Автор: Сайфетдинова Гузяль Давлетшовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ " Школа №11"
Населённый пункт: г. Тольятти Самарской области
Наименование материала: Педагогический проект "Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Частное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарская гуманитарная академия»
филиал в г. Тольятти
Педагогический проект
по дополнительной профессиональной программе
«Введение и реализация Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»
на тему
: Формирование универсальных учебных действий на
уроках литературного чтения в начальной школе.
Авторы проекта
Семилетова О. Н., учитель начальных классов МБУсш №11
Свечникова Т. А., учитель начальных классов МБУсш №11
Сайфетдинова Г. Д., учитель начальных классов МБУсш №11
Филиппова Н. Н., учитель начальных классов МБУсш №11
Руководитель:
Сухачева А.В./___________________
Тольятти 2014
Посеешь поступок — пожнешь привычку,
посеешь привычку — пожнешь характер,
посеешь характер — пожнешь судьбу.
Актуальность.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
совокупности
УУД
«универсальных
учебных
действий»,
которые
обеспечивают
возможность
каждому
ученику
самостоятельно
осуществлять
деятельность
учения,
ставить
учебные
цели,
искать
и
использовать
необходимые
средства
и
способы
их
достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В
основе
формирования
УУД
лежит
«умение
учиться»,
которое
предполагает
полноценное
освоение
всех
компонентов
учебной
деятельности
(познавательные
и
учебные
мотивы;
учебная
цель;
учебная
задача;
учебные
действия
и
операции)
и
выступает
существенным
фактором
повышения
эффективности
освоения
учащимися
предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-
смысловых оснований личностного морального выбора.
Цель
проекта
– формирование
универсальных
учебных
действий
учащихся
начальной школы на уроках литературного чтения.
Задачи проекта:
изучить концептуальные и научно-методические основы развития универсальных
учебных действий для основного начального образования;
разработать методические рекомендации по формированию УУД на уроках
литературного чтения.
Участники проекта.
В реализации проекта участвуют учащиеся 1-4 класса, педагоги, администрация
школы.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования, выделяют следующие действия.
Личностные
действия
обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию
учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию
в социальных ролях и межличностных отношениях. К ним относятся само-
определение; смыслообразование , нравственно-этическая ориентация.
2
Регулятивные
действия
обеспечивают
учащимся
организацию
их
учебной
деятельности. К ним относятся:
целеполагание, планирование,
контроль, коррекция,
оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а
также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные
действия
обеспечивают
социальную
компетентность
и
учет
позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и
вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками и взрослыми.
Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансля-
ция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных
личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литератур-
ных произведений. Именно в процессе анализа литературного произведения формируют -
ся такие личностные действия, как умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.
Учебный
предмет «Литературное чтение»
обеспечивает формирование многих универсальных
учебных действий.
Рассмотрим некоторые приёмы для формирования личностных УУД.
Смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в
системе личностных смыслов.
На этапе начала формирования данного УУД эффективно использование приема
«Хорошо – плохо», который помогает сделать вывод о значении каждой черты характера
рассматриваемого героя. Дети приводят примеры конкретных ситуаций или высказывают
свои предположения о том, что могло бы случиться.
С целью формирования данного УУД также можно использовать модель «Качели»
(что для героя важно / чем он пренебрегает). Она позволяет наглядно увидеть, какие
ценности
для
героя
наиболее
важны.
В
зависимости
от
количества
и
качества
перечисленных
ценностей
«чаши»
могут
менять
положение
в
пространстве
(выше
–
ниже).
Самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями ли-
тературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.
Формирование данного УУД невозможно без анализа характера героев через их
отношения к проблемным ситуациям. Сначала уточним определение поступка. Одно и то
же действие в разных ситуациях может быть
или не быть поступком. Поступком это
3
действие становится только тогда, когда оно совершается в ситуации выбора. Именно по
этим действиям мы «судим» и героев - в литературе, и людей - в жизни.
Далеко не все литературные герои ищут способ изменить ситуацию так, чтоб
полезные следствия остались, а вредные - вовсе исчезли. Людей, способных разрешать
противоречия, называют смекалистыми, изобретательными. Таким образом, поступок -
это действия личности в ситуации противоречия. Формирование рассматриваемого
УУД происходит в процессе работы с моделью выбора поступка. Модель выбора поступка
позволяет анализировать конфликт с позиций героя, выясняя, какие «плюсы» и «минусы»
он считает важными, каких - не замечает. Работая с данной моделью, учащиеся учатся
видеть преимущества и недостатки выбора того или иного поступка, что нередко помогает
в жизненных ситуациях. Анализируя поступок героя (личности), учащиеся должны уметь
судить о том, чего он хотел (о том, какие преимущества видел в своем выборе, о его целях)
и чем пренебрегал, что не считал большими издержками - и, как следствие - о средствах,
которые были выбраны для достижения целей.
Формирование эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Работа по формированию данного УУД начинается с использования приема «Вол-
шебный
анализатор». Обычно при анализе произведения учитель задает вопрос : Где
происходит действие?
Работая с приемом «Волшебный анализатор», у ребенка появляется возможность
погрузиться в место действия. Что вы там увидели? Что услышали? Какие запахи витают
в воздухе? Если бы вы могли чувствовать только руками, что бы вы ощутили? Каково вам
там? Какую картину вы бы нарисовали? (словесное рисование). Сравните представленную
вами картину с иллюстрацией учебника. Назовите отличия между вашей иллюстрацией и
иллюстрацией в учебнике.
Эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями
произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений.
В первую очередь формирование данного УУД связано с составлением рассказа о
герое, пересказе с изменением лица повествователя. При обучении этому виду работы с
художественным произведением можно использовать прием эмпатии.
В
психологической
литературе
эмпатия
трактуется
как
способность
входить
в
состояния
другого,
как
сопереживание
и
сочувствие.
Что думают о герое предметы,
4
которые его окружают? Как бы поступил я, если бы оказался на месте героя? Еще одно
полезное задание: задать вопрос от имени «героя».
Формирование умения понимать контекстную речь на основе воссоздания карти-
ны событий и поступков персонажей.
При формировании данного УУД невозможно обойтись без словесного рисования
с использованием вертикали системного оператора (СО). Система – центральный персо -
наж воображаемой картины; надсистема – место действия, герои, окружающие централь-
ного персонажа; подсистема – портретные зарисовки. Важно, чтобы учащиеся могли выра-
зить систему, подсистему и надсистему рассматриваемой ситуации словами самого текста.
Формированию коммуникативных УУД способствует методика учебной дискус-
сии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать со -
беседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст.
Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации –
они вступают в «диалог» с автором через текст. Формирование коммуникативных дей-
ствий происходит при выполнении таких заданий, как:
- чтение текста по цепочке и по ролям, предавая особенности образов героев;
- постановка своих вопросов по произведению;
- обоснование своего или чужого мнения о герое словами из текста;
- работа с толковым словарём;
- оформление своих мыслей в устной и письменной форме (создание паспорта ли -
тературного героя);
- пересказ произведения (краткий и полный), от имени одного из героев и т.д.
Регулятивные
УУД обеспечивают
организацию
учебной
деятельности
и
самостоятельной работы с произведениями и книгами.
Формирование умения прогнозировать предполагает ответ на вопросы «О чём это
произведение?»,
«Что
может
произойти
дальше?»,
«Как
ты
думаешь,
чем
может
закончиться эта история?».
Формирование умения целеполагания и планирования.
Формирование данного УУД связано с составлением плана произведения ( в том
числе
картинного,
цитатного)
и
работы
учащихся
в
группе
(составление
алгоритма
действий).
Формирование умения корректировать.
Данное умение можно формировать при помощи заданий на редактирование текста
«Найди ошибки в данном отрывке», «Пользуясь текстом, вставь пропущенные слова в
предложении», «По данным словам узнай предложение из текста и выпиши его» и др.
Формирование умения оценивать.
5
Это
УУД
предполагает
не
только
умение
оценивать
работу
свою
или
одноклассников, но и умение оценить свои знания. «Прочитай текст. подчеркни, что тебе
уже известно. Отметь «!» то, что для тебя новое. Поставь «?» около той информации,
которая вызывает у тебя сомнение».
Формированию познавательных
УУД
способствует
знакомство
с
приемами
интерпретации,
анализа
и
преобразования
художественных,
научно-популярных
и
учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Формирование общеучебных умений.
Этот вид УУД определяет умение ориентироваться в тексте. Для формирования их
можно
предложить
следующие
задания:
«Дай
характеристику
литературного
героя,
подтверждая
свою
точку
зрения
фактами
из
текста»,
«Восстанови
части
плана
соответственно хронологии событий в произведении».
Формирование логических универсальных действий.
Данное
умение
можно
формировать
при
помощи
заданий
на
установление
причинно-следственных связей «Почему произошло так, а не иначе», на сравнительный
анализ объектов произведения (героев или мест событий), на анализ композиционных
особенностей произведения «Докажите, что это сказка».
Постановка
и
решение
проблемы
(учебных
задач
творческого
и
поискового
характера под руководством учителя): выполнение проектов индивидуально, в парах и
группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов,
библиотечных уроков, литературных уроков в музеях также способствует формированию
и развитию универсальных учебных действий средствами литературного чтения.
Прогнозируемые результаты.
Во время реализации данного проекта у учащихся будут сформированы
Личностные УУД:
-
принимать
следующие
базовые
ценности:
«добро»,
«терпение»,
«родина»,
«природа»,
«семья»,
«мир»,
«настоящий
друг»,
«справедливость»,
«желание
понимать друг друга», «понимать позицию другого»;
-
уважительное
отношение
к
своему
народу,
к
другим
народам,
терпимость
к
обычаям и традициям других народов.
-
освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
-
умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов
с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Регулятивные УУД:
6
-
самостоятельно
формулировать
задание:
определять
его
цель,
планировать
алгоритм
его
выполнения,
корректировать
работу
по
ходу
его
выполнения,
самостоятельно оценивать.
-
использовать при выполнения задания различные средства: справочную литерату-
ру, ИКТ, инструменты и приборы.
-
определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД:
-
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать
свою работу по изучению незнакомого материала.
-
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для
изучения незнакомого материала;
-
отбирать необходимые
источники информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
-
сопоставлять
и отбирать информацию, полученную из
различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
-
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
-
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,
представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
-
составлять
сложный
план
текста,
уметь
передавать
содержание
в
сжатом,
выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
-
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
на события, поступки.
-
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
-
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-
популярных книг, понимать прочитанное.
-
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи).
-
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументиро-
вать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
7
-
критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной
позиции и договариваться с людьми иных позиций.
-
понимать точку зрения другого
-
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом,
предвидеть последствия коллективных решений.
Оценка эффективности реализации Проекта
Для повышения объективности и изучения динамики развития объекта в процессе
организации
диагностики
важно
соблюдать
периодичность.
Поскольку
необходимо
изучить
не
только
исходное
состояние
объекта,
но
и
промежуточные
и
конечные
результаты, то следует проводить входной контроль (стартовую диагностику), текущий
контроль (промежуточную диагностику) и выходной контроль (итоговую диагностику).
Методы
диагностики:
наблюдение,
анкетирование,
тестирование,
анализ
документации и др.
Заключение
Литературное чтение является одним из тех предметов, в котором сочетаются
интеллектуальные,
эстетические
и
нравственные
аспекты.
Именно
на
уроках
8
литературного чтения в начальной школе ребенок начинает понимать и осознавать «что
такое
хорошо
и
что
такое
плохо»;
эмоционально
оценивает
события.
Использование
вышеперечисленных приемов способствует оптимизации процесса формирования УУД на
уроках литературного чтения.
Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового харак-
тера под руководством учителя): выполнение проектов индивидуально, в парах и группах;
презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотеч-
ных уроков, литературных уроков в музеях также способствует формированию и развитию
универс а ль ны х
уч ебны х
дейст в ий
средст вами
лит ературного
ч т е н и я .
Необходимо отметить, что все методические приёмы могут быть более результативными
при обращении учителя к ИКТ как инструменту развития УУД. Так, например, все виды
работы с текстом, его набор, оформление, редактирование и представление в виде мульти-
медийных сообщений позволяет заинтересовать ученика даже самым сложным для вос-
приятия и анализа литературным произведением. Поиск дополнительной информации в
контролируемом Интернете, электронное тестирование также усиливают результативность
применения
т радиционных
методик
обучения
литературному
ч т е н и ю .
Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных дей-
ствий учителю начальных классов необходимо понять их структуру, активно осваивать и
применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информа -
ционно-коммуникационные.
Используемые источники
Нормативно-правовая база
1.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа. – М. : Просвещение, 2010. 2-е издание переработанное
2.
Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой,
О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
3.
Основная образовательная программа начального общего образования, (ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета 02.03.2011. Протокол № 3);
4.
Основная образовательная программа основного общего образования, (ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета 30.08.2013. Протокол № 1);
Учебно-методическая база
1.
Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД// Справочник
заместителя директора школы. – 2012.– №3.
9
2.
Как
проектировать
универсальные
учебные
действия
в
начальной
школе.
От
действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов и др. – М.: Просвещение.
2010.
10