Напоминание

"Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста"


Автор: Барышева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Ягодка"
Населённый пункт: Томская область, с.Александровское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование игровых приёмов в период

адаптации детей раннего и младшего дошкольного

возраста»

Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей

и педагогов. Для ребёнка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую

обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство

из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером

дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают

капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду

определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предложение нового

помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный,

и информационный стресс. И поэтому основная цель педагогов- это помочь ребёнку в

адаптации к условиям дошкольного учреждения..

И для реализации этой цели нами были поставлены задачи:

1. Установить доверительные отношения с каждым ребенком.

2. Снять эмоциональное напряжение.

3. Вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

4. Научить ребенка играть вместе с другими детьми.

Наилучшим средством решения этих задач являются игры и игровые методы

взаимодействия с детьми.

Почему игра? Да потому что, игра — одно из важных средств познания окружающего

мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для

ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения,

обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления,

воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Игра благоприятствует

физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает

прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые

действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные

переживания, «отыграть» их.

Известно, что лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин

«смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребенок

находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся. Для этого мы

используем всевозможные игры, такие как:

игры – забавы: мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, заводные игрушки,

музыкальные игрушки (колокольчики, погремушки, свистульки, трещетки)

элементы телесной терапии («игры на коленках», обнять, погладить)

подвижные игры

совместные игры, сопровождаемые потешками и прибаутками. («Ладушки -

ладушки», «Догонялки», игры с пальчиками «Сорока - ворона»)

коммуникативные игры – танцы

релаксационные игры (живой песок, крупа, вода)

имитационные игры («Зайка Серенький», «Курочка и цыплята», «Прятки» (где же

ребятки?) игровые ситуации: «Попрыгаем, как зайки», «Полетаем, как

воробушки»)

пальчиковые игры

нетрадиционное рисование (рисование ладошкой, пальцами, штампиками, ватными

палочками)

Сюжетно – ролевые игры

Театрализованные игры (кукольные театры )

Эти игры быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на

дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают

положительный эмоциональный настрой.

Проведения игр в адаптационный период требует от взрослого четкого выполнения

следующих правил.

Правило 1. Это первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Если

ребенок противится, не идет играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у

малыша чувство протеста, негативизма. В возрасте 2-3 лет дети очень подвержены так

называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то

как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Увидев, как играют другие дети,

увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими

действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность,

делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.

Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. В то же время взрослый

организовывает и направляет игру. То есть, второе правило заключается в том, что

взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли

взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3. Многократное повторения игр, которые являются необходимым условиям

развивающего эффекта. Воспитанники по–разному и в разном темпе принимают и

усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать

ее содержание, лучше выполнять условия.

Правило 4. Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по

нескольку раз в день, но понемногу)

Правило 5. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям.

Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам.

Исключения составляют игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри,

зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.) Такой

материал не следует превращать в обычный, всегда доступный.

И ещё хотелось бы добавить к правилам, что игры должны обязательно сопровождаться

улыбкой и ласковой интонацией воспитателя.

А теперь вашему вниманию предлагаем посмотреть небольшой видеофильм «Игровая

деятельность детей от 1,6 до 3 лет в группе «Радуга»»

Просмотр видеофильма

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее

игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир.

Разработанная система игр и игровых упражнений способствует преодолению стрессовых

состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и

предлагаю поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики».

Игра с воспитателями

Для меня главный итог моей работы: это сделать так, чтобы детский сад, наша группа,

стали для ребенка и его родителей теплым, радостным домом. Для того чтобы это

действительно стало так, надо быть терпеливым, внимательным, добрым, активным,

умеющим развлекать, играть, перевоплощаться, и прежде всего, любить детей.

В наших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!



В раздел образования