Автор: Гайсина Флюра Музафаровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 107
Населённый пункт: г Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированные уроки в начальных классах с использованием информационных технологий."
Раздел: начальное образование
Гайсина Флюра Музафаровна
Учитель начальных классов.
Интегрированные уроки в начальных классах с
использованием информационных технологий.
Объём информации в мире постоянно растёт. Это требует постоянного
изменения содержания образования как педагогической проекции научных
знаний.
В
соответствии
с
модернизацией
отечественного
образования
обсуждаются
вопросы
содержания
школьного
образования,
внедрение
стандартов
второго
поколения,
соответствия
учебных
программ
уровню
ФГОС.
Учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребёнка,
желающий
сделать
обучение
интересным
и
плодотворным,
ищет
эффективные пути его
решения. Социальные запросы диктуют учителю
поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных проблем и является
проблема интеграции обучения в начальной школе. Интегрированный урок-
это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких
предметов.
Интеграция
совершенствует
предметную
систему,
помогает
преодолению
её
недостатков
и
направление
на
углубление
взаимосвязей
между предметами. Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителю
осуществлять объединение отдельных элементов и частей разных предметов
в единое целое.
В течение многих лет я тоже использую межпредметные связи и их
элементы в своей работе. Межпредметные связи взаимно учитывают общее
между
предметами,
как
в
содержании,
так
и
в
учебно-воспитательном
процессе.
Я
заинтересовалась
данной
проблемой.
Такие
уроки
большие,
сложные, объёмные, требуют определённой подготовки учителя и учащихся.
Такой урок имеет ряд преимуществ:
1. Способствует информационному обогащению содержания обучения,
мышления и чувств за счёт включения интересного материала.
2. Позволяет с различных сторон познавать изучаемые объекты и
явления.
Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.
Да
и
не
все
темы
и
разделы
учебной
программы
можно
и
нужно
интегрировать.
У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-действенное,
наглядно-образное
мышление.
Неслучайно
Я.А.Каменский,
основатель
принципа
наглядности
обучения,
назвал
его
«золотым
правилом».
К.Д.
Ушинский,
раскрывая
преимущества
наглядного
обучения,
отмечал,
что
ребёнок «...мыслит формами, красками, звуками».
1
При подготовке к уроку учитель должен позаботиться о том, чтобы не
только
рассказать,
учебный
материал,
но
и
показать
его.
Потому
что
зрительный
анализатор,
как
выяснили
физиологи,
в
800
раз
мощнее
слухового. Нужно научиться правильно, использовать этот фактор.
Для повышения эффективности усвоения материала в школах
применяются
различные
технические
средства
обучения:
аудио-
видеоаппаратура, а сейчас и компьютеры.
Сколько возможностей! Интегрированные уроки проводить стало интереснее
и проще. Дети, даже очень слабые, включаются в работу. Возник интерес -
возникло желание что-то узнать.
Прежде чем проводить интегрированные уроки, я ознакомилась с работами
других учителей. Ознакомилась с книгой Н. С. Сердюковой «Интеграция
учебных
занятий
в
начальной
школе».
«Межпредметные
связи
в
процессе обучения». Автор Федорец Г.Ф. Прежде всего, выяснила, какие
уроки более приемлемы для интеграции. В основе таких уроков - близость
содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи:
Уроки обучения грамоте - обучение чтению и письму
Математика-природоведение
Математика-труд
Чтение-русский язык
Чтение-природоведение
Чтение – изобразительное искусство
Чтение – изобразительное искусство- музыка
Русский язык - природоведение
Заслуживает
внимание
то,
что
детям
интегрированные
уроки
нравятся,
вызывают
у
них
интерес,
дают
много
нового,
полезного,
дают
большой
эмоциональный заряд.
Большой
проблемой
в
организации
интегрированных
уроков
математики
является отбор содержания. Большинство учителей начальных классов нашли
решение этой проблемы: они строят такие уроки с опорой на арифметические
задачи, через содержание которых и осуществляется интеграция с тем или
иным
учебным
предметом.
Подобная
интеграция,
с
точки
зрения
ряда
методистов А.О. Галактионовой и Н.В. Лежневой имеет коррекционно-
развивающий
эффект.
Арифметические
задачи
можно
систематизировать.
Они помогут учителю в организации интегрированных уроков по математике
и ознакомлению с окружающим миром.
Заинтересованный творческий педагог всегда даёт детям возможность самим
подумать,
что
и
как
делать.
Фантазии
детей
безграничны
и
25
разных
вариантов детских работ - лучшее тому подтверждение.
На уроках рисования учитель чаще всего объясняет, как выполнить ту или
иную работу. Знакомит с работами великих художников, или с мастерами
художественного искусства. Дети иногда чувствуют себя не уверенно, боятся,
что их работа будет выглядеть хуже. Это естественно. Они же дети. С годами
у учителя скапливается огромный материал с детскими рисунками. Иногда
они лежат годами. Иногда их трудно найти в нужный момент. «Копилку»
2
таких работ можно занести в компьютер и показывать на уроках детям как
образец. Дети приходят в восторг от увиденного. Кто-то захочет нарисовать
лучше, интереснее. У детей возникает желание творить. А это очень важно,
когда ребёнка «не заставляют», а он сам хочет творить. Чтобы работа детей
не сводилась к репродуктивной деятельности по инструкции и образам.
На
уроках
трудового
обучения,
мы
с
детьми
часто
работаем
по
книге
Н.М.Конышевой «Чудесная мастерская» и «Наш рукотворный мир». Они
содержат
конкретные
разработки
развивающих
уроков
труда,
включает
необходимую ребёнку словесную и наглядную информацию. Использование
этих учебников поможет учителю не только сберечь время, но и построить
уроки квалифицированно и интересно. Книги могут
быть использованы в
рамках различных программ развивающего обучения, окажут действенную
помощь в формировании основ эстетической культуры, развитию интеллекта,
творчества, мастерства.
В
еженедельной
методической
газете
для
учителей
начальных
классов
«Начальная школа»
много встречается интересного материала, который я
использую в своей работе. Каждый номер читаю с удовольствием. Всегда
можно найти то, что хочется применить на уроке. Ведь у каждого учителя
есть свои наработки. Своя методика преподавания той или иной темы.
Любовь
к
природе
–
великое
чувство.
Оно
помогает
человеку
стать
великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может
лишь тот, кто её знает, изучает, понимает.
«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал
выпавшего
из
гнезда
птенца,
не
открыл
для
себя
красоты
первой
весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,
чув ство
по эзии,
а
может
быть,
и
прост ая
ч е л ов еч н о с т ь .
В.А.Сухомлинский.
Детям
свойственна
доброта
и
любознательность,
но
не
хватает
опыта
и
знаний,
поэтому
начальная
школа
занимает
особое
место
в
системе
непрерывного
экологического
образования,
где
целенаправленно
закладываются основы экологической культуры детей.
Главная
задача
экологического
образования
младших
школьников
-
формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к
природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы,
включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Экологическое
образование
невозможно
без
интеграции
всех
учебных
предметов
и
внеклассных
мероприятий.
Дети
должны
знать
местные
экологические и краеведческие особенности.
Уроки математики. Задачи.
Одна бабочка опылила 5 цветков, а другая-7. На сколько цветков больше
опылила первая бабочка?
Нашёл грибник боровик и разрыл вокруг него весь мох, выискивая мелкие
грибочки. Какой вред он нанёс природе?
(Погубил грибницу, возраст которой – 300 – 500 лет).
3
Русский язык.
Практическая работа.
В
тетрадях
по
русскому
языку
-
описание
погоды
с
помощью
имён
прилагательных.
-Посмотрите в окно и опишите погоду, используя прилагательные.
(Утро солнечное, ясное, весёлое, счастливое).
Интегрированные
уроки
проводить
нужно.
Дети
получают
много
дополнительной
информации.
Сами
подбирают
интересный
материал.
Читают
газеты,
журналы.
Выпускают
газеты,
рисунки.
Много
узнают
о
родном крае. Развивается речь учащихся. Дети сочиняют рассказы, стихи.
Развиваются творческие способности. Дети к концу 4 класса не только лучше
усваивают
школьную
программу,
но
у
них
уже
сформировано
своё
мировоззрение. Своё отношение к природе, к окружающему нас миру.
В классе есть дети, которые пишут стихи, сказки. Хорошо рисуют.
На уроках трудового обучения делаем книжки-самоделки.
Таким
образом,
идёт
разносторонний
поиск
возможностей
реализации
интеграции в процессе обучения. Нет единого подхода к этой проблеме. Но
это
перспективный
шаг
на
пути
модернизации
образования,
ведущий
к
созданию
предпосылок
в
формировании
целостного
представления
об
окружающем мире.
4