Авторы: Рязанкин Николай Сергеевич, Абушаев Марат Ахметович
Должность: воспитатель курса, воспитатель курса
Учебное заведение: ФГКОУ "Екатеринбургское суворовское военное училище" Министерства обороны Российской Федерации
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Сингапурская методика обучения
Раздел: среднее образование
Сингапурская методика обучения
Педагогика
во
все
времена
стремилась
создать
идеальную
систему
обучения, при которой ученики могли бы впитывать максимум знаний и
навыков. И наш современный век технологий не исключение.
Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и
внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих
достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания. И все чаще в
школах многих стран применяется сингапурская система обучения.
Образовательная
система
каждой
страны
уникальна,
поскольку
в
разных странах системы образования преследуют в той или иной степени
разные
цели,
а
также
имеют
собственную
историю
становления
и
пути
развития, в зависимости от которых и приобретают неповторимые черты.
Сингапур — страна, образовательная система которой удивительным
образом изоморфна обеим логикам. Образование в ней имеет прочные и даже
традиционные национальные основания, но в то же время оно ориентировано
на международный рынок труда и на подготовку специалистов мирового
уровня.
Сингапур интересен по крайней мере тем, что система образования в
этой стране оценивается как одна из лучших в мире. Во-первых, по данным
исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), уровень
функциональной грамотности населения Сингапура один из наивысших в
мире.
Во-вторых,
сингапурские
школьники
показывают
лучшие
в
мире
результаты в сравнительных международных тестах знаний математики и
естественных наук (TIMSS) начиная с 1995 г. В-третьих, консалтинговая
компания McKinsey в 2008 г. назвала сингапурскую систему образования
самой эффективной в мире, особенно была отмечена организация подготовки
учительских кадров. В
-
четвертых, согласно результатам исследований IMD
(International Institute for Management Development), проведенных в 2007 г.,
образовательная
система
Сингапура
является
наилучшим
образом
приспособленной
к
требованиям
глобальной
экономики.
Для
того
чтобы
понять, каким образом сингапурская система образования смогла настолько
успешно
справиться
с
вызовами
изменяющегося
институционального
окружения, необходимо обратиться к истории ее создания и развития.
Основателем стал британский офицер сэр Томас Стэмфорд Раффлс,
благодаря усилиям которого к 1825 г. Сингапур превратился в шумный и
деловой портовый город. Под господством английской короны город активно
развивался до начала Второй мировой войны. В 1942 г. он был захвачен
Японией и находился в оккупации 3,5 года. После вывода японских войск в
1945
г.
жители
Сингапура
начали
борьбу
против
колониального
статуса
территории. В 1959г. Великобритания предоставила стране независимость.
Полностью самостоятельным Сингапур стал в 1965 г., и на этом этапе
45 лет назад он не имел ни единой образовательной системы, ни армии, ни
флота, ни того, что можно было бы назвать нацией.
После
получения
независимости
Сингапур
принял
пятилетнюю
программу развития образования (1961–1965). Приоритет в ней был отдан
созданию системы универсального и бесплатного начального образования.
С целью повысить эффективность образовательного процесса в 1979 г.
была принята новая образовательная система. Она предусматривала введение
потокового обучения в начальной и средней школе, которое позволяло детям
продвигаться
по
образовательной
лестнице
в
соответствии
со
своими
способностями.
Основной
целью
введения
потоков
было
предоставить
каждому
ребенку
возможность
окончить
среднюю
школу
и
тем
самым
получить базовые знания для дальнейшего профессионального обучения и
трудоустройства.
Результаты
введения
новой
образовательной
системы
были
впечатляющими. В первую очередь они проявились на школьных экзаменах.
Если
ранее
около
60
%
учащихся
как
начальных,
так
и
средних
школ
проваливали экзамены по английскому и родному языку, то в 1984 г. успех на
экзаменах
сопутствовал
практически
90
%
школьников.
Снизились
показатели отсева из средней школы.
С 1985 по 1991 гг. правительством Сингапура была проведена серия
реформ, направленных на улучшение планирования в сфере образования,
повышение его эффективности, увеличение автономии и гибкости школьной
системы.
К
1995г.
образовательная
система
Сингапура
выдавала
продукт
действительно
высокого
качества.
Молодые
сингапурцы
показывали
отличные результаты в международных тестах по математике и естественным
наукам. В 1995 и 1999 гг. они стали лучшими по итогам тестов TIMSS. В то
же
время,
осознавая
вызовы
современности,
Министерство
образования
стало
призывать
к
переходу
от
парадигмы
эффективности
к
парадигме
реализации существующих возможностей. В XXI в. качество образования
является критическим фактором для выживания и процветания нации, оно
определяет уровень национального богатства.
Особое внимание в образовательном процессе уделяется предметам
естественнонаучного
цикла,
математике
и
языковой
подготовке.
Однако
школьники вовлечены в обучение не только на уроках. Большое количество
времени
в
школе
отводится
на
дополнительные
виды
деятельности,
связанные
с
реализацией
каких-либо
проектов,
занятиями
спортом,
творчеством и т. д. Весь образовательный процесс направлен на воспитание
открытых миру лидеров, способных работать в команде. Формально средняя
наполняемость
класса
в
сингапурской
школе
—
40
человек.
Однако,
присмотревшись к ходу реального урока, можно заметить, что в процессе
преподавания учитель взаимодействует скорее с восемью группами по пять
человек.
В
каждой
группе
идет
процесс
общения,
обучения,
работы
и
формирования
личности
ребенка.
Основной
целью
современного
этапа
развития
образовательной
системы
в
Сингапуре
является
создание
стимулирующей среды, которая мотивировала бы каждого человека учиться
на протяжении всей жизни, получать новые знания и навыки, осваивать
технологии,
развивать
дух
инноваций
и
предпринимательства,
уметь
рисковать и брать на себя ответственность и обязательства.
Сингапур — страна, которой удобно управлять. Небольшая по размеру,
с высокой, но равномерной плотностью населения, удобным географическим
положением,
она
является
идеальным
полем
для
интегрированного
планирования. Подчинение всех учебных учреждений единому органу —
Министерству образования — существенно снизило издержки проведения и
управления
реформами
и
повысило
их
эффективность.
Министерство
образования является универсальным органом, координирующим процессы
во всей сфере образования страны.
Республика Татарстан начинает свою деятельность с Сингапуром 2006
году. 2012 году разрабатывается проект Смарт Сити Казань.
В
сентябре
во
время
своего
пребывания
в
Сингапуре
Рустам
Минниханов посещает одну из сингапурских школ (Hwa Chong), где активно
используется опыт, методики и методология компании Educare. Тогда глава
отметил,
что
республика
заинтересована
в
сотрудничестве
с
Educare,
и
предложил рассмотреть возможность открытия филиала компании в регионе.
6 февраля 2013 года в Министерстве образования и науки Республики
Татарстан подписано соглашение между Институтом развития образования
Республики
Татарстан
и
сингапурской
компанией
Educare.
Соглашение
предполагает реализацию в течение 2013 года проекта по модернизации
системы методической поддержки учителей-предметников школ Республики
Татарстан.
В
рамках
проекта
прошли
курсы
повышения
квалификации
для
начальников муниципальных отделов образования и директоров ИМЦ. В
сентябре-декабре
специалисты
ИМЦ
под
контролем
Educare
осуществят
обучение и тренинг 10 000 учителей школ нашей республики.
Кроме того, весной организованы специальные двухнедельные курсы
лидерства для директоров школ. Эти курсы необходимы для дальнейшей
административной поддержки инноваций учителей.
Весной
2013
года
стартовал
новый
этап
проекта
Educare
для
преподавателей педагогических колледжей Республики Татарстан с целью
включения
лучших
мировых
методик
в
базовые
программы
подготовки
учителей школ.
Между Республикой Татарстан и Educare достигнуты договоренности о
трехлетнем сотрудничестве, в рамках которого обучение пройдут до 30 000
учителей школ Татарстана.
Рассмотрим ход деятельности и некоторые структуры сингапурской
технологии, которых можно применять при обучении.
Учителя прилагают массу усилий для того, чтобы наши ученики стали
успешными. Для этого мы должны не только снабжать их теоретическими
знаниями, но и обучать их тому, как применять эти знания в реальной жизни.
Для того, чтобы ученики действительно стали успешными и внесли свой
вклад в развитие общества, необходимо обучить их навыкам эффективной
коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо
овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации
новых
идей
и
нахождения
решения
тех
задач,
с
которыми
им
придется
столкнуться
в
новом,
измененном
мире.
Значит,
уроки
должны
быть
направлены на это. Как правило, один ученик отвечает, остальные в это время
отдыхают. А при работе в группах, когда передвигаются, все вовлечены в этот
процесс, им весело и информация запоминается легко. В результате все
учащиеся выходят из школы с полными знаниями.
В России помимо Татарстана сингапурскую методику пытались в 2013
г. внедрить в Удмуртии.
В 2014 г. продвижением программы занялся один из агентов изменений
российского образования Московский институт образовательной политики
«Эврика», который организовал поездку российских педагогов в Сингапур с
посещением
адвентистской
школы,
а
затем
провёл
ряд
семинаров
с
сингапурскими специалистами на своей базе в Москве.
В
2015
г.
полигоном
для
сингапурских
испытаний
ст а ла
образовательная система Тюмени.
Также в 2015 г. в Москве на конференции МГО профсоюза и АНО
«Профзащита»
на
тему:
«Перспективы
развития
современных
образовательных систем. Что можно сделать сегодня?» – Майк Тируман
провёл презентацию сингапурской модели и призвал внедрить её не только в
Москве, но и во всей России.
В 2016 г. в поддержку сингапурской модели как единственно верного
пути
для
российского
образования
выступила
Высшая
школа
экономики
(ВШЭ).
Русский
вариант
сингапурского
кастового
образования
на
основе
портфолио
детей
в
2015
году
в
пилотном
режиме
в
программе
«Модернизация
детского
движения
в
Забайкалье»
попытался
ввести
в
систему образования Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив; в
2017 г. предполагалось распространить эту систему на всю Россию.
Описание сингапурской методики.
Сингапурская методика представляет собой набор тезисов и формул,
называемых в Сингапуре структурами, для более качественной проработки
урока, основных обозначено тринадцать, но на самом деле их несколько
десятков.
Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная
команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и
пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют. По
сигналу
коллектив
оперативно
меняется,
группы
перемешиваются
и
образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое
задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией
и навыками. Скучающих учеников на таких уроках не бывает.
Уроки с использованием сингапурских структур довольно интересные и
познавательные. Работа в группе по четыре человека, в паре с партнером «по
плечу», «по лицу» прослеживается в большинстве используемых учителями
структур. Их можно применять на различных этапах урока, особенно когда
идет повторение домашнего задания и закрепление темы: при общении со
своими партнерами учащийся вынужден несколько раз повторить материал,
что способствует его отработке и усвоению.
Использование
обучающих
структур
сингапурской
методики
на
различных этапах урока очень успешно. С большим удовольствием готовят
они вопросы для своих одноклассников, общаются. Перемещение по классу
во
время
урока,
поиск
партнера
для
сотрудничества
оказывают
положительное влияние на весь ход обучения.
Рассмотрим несколько структур сингапурской технологий:
Сигнал тишины. Учитель для того чтобы привлечь внимание учащихся
поднимает руку вверх и говорит Хай Файв. После этого ученики поднимают
руку и прекращают разговор. Таким образом в классе образуется тишина.
ROUND
ROBIN.
Ученики
сидят
в
командах.
Учитель
задает
проблемный вопрос и дает время подумать. После этого начиная с ученика
под номером 1, в устной форме делятся своими мнениями, пока время не
закончится. Эту структуру можно использовать по любому предмету.
RALLY ROBIN. В отличии Round Robin ученики делятся ответами с
партнерами
по
плечу
в
определенное
время.
Например,
учитель
задает
вопрос: “Что мы должны делать, чтобы быть здоровыми?”. Ученики делятся
своими ответами.
MIX-PAIR-SHARE.
Звучит
музыка,
учащиеся
двигаются
по
классу.
После
завершения
музыки
встают
парами.
Тот,
кто
остался
без
пары
поднимает
руку
вверх
и
ищет
себе
пару.
После
этого
учитель
задает
проблемный вопрос и дает время подумать. Учащиеся делятся ответами,
употребляя
структуры
Rally
Robin
или
Timed
Pair
Share
в
парах.
Эта
структура повторяется несколько раз.
TIMED PAIR SHARE. Учитель задает проблемный вопрос и ученики
записывают свои ответы на листочки. Звучит музыка и они передвигаются по
классу. После, музыка завершается и учащиеся делятся ответами по 40 минут
с
о
своими
партнерами.
Сначала
один
ученик
говорит
ответы,
другой
благодарит
за
знания.
Потом
меняются.
Структура
так
же
повторяется
несколько раз.
THINK-WRITE-ROUND ROBIN. Ученики сидят в командах. Учитель
задает проблемный вопрос и дает время подумать. После ученики пишут
ответы на листочках и делятся ответами по кругу пока время не закончится.
ALL WRITE ROUND ROBIN. Учитель говорит тему или задает вопрос
с несколькими вариантами ответов. Учащиеся по кругу говорят свои ответы.
Когда из команды ученик под номером 1 говорит ответ, другие 3 ученика в
это время записывают его ответ в тетрадях.
STAND-N-SHARE. Учитель задает вопрос, который требует несколько
вариантов ответа. Учащиеся пишут ответы на листочках. После этого звучит
музыка и они передвигаясь по классу делятся ответами. Если у кого-нибудь
встречается
похожий
ответ
отмечают
галочкой,
новые
ответы
пишут
на
листочках. После благодарят друг друга.
RALLY
COACH.
Ученики
сидят
в
командах.
Данная
структура
проводится с партнерами по плечу. Учитель дает одно задание и одну ручку
на двоих. Сначала один ученик делает задания, а другой, если не знает,
помогает или хвалит. Потом меняются и так же продолжают работать.
FAN-N-PICK. Учитель раздает карточки с вопросами. Ученик под
номером 1 держит карточки, ученик под номером 2 берет любую карточку,
ученик номер 3 отвечает на вопрос, ученик номер 4 его хвалит. Таким
образом, продолжают несколько раз, меняясь ролями.
CONNECT-EXTEND-CHALLENGE – «связать-расширить-продумать»
- обучающая структура, помогающая расширить знания по теме, связывая их
с предыдущим опытом и продумывая возможные трудности.
MIX-FREEZE-GROUP – обучающая структура, в которой участники
смешиваются
под
музыку,
замирают,
когда
музыка
прекращается,
и
объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа
на какой-либо вопрос.
Мы рассмотрели только несколько структур, а их очень много. Эти
образовательные
структуры
построены
на
знакомых
нашим
учителям
методах – кооперативный метод обучения, работа в малых группах, парное
обучение,
проектная
деятельность.
Они
основаны
на
командных
формах
работы,
создании
психологически
комфортной,
безопасной
среды
для
обучающихся,
использовании
разнообразных
структур
как
для
академических
целей,
так
и
для
классбилдинг
(объединение
класса),
тимбилдинга
(объединение
команды).
Кооперативный
метод
имеет
продуманную
систему
командной
работы,
процесс
обучения
основан
на
поэтапности
и
четкости
выполнения
инструкции.
Это
приводит
к
дисциплиплинированности,
внимательности
и
доведению
до
автоматизма
выполняемых
действий.
Также
появляется
возможность
продуктивного
освоения
активных
форм
учебного
сотрудничества,
формирования
необходимых универсальных учебных действий, определенных Федеральным
государственным образовательным стандартом.
Групповая
методика,
на
которой
базируется
сингапурская
модель,
приучает
ученика
к
работе
исключительно
в
команде,
когда
действует
коллективный разум и нивелируется критичность индивидуума.
Обстановка
на
уроках
способствует
более
успешному
усвоению
материала детьми. Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и
реактивно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и
объясняют ошибки друг друга, выслушивают каждого участника в группе, с
уважением относятся к его выбору и мнению. Применение Сингапурской
системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как
главным на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель – помощник,
наставник.
Новые методы развивают личность каждого ученика, заставляет его
думать, проявляться, позволяет изменять видение материала, повышает его
эмоциональный
уровень,
а
значит,
и
благотворно
влияет
на
здоровье
организма.
Создается
такая
рабочая
обстановка,
выйти
из
которой
уже
невозможно, да и не хочется, так она захватывает.
Скучающих на таком
уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и
писать.
Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно
необходимые
в
наше
время
качества,
такие
как:
коммуникативность,
сотрудничество, критическое мышление, креативность
Также
уроки
каждый
раз
проходят
в
новой
интересной
форме,
используются так называемые «чиры» - специальные действия, движения и
слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают друг
другу настроение и заряжают позитивом на весь день.
Все новые структуры нужно использовать умеючи, чему нам еще и
предстоит научиться. В этом проекте есть действительно очень хорошее
рациональное зерно, которое нужно использовать в процессе обучения.
Свою
работу
хотим
завершить
словами
немецкого
педагога
Дистервега.А:
«Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу,
но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой,
приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными
силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял
себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого
человека.»