Автор: Саканова Римма Варсонофьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Виловатовская СОШ"
Населённый пункт: с.Виловатово, Республика Марий Эл
Наименование материала: план-конспект занятия
Тема: "Береги здоровье смолоду".
Раздел: начальное образование
Спортивно-познавательная программа
«Береги здоровье смолоду».
Цель: формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
ответственности за своё здоровье.
Задачи:
1.углублять представления учащихся о здоровье, ЗОЖ и его компонентах;
2.привлекать учащихся к регулярным занятиям физической культурой и
спортом;
3.отвлекать учащихся от негативных явлений современной жизни, от
вредных привычек;
4.воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью.
Место проведения: спортивный зал школы.
Оборудование и инвентарь:
- по 6 галстуков для каждой команды (жёлтые, серые, синие),
- воздушные шары;
- плакат «Береги здоровье смолоду»,
- плакат «ЗОЖ»,
- компоненты ЗОЖ: закаливание, физические упражнения и спорт, режим
дня, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных привычек;
- перевёрнутые части пословиц о здоровье (3 штуки);
- 18 белых пузырей из бумаги с рисунками (по6 с бутылкой, 6 со шприцом, 6
с сигаретой);
- музыкальное сопровождение;
- 3 грамоты;
- 3 длинные юбки;
- 3 баскетбольных мяча;
- 3 футбольных мяча;
- 3 бланка с вопросами;
- 3 скакалки;
- 1 обруч;
- 3 клюшки для флорбола и 3 малых мяча;
- 3 комплекта одежды лыжника: шапка, 2 варежки, шарф, штаны, очки.
Участники: учащиеся 6- классов, в команде 2 девочки 4 мальчика.
Спортивный зал оформлен плакатами: «Береги здоровье смолоду»,
«Здоровый образ жизни», «Стих о спорте», воздушными шарами. На стенах,
по бокам зала, наклеены перевёрнутые заготовки, компоненты ЗОЖ:
закаливание, физические упражнения и спорт, режим дня, рациональное
питание, личная гигиена, отказ от вредных привычек; перевёрнутые части
пословиц о здоровье (3 штуки).
Под звуки спортивного марша в спортивный зал входят учитель
физической культуры и участники соревнований. 3 команды: «Солнце»
(жёлтые галстуки), «Воздух» (серые галстуки), «Вода» (синие галстуки).
Команды обходят по периметру зала и присаживаются полукругом каждая
на свой гимнастический мат. Перед ними судейская коллегия, ведущие,
болельщики.
Здоровый образ жизни включает:
1.Закаливание.
2.Физические упражнения и спорт.
3.Личная гигиена.
4.Рациональное питание.
5.Отказ от вредных привычек.
6.Режим дня
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые наши гости, участники праздника,
подлинные любители спорта, ценители здоровья и красоты. Мы рады
приветствовать вас в нашем зале на спортивном празднике.
Ведущий 2: В народе говорят: «Здоровье – это та вершина, на которую
каждый должен подняться сам. И не случайно тема сегодняшнего
спортивного часа «Береги здоровье смолоду!»
Ведущий 1: Кто же нам скажет «Что такое здоровье?»
- Здоровье…. (говорят дети).
Ведущий 1: Здоровье это не только отсутствие заболеваний и физических
травм, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Ведущий 2: Сегодня мы больше внимания уделим физическому здоровью.
Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье на 10
зависит от качества медицинского обслуживания, на 20 определяется
наследственностью, на 2 0 от состояния окружающей среды и на 50 оно
определяется образом жизни.
Ведущий 1: Мы с вами часто говорим что кто-то ведёт нездоровый образ
жизни, кто-то ведёт здоровый образ жизни. А что же такое здоровый образ
жизни и из чего он состоит мы и узнаем к концу нашего праздника. Для этого
нам нужно преодолеть небольшие препятствия, проявить себя в спортивной
эстафете и викторине.
Ученик 1: Во имя грядущих побед,
Во славу российского спорта,
Да здравствуют школьные старты надежд,
Ведущие к новым рекордам.
Ученик 2: К битвам спортивным
Все мы готовы.
Каждый уверен в силе своей.
И побеждает на финише снова
Дружба и сила команды моей.
Ученик 3: Мы у солнца и у ветра
Взяли пламенный задор.
На секунды и на метры
М ы ведём друг с другом спор.
В споре нет путей коротких,
И удач случайных нет
Ученик 4: Познаём на тренировках
Все мы формулы побед.
Это стойкость и отвага,
Сила рук и зоркость глаз,
Это честь родного флага,
Окрыляющего нас.
Ученик 5: Мы ребята боевые,
И под силу нам вполне
Все рекорды мировые
Подарить родной стране.
Ученик 6: В борьбе закаляется крепкая воля,
И наши сердца горячи.
Кто смотрит на вещи уныло и хмуро,
Пусть примет наш добрый совет –
Получше, надёжней дружить с физкультурой,
В ней юности вечной секрет.
Ведущий 3: Спорт, ребята, очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт – помощник!
Спорт – игра!
Всем участникам физкульт-ура!
Представление жюри.
Ведущий 3: Все спортсмены перед стартом делают разминку. Давайте и мы
сделаем разминку и нам откроется первая составляющая здорового образа
жизни (Закаливание).
Каждой команде дано названье «Солнце», «Воздух», «Вода». Какое слово я
называю, та команда должна присесть и поднять руки вверх.
- Молодцы! И мы открываем одну из составляющих ЗОЖ «Закаливание».
Ведущий 3.
-Ещё немаловажным компонентом ЗОЖ является отказ от вредных привычек
(открывается табличка)
«Отказ от вредных привычек».
-Назовите эти вредные привычки (алкоголь, сигареты, наркотики).
1 конкурс «Бег прыжками по островкам».
-Давайте же проведём следующий конкурс, затопчем вредные привычки и
избавимся от них.
На полу наклеены пузыри с названием вредных привычек. Каждый участник
наступая бежит прыгая только на пузыри вокруг стойки и также обратно.
Оценки жюри.
2 конкурс «Собери пословицу».
Участники парами прыгают до стены приставными шагами в юбках держа
друг друга за пояс и открывают часть пословицы, так же возвращаются назад.
Пословицы:
- В здоровом теле – здоровый дух.
- Береги платье снову, а здоровье с молоду.
- Здоровья за деньги не купишь.
-Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами.
Ведущий 3: Давайте хором прочитаем эти пословицы. А как вы понимаете
пословицу «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами»?
Оценки жюри.
Ведущий 3: А сейчас мы проведём эстафеты с мячом и тем самым откроем
загадку, что ещё самое главное включает в себя ЗОЖ.
3 конкурс «Весёлый мяч».
Мальчики ведут мяч ногой вокруг стойки, а девочки подбрасывают мяч
вверх и ловят. Туда и назад.
- Молодцы! И мы открываем главную составляющих ЗОЖ «Физические
упражнения и спорт».
Оценки жюри.
4 конкурс «Передача мяча»
Участники передают мяч сначала через голову, потом через ноги.
Оценки жюри.
5 конкурс «Прокати мяч»
Участники прокатывают мяч под ногами вперёд.
Оценки жюри.
Ведущий 3:Теперь мы просим участников занять место на матах.
Предварительные итоги жюри, пока участникам раздаются вопросы
викторины.
6 конкурс «Викторина».
Вопросы:
1.Как называется начало в беге?
2.Как называется конец в беге?
3.В какой игре используется самый тяжёлый мяч?
4.Назовите виды спорта на букву «Б».
5.Как называется борьба на руках?
6.В какой игре используется самый лёгкий мяч?
7.Вид спорта в котором бегут на лыжах и стреляют из винтовки?
8.Перечислите спортивные игры.
9.Тот, кто судит игру, состязание.
10.Без чего на поле не может выйти судья?
Ведущий 1: Игра с болельщиками «Загадки» на тему «Здоровье».
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит (зубная щётка).
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже (зеркало).
Зубастая пила в лес густой пошла.
Весь лес обходила, ничего не спилила (расчёска).
Кто меня назвать не сможет? Я на ёжика похожа.
Я от пыли и от пятен охраняю ваше платье (одёжная щётка).
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый,
На полу не видно луж
Все ребята любят (душ).
Гладко, душисто, моет чисто-чисто (мыло).
Резинка – Акулинка, пошла гулять по спинке
И пока она гуляла, спинка розовая стала (мочалка).
- Молодцы! И мы открываем составляющую ЗОЖ «Личная гигиена».
Сдаём бланки с ответами жюри, они обрабатывают.
Оценки жюри.
7 конкурс «Одень лыжника».
Каждый участник прыгает на одной ноге змейкой вокруг кеглей у стойки
одевает один предмет одежды и так же прыгает назад.
Оценки жюри.
8 конкурс «Попрыгунья».
Из каждой команды напротив выходит одна участница все 3-е одновременно
по сигналу начинают прыгать на скакалке. Кто дольше всех продержится и
не запнётся.
Оценки жюри.
9 конкурс «Конкурс капитанов».
Участник должен пройти в обруч боком пока он катится. Кто больше пройдёт.
Выполняют по очереди.
Оценки жюри. Подведение предварительных итогов.
Ведущий 4: Мы предлагаем вашему вниманию сценку.
Выходят 4 участника. ВИ ТА МИ НЫ
1.Здравствуйте, ребята!
Приехали мы к вам!
2.Наверно, всем известно,
Что мы за вещества.
3.В овощах и фруктах,
В молоке – всегда.
4.И в других продуктах,
Все 4 –ро да, да, да!
1. А, В, С, D, E
И маленький наш К,
Все, все мы большая, дружная семья.
2.Если кого-то обидите из нас,
Разные болезни надвинутся на вас.
3.Знать вы должны нас
И в профиль, и анфас.
4. Если нас не будет, погибните тотчас.
Знайте: храните в нужной нас среде,
Иначе пропадём мы.
Ведущий 4: Друзья! Теперь вы знаете их лица,
Вы знаете их имена.
А кто открыл их и когда? (Доктор Лунин)
- Опираясь на эту сценку, кто же скажет , что ещё включает в себя ЗОЖ?
- Молодцы! «Рациональное (правильное) питание.
Предварительные итоги жюри.
Ведущий 2: Игра с участниками и болельщиками «Доскажи словечко».
Просыпаюсь утром рано.
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку
Быстро делаю… зарядку.
Два берёзовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи
И зовут их …… лыжи.
Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки
Кто несёт меня? … коньки.
Взял железных два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег, готовы ….санки.
10 конкурс «Самый быстрый и ловкий».
Каждый участник ведёт малый мяч клюшкой вокруг стойки туда и обратно.
Оценки жюри.
Ведущий 4:
- О режиме дня….
«Режим дня».
Ведущий 3 подводит итоги и обобщает материал.
Жюри подводит итоги.
Объявление результатов, награждение. Построение команд.
Ведущий 1: Сегодня проигравших нет.
Есть просто лучшие из лучших.
Пусть в каждом сердце дружбы свет
Зажжёт поступков добрых лучик.
Ведущий 2 : Пусть юность, дружба, спорт и мир
Всегда шагают с нами рядом.
Кого мир спорта закружил,
Тот смотрит дружелюбным взглядом.
Ведущий 4: Сегодня стали мы сильнее,
Сегодня стали мы дружнее.
Друг другу руки мы пожмём
И песню вместе запоём.
Все участники поют песню и организованно выходят из зала.
Пока поют песню, учителя снимают со стен шары и раздают их своим
ученикам-участникам.
На мотив песни В. Шаинского
«Если с другом вышел в путь».
1 куплет.
Нам со спортом жить легко,
Нам со спортом жить легко –
Спорт нам интересен.
Спорт и дружба заодно,
Спорт и дружба заодно –
Их союз чудесен.
Припев:
Дух борьбы в нас живёт.
Он к победе нас ведёт.
И поэтому сердце поёт
2 куплет.
Соревнуемся всегда,
Соревнуемся всегда
Мы достойно, честно.
Мы спортивные друзья,
Мы спортивная семья – Это всем известно.
Припев.
3 куплет:
Не забудем никогда,
Не забудем никогда,
Вечно помнить будем.
спорт и дружба навсегда,
Спорт и дружба навсегда –
Это не забудем!
Припев.
Конкурсы:
1. Собери пословицу».
Участники парами прыгают до стены приставными шагами в юбках держа
друг друга за пояс и открывают часть пословицы, так же возвращаются назад.
2 конкурс «Ведение мяча».
Каждый участник ведёт баскетбольный мяч и бросает в кольцо. Пока мяч в
кольцо не будет заброшен, участник не имеет право возвращаться. Назад
также вести мяч.
3 конкурс «Весёлый мяч».
Мальчики ведут мяч ногой вокруг стойки, а девочки подбрасывают мяч
вверх и ловят. Туда и назад.
4.Викторина.
5 конкурс «Одень лыжника».
Каждый участник бежит к стойке, одевает один предмет одежды и бежит
назад.
6 конкурс «Попрыгунья».
Из каждой команды напротив выходит одна участница все 3-е одновременно
по сигналу начинают прыгать на скакалке. Кто дольше всех продержится и
не запнётся.
7 конкурс «Конкурс капитанов».
Участник должен пройти в обруч боком пока он катится. Кто больше пройдёт.
Выполняют по очереди.
8 конкурс «Бег прыжками по островкам».
Каждый участник наступая бежит прыгая только на пузыри вокруг стойки
и также обратно.
9 конкурс «Самый быстрый и ловкий».
Каждый участник ведёт малый мяч клюшкой вокруг стойки туда и обратно.