Автор: Козулева Ирина Филипповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №218 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Музейная педагогика в системе художественно - творческого развития детей"
Раздел: дошкольное образование
Введение.
Музейная педагогика- это словосочетание знакомо всем, кто имеет
отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он
появился
на
рубеже
19-20
вв.
С
этого
времени
музей
начал
осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого
стала
образовательно-воспитательная.
Важно
отметить,
что
центральное
место в
музейно-образовательной
деятельности
отводилось
педагогу
как
участнику
и
организатору
музейно-
педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в
России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний
день практически утрачена.
Обращение
к
ценностям,
накопленным
и
свято
хранимым
человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида
в
культурно-историческое
пространство,
что
создаёт
почву
для
осознания
им
себя
как
субъекта
культуры.
Особая
роль
в
этом
принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума,
цивилизации
в
мир
культуры.
В
этой
связи
для
образования
представляют интерес социокультурные функции музея.
В
связи
с
этим
всё
большее
внимание
в
теории
и
практике
образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика,
как одно из направлений деятельности музея, становится всё более
привычной
в
практике
духовно-нравственного,
гражданско-
патриотического,
историко-краеведческого
воспитания
личности
в
едином
образовательном
процессе.
Стремление
к
гуманитарному
обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея
и детского сада, на создание любительских тематических музеев –
суть новой образовательной парадигмы XXI века.
Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение:
«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая
на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части
общей
культуры)
и
краеведения.
Она
исследует
музейные
формы
коммуникации, характер использования музейных средств в передаче
и восприятии информации с точки зрения педагогики . Предметом
музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием,
методами
и
формами
педагогического
воздействия
музея,
с
особенностями этого воздействия на различные категории населения,
а также с определением музея в системе учреждения образования» .
Таким
образом,
музейная
педагогика
формируется
на стыке
музееведения, педагогики, психологии.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности
путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о
его процветании;
Формирование
самосознания,
становления
активной
жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем
мире;
Развитие
художественно-творческих
и
организаторских
способностей,
предоставление
возможности
реализоваться
в
соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою
неповторимую индивидуальность;
Формирование
детско-взрослой
совместной
деятельности
на материале музейной практики;
Осво ение
нового
типа
занятий,
ф о рм и р о в а н и е
профессиональной компетентности музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки
образовательного результата музейной педагогики.
.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие познавательных способностей и познавательной
деятельности.
Формирование
проектно-исследовательских
умений
и
навыков.
Развитие речи и расширения словарного запаса.
Воспитание
любви
к
природе
родного
края
и
чувство
сопричастности к ее сбережению.
Воспитание культуры поведения
Немецкий
учёный
Г.
Фройденталь
сформулировал совокупность
требований
к
проведению
занятий
в
музее,
актуальных
и
сегодня:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную
( у ч е б н у ю ,
в о с п и т а т е л ь н у ю ,
р а з в и в а ю щ у ю )
ц е л ь ;
- педагог и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а
с е р ь ё з н а я
р а б о т а ,
а
п о э т о м у
н у ж н о
г о т о в и т ь с я
к
н е м у ;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе
з а н я т и й ,
ко гд а
д е т и
н е
у с т а л и
и
г о т о в ы
к
в о с п р и я т и ю ;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только
д л я
с о з н а н и я
р е б ё н к а ,
н о
и
в з р о с л о г о » ;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных
интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей
(рисунок,
сочинение
на
тему
увиденного,
создание
моделей
и
т.д.).
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько
владеет
педагог
умениями
развивать
и
поддерживать
познавательные
интере сы
детей,
создавать
атмо сферу
творче ства,
г ру п п о во й
ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит
воспитателя
в
коммуникативные
ситуации,
требуя
проявления
качеств,
способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким
качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность,
способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние
эмоционального
комфорта,
интеллектуальной
активности,
творческого
поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал
воспитателя
и
способствуют
всестороннему
гармоническому
развитию
личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность
педагогического
взаимодействия,
повышение
качества
образования,
формирование
гражданственности
и
патриотизма
у
подрастающего
поколения
–
главной
цели
современного
образования,
выполняющей
социальный заказ общества.
Теоретические основы темы.
ФГОС
ДО
определяет
одним
из
важных
направлений
развития,
познавательное развитие (пункт 2.6. ФГОС ДО).
Задачи познавательного
развития
направлены
на
развитие
интересов
детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных
действий,
становление
сознания;
развитие
воображения
и
творческой
активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
об особенностях природы.
Согласно пункта 1.2 ФГОС ДО содержание дошкольного образования
реализуется в формах, специфических для детей… прежде всего в форме
«игры, познавательной и исследовательской деятельности». В пункте 2.7.
Стандарта
познавательно-исследовательская
деятельность
наряду
с
общением и игрой определена как сквозной механизм развития ребенка.
Таким образом, познавательное развитие не сводится к процессу накопления
знаний,
умений,
навыков,
а
определяется
как
процесс
развития
интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.
Познавательная деятельность в соответствии с пунктом 1.2, 1.4 ФГОС
ДО
осуществляется
в
различных
формах
работы
с
детьми:
экспериментирование,
реализация
проекта,
коллекционирование,
путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии,
решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, увлечения,
игры
(сюжетные,
с
правилами),
интеллектуальные
игры
(головоломки,
викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), мини-музеи.
Образовательная
деятельность
строится
на
основе
взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития (п. 3.2 ФГОС
ДО).
Главное
-
развитие
личности
каждого
ребенка,
формирование
самостоятельности,
инициативности,
формирование
и
поддержка
их
положительной
самооценки,
уверенности
в
собственных
возможностях
и
способностях (пункт 3.2 ФГОС ДО).
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация
экспозиций
или
выставок,
а
многообразные
формы
деятельности,
включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы,
проведение
досугов
и
праздников,
исследовательская
и
проектная
деятельность.
Конечно,
в
условиях
детского
сада
невозможно
создать
экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали
их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст
детей,
для
которых
они
предназначены,
и
размеры
экспозиции,
и
определенную ограниченность тематики.
Мини-музеи
в
детском
саду
актуальны
и
эффективны.
Они
дают
ребенку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать
творческие
способности
и
коммуникативные
навыки.
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.
Именно
в
игре,
моделируя
разнообразные
ситуации,
ребенок
познает
окружающий
мир,
овладевает
необходимыми
навыками,
приобретает
собственный
опыт.
Воображение
и
фантазия,
максимально
развитые
в
детском
возрасте,
помогают
ребенку
проникнуться
духом
иного
исторического
времени,
а
значит,
осваивать,
преобразовывать
накопленные историко-культурные ценности.
Целью
педагогической
технологии
является
воспитание
нравственности
детей
дошкольного
возраста
средствами
музейной
педагогики.
Для разработки технологии использования музейной педагогики как
инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены
следующие принципы:
Последовательность
ознакомления
детей
с
музейными
коллекциями.
Локализация
(выделение)
образца-эталона
в
группе
однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных
экспонатов.
Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с
произведениями
изобразительного
искусства)
производит
на
детей
огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся
пассивными.
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Доступность.
Наглядность.
Содержательность (материал должен иметь образовательно-
воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
Гуманизм
(экспонаты
должны
вызывать
бережное
отношение к природе вещей).
Подвижность
структуры
занятий-экскурсий
(четкий
сценарий, но возможность импровизации).
Обязательное
сочетание
предметного
мира
музея
с
программой, ориентированной на проявление активности детей.
Проведение
в
мини-музеях
тематических
занятий,
образовательных
и
о б з о р н ы х
э к с к у р с и й ,
к о н к у р с о в
и
в и к т о р и н .
Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни
через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и
к музейному искусству.
Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев:
каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.
Э к с п о н а т ы
д о л ж н ы
р а с п о л а г а т ь с я
н а
п о л к а х ,
с т е л л а ж а х .
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно
отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно
пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы,
выполненные совместно с взрослыми.
Взаимосвязь с другими видами деятельности
Развитие речи-словарная работа, развитие связной речи, интонационная
выразительность
речи,
активизация
пассивного
словаря,
знакомство
с
ф о л ь к л ё р о м ,
с
н а р о д н о й
с к а з к о й .
Музыка
–
знакомство
с
народной
музыкой,
с
классической
музыкой,
м у з ы к а л ь н о - р и т м и ч е с к и е
у п р а ж н е н и я .
Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство
с
произведениями
фотохудожников;
с
народно
прикладным
творчеством.
Познание
окружающего
мира
–
знакомство
с
разными
профессиями,
с
технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с
окружающем миром.
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает
ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к
истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте
наиболее
благодарными
и
восприимчивыми
посетителями
музейных
выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к
«настоящему» музею.
Музеи, посвященные природе (биологические, геологические, отчасти
краеведческие) традиционно любимы детьми и взрослыми.
В
последнее
время
стали
создаваться,
посвященные
одному
из
компонентов природы.
Например,
в
Киеве
успешно
функционирует
Музей
воды.
Он
привлекает детей, в том числе дошкольников, своей интерактивностью: здесь
можно самому выдуть мыльные пузыри и даже оказаться внутри огромного
мыльного пузыря, создать свою небольшую речку, послушать раскаты грома
(круговорот
воды
в
природе),
покормить
рыбок
в
большом
открытом
аквариуме, поработать с разными приборами. В музее представлены макеты и
схемы старинного водовода, жизнь воды под землей.
Много
внимания
уделено
проблемам
загрязнения
воды
и
необходимости ее экономного использования.
Музей воды есть и в Москве. Он принимает группы не только взрослых
посетителей, но и дошкольников, ведет большую работу по защите водоемов,
рассказывает о рациональном использовании водных ресурсов.
Не менее интересен Музей леса в столице. Есть здесь даже Музей
дождевого
червя,
созданный
энтузиастами-экологами
для
того,
чтобы
рассказать о важной роли этого животного в природе и изменить к нему
традиционно неприязненное отношение.
Жители и гости С. Петербурга в Музее Арктики и Антарктики могут
познакомиться с природой и проблемами этих регионов.
Многие дошкольники уже побывали в самых разных музеях нашей
страны и мира.
Перед тем как создавать мини-музеи в детском саду, расспросите их и
их родителей об этом, пусть они принесут фотографии, рекламные буклеты,
сувениры, связанные с музеями. Своими впечатлениями от путешествий по
музеям могут поделиться и педагоги. Выставка таких экспонатов-прекрасный
повод поговорить о коллекциях и музеях, их назначении и истории.
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для
дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского
сада
и
семьи.
Практика
показывает,
что
создание
мини-музеев
поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых
желания
узнать
больше.
Это
подтверждают
рассказы
воспитанников
о
посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также
активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг
себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных
вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно,
анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в
образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на
первый взгляд.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать
определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно,
целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и
впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного
символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь
маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной
деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей
деятельности – формирование творческой личности, способной
заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою
ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и
передачу этого наследия другим поколениям.
Организация мини-музея в детском саду
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории,
культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему
приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Создание
мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского
сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для
ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором
предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для
родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения
анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие
дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
Особенности месторасположения мини-музеев
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для
расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых
комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п.
Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры
помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок,
способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в
которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто
хочет – ищет возможности.
Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на
разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут
стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины,
тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на
столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать
коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать
объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во –
вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам
и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания
ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих
уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике
выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и
красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может
быть осуществлено следующим образом:
Размещение материала на настенных полочках;
Использование ширм;
Использование стендов;
Использование мобиле;
Размещение мелкого материала на сухих или искусственных
ветках деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том,
что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды
мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное
решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету,
расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу
привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды
используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним
удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к
потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию
музея вертикальными элементами.
Экскурсионная работа в мини-музее
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать
экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная
экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо
уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они
привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей
младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста
в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и
тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий,
организация выставок. Перечисленные методы реализуются в
разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и
загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.
Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими
важными факторами, как развивающая направленность обучения,
психологические особенности личности и возрастные особенности
музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным,
постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на
личность ребенка.
В условиях систематической работы и методически правильной организации
педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать
обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо
велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру
музейных ценностей.
Практическая часть
В связи с этим я решила в своем детском саду создать мини-музей.
В процессе создания музейного комплекса всю работу разделили на
э
т
а
п
ы
.
Подготовительный этап. В начале работы (дети, воспитатели) вместе с
родителями
определяли
тему
и
название
мини-музея,
разрабатывали
его
м о д е л ь ,
в ы б и р а л и
м е с т о
д л я
р а з м е щ е н и я .
Практический этап. Участие в создании детей и родителей. Каждый
мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их
семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В
итоге
главная
цель
достигнута:
отношения
родителей
и
педагогов
изменились, больше сплотились, произошло сближение.
Работа по созданию мини-музея в группе началась с сентября месяца с
опроса
родителей.
Было
проведено
анкетирование,
с
целью
узнать,
что
родители знают о музеях, посещают ли родители с детьми музеи и какие,
чтобы они могли предложить для создания мини-музея в группе. После
анализа анкет родителей, я провела беседы с детьми и как результат, было
решено
организовать
проект
«Мини-музей
природы».
Для
того
чтобы
пополнить музей экспонатами была проведена большая работа: ходили с
детьми и родителями в лес, собирали природный материал из которого в
последствии изготовляли разные интересные поделки. Так наш мини-музей с
каждым разом пополнялся новыми работами детей и взрослых.
В
нашем
музее
собраны
иллюстрации
художников,
портреты
скульпторов, архитекторов и их работами. Поэтому с подготовительными
группами
мы начали проекты: «Лаборатория невиданных скульптур» и
«Архитектура».
Ходили
с
детьми
на
экскурсии:
по
новому
городу,
познакомились с памятниками, рассматривали архитектурные сооружения.
Приобрели игры: «Двойняшки» (фрукты и ягоды)
-«Двойняшки» (обитатели водоемов)
-«Двойняшки» (насекомые)
-«Лото» (Забавные превращения)
-Демонстрационный материал:
-«Насекомые»
-«Деревья»
-«Птицы»
-«Ягоды»
-«Цветы»
-«Домашние животные»
-«Детеныши домашних животных»
-Папки:
-Поделки из природного материала
-Экспонаты
-Экологическая тропа
-Домашние животные
-Дикие животные
-Книги-энциклопедии:
-«Эти чудесные животные»
-«Насекомые»
-«365 научных экспериментов»
-«Мир леса»
-«Подводный мир»
-«Что растет в саду и огороде»
-«Живой мир»
Схема описания экспонатов в каталоге.
Рисунок (фотография) экспоната
Название:
(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть,
почему именно так называется.)
Где собран:
(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна
(если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная
(летает), наземная, почвенная.)
Кем собран:
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты,
указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)
Краткая информация об экспонате:
(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например,
листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется
человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы —
например, кто питается этим растением, животным, из каких растений
сделано гнездо.)
Как использовать в работе с детьми:
(При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что
обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно
использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).
Дополнительная литература:
(Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой
описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть
иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.)
Проект «Мини-музей природы»
Цель: 1. Познакомить детей со свойствами и роста растений, с внешним
видом животных, местом обитания, образом жизни диких и домашних
животных.
2. воспитывать бережное отношение к природе и миру растений.
3. Формировать представление о происхождении и свойствах полезных
ископаемых.
4. Расширить детский кругозор.
Программные
задачи
Развитие музея
Формы работы
с детьми
Формы работы
с родителями
1.Развивать
представление о
цветении и росте
растений
1.
Коллекция
«Природные
ископаемые»
1.
Рассматривание
иллюстраций.
1.
Экскурсия в
лес.
2. Воспитывать
гуманное
отношение
ко всему живому.
2.
Коллекция
«Гербарий»
2.Рассматривание
поделок из
природного
материала.
2.Поделки
из
природного
материала.
3. формировать
позиции
помощника
И защитника
природы.
3.
Фотоальбом
«Мини-музей
природы»
3.Загадывание
загадок о природе,
животных,
растениях.
3. Рисунки
родителей и детей.
4. Знакомство с
домашними и
дикими
животными, со
средой обитания,
приспособление к
условиям
природы.
4. Доклад на тему
«Мини-музей в
детском саду»
4. Чтение
художественной
литературы на
экологическую тему.
4. Придумывание
рассказов о
животных
5. Проявление
интереса к
самостоятельному
наблюдению,
понимание
необходимости
помощи живому
существу.
5. Паспорт
коллекций.
5. Беседа «Домашние
животные»
5. Сбор
природных
материалов.
6. Обогащать
словарный запас
детей,
активизировать
словарь детей.
6. Набор экспонатов.
6. Беседа «Дикие
животные»
6. Пикник на
природе.
7. Знакомить
детей с
полезными
ископаемыми, со
свойствами их
значения в
природе.
7. Набор «Деревья»
7. Беседа «Полезные
ископаемые»
8. Набор
«Домашние
животные»
9. Набор «Дикие
животные»
10. стихи и
рассказы
11. Поделки из
природного
материала.
12. Настольные
игры.
13. Подвижные
игры.
14. Природный
материал.
15. Экспонаты
16. Корзинки с
-шишками
-желудями
-камнями
-орехами
-ракушками
и т.д.
17. Аппликация
18. Папье-маше
19. Колосья
20. Предметы из
дерева.
8. Игра « С какого
дерева листок»
9. Игры:
-«Узнай, кто это?»
-«Рассказ о
животных»
-«Что и где растет»
-«Земля и ее
жители»
-«Рыбы»
и т.д.
10. Приготовление
поделок из
природного
материала.
11. Прослушивание
музыкальных
произведений.
План осуществления проекта на тему:
«Лаборатория невиданных скульптур»
Подготовительная группа
.
Меся
ц
Работа с детьми
Работа с родителями
Формы
работы,
краткое
содержание
Предполагаемый
результат, форма
отчетности
Необходимые
условия
Формы
работы,
краткое
содержание
Предполагаемый
результат, форма
отчетности
Необходимые
условия
Сен
тябрь
Диагностика
Беседа о скуль
птуре
Ксерокопия
материалов
Анкета роди
телей
Анкета
Работа
родительского
комитета
Октябрь
Сюжет-
путешествие
«Скульптуры
г.Ульяовска»
Рассказы детей
Показ
иллюстраций
Приобрести
Небольшие
скульптуры.
Фотоальбом
Полочка для
скульптур
Ноябрь
Беседа на
тему «Виды
скульптур»
Рисование на
тему «Моя
любимая
скульптура»
Показ
картрин
Рисование
на тему
«Скульпту
ра»
Приобрести
папку
Работа с ро
дительским
комитетом
Декабрь
Беседа на
тему
«Средства
выразитель
ности
скульптуры»
Рассматривание
скульптур:
«Петух»
«Дельфин»
«Птичница»
Рисование
детьми
Рисование на
тему
скульптуры
Выставка
скульптур
Разные виды
скульптур
Январь
Игровая
ситуация
«Мы лепим
скульптуру»
Показ фото
альбома
Фотоальбом
Лепка
скульптур
Доклад на
Тему
«Скульптура
в детском
саду»
Работа с
родителями
Фев
раль
Игра-путеше
ствие
«В мир
скульптур»
Рассматрива
ние
иллюстраций
Знакомство с
видами
скульптур
Материалы
по скуль
птуре
Ксерокопия
материалов
Работа с роди
телями
Март
Беседа «Па
мятники
и
манументы»
Рассматривание
образцов
Рассказы
детей
Объемные
скульптуры
Иллюстрации
памятников
и манументов
Работа с
родителями
Апрель
Путешествие
в музей
скульптуры
Красивые би
леты в музей
Приобрести
атрибуты
Приобрести
скульптуры
Вывеска «Музей
скульптуры»
Работа с
родителями
Май
Отчет о про
деланной
работе
Сюжетно-
ролевая игра
«Музей скульп
туры»
Фотография
скульпторов
Изготовление
скульптур
Стенгазета
«Моя
скульптура»
Фотоальбом
Анкета для родителей
Цель: Выявить представление по проблеме художественно-эстетического
развития дошкольников.
1.
Как вы считаете художественно-эстетическое развитие и образование
детей в большой мере должно быть направлено на
-формирование некоторых искусствоведческих знаний
-развитие интереса к искусству
-опыт творчества
-опыт деятельности с разными материалами (песок, глина и т.д)
-развитие некоторых качеств (самостоятельность, организованность,
умение планировать деятельность.)
2.
Пометьте символом «+» виды детской продуктивной деятельности,
которые интересны вашему ребенку.
-рисование
-аппликация
-художественный труд
-конструирование
3.
Часто ли ваш ребенок лепит, конструирует?-------------------------------------
4.
Часто ли ваш ребенок обращает внимание на красоту в окружающем
мире (природные объекты, здания, памятники, скульптуры и
т.д)-----------------------------------------------------------------------------------------------
--------------
5.
Задает ли ваш ребенок вопросы об искусстве?
Просит ли объяснить, некоторые слова, например: «Красота»,
«Скульптура», «Пейзаж» как часто и в каких
ситуациях?-------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
6.
Если бы вас спросили знает ли ваш ребенок что такое
-живопись-
это------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------(что такое?)
-скульптура-
это------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------(что такое?)
как бы он ответил?
7.
Зачем создают
скульптуру?------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
8.
Портрет скульптурный бывает или нет?------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
План осуществления проекта на тему: «Архитектура»
Подготовительная группа.
Ме
сяц
Самообразова
ние,
организацион
но-
педагогическа
я
работа.
Работа с детьми
Работа с
родителями
Предполагаем
ый результат
Необходимые
условия
Сен
тябрь
Диагностика
Беседа о
зданиях г.
Ульяновска.
Ксерокопия
материалов
Анкета
Работа с
родителями
Октяб
рь
Беседа на
тему
«Архитектура,
как
искусство
созда-
вать
сооружение»
Рисование на
тему «Дом в
котором я живу»
Рисование
зданий г. Уль
яновска.
Рисунки роди-
телей и детей
Приобретение
Картин и
иллюстраций
нояб
рь
Игра-
путешествие
«Мой город-
зна
комый и
незна-
Рассказы детей
Открытки с
архитектурными
зданиями г.Улья
новска
Фотоальбом
Работа с роди
телями
комый»
Дека
брь
Беседа на
тему
«Архитектурн
ые
памятники
Симбирска-
Ульяновска»
Рассматри
вание иллю-
страций
Доклад на тему
«Архитектура»
Папки-файлы
Работа с роди
телями
Ян
варь
Д/и
«Симметри
чные
предметы
Настольно-
печатная иг-
ра «Собери
здание»
Портреты
архитекторов
Набор
открыток
«Архитектур
ные здания»
Работа с роди
телями
март
Беседа на
тему
«Дом-мой
милый
Дом»
Показ
фотоальбома
Ксерокопия мате
риалов
Фотоальбом
«Архитектурн
ые здания
г.Ульяновска
Работа с ро
дителями
Ап
рель
Экскурсия по
новому
городу
Сделать
фотографии
зданий
Приобрести
фотографии
Изготовить
билеты в
музей
архитектуры
Работа
с роди
телями
май
Отчет о
проделанной
работе
Игра-музей «Ар
хитектурные
здания г.
Ульяновска»
Макет собора
Казанской
Божьей Матери»
Стенгазета
«Мой
Г.Ульяновск»
Работа с
родителями
Анкета для родителей
Уровни развития
конструктивной деятельности в подготовительной группе.
В
Ы
С
О
К
И
й
1.
Творчески подходят к любому виду художественно-конструктивной
деятельности; именно используют усвоенные ранее способы и
приемы, проявляют фантазию, выдумку.
2.
Находят оригинальные конструктивные решения, комбинируют
материалы.
3.
Владеют разными приемами соединения деталей поделок и их
установки (крепления): с помощью клея, нитки и иголки,
проволоки, каркаса, шурупов и гаек, пластилина, смолы и т.д.
4.
Умеют создавать плоские, объемные и полуобъемные декорации,
макеты, архитектурные сооружения, природные ландшафты.
5.
Самостоятельно работают по схемам, фотографиям и
иллюстрациям, опираясь на образец; выделяют этапы работы;
При создании коллективных работ умеют договариваться,
распределять функции, заранее предвидят результат.
6.
Хорошо владеют приемами работы с ножницами (вырезание,
прорезание, надрезание и др.), шилом, отверткой.
7.
Сочетают неподвижные и гибкие соединения, что бы придать
фигуркам выразительные позы, макетам и декорациям-прочность
и основательность.
8.
Проявляют устойчивый интерес к художественному труду,
стремятся использовать поделки в дальнейших играх, спектаклях, в
дизайне помещения детского сада.
9.
Знают разные свойства материалов, самостоятельно открывают
неизвестные особенности, экспериментируют.
10. Умеют комплексно подходить к воплощению замысла: используют
разные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация,
художественный труд.
11. Проявляют интерес к окружающему миру, природе, искусству,
театру, архитектуре и отражают свои впечатления в творчекой
деятельности.
Д
О
С
Т
А
Т
О
Ч
Н
Ы
й
1.
Достаточно владеют разными способами и приемами
конструирования, проявляют творчество.
2.
Умеют создавать объемные, полуобъемные, плоские декорации,
макеты и т.д.
3.
Знают и применяют различные приемы соединения деталей (клей,
проволока, пластилин, шурупы и др.)
4.
Уверенно работают по схемам и фотографиям, выделяют
этапы,проявляют деловое сотрудничество.
5.
Знают различные свойства и особенности материалов, учитывают
их при конструировании.
6.
Проявляют устойчивый интерес к художественному труду из
разных материалов, используют поделки в последующей
деятельности.
С
Р
Е
Д
Н
И
й
1.
Умеют вырезать, прорезать, скреплять детали разными способами,
но самостоятельно затрудняются использовать навыки
в работе.
2.
С небольшой помощью педагога мастерят декорации, макеты,
поделки, скульптуры, но не детализируют их, не продумывают
способы декорирования, крепление и размещения.
3.
Допускают ошибки в передачи формы, пропорции.
4.
Мало внимания уделяют аккуратности, прочности, устойчивости
поделок.
5.
Не умеют самостоятельно работать по схемам и иллюстрациям.
6.
Интерес к данному виду деятельности не устойчив.
Н
И
З
К
И
й
1.
Слабо владеют способами вырезания, соединения частей,
крепления поделок.
2.
Затрудняются в работе по схемам и иллюстрациям.
3.
Не могут самостоятельно выбрать конструктивное решение для
реализации замысла.
4.
Не проявляют интереса, не завершают работу.
5.
К помощи педагога и сверстников относятся пассивно.
Заключение
В процессе создания и работы в нашем мини-музее, дети стали бережнее
относится к памятникам, скульптуре, архитектуре, стали интересоваться
историей нашего города и культурой народов нашей области, проявлять
любовь и бережное отношение к природе. Так давайте воспитывать наших
детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки,
были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для
успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и
согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Литература:
1.
Абрамова М.Е, Аксенова Т. Н «Распахни окно в мир прекрасного»
Выпуск №:6 г. Ульяновск 2007 г.
2.
Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического
воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-
37.
3.
1. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005.
— № 3.
4.
Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом
средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
5.
Закон «Об образовании РФ» № 273-ФЗ от 29.12. 2012 г.
6.
Захарова Л. М. Формы сотрудничества детского сада с му- зеем. / Л.М.
Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.
7.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.:
Детство-Пресс,1998.
8.
Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное
воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
9.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации
Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005
10.
Морозова Н. А., Мельникова О. В. «Музейная педагогика»;
Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г.
11.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н.
Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
12.Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации №
1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
13.
Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М:
Линка-Пресс, 2008
14. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.
10.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду.
М.: Линка-Пресс, 2008.
15. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском
саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
16.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-
Пресс,2004.
17. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы //
Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
18. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное
воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
19. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на
машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
20. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной
педагогике. Рос. ин-т культурологии. — М.: Изд-во РИК, 2001.
Приложение
Содержание
Введение
1.
Теоретические основы темы
: «Музейная педагогика в системе
художественно-творческого развития детей»
2.
Практическая часть
Заключение
Литература
Приложение
Творческое зачетное задание по педагогике
На тему: «Как я реализую стандарт»
Слушателя курсов группы Д-19-16
Козулевой И.Ф.
Мое изучение ФГОС дошкольного образования началось и продолжается
вместе со всеми педагогами МБДОУ. В детском саду действует так
называемая дорожная карта по внедрению ФГОС в образовательный процесс
нашего детского сада, приведению нормативно-правовых документов в
соответствии со стандартом дошкольного образования.
Важным было выделить принципы осуществления современного
образования, которые декларируют ФГОС вслед за «Законом об образовании
в РФ», главными из которых являются сохранение уникальности и
самоценности детства, личностно-развивающий и гуманистический характер
взаимодействия всех участников образовательного процесса в детском саду,
реализация программы в формах, специфических для детей раннего и
дошкольного возраста. Однако, эти уже известные и пропагандируемые ранее
принципы впервые подкреплены в стандарте важными методологическими,
методическими и практическими моментами.
Так, в требованиях к структуре Образовательной программы ДОУ включены:
-описание конкретных вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы с учетом не только возрастных, но и индивидуальных
особенностей детей, специфики их потребностей и интересов.
На сегодняшний момент в рамках реализации основной примерной
программы «Детство» мы продолжаем использовать такие способы
организации образовательного процесса как педагогический проект
(произошло увеличение количества проектов, упор делается на активное
участие детей в их реализации, в перспективном планировании теперь
вообще превалирует проектный комплексно-тематический подход), широкая
познавательно-исследовательская деятельность детей, включение
современных технологий реализации образовательной работы-синтеза
искусств, арттерапии и др.
Во вторую половину дня включены так называемые «культурные практики»,
Основное отличие их от других видов детской деятельности-как раз именно в
реализации гуманистических, личностно-ориентированных принципах:
развитие детских интересов, детской инициативы, деятельностный подход к
их организациям.
Проблему реализации современных принципов организации дошкольного
образования призваны решить и выделенные в отдельные условия способы и
направления поддержки детской инициативы.
На деле мы уже занимались этой работой-внедряли в практику
жизнедеятельности групп и всего детского сада в целом традиций-
ежедневных, еженедельных, ежемесячных, ежегодных.
Так же имеют хороший опыт использования так называемого утреннего
группового сбора для организации детей, активного включения их в
предстоящую личностно-ориентированную, образовательную, развивающую
деятельность. К тому же в современных требованиях к структуре
Образовательной программы есть и задача формирования традиций групп
или детского сада в целом.
На сегодняшнем этапе наша задача-включить содержание наших
проверенных традиций в общую схему планирования. И сделать их одними
из ведущих способов и форм проведения воспитательно-образовательной
работы.
В прошлом году в рамках тематической проверки в нашем детском саду
изучался вопрос соответствия психолого-педагогическим требованиям
образовательной работы детского сада и жизнедеятельности ДОУ в целом.
Поэтому вопрос психологизации, который также давно и широко изучается и
внедряется в нашем ДОУ стал не просто изученным, но и подконтрольным.
Продолжается работа над формированием банка педагогических и
психологических диагностик, который образуют новую систему мониторинга
в ДОУ.
В перспективе-реализация новых требований ФГОС к созданию
развивающей предметно-развивающей среды.
Многое пересмотрено во взаимодействии педагогического коллектива с
нашими главными партнерами-родителями. В прошлом году в рамках
Методического объединения педагогов города Ульяновска на базе нашего
детского сада состоялось занятие на тему «Современные технологии
взаимодействия участников образовательного процесса ДОО в свете ФГОС
ДОО».
Конспект прогулки в средней группе
На тему «Наблюдение за небом и облаками»
Слушателя курсов Д-19-16
Козулевой И.Ф.
Цель: Продолжать закреплять знания о явления неживой природы. Уточнить
понятие «туча».
Ход прогулки
Педагог: Дети, какое время года сейчас?
Дети: Осень.
Педагог: Какие признаки осени вы знаете?
Дети: Дует сильный, холодный ветер, появились лужи, на небе плывут тучи.
Педагог: Дети, посмотрите на небо и скажите, пожалуйста, какое оно?
Чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое?
Дети: Серое, низкое. Хмурое.
Педагог: Правильно, небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками.
Давайте найдем самые темные облака на небе.
Дети находят самые темные облака.
Педагог: Дети, самые темные облака называются тучами.
Что сделали тучи?
Дети: Закрыли солнышко.
Педагог: Правильно, ребята. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения
А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
-Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день…
Педагог: Дети, а вы знаете загадки про тучи?
Дети: Да!
(загадывают загадки)
-Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча).
-Голубая простыня весь свет покрывает (туча).
Педагог: А теперь давайте поиграем в дидактическую игру «Какое небо?».
(Дети рассматривают небо и описывают его).
Цель: Научить подбирать относительные прилагательные.
Педагог: Молодцы, дети. А сейчас поиграем в игру «Нарисуй палочкой».
Нужно нарисовать на земле облака и тучи (Дети выполняют задание).
Педагог: Какие вы молодцы, сколько нарисовали облаков и туч.
Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Пузырь».(Раздувайся пузырь,
раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. Пух)
Играем в игру. После игры говорю:
Педагог: Дети, когда мы играли, то у нас с вами получался пузырь ровный,
красивый, молодцы!
Конспект прогулки в средней группе
На тему «Первый снег»
Слушателя курсов Д-19-16
Козулевой И.Ф.
Цель: Закрепить знания признаков осени. Уточнить, почему тает первый снег.
Ход прогулки:
Педагог: Дети, какое время года?
Дети: Осень
Педагог: Назовите признаки осени.
Дети: Листья опадают, появляются лужи, идет дождь, падает первый снег и
т.д.
Педагог: Дети, посмотрите, идет снег, снежинки кружатся, как буд-то
приглашают с ними покружится (дети кружатся).
Педагог: А вот здесь, посмотрите-лужица покрылась непрочной ледяной
коркой, потому что к нам спешит мороз. Давайте понаблюдаем (дети
наблюдают).
Педагог: А вы знаете, что поздней осенью бывают не только морозы, но и
дождь со снегом, а иногда и град. А как вы думаете, почему первый снег
тает?
Дети: Потому что нет еще сильного мороза.
Педагог: Прослушайте отрывок из стихотворения Н .Сурикова «Белый снег
пушистый»
-Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает ложится
Педагог: А хотите, сейчас мы свами превратимся в маленькие снежки
Дети: Да
Проводится пальчиковая гимнастика Н. Нищева «Снежок».
1,2,3,4 Загибают пальчики
«Лепят снежок»
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий Показывают круг, сжимают ладони
Очень гладкий вместе, гладят одной ладонью
И совсем, совсем не сладкий. другую. Грозят пальчиком.
1-подбросим «Подбрасывают»
2-поймаем приседают «ловят»
3-уроним встают «роняют»
И сломаем топают
Педагог: А сейчас поиграем в подвижную игру «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит дети присев складывают ладони на
И ушами шевелит голове, изображают уши, шевелят
Вот так, вот так
И ушами шевелит. ими.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть встают, хлопают в ладони.
Хлоп, хлоп, хлоп
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Скок, скок, скок
Надо зайке поскакать прыгают
Кто-то зайку испугал
Зайка прыг и ускакал убегают
Педагог: Дети, какие вы молодцы! Как хорошо умеете слушать, отвечать и
играть в разные игры.
Анализ сюжетно-ролевой игры
Л. Н. Толстого
Слушателя курсов Д-19-16
Козулевой И.Ф.
Элементы структуры сюжетно-ролевой игры:
1.
«Единица, центр игры». Эта роль, которую выбирает ребенок. В игре
присутствует много профессий, семейных ситуаций, жизненных
моментов, которые произвели на ребенка впечатление.
2.
«Игровые действия». Это действие со значениями. Они носят
изобразительный характер. В процессе игры происходит перенос
значений с одного предмета на другой.
3.
«Правила». Во время игры возникает новая форма удовольствия для
ребенка, радость от того, что он действует, так как требуют правила.
Здесь игры как таковой не было. Раньше описывалась игра с этими
детьми, которые находили себе роли и все участники игры были заняты
и выполняли каждый свою роль, игровые действия и правила и было
им всем интересно. Так как один участник был кучером, девочки
сидели на построенной коляске из стульев и у них были разные
приключения. А в этой игре некоторые дети хотели играть, они
предложили играть в Робинзона, а Володя предложил строить беседку.
Здесь у них разногласие, но так как Люба заплакала, а он не хотел
этого, он согласился, но игры опять не получилось. Володе было не
интересно. Он лежал на траве и высказывал свое мнение «Будешь
махать руками меньше или больше, ничего не произойдет».
Дети понимали, что из палки нельзя выстрелить и убить птицу. Володя
говорил правильно и все знали это. Но это же игра, а не на самом деле
происходит.
Вывод был такой: Если судить по настоящему, то игры никакой не
будет. А игры не будет, что же тогда остается?