Автор: Рекун Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР Д/С №5"
Населённый пункт: г. Дальнереченск Приморский край
Наименование материала: Учебный материал
Тема: "Педагогика во все времена"
Раздел: дошкольное образование
«Педагогика во все времена»
Содержание
Введение
Педагогика в Древней Греции
Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения
Педагогика XVIII века
Основные идеи педагогики XIX века
Становление педагогики в России
Педагогика XXI века: какой ей быть в России.
Заключение
Список литературы
Введение
Педагогика – наука о воспитании. Уходит корнями в глубинные
пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми
людьми.
Детей
воспитывали
без
всякой
педагогики,
даже
не
подозревая о ее существовании.
Как
только
воспитание
стало
выделяться
в
самостоятельную
общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением
опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских
папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он
слушает
тогда,
когда
его
бьют».
Это
была
уже
своеобразная
педагогическая
идея,
определенный
подход
к
воспитанию.
Уже
в
трудах
древнегреческих
философов
содержалось
немало
глубоких
мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое
происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве
названия науки о воспитании.
История отечественной школы и педагогики советского периода
крайне
драматична
и
противоречива.
Движение
образования
по
восходящей линии происходило в обстановке репрессий, диктатуры и
цензуры
официальных
властей,
слабого
использования
опыта
российской
и
зарубежной
педагогики.
В
советский
период
сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и
её
интересы
обществу.
Система
коммунистического
воспитания
оказалась мощной и эффективной. Сомневающихся уничтожали или
заставляли молчать.
Педагогика в Древней Греции
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ.
Сократ
учил
своих
учеников
вести
диалог,
полемику,
логически
мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать
спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого
исходного
утверждения,
а
затем
наталкивал
собеседника
на
правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и
обучения
получил
название
«сократовский».
Главное
в
методе
Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой
является обучение логическому мышлению.
Ученик
Сократа
—
философ
Платон
—
основал
собственную
школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название
Платоновской
академии
(слово
«академия»
происходит
от
мифического героя Академа, в честь которого была названа местность
вблизи Афин, где Платон основал свою школу). В педагогической
теории
Платона
выражалась
идея:
восторг
и
познание
—
единое
целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово
«школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг связан
всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный
процесс приятным и полезным во всех отношениях.
Продолжателем
педагогического
наследия
Платона
стал
его
ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу.
Аристотель
написал
трактаты
по
философии,
психологии,
физике,
биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и
риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей
культуре
человека.
Аристотель
много
внес
в
педагогику:
ввел
возрастную
периодизацию,
рассматривал
воспитание
как
средство
укрепления
государства,
считал,
что
школы
должны
быть
государственными
и
все
граждане
должны
получать
одинаковое
воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал
как части целого. Он сформулировал принцип образования — принцип
природосообразности, природолюбия. Сегодня в XX веке мы ратуем за
экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство
природы
закладывалось
в
каждом
еще
со
школьных
лет.
Но
у
Аристотеля это уже было.
Но
существовал
и
другой
подход
к
воспитанию,
который
был
реализован в Спарте. Спартанское воспитание предполагало, чтобы
все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых
условиях выживания, физических испытаний, тренировочных боев и
сражений,
физических
наказаний
и
требований
беспрекословного
послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому,
остальное
подчинялось
одной
цели
—
беспрекословному
послушанию, выносливости и науки побеждать.
Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения
В
средние
века
проблемы
воспитания
разрабатывались
философами-богословами,
педагогические
идеи
которых
имели
религиозную
окраску
и
были
пронизаны
церковной
догматикой.
В
эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие светских
феодалов-дворян,
а
в
духовной
жизни
общества
господствующее
положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило
преимущественно богословский характер. Однако воспитание детей
отдельных сословий (в зависимости от их положения в феодальной
иерархии) различалось по своему содержанию и характеру.
Дети
светских
феодалов
получали
так
называемое
рыцарское
воспитание.
Его
программа
сводилась
к
овладению
«семью
рыцарскими
добродетелями»:
умением
ездить
верхом
на
лошади,
плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать
и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Как видим, в систему
подготовки
рыцаря
овладение
грамотой
не
входило.
Недаром
на
некоторых
средневековых
документах
можно
прочесть:
«За
неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-
то...»
В
средние
века
даже
многие
короли
были
неграмотны.
В
дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать и светским феодалам
определенную
общеобразовательную
подготовку
с
тем,
чтобы
они
могли занимать командные государственные и церковные должности.
Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои
специфические взгляды и подходы к воспитанию, постольку можно
говорить о педагогике феодального общества.
В период средневековья античная идея о всестороннем развитии
личности была предана забвению. В соответствии с господствовавшей
в
тот
период
идеологией
на
первый
план
в
воспитании
стала
выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и
духовного
порабощения
личности
как
средства
поддержания
божественного благочестия.
В
эпоху
Возрождения
(XIV—XVI
века)
идея
о
всестороннем
развитии
личности
как
цели
воспитания
начала
разрабатываться
вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от
идеологических и политических оков феодализма.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах
мыслителей
эпохи
Возрождения,
когда
происходило
разложение
феодализма и начиналось развитие буржуазного общества.
Педагогические
работы
появлялись
в
рамках
философии,
теологии, художественной литературы.
Виднейшие
деятели
той
выдвигали
немало
оригинальных
и
прогрессивных
для
своего
времени
педагогических
идей.
Они
критиковали
средневековую
схоластику
и
механическую
зубрежку,
процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям,
за
освобождение
личности
от
оков
феодального
угнетения
и
религиозного аскетизма.
Ян Амос Коменский (1592—1670), чешский мыслитель-гуманист,
философ,
выдающийся
педагог
создал
стройную
педагогическую
систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих
пор. Его известность и мировое признание, педагогические идеи до
сих пор сохраняют свое научное значение, хотя он жил и творил более
350
лет
назад.
Большое
внимание
он
уделял
нравственному
воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил
свои взгляды на семейное воспитание.
Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на
протяжении
всей
жизни),
разработал
систему
дошкольного
и
школьного
обучения
и
воспитания,
говорил
о
том,
что
в
каждом
государстве должны быть академии — высшие школы для молодежи с
18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста».
Удивительно, что идеи Коменского, высказанные 350 лет назад,
так
актуальны
и
полезны
в
наше
время.
По
праву
его
считают
гениальным педагогом-провидцем.
Педагогика XVIII века
Вслед за Коменским в историю западноевропейской буржуазной
педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк
(1632—1704) в Англии, Жан Жак Руссо (1712—1778) во Франции,
Генрих Песталоцци (1746—1827) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776
—1841) и Адольф Дистерверг (1790—1866) в Германии.
Джон
Локк
в
своей
теории
воспитания
утверждал,
что
если
ребенок
не
может
получить
в
обществе
необходимые
идеи
и
впечатления,
то
значит
надо
менять
общественные
условия.
Необходимо
развивать
физически
сильного
и
духовно
цельного
человека, который приобретает знания, полезные для общества.
Жан-Жак
Руссо,
напротив,
исходил
из
идеи
природного
совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать
развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям
полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти
идеи
Руссо
положили
начало
разработке
теории
«свободного
воспитания»
и
педоцентризма
в
педагогической
науке,
согласно
которым воспитание должно следовать исключительно за интересами
и желаниями детей и способствовать их развитию.
Основные идеи педагогики XIX века
Идеи
Руссо
получили
дальнейшее
развитие
и
практическое
воплощение
в
трудах
швейцарского
педагога
Генриха
Песталоцци
(1746—1827).
Главная заслуга Песталоцци в том, что он является одним из
основоположников
дидактики
начального
обучения.
Его
теория
элементарного
образования
включает
умственное,
нравственное,
физическое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тесной
связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармонично развитого
человека.
Песталоцци
разработал
методику
обучения
детей
счету,
измерению
и
речи,
расширил
элементарные
сведения
обучения,
включив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование,
пение и гимнастику.
Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания
сыграл
Иоганн
Гербарт,
хотя
частично
его
идеи
носили
консервативный
характер.
Именно
с
этих
позиций
он
считал
необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для
этого
физические
наказания,
а
также,
осуществлять
неослабный
надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал
(кондуит).
С
прогрессивно-демократических
позиций
разрабатывал
педагогическую
теорию
немецкий
педагог
Адольф
Дистерверг.
Особенно
полезными
являются
его
идеи
активизации
учебной
деятельности
учащихся,
усилении
значимости
их
самостоятельной
работы. Он дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении,
сформулировал 33 закона и правила.
Становление педагогики в России
Активно
разрабатывались
идеи
воспитания
в
российской
педагогике.
Необходимо
отметить,
что
в
России
с
давних
времен
открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы для
300 детей в Новгороде в 1030 году.
Весьма
плодотворной
была
теоретическая
и
практическая
деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона
Полоцкого (1629—1680). В 1667 году он был назначен воспитателем
царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью.
Под
его
наблюдением
воспитывался
Петр
I.
Симеон
Полоцкий
разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была
открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значительно расширила
высшее образование в российском государстве. С. Полоцкий считал
главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а
также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных
идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал
большое
значение
воспитанию,
которое,
по
его
мнению,
должно
направляться на формирование чувств и разума человека.
Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес
М.В.
Ломоносов
(1711—1765).
Он
создал
ряд
учебных
книг:
«Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755)и др.
Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков
(1744—1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение
для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с
крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение
к труду, доброжелательность и сострадание к людям.
С XVIII века начинается профессиональная подготовка учителей.
В 1732 году открывается первая учительская семинария в Германии. В
1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при
Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в
России
педагогических
институтов.
Становится
необходимым
преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840
году
в
Главном
педагогическом
институте
открывается
кафедра
педагогики.
Оригинальные
педагогические
идеи
выдвигал
Л.Н.
Толстой,
который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу
для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и
воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой
самостоятельности
детей,
стремился
к
воплощению
теории
«свободного
воспитания»,
создал
учебник
для
начальной
школы
«Азбука».
В России цельную дидактическую систему разработал педагог
Константин
Дмитриевич
Ушинский
(1824—1870).
Стержнем
его
педагогической
системы
стали
требования
демократизации
образования
и
обучения,
идея
народности
воспитания,
признания
творческой силы трудового народа, и его прав на образование.
В послереволюционной России строительство системы школьного
образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года
специальным
постановлением
Совета
Народных
Комиссаров
все
учебные
заведения
были
переданы
Народному
комиссариату
просвещения.
В
его
деятельности
большую
роль
сыграли
А.
В.
Луначарский и Н. К. Крупская.
В
1920
году
Наркомпрос
опубликовал
учебный
план
единой
советской
школы,
который
имел
отличительные
особенности
по
сравнению с учебными планами в дореволюционной России:
•
разносторонний
состав
учебных
предметов,
включающий
гуманитарные, физико-математические и естественные науки;
•
большое
количество
учебных
часов
на
язык
и
литературу,
математику и естественные науки;
• значительное количество часов на физическое воспитание.
В
дальнейшем
учебные
планы
советской
школы
многократно
перерабатывались,
однако
эти
характерные
черты
оставались
неизменными.
В
середине
20-х
годов
были
попытки
введения
комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде
единого
комплекса
сведений
о
природе,
труде
и
человеческом
обществе.
Таким
образом,
пытались
заполнить
разрыв
между
различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и
практикой. Вводились новые методы и приемы обучения. Школа имела
две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели
разную продолжительность.
Школа была ориентирована на образование информационного
типа,
продуцирующее
знания,
умения,
навыки.
Школе
был
четко
сформулирован
социальный
заказ:
воспитание
ч ел овек а
определенного
типа.
Это
определило
жесткую
нормативно-
охранительную
систему
воспитания:
введение
единой
детской
организации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной
работы.
Педагогическая
теория
1920—30-х
годов
в
России
имела
ряд
характерных
особенностей:
основная
педагогическая
идея
того
времени
-
идея
трудовой
школы,
основанной
на
принципах
политехничности и индустриализации.
Политехнический
принцип
заключается
в
том,
что
трудовые
занятия
любого
специального
вида
являются
средством
изучения
общих
основ
производства.
Трудовое
воспитание
считалось
важнейшей частью педагогической практики.
Другой
важной
проблемой
педагогической
теории
была
организация
и
воспитание
детского
коллектива.
Вопросы
формирования детского коллектива и творческой целеустремленной
личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых
— педагогов того времени.
Павел
Петрович
Блонский
(1884—1941.
Он
сформулировал
основополагающие
педагогические
идеи:
обучение
и
воспитание
должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития
ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов;
разностороннее
развитие
личности
ребенка
(умственное,
нравственное, эстетическое, трудовое). Блонский дал представление о
своебразии
разных
возрастных
периодов
и
связанных
с
ним
особенностей
воспитания
и
обучения.
Блонский
выдвинул
оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как
ступени
развития
мнемической
функции,
высказал
гипотезу
о
происхождении внутренней речи у ребенка, изучая эмоциональную
сферу,
считал
ее
фундаментом
поведения
человека.
Блонский
сформулировал принцип индустриализации — тесной связи школы с
производством, трудовым профессиональным обучением.
Блонский — автор первого учебного пособия по педагогике в
советской России.
Антон
Семенович
Макаренко
(1888—1939).
Он
создал
теорию
воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в
котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль
жизни,
отношения.
Макаренко
разработал
вопросы
строения
и
организации
коллектива,
методов
воспитания
в
нем,
методику
формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих
традиций.
Опыт
творческого
развития
личности
в
коллективе
по
методике
Макаренко
принципиально
важен
для
современной
педагогической науки.
Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды,
условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и
нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду и
жизни ... а живут и трудятся, мыслят и переживают, и к ним надо
относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и
обязанности,
включая
право
на
радость
и
о бя з а н н о с т ь
ответственности».
Воспитание
личности
в
коллективе
и
через
коллектив — главная задача воспитательной работы.
Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из
важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде
сразу
меняет
социальный
статус
ребенка,
превращает
его
во
«взрослого»
гражданина.
Идея
соединения
обучения
с
производительным
трудом,
причем
производительный
труд
должен
быть организован определенным образом, как часть воспитательного
процесса,
была
реализована
Макаренко
на
практике;
этот
опыт
доказал,
что
самосознание
детей
получает
огромный
творческий
импульс благодаря участию в производительном труде.
Макаренко
разработал
важнейшие
вопросы
семейного
воспитания,
в
том
числе
структуры
семьи,
ее
культуры,
методов
воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка
правильно
легче,
чем
потом
его
перевоспитывать.
Семья
как
коллектив, поведение родителей в конечном счете определяют успех
воспитания детей.
Педагогические
открытия
Макаренко
послужили
основой
для
развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики.
Он выступал против использования для детей элементов тюремного
режима,
принижения
роли
воспитательных
методов,
усиления
производственного уклона.
Василий
Александрович
Сухомлинский
(1918—1970)
является
крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы
переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически
все
аспекты
теории
и
практики
воспитания,
дидактики
и
школоведения.
Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в
сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема
творческого
отношения
педагога
к
своей
профессиональной
деятельности, имеющей огромное социальное значение.
Основное
внимание
Сухомлинский
уделял
воспитанию
у
подрастающего
поколения
гражданственности.
Он
продолжил
развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал
методику
работы
с
отдельным
учеником
в
коллективе.
Детский
коллектив
—
сообщество
детей,
в
котором
есть
идейная,
интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность.
В
конце
70-х
—
начале
80-х
годов
на
арену
общественно-
педагогической
жизни
вышел
большой
отряд
педагогов-новаторов,
педагогов-практиков. «Творчество учителя — творчество ученика» —
таков их девиз. Увлеченность своим предметом, умение построить
урок так, чтобы все ученики участвовали в учебном труде, любовь к
детям, уважение к личности ребенка с того самого дня, когда он
переступил порог школы, — это то, что отличает настоящего учителя.
Педагогика
сотрудничества,
которую
развивают
педагоги-
новаторы,
основывается
на
воспитательном
подходе
к
обучению:
судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к
людям, нравственным ценностям и качествам.
Идеи,
предложенные
педагогами-новаторами,
например,
идеи
обучения «крупными блоками», идеи опережающего обучения (когда
несколько минут на уроке уделяется знакомству с новыми понятиями,
которые
будут
изучаться
в
недалеком
будущем)
приносят
практическую пользу в учебном процессе.
Педагогика XXI века: какой ей быть в России.
После распада Советского союза на образование стали уделять
мало внимания. Учителя и педагоги во всей стране страдали от
невыплат заработной платы, школы страдали от нехватки
образованных кадров и требовала механизации.
Лишь в начале 21 века заново начали поднимать образование,
наконец-то стали уделять внимание образованию будущего поколения.
В данный момент наступил пик в высшем образовании, когда люди
«ринулись» получать первое, второе, а кто и третье высшее
образование. Люди-то стремятся, но сейчас в институтах не дают тех
знаний, которые давали нашим родителям.
Думаю, что в будущем получение образования будет полностью
компьютеризировано, и чем быстрее младшее поколение поймет, что
современная техника мало дает знаний, а лишь ты сам изучаешь мир,
тем быстрее станет развиваться общество, тем больше будет
грамотных специалистов в той или иной области деятельности
государства.
И все-таки российская школа всех степей жива. И она будет жить,
пока на ниве народного просвещения трудятся настоящие российские
патриоты и подлинные энтузиасты своего дела.
Заключение
Зарождение и становление педагогически следует рассматривать
лишь через призму исторического развития систем воспитания,
которые сложились исторически и не имели научной обоснованности.
В ходе практического применения многие основоположники
педагогики и дидактики в частности взяли за основу именно
исторически сложившиеся системы воспитания.
В России основоположником научной дидактики можно считать К.Д.
Ушинского, который сумел аккумулировать накопленный опыт,
обобщить и теоретически доказать свою дидактическую систему.
В отличие от зарубежных дидактических систем, прошедших
исторические трансформации дидактические системы в России долгое
время претерпевали на себе влияние коммунистической идеологии и
навязывании партийных стереотипов, что не давало им развиваться
естественно, научно и теоретически обоснованно.
Лишь с обретением Россией свободы и демократии педагогика
получила возможности следовать зарубежному опыту, а также
претворять в жизнь некогда ранее невостребованные наработки.
Современная педагогика, прежде всего, направлена не на
обезличенные массы, как было раньше, а на конкретного человека,
индивида с присущей ему уникальностью и неповторимостью.
Хочется верить, что именно школа станет инициатором,
организатором и центром прозрения нашего народа, и внесет тем
самым свой неоценимый вклад в дело возрождения и процветания
нашей великой Родины – России.
Список литературы
1. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. 2009
г.
2. История русской педагогии. Каптерев П. Ф. 1999 г.
3. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Радугин А. А.
4. Избранные педагогические сочинения. Том 2. Ушинский К. Д. 2004
г.
5. Педагогика. Харламов И. Ф. 2003 г.