением педагога.

Занятия по музейной педагогике знакомят детей с

произведениями народной музыки, традициями, бытом, создавая условия

для

творческой

деятельности,

приобщает

их

к

русской

культуре

и

творчеству. Вся работа носит системный характер.

Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не

только качество и количество полученной информации, - важно добиться у

детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых

занятий

с

дошкольниками

предусматривает

обязательное

включение

практической части.

Проект «Музейная педагогика»

– это творческая

деятельность

педагога,

который

знакомит

дошкольников

с

краеведением,

и

педагогического коллектива детского сада - педагога по изодеятельности и

ручному труду, музыкального руководителя,, инструктора по физкультуре и

педагога по фольклору. Благодаря этому творческому тандему,

музейная

педагогика успешно развивается в нашем детском саду.

музей Игрушки в национальной одежде

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Младший дошкольный возраст (первый год обучения)

МЕСЯЦ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Сентябрь

“Знакомство с музеем”

Дать детям представление о том, что

такое музей. Придумать мини музей в

группе.

Октябрь

“Русская матрешка ”

Знакомство детей с

Русской матрешкой

Ноябрь

“Русская печка”

Знакомство с традициями народного

быта (печка в избе) видеофильм.

Декабрь

Январь

“Народный костюм”

«Дед Мороз и

снегурочка»

Знакомство с народным костюмом

Знакомство с фольклорными

персонажами.

Февраль

“Русские потешки ”

Знакомство с русским фольклором

Март

“Русские музыкальные

инструменты - ложки”

Знакомство с традиционными

русскими музыкальными

инструментами (Ложки) -

видеозаписи

Апрель

“Богородская деревянная

игрушка”

Знакомство с предметами

декоративно – прикладного искусства

Май

“Знакомство с народной

сказкой - Снегурочка”

Приобщение к народным традициям.

Июнь

“Народные игры”

Приобщение к истории народной

игры (русской и армянской)

Июль

Август

“Отчетная выставка в

музее”

Родительское собрание

Минимузей «Народная игрушка и

дети»

«Музейная педагогика и ее

воспитательное и развивающее

значение»

При организации работы с дошкольниками в музее были определены

следующие основные цели:

1. Формировать гражданско-патриотические чувства у детей

2.

Создать

целостную

картину

мира

на

основе

знакомства

с

экспозициями музеев.

3.

Расширить

кругозор;

воспитать

познавательные

интересы

и

способности.

4.

Помочь

детям

овладеть

навыками

поисковой,

исследовательской

деятельности.

5. Приобщить ребенка к миру народного (декоративно-прикладного) и

изобразительного искусства.

6.

Обогатить

представления

детей

о

разнообразных

произведениях

русского народного декоративно-прикладного искусства, о его назначении и

особенностях.

7. Сформировать «образ музея»

10. Развивать общие познавательные способности детей: способность

наблюдать, описывать.

8.

Развивать

художественное

восприятие,

воображение,

образное

и

ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.

9. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Старшая группа (второй год обучения)

МЕСЯЦ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Сентябрь

“Знакомство с музеями

Красной площади ”

Зекрепить знания детей о том, что

такое музей, видеопрогулка по музеям

Кремля.

Октябрь

“Прялка и веретено”

Развитие интереса к культуре русского

народа через знакомство с бытом,

традиционными занятиями - Рукоделие

Ноябрь

“Знакомство с

памятником Минину и

Пожарскому ”

Приобщение к истории родного города

- к празднику Единения Руси.

Видеоэкскурсия к Храму.

Декабрь

“Игрушки-небалушки”

Знакомство с обрядовыми куклами

«Изготовление тряпочных кукол для

Минимузея.

Январь

“Храмы и церкви

города”

Знакомство с понятием деревянная

“архитектура”,

Экскурсия к Богородскому Храму

Февраль

“Чудо – жилище -

“Русская изба”

Знакомство с традициями народного

быта Интерьер русской избы.

Март

“Филимоновская

игрушка”

Знакомство с предметами декоративно-

прикладного искусства

Апрель

“Знакомство с музеями

космонавтики ”

Знакомство с « Планетарием» и

« Музеем космонавтики».

Май

“В последний час!”-

Москва военная

Приобщение к истории родного города

(к дню Победы) Военная Москва в

картинах художников

(Видео экскурсия в Музей

изобразительных искусств

им. А. С. Пушкина

Июнь

Экспозиция к дню

рождения А.С.Пушкина.

« Русская – народная мудрость в

поэтических сказках А.С.Пушкина.

Июль

“Игры наших предков”

Знакомство с народными играми и

игрушками. Подготовка экспозиции к

Мини выставке «Чудо – игрушки …

Чудо – народа» Изготовление игрушек

из Веток, соломы и травы для

экспозиции музея.

Август

« Чудеса природы»

Заседание педагогов и

родителей на тему

«Музей и дети»

Экспозиция « Воспоминания о лете»

Изготовление поделок из овощей, трав,

цветов и природного материала.

Галерея детских работ.

Постановка задач на новый учебный

год по направлению Музейная

педагогика.

Цели Музея декоративно-прикладного искусства:

При

организации

работы

с

дошкольниками

в

музее

были

определены следующие основные цели:

1. Формировать гражданско-патриотические чувства у детей

2.

Создать

целостную

картину

мира

на

основе

знакомства

с

экспозициями музеев.

3.

Расширить

кругозор;

воспитать

познавательные

интересы

и

способности.

4.

Помочь

детям

овладеть

навыками

поисковой,

исследовательской

деятельности.

5. Совершенствовать образовательный процесс средствами основного и

дополнительного образования.

6. Приобщить ребенка к миру народного (декоративно-прикладного) и

изобразительного искусства.

7.

Обогатить

представления

детей

о

разнообразных

произведениях

русского народного декоративно-прикладного искусства, о его назначении и

особенностях.

8.

Научить

различать

виды

русского

прикладного

искусства

по

основным стилевым признакам.

9.

Сформировать

«образ

музея»

как

храма

искусства,

в

котором

хранятся

художественные

коллекции

культурно-исторического

значения

разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные

и т.д.)

10. Развивать общие познавательные способности детей: способность

наблюдать,

описывать,

строить

предположения,

находить

причины

и

следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве,

сравнивать свой образ жизни с образом жизни и других людей, живших в

другом времени или в другом географическом пространстве, выделять общее

и частное в поведении людей и явлениях культуры.

11. Развивать художественное восприятие, воображение, образное и

ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.

12. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКА

Подготовительная группа (третий год обучения)

МЕСЯЦ

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ

Сентябрь

“Знакомство с музеем”

Дать представление о том, что такое

музей, какие бывают музеи, какое у

них назначение, для чего люди ходят в

музеи. (Видеофильм

«Музеи Москвы»).

Октябрь

“Обрядовая кукла”

Знакомство с обрядовыми куклами, их

назначение, видеофильм «Обрядовые

куклы» - изготовление обрядовых

кукол для мини музея.

Ноябрь

“Кузнечное дело”

Знакомство с традиционными

ремеслами: знакомство с ремеслом

«Кузнец», видео путешествие по улице

«Кузнецкий мост», по музею

кузнечного дела…, Кованые изделия

на улицах Москвы

Декабрь

“Храмы и церкви ”

Знакомство с понятием “архитектура”

Дать детям знания об особенностях

церковной архитектуры, видео

путешествие по храмам и церквям

Кремля, Храму Христа спасителя,

Храму Василия Блаженного,Церковь

Сурб Амбарцум .Выставка семейных

рисунков «Золотые купола»

Январь

“Народный костюм”

Знакомство с народным костюмом.

Видео путешествие по русским

губерниям, история народного

костюма,

Конкурс на самый красивый

народный костюм, головной убор,

подготовка выставки-экспозиции.

Февраль

Видео экскурсия в музей вооруженных сил к 23 Февраля;

Выставка семейных работ «Наша Армия непобедимая»

Март

Интерьер “Русская изба”

Знакомство с традициями народного

быта: посуда, занавески, скатерти,

подзорки, вышивка, коврики. Конкурс

семейных работ « Чудо - Вышивка»

Апрель

«Видео путешествие в

музей Космонавтики»

Экскурсия детей на аллею

космонавтов, фотовыставка.

Май

«Видео экскурсия в

музей Воинской славы»

Экскурсия в музей

Военной части (к 9 Мая)

Выставка детских работ для ветеранов

Великой Отечественной войны к 9 мая.

Июнь

«Парк – Музей

Коломенское» - видео

путешествие

Видео путешествие «Парки Москвы»

- музей под открытым небом

Коломенское.

Июль

Народные игрушки:

«Матрешка»,

«Филимоновская

игрушка», «Дымковская

игрушка», «Богородская

игрушка»,

Видео путешествие в Музей Игрушки

в Сергиевом Посаде.

Август

Заседание педагогов и

родителей на тему

«Музей и дети»

Постановка задач на новый учебный

год по направлению Музейная

педагогика.

При организации работы с дошкольниками в музее были определены

следующие основные цели:

1. Формировать гражданско-патриотические чувства у детей

2.

Создать

целостную

картину

мира

на

основе

знакомства

с

экспозициями музеев.

3.

Расширить

кругозор;

воспитать

познавательные

интересы

и

способности.

4. Совершенствовать образовательный процесс средствами основного и

дополнительного образования.

5. Приобщить ребенка к миру народного (декоративно-прикладного) и

изобразительного искусства.

6.

Обогатить

представления

детей

о

разнообразных

произведениях

русского народного декоративно-прикладного искусства, о его назначении и

особенностях.

7.

Сформировать

«образ

музея»

как

храма

искусства,

в

котором

хранятся

художественные

коллекции

культурно-исторического

значения

разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные

и т.д.)

8. Развивать общие познавательные способности детей: способность

наблюдать,

описывать,

строить

предположения,

находить

причины

и

следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве,

сравнивать свой образ жизни с образом жизни и других людей, живших в

другом времени или в другом географическом пространстве, выделять общее

и частное в поведении людей и явлениях культуры.

9.

Развивать

художественное

восприятие,

воображение,

образное

и

ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.

10. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Рекомендации родителям

1.Москва богата музеями, выставочными залами, панорамами – это

город с удивительной историей. Ходите с ребенком в музей, научите его

видеть

прекрасное

вокруг,

развивайте

у

детей

интерес

к

истории

своей

Родины, своего города, своей семьи, чтобы не росли они Иванами, родства не

помнящими…

2.Каждый

ребенок,

имеющий

интеллект,

даже

если

он

еще

мал,

способен

понимать

прекрасное.

Водите

своих

детей

на

художественные

выставки. С Вашей помощъю малыш обязательно поймет красоту человека,

природы, красоту творения рук человеческих, станет маленьким ценителем

таланта художника.

3.Покажите детям Москву. Погуляйте с ними по московским улицам,

расскажите им о своих чувствах, воспоминаниях, подарите им свою Москву и

вы станете ближе и интереснее друг другу…

Музей, как средство воспитания,

Программа

детского

сада

рассматривает

духовно-нравственное

воспитание

как

«воспитание

у

ребёнка

с

первых

лет

жизни

гуманного

отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному дому, краю,

городу

(посёлку),

Родине,

уважение

к

людям

разных

национальностей,

государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации)». В

статье18

ФЗ

«Об

образовании»

говорится:

«Родители

являются

первыми

педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и

интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

Хотим поделиться опытом сотрудничества с родителями в нашем

детском

саду

по

духовно-нравственному

воспитанию

дошкольников

средствами музейной педагогики. В своей работе мы постарались создать

такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному

вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека

возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда,

когда это касается лично его, семьи, ребёнка. Мы осуществляем работу

блоками.

1 блок «Моя семья»

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к

партнёрскому

сотрудничеству

семьи

дошкольников,

с

целью

развить

у

ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т.е.

неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Начали мы с уточнения знания детьми своего и родителей имени,

отчества, с бесед о семьях детей, о маме и папе, других родных, с которыми

проживает

ребёнок.

Большинство

семей

ведёт «Альбом

ребёнка»

(знаменательные

жизненные

вехи,

достижения

ребенка

в

фотографиях).

Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого

ребёнка «Семейное

генеалогическое

древо».

Для

полноты

восприятия

детьми «путешествия по времени» родители предоставили для экспозиции

различные семейные ценности,

коллекции: «Женское рукоделие – коврики,

скатерти,

полотенца,

салфетки,

панно…»,

«Устаревшие

предметы

быта,

техники»,

«Юбилейные

и

старинные

монеты»,«Старинные

ёлочные

игрушки»,

«Часы»,

«Куклы»,

«Детские

фотографии

мамы

и

папы»,

«Календарики», «Открытки», «Фантики» и др.

Музейный материал – это, во-первых, любые материальные предметы

прошедших времен; во-вторых, наглядные, прежде всего, живописные или

фотографические

иллюстрации

этого

времени;

и

в-третьих,

краткие

словесные

комментарии,

помогающие

воспитателям

вводить

детей

в

представленную тему.

В детском саду мы целенаправленно приобщаем детей к труду, а также

предлагаем понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во

время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеороликов, послушать в

музее дошкольного учреждения рассказы приглашенных гостей, задать им

вопросы,

рассмотреть

форменную

одежду,

приборы

или

специальные

атрибуты, знаки отличия, которые можно трогать.

При активном участии родителей в группе создаётся книга «Есть

такая

профессия»,

в

ней

собраны

фотографии,

рассказы

членов

семей

дошкольников о своих профессиях.

С помощью родителей приобрели не только имитирующие игрушки,

макеты, но и костюмы, настоящие атрибуты, дающие возможность поиграть в

деятельность

людей

разных

профессий…Предметы

народного

костюма,

макеты

предметов

старинного

быта,

народное

песенное,

танцевальное

творчество,

игры

используются

в

драматизации

народных

сказок,

традиционных праздниках, таких как «Святки», «Масленица» и др. в детском

саду.

Традиционно

патриотизм

одна

из

неотъемлемых

черт

духовно-

нравственной личности. Чем, в плане такого воспитательного направления,

может быть полезна музейная педагогика?

Развиваясь,

ребенок

не

может

«самоутвердиться

вообще».

Он

утверждает себя непременно на основе каких-то впечатляющих его лично

примерах. Поэтому используем личные архивы родителей.

2 блок «Детские проекты»

В нашей группе началом стало создание уголка «Русская изба», также

были

проекты:

«Осенние

истории»,

«Мы

новосибирцы»,

«Есть

такая

профессия»,

«Что

было

до?»,

«Жилище»,

«Космос»

и

др.

Сейчас

мы,

совместно с семьями, участвуем в детском проекте «Мини-музей «Ложка»»

Уголок «Русская изба»

Уголок «Русская изба» в средней группе был нужен для создания быта,

атмосферы народной сказки. Совместно с детьми выполнен крупный макет

печки,

с

помощью

родителей

собрана

сопутствующая

домашняя

утварь

(ухват,

кочерга,

лоскутное

одеяло,

вязанные

коврик,

салфетки),

сшиты

народные и ролевые костюмы – используются для драматизации сказок,

игровой

импровизации.

Другие

детские

проекты

помогли

разнообразить

предметную

среду,

развить

познавательную

деятельность,

расширить

восприятие дошкольников, обогатить духовно-нравственно.

Детский проект «Мини-музей «Ложка»

Направления деятельности, поиска информации, экспонатов для мини-

музея

«Ложка»

мы

обсудили

на

«Родительском

совете».

В

результате

совместной

деятельности

с

детьми,

активного

участия

родителей

к

презентации проекта были созданы книжки: «История ложки», «Пословицы

и

поговорки»,

«Потешки»,

«Загадки»,

«Сказки»,

«Песни»,

«Приметы»,

«Традиции»,«Этикет»,

«Вкусные

истории»,

«Рецепты

Пилюлькина»,

«Стихи», «Совместное творчество (сказки, рассказы, стихи, кроссворды)».

Созданы фотоальбомы по теме: «Деревянные ложки», «Ложки из металла и

пластмассы»,

«Фарфоровые,

керамические

ложки»,

«Ложка

в

народных

промыслах», «Фоторепортаж о мини-музее «Ложка» в группе «Берёзка»».

Организован ложковый театр (изготовление ложковых кукол детьми,

р од и т е л я м и ) ,

с т уд и я

н о в о с т е й « Лож к а

T V »

( р а с с к а з ы в а н и е

детьми-«дикторами» историй из жизни группы), обо всём в мини-музее знает

его хозяйка – кукла Луша, с детьми проводятся логоритмические упражнения

«Ложкари», подготовлен к утреннику танец по песне«Ложки деревенские».

Выставки: детские рисунки, аппликации, поделки из пластилина и

природных, бросовых материалов, выжигание по деревянной ложке, оттиски

узоров с ручек металлических ложек (использовались семейные столовые

приборы), совместных с родителями детских работ: «Ложка-красавица».

В

экспозиции

собраны

деревянные,

керамические,

стеклянные,

пластмассовые

и

металлические

представители

«семейства

ложки»

(столовые,

десертные,

чайные

и

специальные),

образцы

народных

промыслов.

«Экскурсоводами»дети

становятся

сами,

коллективно,

рассказывая каждый о каком-либо экспонате(по выбору ребёнка).

Наши дети посетили выставки мини-музеев других групп детского

сада, пригласили гостей к себе в группу на экскурсию.

Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество

с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили

нам расширить духовно нравственные представления детей о собственной

душевной

близости,

сопричастности

своего

«Я»

с

другими

людьми,

живущими, работающими, рядом.

Мы

получили

возможность

«погружения»

детей

в

информативную,

новую

для

них

предметную

среду,

возможность

сопереживания

общих

впечатлений

с

родителями,

другими

детьми

и

взрослыми,

возможность

продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и

совместной

с

родителями,

воспитателями

творческой

деятельности

изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый

словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и

т.д..

Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения от общения с

детьми,

родителями

за

последние

три

года,

мы

убедились

в

том,

что

в

результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается

рост духовно-нравственного воспитания детей

Патриотическое воспитание

Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,

прививая духовную оседлость,

так как без корней в родной местности,

стороне человек похож на иссушенное

растение перекати-поле».

Академик Д.С.Лихачев.

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в

совместной

деятельности

и

общении,

направленное

на

раскрытие

и

формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности,

приобщение

к

истокам

национальной

и

религиозной

культуры,

природе

родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства

сопричастности, привязанности к окружающим.

В

современных

условиях

жизни

общества

одним

из

центральных

направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое

воспитание.

Отторжение

подрастающего

поколения

от

отечественной

культуры,

от

общественно-исторического

опыта

поколений

одна

из

серьезных

проблем

нашего

времени.

Развивать

у

детей

понимание

культурного

наследия

и

воспитывать

бережное

от¬ношение

к

нему

необходимо с дошкольного возраста.

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

- Методическая служба детского сада разработала критерии

конкурса на лучший мини-музей, которые были обсуждены с коллективом

после защиты проектов. Родителям было предложено посетить с детьми

разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для

чего его посещают люди, и т.п.

- В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе

с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его

модель, выбирали место для размещения. Мини-музеи получились разными и

по оформлению, и по содержанию.

- Каждый воспитатель на педагогическом совете защищал собственный

под проект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-

схема),

описание

(оборудование,

экспонаты),

название

первой

ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его

создании детей и родителей.

- Было разработано положение по мини- музеям ДОУ.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

(ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)

Взрослые

и

дети,

следуя

своим

моделям,

создавали

мини-музеи

в

группах.

Большую

роль

в

этом

процессе

сыграли

родители,

которые

приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого

этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по

своему

музею,

причем

сами

дошкольники

предлагали,

что

именно

они

считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились

экскурсоводами.

3 этап

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ».

Важная

особенность

музейных

элементов

развивающей

среды

участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою

причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики,

приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии

для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать

ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно

посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в

руки

и

рассматривать.

В

обычном

музее

ребенок

лишь

пассивный

созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он

сам,

но

и

его

папа,

мама,

бабушка

и

дедушка.

Каждый

мини-музей

результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Воспитатели активно используют экспонаты мини-музеев в работе с

дошкольниками:

- перед поездками в музеи города

- при проведении занятий по патриотическому воспитанию.

- при проведении экскурсий по мини – музеям.

- при знакомстве детей с поведением в музеях.

- бережном отношении к вещам и при решении других важных задач в

воспитании дошкольников.

В результате такой работы в ДОУ появился круг единомышленников,

которые заинтересованы работой, созданием таких уголков. Это позволяет

всему коллективу совместно с родителями и детьми быть в тесном контакте и

постоянном поиске.

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей»

привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться

своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной. Таким

образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через

музейную педагогику. Работу по данному вопросу мы продолжим развивать,

пополнять мини- музеи экспонатами, поддерживать связь с другими музеями

города.

Цели Музея декоративно-прикладного искусства:

При

организации

работы

с

дошкольниками

в

музее

были

определены следующие основные цели:

1. Формировать гражданско-патриотические чувства у детей

2.

Создать

целостную

картину

мира

на

основе

знакомства

с

экспозициями музеев.

3.

Расширить

кругозор;

воспитать

познавательные

интересы

и

способности.

4.

Помочь

детям

овладеть

навыками

поисковой,

исследовательской

деятельности.

5. Совершенствовать образовательный процесс средствами основного и

дополнительного образования.

6. Приобщить ребенка к миру народного (декоративно-прикладного) и

изобразительного искусства.

7.

Обогатить

представления

детей

о

разнообразных

произведениях

русского народного декоративно-прикладного искусства, о его назначении и

особенностях.

8.

Научить

различать

виды

русского

прикладного

искусства

по

основным стилевым признакам.

9.

Сформировать

«образ

музея»

как

храма

искусства,

в

котором

хранятся

художественные

коллекции

культурно-исторического

значения

разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные

и т.д.)

10. Развивать общие познавательные способности детей: способность

наблюдать,

описывать,

строить

предположения,

находить

причины

и

следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве,

сравнивать свой образ жизни с образом жизни и других людей, живших в

другом времени или в другом географическом пространстве, выделять общее

и частное в поведении людей и явлениях культуры.

11. Развивать художественное восприятие, воображение, образное и

ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.

12. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Методические принципы

При

планировании

занятий

по

музейной

педагогике

опираемся

на

следующие методические принципы:

1.

Деятельность.

На

занятиях

ребенок

находится

в

постоянном

процессе

открытия

новых

знаний.

Действие

способ

познания,

переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны

педагога.

2.

Вариативность.

Ребенку

предоставляется

возможность

для

оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения

проблемной ситуации. Основное методическое правило — ребенок всегда

прав, если может объяснить свою точку зрения.

3.

Креативность.

Педагог

поощряет

и

провоцирует

творческую

деятельность ребенка, создавая ситуации, в которых последний становится

творцом

и

реализует

свое

творческое

начало

через

коллективную

и

индивидуальную деятельность.

4. Непрерывность. Получение знаний не заканчивается на занятиях, а

продолжается

в

группе

и

семье.

Выработка

личностной

позиции

и

целеположение ее действий — залог оптимизации обучения дошкольников.

5. Гуманность. Без любви к жизни, детям невозможно формирование

личности, создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых

должно стать для ребенка единственным и неповторимым.

Структура музейной экспозиции

Педагогами ДОУ была разработана структура музейной

экспозиции и сменяемость ее предметов:

1.

Роспись

по

дереву:

-

хохлома

(детская

мебель:

стулья,

столы

разнообразной формы; ложки: этапы работы, разная роспись на разном фоне,

вазочки разной формы и размеров; чаши, ковши, блюда, набор для меда,

набор для кваса, миски, солонки, декоративное панно, декоративные яйца,

половники);

-

городец

(панно,

разделочные

доски,

хлебницы,

солонки,

сундучки, полочки, коромысла с ведерками, игрушки); - росписи Северной

Двины

и

Мезени

(мезенская

роспись

на

панно,

ковши-скопкари,

панно,

декоративные доски).

2. Керамика: - гжель (чайный сервиз, кофейный сервиз, сахарницы,

конфетницы, вазы, штоф малый, штоф большой, набор чайников, часы, лампа

настольная,

доски

разделочные,

панно

(майолика),

скульптура

(девушка,

матрешка, петух, кот, обезьяна, лошадь, овечка); - скопинская керамика (вазы,

подсвечники, квасники).

3.

Русская

глиняная

игрушка

-

каргопольская

(Полкан,

композиция

«Мужик с собачкой на привале», козлы, танцующая пара) - дымковская

(индюки, барышни, барышни с коромыслами (этапы работы), петухи, бараны,

козлы, быки, поросята, олени, кони (этапы работы), кавалеры, всадники на

конях, на оленях, пары: барышни с кавалерами, семья); - филимоновская

(сельские красавицы, птицы, козлы, собаки); - абашевская (козлы, олени,

бараны, барышни-свистульки); - гриневская (кони, индюки, козел, барышня,

конь с всадником).

4.

Русская

деревянная

игрушка - нижегородская топорщина (птицы

счастья);

-

полхов-майданские

игрушки

(матрешки,

Ваньки-встаньки,

свистульки, вазочки) - сергиево-посадские игрушки (матрешки различной

величины, этапы работы); - семеновские матрешки; - богородская игрушка

(птица с птенцом, клюющие куры, заяц с морковкой, медведь, купающий

медвежонка,

медведь,

обувающий

лапоть,

медведь,

расписывающий

матрешку, медведь-акробат)

5. Русские художественные лаки: - палех (брошь, шкатулка, коробки); -

жостово (подносы разнообразной формы и размера).

6. Павловопосадские платки.

7. Вологодские кружева.

8. Художественные изделия из бересты (туески, шкатулки, лапти).

Работа с родителями по краеведению

1.

Привлекать родителей к сбору краеведческого и познавательного

материала для пополнения развивающей среды группы и экспозиции

мини - музея краеведения.

2.

Проводить консультации на темы краеведческого характера , например

«Ребенок и окружающий мир», «Расскажите детям о своем любимом

месте города», «Куда пойти с ребенком в выходной день» и др.

3.

Привлекать родителей к организации и участию в групповых

праздниках, занятиях на тему «Конкурс знатоков родного края».

4.

Подготовить вместе с родителями папку - передвижку «65 добрых дел»,

«С любовью к городу» и др.

5.

Организовывать участие родителей в конкурсах рисунков «Город, что

сердцу дорог», в совместных с детьми выставках работ к фольклорным

праздникам.

6.

Проводить анкетирование родителей о знакомстве детей с родным

краем.

7.

8. Проводить для родителей дни открытых дверей, праздники,

развлечения.

8.

Организовать совместное написание детей и родителей сочинений на

тему: «Если бы я был(а) президентом» или «Кем я хочу стать, когда

вырасту».

9.

Проводить туристические походы на природу, прогулки, экскурсии по

городу.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие«краеведческое воспитание»?

Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое

воспитание с дошкольного детства? Почему?

___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие

поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную

культуру?

_________________________________________________________________

______

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в

вопросах культуры и истории родного поселка, края?

______________________________________________________________

_________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного

возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы

могли бы предложить?

____________________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей

интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?

_________________________________________________________________

_

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?

______________________________________________________________

_________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при

ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите

известные источники.

______________________________________________________________

_________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по

краеведческому воспитанию ребенка?

______________________________________________________________

_________



В раздел образования