"Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Автор: Исламова Язира Габдрахмановна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ им. Т.Л.Рахманова Населённый пункт: Республика Башкортостан, Илишевский район, село Верхнеяркеево Наименование материала: методическая разработка урока Тема: "Умножение десятичных дробей на натуральные числа" Раздел: среднее образование
«Умножение десятичных дробей на натуральные числа» (5 класс, математика)
Цели деятельности учителя
Главная дидактическая цель :
Формировать
навыки
умножения
десятичных
дробей
на
натуральные
числа;
способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного
внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при
фронтальной работе, индивидуальной работе.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок;
высказывать предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и
следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Знать правило умножения десятичных дробей на натуральное числа, на 10, 100,1000 и т.д.,
уметь умножать десятичные дроби на натуральные числа , на 10, 100, 1000..
Метапредметные :регулятивные-
уметь определять и формулировать цель на
уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные-уметь ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое от уже
известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные-уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь
других.
Личностные:
уметь
проводить
самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Тип урока
изучение нового материала;
Ресурсы
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений
/
Н.Я.Виленкин
и др. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013.
Дидактические материалы по математике/ Чесноков А.С., Нешков К.И.
Основные понятия
Правило умножения десятичных дробей на натуральное число, на 10, 100, 1000 и
т.д
Новые понятия и связи между ними
произведениедесятичной дроби на натуральное число
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка
Домашнее задание
Прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных
дробей на натуральные числа стр.208 №1330,1331
.
Этап урока
Деятельность и
действия учителя
Деятельность и
действия ученика (ов)
Используемые
методы, приемы,
формы
Формируемые УУД
Результат
взаимодействия
1. Мотивация к
учебной
деятельности.
Организует актуализацию
требований к ученику со стороны
учебной деятельности. Создает
условия для формирования
внутренней потребности АО
включении в учебную
деятельность.
Устанавлиает тематические
рамки,организует уточнение типа
урока и называние шагов учебной
деятельности.
.
Визуальный контроль готовности
кабинета и рабочего места к
уроку.
Включаются во взаимодействие с
одноклассниками и с учителем.
Взаимное приветствие,
контроль присутствующих,
проверка готовности
кабинета и учащихся к
уроку,
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками.
Готовность учащихся к
обучению.
2. Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном учебном
действии.
1) На доске записаны числа.
5,67; 6; 786;5,897; 0,089;2300 .
Разбейте их на 2 группы
I - натуральные числа;
II – десятичные дроби.
2) Восстановите цепочку:
(Презентация Слайд 1)
1) I - натуральные числа:
6;786;2300 .
II – десятичные
дроби:5,567;5,897;0,089
2) 5*2=10; 10 *4=40;
40*3 = 120; 120 · 4 = 480;
480 · 5= 2400; 2400 : 10 = 240.
Беседа в ходе фронтальной
работы.
Постановка задачи.
Регулятивные УУД :Уметь
проговаривать
последовательность
действий на уроке .
Познавательные УУД
Уметь преобразовывать
информацию из одной
формы в другую .
Коммуникативное УУД
Уметь
оформлять
свои
мысли в устной форме .
Уметь анализировать
данные.
Уметь выполнять
арифметические действия.
3.Целеполагание и
мотивация
– Обратите внимание, какое
действие наиболее часто
встречается в цепочке?
- Как вы думаете какая тема
нашего урока?
-Какие числа кроме десятичных
дробей мы вспоминали в начале
урока? Поэтому тема нашего урока
не просто «Умножение десятичных
дробей», а «Умножение
десятичных дробей на
-Умножение.
-Умножение десятичных дробей.
-Натуральные.
Беседа в ходе фронтальной
работы.
Наблюдение, проблемная
ситуация.
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать
последовательность
действий на уроке,
принимать решение в
проблемной ситуации. .
Уметь сформулировать
тему и цель
натуральные числа»
- Запишите в тетрадь дату и тему
урока.
-Какая цель нашего урока, что
каждый из вас должен усвоить и
чему научиться к концу урока?
В тетрадь ученики записывают
дату и тему урока.
-
Изучить правила умножения
десятичных дробей на
натуральные числа.
4. Усвоение новых
знаний и способов
усвоения
Перед знакомством с новым
материалом детей разделить на 2
группы (дети вытягивают жетоны
двух цветов (зелёного и жёлтого)
или по вариантам.
Даётся задание обеим группам:
необходимо найти периметр
квадрата со стороной 1,5 дм
(зелёный квадрат) –1 группа,
4,5 дм (жёлтый квадрат)– 2 группа
Как найти периметр такого
квадрата? Предлагается учащимся
его найти способом сложения длин
сторон. Записать результаты на
доске.
1,5+1,5+1,5+1,5 = 6 (дм); 4,5 +
4,5 + 4,5 + 4,5 = 18 (дм)
А как по-другому можно было
найти тот же периметр?
Давайте умножим числа,
выражающие длины сторон, на 4,
не обращая пока внимания на
запятые (учащиеся работают на
месте)
15· 4 = 60 ;
45 · 4 = 180.
Теперь сравните ваши ответы с
ответами, записанными на доске.
Почему запятая стоит именно на
этом месте. Объясните.
- Найти сумму длин сторон.
В тетрадях 1,5+1,5+1,5+1.5+1,5=
6
4,5+4,5+4,5+
4,5=18
-Умножить длину стороны
квадрата на 4
В тетрадях: 15 · 4 = 60 ;
45 · 4 = 180.
-Отличаются только запятой.
Делается вывод: чтобы
умножить десятичную дробь на
натуральное число, надо её
умножить на это число, не
обращая внимания на запятую. В
полученном произведении
отделить запятой справа
столько цифр, сколько их
отделено запятой в десятичной
Наблюдение, проблемная
ситуация
работа с текстом
(сравнение).
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать
последовательность
действий на уроке;
высказывать своё
предположение, оценивать
правильность выполнения
действия.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять мысли в
устной и письменной
форме, учитывать разные
мнения, спорить и
отстаивать свою позицию
Регулятивные УУД:
Адекватно самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия.
Уметь самостоятельно
сформулировать новые
понятия.
дроби.
5.Первичное
закрепление
Организовать усвоение детьми
нового способа действий при
решении данного класса задач с их
проговариванием во внешней речи:
фронтально.
№1306а-е Решить
упражнение с комментированием у
доски – один учащийся, остальные
в тетрадях № 1306 ж-м; 1307.
Выполняют задание
самостоятельно в тетради :
1) 1306 а-е самопроверка,
проговаривая устно цепочкой;
2) упражнение с
комментированием у доски –
один учащийся, остальные в
тетрадях № 1306 ж-м; 1307.
Самостоятельная
работа, рефлексия.
Самоконтроль.
Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать
последовательность
действий на уроке.
Уметь выполнять работу по
предложенному плану.
Уметь вносить
необходимые коррективы в
действие после его
завершения на основе его
оценки и учёта характера
сделанных ошибок
Уметь проговаривать
последовательность
действий на уроке.
Уметь выполнять
умножение десятичных
дробей на натуральные
числа.
6. Релаксация
(физминутка).
Небольшая физминутка
Снять утомление.
7. Организация
первичного
контроля
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
Презентация (Слайд 2)
Называют
с
помощью
учителя
место своего затруднения, причину
исправляют ошибки.
Организует
самопроверку
по
эталону.
Организует
выявление
места
и
причины затруднений, работу над
ошибками
Выполняют самостоятельная
работу.
Затем работа в парах. Обменяться
тетрадями, проверить решение по
эталону ( Слайд 2)
Называют с помощью учителя
место своего затруднения,
исправляют ошибки.
Самостоятельная
работа, рефлексия, работа в
группах,
взаимоконтроль.
Регулятивные УУД :
Уметь выполнять работу по
предложенному плану.
Уметь вносить
необходимые коррективы в
действие после его
завершения на основе его
оценки и учёта характера
сделанных ошибок.
Личностные УУД:
Способность к самооценке
на основе критерия
успешности учебной
деятельности .
Уметь выполнять
умножение десятичных
дробей на натуральные
числа.
8. Подведение итогов
урока.
- Мы переходим к последнему
этапу.
Подводим итог работы на уроке.
Какую цель ставили?
Достигли цели ? Почему ?
Дать качественную оценку работы
класса и отдельных обучаемых.
С помощью учителя
проговаривают название
следующего этапа.
Отвечают на вопросы учителя.
Беседа в ходе фронтальной
работы.
Фиксирование
н о в о г о
содержания.
Регулятивные УУД :
Ум е т ь
п р о г о в а р и в а т ь
последовательность
действий на уроке .
У м е т ь
о ц е н и в а т ь
правильность
выполнения
д е й с т в и я
н а
у р о в н е
адекватной
ретроспективной оценки.
Личностные УУД
Способность к самооценке
н а
о с н о в е
к р и т е р и я
у с п е ш н о с т и
у ч е б н о й
деятельности .
Уметь принимать решения,
делать выводы, общаться,
обращаться за помощью
(если нужно).
9. Информация о
Обеспечение понимания детьми
Учащиеся получают домашнее
Беседа в ходе фронтальной
Выбирают задание в
домашнем задании
цели, содержания и способов
выполнения домашнего задания.
Прочитать п. 34, выучить правило
умножения десятичных дробей на
натуральные числа стр.204;
На «5»: № 1330; 1331
задание, записывают.
работы.
соответствии с уровнем
развития.
10. Рефлексия
Организует рефлексию.
– Какую цель вы поставили в
начале урока?
– Вы достигли цели урока?
Что вы использовали для
достижения цели?
– Что интересного вы заметили
при делении десятичных дробей на
натуральное число?
– Проанализируйте результат
своей работы.
Отвечают на вопросы учителя.
Беседа в ходе фронтальной
работы.
Рефлексия.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
Познавательные:
рефлексия
.
Анализ конкретных
результатов обучения:
-какие получены
достижения;
-что было удачным на
уроке, а что менее
удачным;
-объяснение причины
своих неудач.