Автор: Махорт Марина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 85 МАЛИНОВКА
Населённый пункт: г. Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Русские народные подвижные игры.Их влияние на формирование гармонично развитой личности.
Раздел: дошкольное образование
Русские народные подвижные игры и их влияние на формирование гармонично развитой
личности. (Консультация для родителей)
Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но
преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.
В.Г. Белинский
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они дошли до нас
из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя при этом лучшие
национальные традиции. Очень важно воспитывать в подрастающем поколении любовь к
Родине, именно этого можно добиться, используя русскую народную игру как элемент
первичной
социализации
ребенка.
Уважительное
отношение
к
многовековым
традициям
своего народа является основополагающим фактором в процессе становления культурно-
развитой личности, здоровой духовно, и нравственно, и физически. Русские народные игры
очень ценны для детей, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли,
физически укрепляют ребенка, а также создают интерес к народному творчеству, к своей
культуре. Уже в раннем возрасте полезно включать ребенка в игру, особенно в русскую
народную, с попевками, потешками, стихами, которые очень привлекательны для детей, если
педагог
или
родитель
правильно
в
эмоциональном
плане
построит
свою
речь.
Русская
народная игра влияет не только на развитие фонематического слуха у ребенка (использование
эмоционально окрашенной лексики, а также плавность и ритмичность речи в процессе
народной игры), но и на физическое развитие воспитанника (подвижная игра подразумевает
бег,
броски,
прыжки,
подлезание).
Использование
малых
фольклорных
форм
(потешки,
прибаутки, считалки, скороговорки и т.д.) в процессе русской народной игры оказывает
благоприятное влияние на развитие речи.
Один из деятелей русской культуры второй половины XIX века Егор Арсеньевич
Покровский собрал коллекцию русских народных подвижных игр в своей замечательной
книге с одноименным названием. Вот некоторые из них, которые можно использовать с
детьми раннего возраста:
У медведя во бору
Один изображает медведя, а другие идут к нему в бор за грибами и ягодами и припевают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
При этих словах медведь, до сих пор как будто дремавший, тихо ворочается, как будто
неохотно идет на детей, которые бросаются от него в разные стороны. Медведь старается
кого-нибудь поймать из детей;
Заинька
Играющие становятся в круг, а один – заинька – посередине круга. Хоровод ходит из стороны
в сторону и поет:
Заинька, серенький,
Я хожу, гуляю
Вдоль по хороводу.
Заинька, серенький,
Некуда заиньке
Выскочити.
Заинька, серенький,
Некуда заиньке
Выпрыгнути.
Заинька, серенький,
Семеро ворот
Крепко заперты стоят.
Заинька, серенький,
У каждых ворот
По три сторожа стоят.
Заинька, серенький,
Попляши!
Заинька, серенький,
Поскачи!
Заинька, серенький,
В ладоши!
Заинька, серенький,
Скоком, боком!
Перед нашим хороводом.
Заинька, серенький.
С боку на бок повернись,
Всем пониже поклонись!
При словах «некуда заиньке выскочити» заинька старается выскочить из круга, но играющие
опускают свои руки то вниз, то вверх, не пускают зайца. При словах «попляши», «поскачи»,
«в ладоши», «скоком, боком» и т.д. заинька проделывает все эти действия. Окончив песенку,
играющие останавливаются, и место заиньки занимает другой.
В завершении хотелось бы еще раз отметить, что игра имеет огромное значение в
жизни
ребенка!
Детство
мимолетно,
и
в
наших
с
Вами
силах
продлить
его,
сделать
незабываемым; стараться привить детям охоту играть, не заменяя живое общение друг с
другом всевозможными гаджетами. Играйте с Вашим малышом, знакомьте с играми Ваших
бабушек и дедушек, таким образом, вы не только развиваете малыша в физическом и
умственном плане, но и сохраняете многовековые традиции, которые связывают нас и наших
предков!
Список литературы:
Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. – СПб.: Речь, Образовательные проекты;
М.: Сфера, 2009.