Напоминание

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.


Автор: Сайфетдинова Гузяль Давлетшовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ " Школа №11"
Населённый пункт: г. Тольятти Самарской области
Наименование материала: Педагогический проект "Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Частное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарская гуманитарная академия»

филиал в г. Тольятти

Педагогический проект

по дополнительной профессиональной программе

«Введение и реализация Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования»

на тему

: Формирование универсальных учебных действий на

уроках литературного чтения в начальной школе.

Авторы проекта

Семилетова О. Н., учитель начальных классов МБУсш №11

Свечникова Т. А., учитель начальных классов МБУсш №11

Сайфетдинова Г. Д., учитель начальных классов МБУсш №11

Филиппова Н. Н., учитель начальных классов МБУсш №11

Руководитель:

Сухачева А.В./___________________

Тольятти 2014

Посеешь поступок — пожнешь привычку,

посеешь привычку — пожнешь характер,

посеешь характер — пожнешь судьбу.

Актуальность.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование

совокупности

УУД

«универсальных

учебных

действий»,

которые

обеспечивают

возможность

каждому

ученику

самостоятельно

осуществлять

деятельность

учения,

ставить

учебные

цели,

искать

и

использовать

необходимые

средства

и

способы

их

достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.

Они создают условия развития личности и ее самореализации.

В

основе

формирования

УУД

лежит

«умение

учиться»,

которое

предполагает

полноценное

освоение

всех

компонентов

учебной

деятельности

(познавательные

и

учебные

мотивы;

учебная

цель;

учебная

задача;

учебные

действия

и

операции)

и

выступает

существенным

фактором

повышения

эффективности

освоения

учащимися

предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-

смысловых оснований личностного морального выбора.

Цель

проекта

формирование

универсальных

учебных

действий

учащихся

начальной школы на уроках литературного чтения.

Задачи проекта:

изучить концептуальные и научно-методические основы развития универсальных

учебных действий для основного начального образования;

разработать методические рекомендации по формированию УУД на уроках

литературного чтения.

Участники проекта.

В реализации проекта участвуют учащиеся 1-4 класса, педагоги, администрация

школы.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих

ключевым целям общего образования, выделяют следующие действия.

Личностные

действия

обеспечивают

ценностно-смысловую

ориентацию

учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми

этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию

в социальных ролях и межличностных отношениях. К ним относятся само-

определение; смыслообразование , нравственно-этическая ориентация.

2

Регулятивные

действия

обеспечивают

учащимся

организацию

их

учебной

деятельности. К ним относятся:

целеполагание, планирование,

контроль, коррекция,

оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а

также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные

действия

обеспечивают

социальную

компетентность

и

учет

позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и

вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное

взаимодействие

и

сотрудничество

со

сверстниками и взрослыми.

Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансля-

ция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных

личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литератур-

ных произведений. Именно в процессе анализа литературного произведения формируют -

ся такие личностные действия, как умение соотносить поступки и события с принятыми

этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.

Учебный

предмет «Литературное чтение»

обеспечивает формирование многих универсальных

учебных действий.

Рассмотрим некоторые приёмы для формирования личностных УУД.

Смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в

системе личностных смыслов.

На этапе начала формирования данного УУД эффективно использование приема

«Хорошо – плохо», который помогает сделать вывод о значении каждой черты характера

рассматриваемого героя. Дети приводят примеры конкретных ситуаций или высказывают

свои предположения о том, что могло бы случиться.

С целью формирования данного УУД также можно использовать модель «Качели»

(что для героя важно / чем он пренебрегает). Она позволяет наглядно увидеть, какие

ценности

для

героя

наиболее

важны.

В

зависимости

от

количества

и

качества

перечисленных

ценностей

«чаши»

могут

менять

положение

в

пространстве

(выше

ниже).

Самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями ли-

тературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

Формирование данного УУД невозможно без анализа характера героев через их

отношения к проблемным ситуациям. Сначала уточним определение поступка. Одно и то

же действие в разных ситуациях может быть

или не быть поступком. Поступком это

3

действие становится только тогда, когда оно совершается в ситуации выбора. Именно по

этим действиям мы «судим» и героев - в литературе, и людей - в жизни.

Далеко не все литературные герои ищут способ изменить ситуацию так, чтоб

полезные следствия остались, а вредные - вовсе исчезли. Людей, способных разрешать

противоречия, называют смекалистыми, изобретательными. Таким образом, поступок -

это действия личности в ситуации противоречия. Формирование рассматриваемого

УУД происходит в процессе работы с моделью выбора поступка. Модель выбора поступка

позволяет анализировать конфликт с позиций героя, выясняя, какие «плюсы» и «минусы»

он считает важными, каких - не замечает. Работая с данной моделью, учащиеся учатся

видеть преимущества и недостатки выбора того или иного поступка, что нередко помогает

в жизненных ситуациях. Анализируя поступок героя (личности), учащиеся должны уметь

судить о том, чего он хотел (о том, какие преимущества видел в своем выборе, о его целях)

и чем пренебрегал, что не считал большими издержками - и, как следствие - о средствах,

которые были выбраны для достижения целей.

Формирование эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Работа по формированию данного УУД начинается с использования приема «Вол-

шебный

анализатор». Обычно при анализе произведения учитель задает вопрос : Где

происходит действие?

Работая с приемом «Волшебный анализатор», у ребенка появляется возможность

погрузиться в место действия. Что вы там увидели? Что услышали? Какие запахи витают

в воздухе? Если бы вы могли чувствовать только руками, что бы вы ощутили? Каково вам

там? Какую картину вы бы нарисовали? (словесное рисование). Сравните представленную

вами картину с иллюстрацией учебника. Назовите отличия между вашей иллюстрацией и

иллюстрацией в учебнике.

Эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями

произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений.

В первую очередь формирование данного УУД связано с составлением рассказа о

герое, пересказе с изменением лица повествователя. При обучении этому виду работы с

художественным произведением можно использовать прием эмпатии.

В

психологической

литературе

эмпатия

трактуется

как

способность

входить

в

состояния

другого,

как

сопереживание

и

сочувствие.

Что думают о герое предметы,

4

которые его окружают? Как бы поступил я, если бы оказался на месте героя? Еще одно

полезное задание: задать вопрос от имени «героя».

Формирование умения понимать контекстную речь на основе воссоздания карти-

ны событий и поступков персонажей.

При формировании данного УУД невозможно обойтись без словесного рисования

с использованием вертикали системного оператора (СО). Система – центральный персо -

наж воображаемой картины; надсистема – место действия, герои, окружающие централь-

ного персонажа; подсистема – портретные зарисовки. Важно, чтобы учащиеся могли выра-

зить систему, подсистему и надсистему рассматриваемой ситуации словами самого текста.

Формированию коммуникативных УУД способствует методика учебной дискус-

сии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать со -

беседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст.

Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации –

они вступают в «диалог» с автором через текст. Формирование коммуникативных дей-

ствий происходит при выполнении таких заданий, как:

- чтение текста по цепочке и по ролям, предавая особенности образов героев;

- постановка своих вопросов по произведению;

- обоснование своего или чужого мнения о герое словами из текста;

- работа с толковым словарём;

- оформление своих мыслей в устной и письменной форме (создание паспорта ли -

тературного героя);

- пересказ произведения (краткий и полный), от имени одного из героев и т.д.

Регулятивные

УУД обеспечивают

организацию

учебной

деятельности

и

самостоятельной работы с произведениями и книгами.

Формирование умения прогнозировать предполагает ответ на вопросы «О чём это

произведение?»,

«Что

может

произойти

дальше?»,

«Как

ты

думаешь,

чем

может

закончиться эта история?».

Формирование умения целеполагания и планирования.

Формирование данного УУД связано с составлением плана произведения ( в том

числе

картинного,

цитатного)

и

работы

учащихся

в

группе

(составление

алгоритма

действий).

Формирование умения корректировать.

Данное умение можно формировать при помощи заданий на редактирование текста

«Найди ошибки в данном отрывке», «Пользуясь текстом, вставь пропущенные слова в

предложении», «По данным словам узнай предложение из текста и выпиши его» и др.

Формирование умения оценивать.

5

Это

УУД

предполагает

не

только

умение

оценивать

работу

свою

или

одноклассников, но и умение оценить свои знания. «Прочитай текст. подчеркни, что тебе

уже известно. Отметь «!» то, что для тебя новое. Поставь «?» около той информации,

которая вызывает у тебя сомнение».

Формированию познавательных

УУД

способствует

знакомство

с

приемами

интерпретации,

анализа

и

преобразования

художественных,

научно-популярных

и

учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Формирование общеучебных умений.

Этот вид УУД определяет умение ориентироваться в тексте. Для формирования их

можно

предложить

следующие

задания:

«Дай

характеристику

литературного

героя,

подтверждая

свою

точку

зрения

фактами

из

текста»,

«Восстанови

части

плана

соответственно хронологии событий в произведении».

Формирование логических универсальных действий.

Данное

умение

можно

формировать

при

помощи

заданий

на

установление

причинно-следственных связей «Почему произошло так, а не иначе», на сравнительный

анализ объектов произведения (героев или мест событий), на анализ композиционных

особенностей произведения «Докажите, что это сказка».

Постановка

и

решение

проблемы

(учебных

задач

творческого

и

поискового

характера под руководством учителя): выполнение проектов индивидуально, в парах и

группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов,

библиотечных уроков, литературных уроков в музеях также способствует формированию

и развитию универсальных учебных действий средствами литературного чтения.

Прогнозируемые результаты.

Во время реализации данного проекта у учащихся будут сформированы

Личностные УУД:

-

принимать

следующие

базовые

ценности:

«добро»,

«терпение»,

«родина»,

«природа»,

«семья»,

«мир»,

«настоящий

друг»,

«справедливость»,

«желание

понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

-

уважительное

отношение

к

своему

народу,

к

другим

народам,

терпимость

к

обычаям и традициям других народов.

-

освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

-

умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов

с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Регулятивные УУД:

6

-

самостоятельно

формулировать

задание:

определять

его

цель,

планировать

алгоритм

его

выполнения,

корректировать

работу

по

ходу

его

выполнения,

самостоятельно оценивать.

-

использовать при выполнения задания различные средства: справочную литерату-

ру, ИКТ, инструменты и приборы.

-

определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные УУД:

-

ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на

основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать

свою работу по изучению незнакомого материала.

-

самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для

изучения незнакомого материала;

-

отбирать необходимые

источники информации среди предложенных учителем

словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

-

сопоставлять

и отбирать информацию, полученную из

различных источников

(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

-

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

-

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,

представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

-

составлять

сложный

план

текста,

уметь

передавать

содержание

в

сжатом,

выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД:

-

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

на события, поступки.

-

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и

жизненных речевых ситуаций.

-

читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-

популярных книг, понимать прочитанное.

-

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

(задачи).

-

отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументиро-

вать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

7

-

критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной

позиции и договариваться с людьми иных позиций.

-

понимать точку зрения другого

-

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом,

предвидеть последствия коллективных решений.

Оценка эффективности реализации Проекта

Для повышения объективности и изучения динамики развития объекта в процессе

организации

диагностики

важно

соблюдать

периодичность.

Поскольку

необходимо

изучить

не

только

исходное

состояние

объекта,

но

и

промежуточные

и

конечные

результаты, то следует проводить входной контроль (стартовую диагностику), текущий

контроль (промежуточную диагностику) и выходной контроль (итоговую диагностику).

Методы

диагностики:

наблюдение,

анкетирование,

тестирование,

анализ

документации и др.

Заключение

Литературное чтение является одним из тех предметов, в котором сочетаются

интеллектуальные,

эстетические

и

нравственные

аспекты.

Именно

на

уроках

8

литературного чтения в начальной школе ребенок начинает понимать и осознавать «что

такое

хорошо

и

что

такое

плохо»;

эмоционально

оценивает

события.

Использование

вышеперечисленных приемов способствует оптимизации процесса формирования УУД на

уроках литературного чтения.

Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового харак-

тера под руководством учителя): выполнение проектов индивидуально, в парах и группах;

презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотеч-

ных уроков, литературных уроков в музеях также способствует формированию и развитию

универс а ль ны х

уч ебны х

дейст в ий

средст вами

лит ературного

ч т е н и я .

Необходимо отметить, что все методические приёмы могут быть более результативными

при обращении учителя к ИКТ как инструменту развития УУД. Так, например, все виды

работы с текстом, его набор, оформление, редактирование и представление в виде мульти-

медийных сообщений позволяет заинтересовать ученика даже самым сложным для вос-

приятия и анализа литературным произведением. Поиск дополнительной информации в

контролируемом Интернете, электронное тестирование также усиливают результативность

применения

т радиционных

методик

обучения

литературному

ч т е н и ю .

Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных дей-

ствий учителю начальных классов необходимо понять их структуру, активно осваивать и

применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информа -

ционно-коммуникационные.

Используемые источники

Нормативно-правовая база

1.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Начальная школа. – М. : Просвещение, 2010. 2-е издание переработанное

2.

Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой,

О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

3.

Основная образовательная программа начального общего образования, (ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета 02.03.2011. Протокол № 3);

4.

Основная образовательная программа основного общего образования, (ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета 30.08.2013. Протокол № 1);

Учебно-методическая база

1.

Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД// Справочник

заместителя директора школы. – 2012.– №3.

9

2.

Как

проектировать

универсальные

учебные

действия

в

начальной

школе.

От

действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов и др. – М.: Просвещение.

2010.

10



В раздел образования