Напоминание

"Сотворить маленькое сказочное чудо"


Авторы: Мирная Юлия Александровна, Кобзарь Наталья Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада", детский сад № 173 "Василёк"
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: "Сотворить маленькое сказочное чудо"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Сотворить маленькое сказочное чудо».

Как привлечь детей 3-4 лет к творчеству?

Ю.А. Мирная, Н.В. Кобзарь,

воспитатели ДС № 173 «Василёк»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Аннотация.

Целью

статьи является

привлечение

внимания

к

развитию

ребенка,

способного

к

самостоятельному

творческому

самовыражению

через

овладение основами и технологией тестопластики; создание условий для раскрытия

и

развития

потенциальных

способностей

и

возможностей

ребенка

средствами

декоративно-прикладного искусства.

Предложенный

материал

разработан

в

рамках

«Лаборатории

развития

творческих

способностей

ребёнка»

в

образовательной

области

«Художественно-

творческое

развитие»

в

АНО

ДО

«Планета

детства

«Лада»

г.

Тольятти,

под

руководством

- кандидата педагогических наук, доцента

кафедры дошкольного

образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, г. Ульяновск Котлякова Т.А.

Ключевые слова: тестопластика, лепка из соленого теста, развитие ребенка.

Дошкольное

детство

является

благоприятным

периодом

для

развития

продуктивной творческой деятельности, поэтому желательно предложить младшим

дошкольникам как можно больше разных пластических материалов, познакомить со

свойствами, возможностями своего воздействия.

Тестопластика - искусство создания объёмных рельефных изделий из соленого

теста. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный

материал. Он очень нравиться малышам. Основным инструментом в лепке являются,

обе руки. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее

доступную для самостоятельного усвоения.

Удивительные сказочные миры рождаются в каждом дне нашей жизни. Вам

нужно лишь чуть шире открыть глаза, и помочь детям заметить их, Приоритетным

направлением в этом возрасте является игра. Давайте, поиграем!

- Во что можно превратить кусочек теста? Пирожок, хлеб, пряник.

Сказки и истории о чудесных превращениях теста придумали давным-давно.

Простой шарик, слепленный из кусочка теста благодаря фантазии, превратился

в веселого колобка, сотворившего чудо - сказку. Удивительный образ с ним хочется

играть, разговаривать.

Эта простая история навеяла нам идею, что каждая встреча с детьми должна

быть как маленький спектакль с ролями, героями, проблемами и счастливым ярким

образным завершением. Поэтому мы придумали чудесные авторские сказки,

подобрали стихи, истории, а для самых маленьких использовали русский народный

фольклор. Это послужило для детей отличной эффективной мотивацией к

действию и созданию выразительных индивидуальных образов

Удивитесь сами и удивите своих воспитанников тем, что соленое тесто может

дружить с аппликацией, рисованием, природным материалом. Возраст детей 3-4 года

может подразумевать сотворчество с педагогом, так и индивидуальное детское

авторство.

Ставим и реализуем следующие задачи с учетом ФГОС

Развивать умение создавать из соленого теста простые предметы, состоящие из 2-

3 частей, передавая их форму, строение.

Побуждать

к

созданию

сюжетов,

объединяя

вылепленные

предметы

в

композицию.

Упражнять в экспериментировании и овладении приемами лепки: отщипывание,

отрывание, раскатывание, расплющивание, вдавливание и др.

Продолжать

развивать

умение

лепить

мелкие

детали

путем

раскатывания

пальцами,

защипывать

край

или

часть

формы,

вытягивать

или

оттягивать

небольшое

количество

пластического

материала

для

формирования

деталей

(хвостиков, крылышек, клювиков).

Создавать

простейшие

формы

(шар

и

цилиндр)

и

видоизменять

их.

Преобразовывать форму: шар сплющивать в диск, раскатывать в овоид, цилиндр

замыкать в кольцо, раскатывать в конус, пластину закручивать в спираль.

Пользоваться стекой для деления цилиндра на части, украшения вылепленных

форм.

Побуждать к декорированию поделки дополнительными материалами.

Синхронизировать

работу

обеих

рук,

координировать

работу

глаз

и

рук;

соизмерять нажим ладоней на комок.

Использовать результаты работы в различных видах деятельности.

Март

Серия встреч «Моя мамочка любимая»

Название НОД

Задачи

«Угощенье для любимой

мамочки».

Лепка из сдобного теста.

1.

Вызвать

интерес

к

лепке

угощенья

для

мам

к

празднику

из

сдобного теста.

2.

Формировать

умение

раскатывать

тесто

скалкой,

декорировать

изделие маком, орешками, изюмом, наносить рисунок вилкой.

3. Воспитывать желание сделать подарок для близкого человека.

4.

Обогащать

словарь: сдобное

тесто,

мак,

изюм,

выпекать,

раскатывать.

«Мамочка качает

деточку».

Предметная лепка.

1. Вызвать интерес к лепке маленьких куколок для игры.

2. Формировать умение лепить кукол из двух частей шарика (голова)

и столбика (туловище), одеяла из лепешечки. Закреплять знакомые

приемы лепки из соленого теста.

3.

Формировать

представление

об

элементарных

проявлениях

гендерных ролей.

Серия встреч «Сказки про курочек и уточек»

Название НОД

Задачи

«Солнышки –

цыплятки».

Коллективный продукт.

1. Вызвать интерес к созданию образа пушистого цыплёнка.

2. Продолжать формировать умение лепить поделку из трех частей:

туловища

овоида,

двух

крылышек;

прищипывать,

декорировать

стекой.

Развивать

творческие

способности

через

декорирование

дополнительными материалами.

3.

Способствовать

развитию

эмоциональной

отзывчивости

на

содержание

стихотворения,

выполнять

на

его

основе

игровые

действия.

«Утки плавают в реке».

1. Вызвать интерес к созданию образа важной уточки.

2.

Формировать

умение

делить

тесто

на

две

неравные

части,

раскатывать овоид. Закреплять прием прищипывания теста пальцами.

Развивать

ручную

умелость,

творчество

через

использование

дополнительных художественных материалов.

3. Способствовать проявлению желания имитировать движения утки,

звукоподражанию.

Апрель

Серия встреч «Сказочный городок»

Название НОД

Задачи

«Машины едут».

Предметная лепка.

1. Инициировать у детей желание слепить машину для игры.

2. Продолжать формировать умение лепить поделку из нескольких

частей

(корпус

и

четыре

колеса):

раскатывать

овоид,

делать

углубление пальцем, разрезать колбаску на части стекой, раскатывать

шарики.

3. Расширять словарный запас: автомобиль, водитель, колеса, кузов,

фары, мчится.

4.

Вызвать

желание

обыгрывать

поделки,

создавать

и

решать

проблемные ситуации.

«Самолет построим

сами».

1.

Вызвать

у

детей

желание

слепить

самолетик

для

игры.

Продолжать формировать умение лепить поделку

из нескольких

частей (корпус, крылья), декорировать пуговичками (иллюминаторы).

Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать творчество через

использование элементов аппликации при дополнении поделки.

2. Продолжать знакомить детей с воздушным транспортом, развивать

конструктивные способности.

3. Расширять словарный запас: самолет, летчик, крылья, мотор.

«Лодочки плывут».

1.Формировать умение детей лепить лодочку путем прищипывания

краев овальной лепешки.

2. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. Развивать

воображение,

используя

дополнительные

художественные

материалы.

3. Активизировать чувственное восприятие художественного слова,

способствовать образному восприятию текста потешки.

4. Вызвать желание обыгрывать поделки.

«Нарядные рыбки».

Рельефная лепка с

элементами декора из

природного материала.

1. Привлечь внимание детей к созданию образа красивой рыбки.

2. Формировать умение лепить рыбку из двух частей (туловища и

хвостика). Развивать восприятие формы и цвета. Стимулировать к

творчеству через декорирование стекой и мелкими деталями.

3. Развивать интерес к театральной деятельности.

Май

Серия встреч «Весна красна»

Название НОД

Задачи

«Яблонька цветет».

1. Заинтересовать лепкой цветущего весной дерева.

2. Формировать умение лепить дерево из двух частей (ствола и

кроны). Закреплять приемы работы с соленым тестом: раскатывание

и сплющивание шарика и колбаски, декорирование стекой. Развивать

чувство формы и цвета.

3. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на текст

произведения.

«Ягодки в кузовок».

Предметная лепка.

1.

Формировать

умение

лепить

корзиночку,

прищипывая

края

лепешки

из

соленого

теста.

Закреплять

знакомые

приемы

лепки:

раскатывание

шара,

сплющивания

его

в

диск,

деление

колбаски

стекой на кусочки.

2. Побуждать к самостоятельности при выборе материала.

3. Развивать мелкую моторику рук.

«Разноцветные жучки на

листочках».

Декоративная лепка с

элементами росписи.

1. Вызвать интерес к образу жучка.

2.

Формировать

умение

лепить

жучка,

применяя

конструктивный

способ с передачей строения: большое туловище, маленькая голова,

ножки из палочек.

3.

Воспитывать

аккуратность,

внимательность

при

выполнении

работы.

“Праздник

«Вкусняшка»”.

1. Заинтересовать лепкой изделий из песочного теста.

2. Развивать творческие способности через декорирование.

3.

Воспитывать

доброжелательное

отношение

друг

к

другу

и

к

взрослым.

Тестопластика доступна детям во всей своей прелести и уникальности. Это

продуктивная деятельность в которой ребенок создает конкретный продукт: лепят

пирожок, снежную бабу, подарок для мамы и тд.

Тестопластика это очень свободная деятельность, связанная с

экспериментированием.

Тестопластика это орудийная деятельность в которой малыш использует стеки,

трубочки, палочки и всевозможные печатки.

Таким образом, лепка из соленого теста развивает у детей 3-4 лет мелкую

моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует

развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать

изобразительными средствами образ, развивает воображение, снимает

эмоциональное напряжение.

Список литературы

1. Бычкова, Е.Р. Лепим из солёного теста / Е.Р. Бычкова. – АСТ, 2010. – 32 с.

2. Гусева, И.В. Игрушки из соленого теста. Для детей 5-7 лет и их родителей / И.В.

Гусева. – Литера, 2011. – 64 с.

3. Казагранда Брижит, Поделки из соленого теста. Практическое пособие /

Казагранда Брижит. – АРТ-РОДНИК, 2010. – 48 с.

4. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,

конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа / И.А. Лыкова.

– М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144 с.

5. Шквыря, Ж.Ю. Соленое тесто. Волшебная мастерская. Мои первые шедевры /

Ж.Ю. Шквыря, А.А. Диброва. – Феникс, 2012г. – 64 с.



В раздел образования