Автор: Коваленко Ольга Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1454 "Тимирязевская"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Роль искусства и художественно-творческой деятельности в интеллектуально-эстетическом развитиии ребенка"
Раздел: начальное образование
Роль искусства и художественно-творческой деятельности в
интеллектуально-эстетическом развитии ребёнка.
Основными
средствами
интеллектуально-эстетического
развития
ребёнка являются искусство и художественно-творческая деятельность.
Приобщение к искусству является частью формирования эстетической
культуры личности. Искусство занимает особое место в мире прекрасного.
Оно концентрирует в себе все главные особенности эстетического отношения
к миру. Именно в искусстве эстетические способности человека проявляются
с наибольшей полнотой и цельностью. Искусство формирует и воспитывает
его вкус, развивает его способность к творчеству.
Искусство – это важнейшее средство развития личности. С помощью
искусства
развиваются
творческие
способности.
Творческое
мышление.
Говоря о творчестве и творческих способностях, Л.С. Выготский утверждал,
что творческие способности, сформировавшиеся с помощью художественной
деятельности, легко трансформируются в другие виды и сферы деятельности.
Развитие интеллектуально-творческих способностей личности ребенка
определяется
структурой
художественных
способностей
и
особенностями
художественной деятельности.
Эстетическое
отношение
к
действительности
рассматривают
как
фундамент
общих
художественных
способностей.
Искусство
и
художественная
деятельность
являются
эффективным
средством
формирования
интуитивного
опыта,
мышления.
Интуитивный
опыт,
интуитивное
мышление
складываются
помимо
сознательного
желания
субъекта, впоследствии обязательно проявляются в его действиях.
Искусство
концентрирует
в
себе
все
главные
особенности
эстетического отношения к миру и призвано развивать способность человека
к творчеству по «законам красоты», формировать и воспитывать его вкус. С
раннего
детства
человек
испытывать
живительную
силу
искусства.
Оно
способствует духовному росту человека, помогает разобраться в сложных
вопросах общественной и личной жизни, а нередко и определяет своё место в
мире.
Искусство
с
момента
своего
зарождения
стремилось
правдиво
изображать
жизнь,
помогая
людям
разобраться
в
окружающем
мире
и
осознать его сложность. Оно по-своему помогает человеку познавать мир и в
этом смысле содействует всеобщему процессу его познания. За внешней
видимостью явлений и предметов искусство в образной форме раскрывает их
подлинную сущность, открывает смысл того, что не было известно, помогает
понимать те или иные явления жизни, которые человек раньше знал не так
глубоко
и
полно.
Эти
явления
искусство
может
открывать
для
него
с
принципиально новых сторон.
Отметим важную эстетическую закономерность-взаимосвязь искусства
с
действительностью:
с
одной
стороны
–
отражение
реальной
действительности, а с другой стремление усовершенствовать, сделать мир
добрее, прекраснее.
Уже
античная эстетика
стремилась
дать
ответы
на
вопросы
об
искусстве.
Мир
художественных
образов,
по
убеждению
античных
мыслителей и художников, становился неотъемлемой частью истинной жизни
человека.
Аристотель
подчеркивал
единство
эстетической
действенности
искусства и его нравственного значения. На «подражании» действительности,
по Аристотелю, основывается способность искусства оказывать на человека
моральное и эстетическое воздействие, формируя сам характер его чувств.
Н.Г.
Чернышевский
рассматривал
искусство
как
воспроизведение
действительности, как своего рода учебник жизни.
В
основе
искусства
-
метод
образного
познания
жизни,
ее
художественное освоение. Но мало только воспроизвести общеинтересные
для человека явления действительности, - их надо объяснить, раскрыть их
значение в жизни людей.
В искусстве находит выражение эстетическое отношение человека к
действительности. Искусство воздействует на людей силой художественных
образов,
давая
через
них
идейную,
эстетическую
оценку
явлениям
действительности;
будит
в
человеке
чувства,
воспитывает
активно
преобразовательное отношение к жизни.
Проблемы сущности искусства, расширения его функций в условиях
современного общества является предметом многих философов, социологов,
деятелей искусства, педагогов.
Л.Н.
Столович
утверждал,
что
искусство
–
незаменимое
средство
эстетического
воздействия,
с
помощью
него
формируется
эстетическое
отношение человека к самой деятельности.
К разнообразным функциям искусства следует добавить развивающую
функцию. Целеустремленное систематическое знакомство с произведениями
искусства
развивает
познавательные
способности
человека:
восприятие,
воображение, память, чувства, интеллект, придает им новое качественное
своеобразие, эстетико-творческую нравственность.
Влияние искусства на развитие и воспитание человека в определяющей
мере зависит от его художественно-эстетической образованности. Без знания
законов
художественного
постижения
мира,
без
понимания
языка
и
изобразительных
средств
искусства
оно
не
пробуждает
ни
мыслей,
ни
глубоких чувств.
Сущность
эстетического
воспитания
состоит
в
формировании
способностей
полноценного
восприятия
и
правильного
понимания
прекрасного в искусстве и жизни, выработке эстетических понятий, вкусов и
идеалов в развитии творческих задатков.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы
взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на
эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Б.Т.
Лихачев
подчеркивает,
что
именно
в
этом
возрасте
осуществляется
наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно
превращаются в свойства личности.
Раннее
интеллектуально
-
эстетичское
воспитание
поможет
сформировать
личность
ребенка.
Нравственно-эстетическое
воспитание
неизбежно связано с восприятием искусства, анализом, синтезом, развитие
внимания, наблюдательности.
Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность
и силу, будь это эмоция или интеллект, а на человека в целом. Эстетическое
воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание
должно
охватывать
изучение
и
приобщение
детей
к
различным
видам
искусства.
Занятия художественной литературой и изобразительным искусством
является
одним
из
важнейших
средств
развития
личности
ребенка,
способствующих
формированию
эстетического
понимания
окружающего
мира, художественного видения, творческого мышления.
Литература
и
изобразительное
искусство
–
это
художественно-
образная форма отражения, воспроизведения объективной деятельности. Они
создают
художественные
образы,
но
разными
способами
материального
воплощения.
Литература
словом
(словесные
образы),
а
изобразительное
искусство цветом, (наглядные образы).
Читая и слушая литературное произведение, мы дополняем свои
ощущения. Зрительными, создавая в своём воображении целостный образ
предмета. В этом нам помогает предшествующий опыт восприятия.
Ученые
отмечают
синтетический
характер
детского
творчества,
стремление ребенка одновременно к нескольким видам искусств.
Воссоздание видимого и слышимого мира образов у ребенка носит
целостный, нерасчлененный на отдельные составные части процесс.
Из
всех
видов
познавательных
способностей,
участвующих
в
расширении
опыта
ребенка
благодаря
изобразительной
деятельности
и
художественной деятельности и художественной литературы, особая роль
принадлежит
творческому
воображению.
Специфика
значе ний
изобразительного искусства для развития воображения заключается в том,
что она позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать
ребенку задание придумывать, сочинять, сделать что-то самостоятельно. Но
детям бывает трудно представить себе будущий рисунок. И здесь на помощь
приходит художественная литература. Когда замысел рисунка родится из
сюжета литературного произведения, воображение играет ведущую роль. Оно
опирается
на
художественные
образы.
Некоторые
литературные
произведения
носят
описательный
характер,
их
содержание
легко
переносится
в
пространственную
форму
рисунка.
Очень
подходят
и
народные сказки : они доступны детям, рождают живые образы фантазии.
Действие в сказе развертывается непрерывно и плавно. Обычно для рисунка
выбирается один эпизод, который легче организуется пространственно.
Взаимодействие
художественной
литературы
и
изобразительного
искусства, то есть взаимодействие слова и изображение в педагогическом
процессе
способствует
эстетическому
восприятию
действительности,
вдумчивому отношению к жизни, более разностороннему её восприятию,
обеспечивает
эффективность
развития
художественно-творческих
способностей
у
детей,
интеллектуально-эстетическому
воспитанию
и
развитию.
Литература
1.
Аристотель Соч. в 4т. – М., 1983, т.4
2.
Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.,
Просвещение, 1985. – 175 с.
3.
Столович Л.Н. Жизнь – творчество – человек. Функции
художественной деятельности. – М., Политиздат, 1985 - 415с.
4.
Чернышевский Н.Г. Избраннные сочинения. – М., Худож. Лит., 1989. –
527 с. (Б-ка учителя)