Автор: Сахно Константин Юрьевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Цент развития ребёнка "Студия Детства"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие личности ребёнка в условиях реализации ФГОС НОО, через игру в шахматы".
Раздел: дошкольное образование
Развитие личности ребёнка в условиях реализации ФГОС НОО,
через игру в шахматы.
Пример варианта занятия по шахматам для детей 4 – 5 лет.
Почему дети должны уметь играть в шахматы?
Потому что:
Шахматы развивают способности решать поставленные задачи.
Шахматы улучшают детское познание.
Шахматы улучшают вербальные навыки.
Шахматы развивают навыки критического мышления.
Шахматы сохраняют умственные способности.
Шахматы улучшают эмоциональное состояние.
Шахматы улучшают математические способности.
Шахматы обучают логике и эффективности.
Шахматные задачи подгоняю отстающих, и учат постановке цели.
Шахматы учат важности планирования.
Люди играют в шахматы на протяжении 2000 лет, эта игра остаётся
интересной , актуальной и востребованной и сегодня.
Цель: закрепить и систематизировать знания и умения игры в
шахматы.
Задачи:
Развивающая –
-формируем и развиваем у ребёнка систему знаний, умений,
навыков;
- развиваем высокий уровень к самообучению и самообразованию;
- формируем особый стиль умственной деятельности, основанный на
исследовательской активности и самостоятельности.
Обучающая –
- продолжаем учить детей игре в шахматы;
- учим детей главной цели шахматной партии – поставить мат
королю противника.
Воспитательная –
- воспитываем навыки работы в коллективе;
- приобщаем детей к лучшим традициям «Русской шахматной
школы», под девизом: «Мы все одна семья!».
Психологическая-
- положительный эмоциональный настрой на игру, с учетом
психологических особенностей детей.
Оборудование: напольная шахматная доска размером 2.5*2.5м
(палас), бейджики с изображениями шахматных фигур в количестве
7шт.:
- король черный - 1;
- ферзь белый – 1:
- ладья белая -1:
- конь белый – 1;
- пешка белая – 1;
- ферзь черный – 1;
- пешка черная – 1.
Организационный момент. Время игры 30 мин.
Дети заходят в аудиторию. Педагог распределяет роли между детьми,
закрепляя бейджики на одежду.
Перед началом педагог объясняет понятие МАТ:
«Мат - это нападение на короля, от которого нет защиты. Атакуемый
король никуда не может убежать, никто не может помочь ему
закрыться от удара, ни уничтожить атакующую фигуру».
На напольной шахматной доске, детям с изображениями шахматных
фигур, предлагается занять места согласно шахматных ситуаций
нападения на короля приводящих к мату.
Пример одной из разыгрываемых ситуаций:
Ребёнок в роли белого ферзя, параллельно показывает на шахматной
доске ходы шахматных фигур, нападает на черного короля, а дети в
роли черных фигур пытаются его защищать.
Разыгрываемых ситуаций может быть множество.
В нашей игре нет побеждённых, так как дети меняются
нападающими сторонами.
В конце игры, педагог благодарит участников игры, и показывает
мультфильм на шахматную тему.