Автор: Барышева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Ягодка"
Населённый пункт: Томская область, с.Александровское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Использование игровых приёмов в период
адаптации детей раннего и младшего дошкольного
возраста»
Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей
и педагогов. Для ребёнка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую
обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство
из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером
дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают
капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду
определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предложение нового
помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный,
и информационный стресс. И поэтому основная цель педагогов- это помочь ребёнку в
адаптации к условиям дошкольного учреждения..
И для реализации этой цели нами были поставлены задачи:
1. Установить доверительные отношения с каждым ребенком.
2. Снять эмоциональное напряжение.
3. Вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
4. Научить ребенка играть вместе с другими детьми.
Наилучшим средством решения этих задач являются игры и игровые методы
взаимодействия с детьми.
Почему игра? Да потому что, игра — одно из важных средств познания окружающего
мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для
ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения,
обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления,
воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Игра благоприятствует
физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает
прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые
действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные
переживания, «отыграть» их.
Известно, что лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин
«смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребенок
находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся. Для этого мы
используем всевозможные игры, такие как:
игры – забавы: мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, заводные игрушки,
музыкальные игрушки (колокольчики, погремушки, свистульки, трещетки)
элементы телесной терапии («игры на коленках», обнять, погладить)
подвижные игры
совместные игры, сопровождаемые потешками и прибаутками. («Ладушки -
ладушки», «Догонялки», игры с пальчиками «Сорока - ворона»)
коммуникативные игры – танцы
релаксационные игры (живой песок, крупа, вода)
имитационные игры («Зайка Серенький», «Курочка и цыплята», «Прятки» (где же
ребятки?) игровые ситуации: «Попрыгаем, как зайки», «Полетаем, как
воробушки»)
пальчиковые игры
нетрадиционное рисование (рисование ладошкой, пальцами, штампиками, ватными
палочками)
Сюжетно – ролевые игры
Театрализованные игры (кукольные театры )
Эти игры быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на
дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают
положительный эмоциональный настрой.
Проведения игр в адаптационный период требует от взрослого четкого выполнения
следующих правил.
Правило 1. Это первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Если
ребенок противится, не идет играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у
малыша чувство протеста, негативизма. В возрасте 2-3 лет дети очень подвержены так
называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то
как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Увидев, как играют другие дети,
увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими
действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность,
делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.
Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. В то же время взрослый
организовывает и направляет игру. То есть, второе правило заключается в том, что
взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли
взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3. Многократное повторения игр, которые являются необходимым условиям
развивающего эффекта. Воспитанники по–разному и в разном темпе принимают и
усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать
ее содержание, лучше выполнять условия.
Правило 4. Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по
нескольку раз в день, но понемногу)
Правило 5. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям.
Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам.
Исключения составляют игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри,
зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.) Такой
материал не следует превращать в обычный, всегда доступный.
И ещё хотелось бы добавить к правилам, что игры должны обязательно сопровождаться
улыбкой и ласковой интонацией воспитателя.
А теперь вашему вниманию предлагаем посмотреть небольшой видеофильм «Игровая
деятельность детей от 1,6 до 3 лет в группе «Радуга»»
Просмотр видеофильма
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее
игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир.
Разработанная система игр и игровых упражнений способствует преодолению стрессовых
состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и
предлагаю поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики».
Игра с воспитателями
Для меня главный итог моей работы: это сделать так, чтобы детский сад, наша группа,
стали для ребенка и его родителей теплым, радостным домом. Для того чтобы это
действительно стало так, надо быть терпеливым, внимательным, добрым, активным,
умеющим развлекать, играть, перевоплощаться, и прежде всего, любить детей.
В наших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!