Напоминание

"Интегрированные уроки в начальных классах с использованием информационных технологий."


Автор: Гайсина Флюра Музафаровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 107
Населённый пункт: г Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированные уроки в начальных классах с использованием информационных технологий."
Раздел: начальное образование





Назад




Гайсина Флюра Музафаровна

Учитель начальных классов.

Интегрированные уроки в начальных классах с

использованием информационных технологий.

Объём информации в мире постоянно растёт. Это требует постоянного

изменения содержания образования как педагогической проекции научных

знаний.

В

соответствии

с

модернизацией

отечественного

образования

обсуждаются

вопросы

содержания

школьного

образования,

внедрение

стандартов

второго

поколения,

соответствия

учебных

программ

уровню

ФГОС.

Учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребёнка,

желающий

сделать

обучение

интересным

и

плодотворным,

ищет

эффективные пути его

решения. Социальные запросы диктуют учителю

поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных проблем и является

проблема интеграции обучения в начальной школе. Интегрированный урок-

это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких

предметов.

Интеграция

совершенствует

предметную

систему,

помогает

преодолению

её

недостатков

и

направление

на

углубление

взаимосвязей

между предметами. Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителю

осуществлять объединение отдельных элементов и частей разных предметов

в единое целое.

В течение многих лет я тоже использую межпредметные связи и их

элементы в своей работе. Межпредметные связи взаимно учитывают общее

между

предметами,

как

в

содержании,

так

и

в

учебно-воспитательном

процессе.

Я

заинтересовалась

данной

проблемой.

Такие

уроки

большие,

сложные, объёмные, требуют определённой подготовки учителя и учащихся.

Такой урок имеет ряд преимуществ:

1. Способствует информационному обогащению содержания обучения,

мышления и чувств за счёт включения интересного материала.

2. Позволяет с различных сторон познавать изучаемые объекты и

явления.

Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.

Да

и

не

все

темы

и

разделы

учебной

программы

можно

и

нужно

интегрировать.

У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-действенное,

наглядно-образное

мышление.

Неслучайно

Я.А.Каменский,

основатель

принципа

наглядности

обучения,

назвал

его

«золотым

правилом».

К.Д.

Ушинский,

раскрывая

преимущества

наглядного

обучения,

отмечал,

что

ребёнок «...мыслит формами, красками, звуками».

1

При подготовке к уроку учитель должен позаботиться о том, чтобы не

только

рассказать,

учебный

материал,

но

и

показать

его.

Потому

что

зрительный

анализатор,

как

выяснили

физиологи,

в

800

раз

мощнее

слухового. Нужно научиться правильно, использовать этот фактор.

Для повышения эффективности усвоения материала в школах

применяются

различные

технические

средства

обучения:

аудио-

видеоаппаратура, а сейчас и компьютеры.

Сколько возможностей! Интегрированные уроки проводить стало интереснее

и проще. Дети, даже очень слабые, включаются в работу. Возник интерес -

возникло желание что-то узнать.

Прежде чем проводить интегрированные уроки, я ознакомилась с работами

других учителей. Ознакомилась с книгой Н. С. Сердюковой «Интеграция

учебных

занятий

в

начальной

школе».

«Межпредметные

связи

в

процессе обучения». Автор Федорец Г.Ф. Прежде всего, выяснила, какие

уроки более приемлемы для интеграции. В основе таких уроков - близость

содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи:

Уроки обучения грамоте - обучение чтению и письму

Математика-природоведение

Математика-труд

Чтение-русский язык

Чтение-природоведение

Чтение – изобразительное искусство

Чтение – изобразительное искусство- музыка

Русский язык - природоведение

Заслуживает

внимание

то,

что

детям

интегрированные

уроки

нравятся,

вызывают

у

них

интерес,

дают

много

нового,

полезного,

дают

большой

эмоциональный заряд.

Большой

проблемой

в

организации

интегрированных

уроков

математики

является отбор содержания. Большинство учителей начальных классов нашли

решение этой проблемы: они строят такие уроки с опорой на арифметические

задачи, через содержание которых и осуществляется интеграция с тем или

иным

учебным

предметом.

Подобная

интеграция,

с

точки

зрения

ряда

методистов А.О. Галактионовой и Н.В. Лежневой имеет коррекционно-

развивающий

эффект.

Арифметические

задачи

можно

систематизировать.

Они помогут учителю в организации интегрированных уроков по математике

и ознакомлению с окружающим миром.

Заинтересованный творческий педагог всегда даёт детям возможность самим

подумать,

что

и

как

делать.

Фантазии

детей

безграничны

и

25

разных

вариантов детских работ - лучшее тому подтверждение.

На уроках рисования учитель чаще всего объясняет, как выполнить ту или

иную работу. Знакомит с работами великих художников, или с мастерами

художественного искусства. Дети иногда чувствуют себя не уверенно, боятся,

что их работа будет выглядеть хуже. Это естественно. Они же дети. С годами

у учителя скапливается огромный материал с детскими рисунками. Иногда

они лежат годами. Иногда их трудно найти в нужный момент. «Копилку»

2

таких работ можно занести в компьютер и показывать на уроках детям как

образец. Дети приходят в восторг от увиденного. Кто-то захочет нарисовать

лучше, интереснее. У детей возникает желание творить. А это очень важно,

когда ребёнка «не заставляют», а он сам хочет творить. Чтобы работа детей

не сводилась к репродуктивной деятельности по инструкции и образам.

На

уроках

трудового

обучения,

мы

с

детьми

часто

работаем

по

книге

Н.М.Конышевой «Чудесная мастерская» и «Наш рукотворный мир». Они

содержат

конкретные

разработки

развивающих

уроков

труда,

включает

необходимую ребёнку словесную и наглядную информацию. Использование

этих учебников поможет учителю не только сберечь время, но и построить

уроки квалифицированно и интересно. Книги могут

быть использованы в

рамках различных программ развивающего обучения, окажут действенную

помощь в формировании основ эстетической культуры, развитию интеллекта,

творчества, мастерства.

В

еженедельной

методической

газете

для

учителей

начальных

классов

«Начальная школа»

много встречается интересного материала, который я

использую в своей работе. Каждый номер читаю с удовольствием. Всегда

можно найти то, что хочется применить на уроке. Ведь у каждого учителя

есть свои наработки. Своя методика преподавания той или иной темы.

Любовь

к

природе

великое

чувство.

Оно

помогает

человеку

стать

великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может

лишь тот, кто её знает, изучает, понимает.

«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал

выпавшего

из

гнезда

птенца,

не

открыл

для

себя

красоты

первой

весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,

чув ство

по эзии,

а

может

быть,

и

прост ая

ч е л ов еч н о с т ь .

В.А.Сухомлинский.

Детям

свойственна

доброта

и

любознательность,

но

не

хватает

опыта

и

знаний,

поэтому

начальная

школа

занимает

особое

место

в

системе

непрерывного

экологического

образования,

где

целенаправленно

закладываются основы экологической культуры детей.

Главная

задача

экологического

образования

младших

школьников

-

формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к

природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы,

включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Экологическое

образование

невозможно

без

интеграции

всех

учебных

предметов

и

внеклассных

мероприятий.

Дети

должны

знать

местные

экологические и краеведческие особенности.

Уроки математики. Задачи.

Одна бабочка опылила 5 цветков, а другая-7. На сколько цветков больше

опылила первая бабочка?

Нашёл грибник боровик и разрыл вокруг него весь мох, выискивая мелкие

грибочки. Какой вред он нанёс природе?

(Погубил грибницу, возраст которой – 300 – 500 лет).

3

Русский язык.

Практическая работа.

В

тетрадях

по

русскому

языку

-

описание

погоды

с

помощью

имён

прилагательных.

-Посмотрите в окно и опишите погоду, используя прилагательные.

(Утро солнечное, ясное, весёлое, счастливое).

Интегрированные

уроки

проводить

нужно.

Дети

получают

много

дополнительной

информации.

Сами

подбирают

интересный

материал.

Читают

газеты,

журналы.

Выпускают

газеты,

рисунки.

Много

узнают

о

родном крае. Развивается речь учащихся. Дети сочиняют рассказы, стихи.

Развиваются творческие способности. Дети к концу 4 класса не только лучше

усваивают

школьную

программу,

но

у

них

уже

сформировано

своё

мировоззрение. Своё отношение к природе, к окружающему нас миру.

В классе есть дети, которые пишут стихи, сказки. Хорошо рисуют.

На уроках трудового обучения делаем книжки-самоделки.

Таким

образом,

идёт

разносторонний

поиск

возможностей

реализации

интеграции в процессе обучения. Нет единого подхода к этой проблеме. Но

это

перспективный

шаг

на

пути

модернизации

образования,

ведущий

к

созданию

предпосылок

в

формировании

целостного

представления

об

окружающем мире.

4



В раздел образования