Напоминание

Проектная деятельность в педагогике


Автор: Жданов Владимир Николаевич
Должность: воспитатель курса, воспитатель курса
Учебное заведение: ФГКОУ "Екатеринбургское суворовское военное училище" Министерства обороны Российской Федерации
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность в педагогике
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная деятельность в педагогике

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США

и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики»,

основоположником

которой

был

американский

философ-идеалист

Джон

Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является

только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено

на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок

должен повторить путь познания окружающего мира.

Считалось,

что

путь

стихийных

поисков

характерен

и

наиболее

естественен для ребенка, что познавательной активности, любознательности

ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуально развития и

образования. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в

ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных

макетов,

схем,

производства

опытов,

нахождения

ответов

на

спорные

вопросы, и в целом - восхождения от частного к общему, т.е. использования

индуктивного метода познания.

Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая

деятельность,

в

которой

развивается

вкус

ребенка

к

самообучению

и

самосовершенствованию.

Ребенку

в

процессе

само стоятельного

исследования необходимо открыть для себя свойства

и

закономерности

предметов и явлении, а педагог может только ответить на его вопросы, если

таковые будут, он должен помогать в познании только того, что спонтанно

заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того.

В

сжатом

виде концептуальные

положения

теории

Джона

Дьюи

выглядели следующим образом:

• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

• усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая

органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях,

являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

• проблематизация учебного материала;

• активность ребенка;

• связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом

Почти одновременно с педагогическими исканиями Дьюи, в России

появились первые разработки проектов. Основателем считают С.Т.Шацкого,

который в 1905 году организовал группу исследователей, учёные проводили

первые работы с детьми и учителями. В дальнейшем, большое значение

методу проектов уделяла Н.К. Крупская. Но в 30-е годы прошлого века как и

многие другие технологии, метод проектов был запрещён.

Понятие "проектная деятельность школьников" находит своё отражение

на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической

и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает

учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её

психологического содержания.

В педагогической литературе проектная деятельность рассматривается

в двух аспектах:

- как педагогическое проектирование (B.C. Безрукова, В.П. Беспалько,

Е.С.

Заир-Бек,

О.С.

Орлов,

В.В.

Сериков

и

др.),

т.е.

деятельность,

направленная

на

разработку

образовательных

проектов,

под

которыми

понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в

социально-педагогическом

движении,

в

образовательных

системах

и

институтах, в педагогических технологиях;

-

как

проектная

деятельность

учащихся,

реализуемая

в

системе

основного и дополнительного образования.

Педагогическая

общественность

должна

осознать

проектную

и

исследовательскую

деятельность

обучающихся

как

неотъемлемую

часть

образования,

отдельную

систему

в

образовании,

одним

из

направлений

модернизации современного образования, развития концепции профильной

школы. Для уточнения особенностей и условий организации деятельности

учащихся

попробуем

разграничить

понятий

«проектная

деятельность

учащихся» и «исследовательская деятельность учащихся»

Проектная

деятельность

обучающихся

совместная

учебно-

познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая

общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на

достижение

общего

результата

деятельности.

Непременным

условием

проектной

деятельности

является

наличие

заранее

выработанных

представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования

(выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и

оптимальных

ресурсов

деятельности,

создание

плана,

программ

и

организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта,

включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская

деятельность

деятельность

по

проектированию

собственного

исследования,

предполагающая

выделение

целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода

исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости

исследования,

определение

необходимых

ре сурсов.

Я вл я е т с я

организационной рамкой исследования.

Исследовательская

деятельность

обучающихся

деятельность

учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской

задачи

с

заранее

неизвестным

решением

отличие

от

практикума,

служащего

для

иллюстрации

тех

или

иных

законов

природы)

и

предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в

научной

сфере,

нормированную

исходя

из

принятых

в

науке

традиций:

постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике,

подбор

методик

исследования

и

практическое

овладение

ими,

сбор

собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий,

собственные

выводы.

Любое

исследование,

неважно,

в

какой

области

естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную

структуру.

Сущность

понятия

"проектная

деятельность"

связана

с

такими

научными

понятиями

и

категориями

как

"проект",

"деятельность",

"творчество",

имеющими

разноплановый

характер,

как

с

точки

зрения

различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней

методологии науки.

До сих пор в большинстве случаев понятие "проект" подразумевает

неявное

расширение

-

"технический

проект".

Однако

все

чаще

проект

употребляется

в

общенаучном

значении.

Термин

"проект"

(projectio)

в

переводе с латинского означает - бросание вперед. Так характеризует понятие

"проект"

Е.С.

Полат:

"Проект

-

это

прототип,

идеальный

образ

предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях -

план, замысел какого-либо действия".

Деятельность

специфическая

человеческая

форма

отношения

к

окружающему

миру,

содержание

которой

составляет

целесообразное

изменение

и

преобразование

в

интересах

людей;

условие

существования

общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам

процесс. Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

«Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой

является создание новых материальных и духовных ценностей».

«ШАГИ» ПРОЕКТИРУЕМОГО ПРОЦЕССА

Управление проектом базируется, по моему мнению, на следующих

принципах:

а) Ориентация на потребителя.

Организации

зависят

от

своих

потребителей, поэтому

должны

понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и

стремиться превзойти их ожидания.

б) Лидерство руководителя.

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности

организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в

которой

работники

могут

быть полностью вовлечены в решение задач

организации.

в) Вовлечение работников.

Работники

всех

уровней

составляют основу

организации, и

их

полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать

их способности.

г) Процессный подход.

Портфолио

Презентация

проекта

Продукт

Поиск информации

Проектирование

Проблема

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью

и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

д) Системный подход к менеджменту.

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов

как

системы содействует результативности и эффективности организации

при достижении ее целей.

е) Постоянное улучшение.

Постоянное

улучшение

деятельности

организации

в

целом

следует

рассматривать как ее неизменную цель.

ж) Принятие решений, основанное на фактах.

Эффективные

решения

основываются

на

анализе

данных

и

информации.

и) Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Организация

и

ее

поставщики

взаимозависимы,

и

отношения

взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности

Проектная

деятельность

обучающегося

вырабатывается

в

процессе

выполнения

учебных

творческих

проектов.

В

процессе

проектной

деятельности

учащиеся

изучают

не

только

средства,

но

и

способы

конкретной деятельности. Эта сторона проектной деятельности приобретает

особую

важность

в

связи

с

тем,

что

технологический

этап

развития

производства и общества устанавливает приоритет способа над результатом

деятельности

с

учетом

ее

социальных,

экономических,

экологических,

психологических, этических и других факторов и последствий.

Я применяю проектную деятельность как один из методов обучения,

побуждающий

ученика

занять

активную,

субъектную

позицию,

самостоятельно добывать, присваивать и применять новые знания и опыт,

анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную

самооценку. Управляя активностью учащегося на протяжении всего периода

работы над проектом, формирую у него необходимые предметные знания и

умения,

общеучебные

умения

и

навыки,

необходимые

компетентности:

деятельностную, мыслительную, информационную, коммуникативную.

Процесс

индивидуально-личностного

развития

в

ходе

проектной

деятельности, позволяет решить главную задачу - индивидуальное развитие

каждого ученика, где индивидуальность развивается за счёт приобретения

способности

к

социальным

взаимодействиям,

и

её

творче ской

самореализации.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание

какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое

планирование

действий,

наличие

замысла

или

гипотезы

решения

этой

проблемы,

четкое

распределение

ролей

(если

имеется

в

виду

групповая

работа),

заданий

для

каждого

участника

при

условии

те сного

взаимодействия.

Результаты

выполненных

проектов

должны

быть

«осязаемыми»,

предметными,

если

это

теоретическая

проблема,

то

конкретное

ее

решение,

если

практическая,

конкретный

практический

результат, готовый к применению.

Таким

образом,

проектная

деятельность

выводит

обучающего

за

границы урока, учебника, представляет проблему объёмно, с позиции разных

дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению

приёмов и методов оригинальных решений в любой области человеческой

деятельности.

Достоинством проектного метода организации учебной деятельности

является

привитие

учащимся

навыка

сотрудничества.

Участники

исследовательской деятельности не замыкаются на личностных интересах,

они учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что

результаты их исследований будут использованы для анализа полученных

данных и формулирования выводов.

Проектная деятельность ориентирована не на передачу готовых знаний,

а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,

обладающей достаточными навыками и психологическими установками к

самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Следовательно, внедрение проектной деятельности в образовательном

учреждении

направлено

на

обеспечение

паритета

образованности

и

сбережение здоровья учащихся и предполагает опору на педагогическое и

ученическое взаимодействие участников образования и профессиональную

самоорганизацию

педагогов,

участвующих

в

реализации

проекта.



В раздел образования