Напоминание

"Реализация проектной деятельности в соответствии с ФГОС"


Авторы: Зайцева Марина Александровна, Архипова Жанна Николаевна
Должность: учитель-дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №78 "Теремок"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: "Реализация проектной деятельности в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Наши глазки»

Актуальность

Сегодня у нас в стране, по статистике, около 1 % детей-инвалидов с

детства.

Однако,

по

данным

всемирной

организации

здоровья,

в

развитых

странах их около 2-3 %; следовательно, как минимум половина детей-инвалидов

у нас в стране не учтена, и это еще более усугубляет и без того острую проблему,

так как, вследствие неучтенности, очень много детей - инвалидов находятся в

особо тяжелом положении.

Суть

личностной

проблемы

ребенка-инвалида

заключается

в

его

изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

С раннего детства дети с особыми потребностями в развитии сталкиваются

с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской

непосредственностью

и

жестокостью

оценивают

внешние

дефекты

детей-

инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются

замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”,

маскированная (скрытая) депрессия.

По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают

осознавать,

что

уровень

их

жизненных

возможностей

по

сравнению

с

“обычными”

детьми

снижен.

При

этом

у

них

формируется

сниженная

самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня

притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и

сужение активного жизненного пространства.

Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей

зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое - все

это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости

и

привыкание

к

зависимости

способствует

формированию

иждивенчества.

Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос

ответственности

за

свою

судьбу

на

ближайшее

окружение.

Фактически,

к

дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект воспитания.

Одна

из

основных

ошибок

родителей

в

воспитании

детей-инвалидов

заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми,

думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Доказано, что

именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения,

которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для

ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному

ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь

идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные

дошкольные заведения.

В настоящее время большое внимание в нашей стране уделяется проблеме

интеграции детей с особыми потребностями в развитии в коллектив здоровых

с ве р с т н и ко в . Интегрированное

обучение

получает

все

б ол ь ш е е

распространение,

одновременно

государство

старается

обеспечить

каждому

1

ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста

доступную и полезную для его развития форму обучения.

Общение

со

здоровыми

сверстниками

дает

ребенку

с

особенностями

развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для

наиболее

полного

раскрытия

его

потенциала.

Для

обычных

детей

опыт

совместной

с

особенными

детьми

игровой

и

учебной

деятельности,

при

осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит

к

более

внимательному

и

заботливому

отношению

к

окружающему

миру,

формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера

как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.

И

если

нам

удастся

полностью

интегрировать

инвалидов

в

учебный

процесс,

то

людей,

выброшенных

с

корабля

полноценной

жизни,

в

нашей

стране станет меньше. А это значит, что человек, у которого есть какие-либо

физические

отличия

от

здорового

человека,

сможет

полноценно

работать,

создавать полноценную семью, чувствовать, что он социально важен, а не

бесполезен.

С сентября 2010 учебного года специализированную группу для детей с

амблиопией

и

косоглазием

стал

посещать

ребенок

с

офтальмологическим

диагнозом:

ретинопатия

недоношенных,

т.е

ребёнок

с

тотальной

слепотой.

Девочка посещает группу ежедневно по 10 часов в день с целью социальной

интеграции. Основное для развития ребёнка – действовать самостоятельно,

приобрести такой же жизненный опыт, какой накапливается у зрячих детей. Для

ребёнка

было

важно

возбудить

любопытство,

любознательно сть,

самостоятельность к окружающему миру. Социальная интеграция ребёнка на

начало

посещения

группы

проходила

очень

сложно:

отсутствовало

умение

общаться с детьми, самостоятельная игровая деятельность была затруднена,

ребёнок

не

владел

навыками

самообслуживания

(самостоятельно

не

ел,

не

одевался и не раздевался), не имел интереса к окружающей действительности,

зачастую

уединялся,

избегал

общения

со

сверстниками

и

взрослыми.

Отсутствовало

чувство

времени,

наблюдалась

сильная

утомляемость,

что

выражалось

в

постоянном

желании

ребёнка

прилечь,

поспать

во

время

активных режимных моментах. Поэтому возник проект "Наши глазки" целью

которого стала:

Цель проекта:

Успешная интеграция незрячего ребенка дошкольного возраста

в группу детей с амблиопией и косоглазием.

Задачи проекта:

-

Помочь

незрячему

ребенку

адаптироваться

к

условиям

детского

сада

и

лечебно-восстановительному процессу;

- Формировать у ребенка адекватное представление об окружающем мире на

основе сохранных анализаторов;

- Развивать у ребенка умение осмысливать и отражать в речи воспринимаемые

им предметы, их признаки, свойства, качества;

-Формировать потребность в общении и взаимодействии со взрослыми и

сверстниками;

2

- Развивать у ребенка зрительно-пространственную адаптацию;

- Формировать представления у детей группы о жизни и деятельности незрячих

детей;

- Воспитывать у детей толерантность по отношению к детям с особыми

потребностями в развитии;

-

Обеспечивать согласованность и преемственность в оздоровлении и

физическом развитии детей в семье и ДОУ.

Ожидаемый результат:

- Незрячий ребенок будет успешно адаптирован к условиям детского сада и

лечебно-восстановительному процессу;

- Незрячий ребёнок будет пользоваться сохранными анализаторами при

познании окружающего мира;

- У детей группы будут сформированы представления о жизни и деятельности

незрячих детей;

- Воспитанники группы будут толерантны по отношению к незрячему ребёнку.

Итоговые мероприятия:

Выставки:

«Здоровый взгляд», «Здоровое меню».

Викторина: «Ниши глазки».

Физкультурный праздник: « В гостях у Витаминки».

Презентация проекта: «Наши глазки».

Работа с родителями:

Подбор художественной литературы, стихов, загадок о здоровье, глазах,

здоровом питании, витаминах;

Подбор фотографий по теме

Подбор музыкальных произведений о глазах

Семейная экскурсия в оптику.

Участие в выставках.

Составление сказок, небылиц о зрении, витаминах, здоровом питании.

Консультация для родителей «Продолжаем проектировать вместе».

Сроки проекта: краткосрочный

Участники проекта:

-дети подготовительной к школе группы,

-родители

-воспитатель группы, учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Этапы реализации проекта

Этап

Содержание работы

Результат данного этапа

Подготовительный

Осознание проблемной

ситуации, выбор темы проекта.

Тема проекта. Цели, задачи.

3

Анализ и обобщение

имеющегося в ДОУ опыта

работы по данной теме.

Создание познавательных

альбомов для детей. Подборка и

разработка дидактических игр по

данной теме.

Формирование мотивационной

готовности родителей к

участию в проектной

деятельности.

Консультация для родителей

«Продолжаем проектировать

вместе».

Аналитический

Разработка проекта,

перспективного плана

мероприятий.

Перспективно-тематический

план.

Подбор материала.

Пополнение творческой

лаборатории демонстрационным

и раздаточным материалом по

теме.

Практический

Реализация проекта в

образовательную практику.

Реализация запланированных

мероприятий.

Презентационный

Публичное представление

продукта совместной

деятельности.

Итоговые мероприятия,

презентация.

4

Основные направления

развития детей и

образовательные

области

Цели и задачи

Виды деятельности

Физическое развитие

Здоровье

Физическая

культура

Варьировать

нагрузку

при

п р о в ед е н и и

физкультминуток, гимнастик для глаз, подвижных

игр в соответствии с состоянием здоровья и темпом

физиче ского

развития

ребенка

на

о с н о в е

медицинских

показаний

и

наблюдений

за

их

самочувствием.

Способствовать освоению детьми основных

видов

движений,

техники

их

выполнения,

обогащать

двигательный

опыт

детей

освоением

разных

спо собов

выполнения

д в и ж е н и й .

Использовать

подвижные

игры

р а з н о й

направленности на занятиях и вне занятий, обращая

внимание

на

технику

движений

и

выполнение

правил.

Физкультминутки:

"Бабушкино горе" И. Мельничук

"Зарядка" П. Синявский

Гимнастики для глаз:

"Будь

здоров",

"Наши

глазки",

"Глаза

отдыхают"

Беседы

о

питании,

полезном

для

глаз,

витаминах, здоровом образе жизни.

Подвижные игры:

«Жмурки»

«Поменяйтесь местами все у кого...»

«Займи свой домик»

Познавательно-речевое

развитие

Познание

Коммуникация

Чтение

художественной

литературы

Продолжать

формировать

элементарные

предст авления

о

сво ем

теле,

н е ко т о р ы х

особенностях

его

строения,

основных

функциях

организма.

Помогать детям осознать пользу рационального

питания

и

соблюдение

соответствующих

правил,

различать

полезные

и

вредные

для

здоровья

продукты питания и.т.д.

Учить детей умению своевременно и правильно

Беседы:

«Зачем человеку глаза?»

«А глаза болеют?»

«Витамины и глаза»

Эксперимент

«Линза»

Придумывание сказок, историй.

«В гостях у тифлопедагога»

Беседа

5

отдыхать, не переутомляться.

Формировать представления об опасных для

здоровья ситуациях.

Развивать речевое творчество (изменение и

придумывание

слов,

составление

з а г а д о к ,

сочинение сказок и т.д.) Поощрять

словотворчество,

придумывание

альтернативных

окончаний историй и сказок.

Формировать представление у детей о жизни и

деятельности слепых людей. Познакомить детей с

техникой чтения и письма по Браилю.

Развивать связную речь детей (совершенствовать

диалогическую, монологическую монолгческую и

полилогическую речь).

Стимулировать

эстетическое

отношение

к

окружающему

миру,

рассматриванию

красочных

энциклопедий здоровьесберегающего содержания.

«Слепые и слабовидящие люди». (Как живут:

ориентируются в пространстве, играют,

учатся, работают. Как важно понимать таких

людей и помогать им. 13 ноября -

Международный день слепых).

Презентация (видеофильм)

«Жизнь слепых людей»

Эксперименты (с завязанными глазами)

«Рисуем»

«Кушаем»

«Одеваемся»

«Поручения»

«Найди отличия» (слуховое восприятие)

«Что изменилось?» (тактильное восприятие)

« Найди пару» (тактильное восприятие)

Практическая деятельность

«Знакомство с техникой чтения и письма по

Брайлю»

«Рисование с помощью прибора

«Школьник»,

«Знакомство с тактильными книгами и

объемными, барельефными картинками для

слепых и слабовидящих детей».

Социально-личностное

развитие

Социализация

Труд

Безопасность

Демонстрировать доброжелательное отношение ко

всем

без

исключения

детям.

Предоставлять

возможность

самостоятельно

следить

за

своим

внешним

видом.

Знакомить

с

некоторыми

правилами

профилактики

и

охраны

зрения.

Знакомство с профессией:

«Врач-офтальмолог»

«Медсестра-ортоптистка»

«Тифлопедагог»

Экскурсия

в

ортоптический

кабинет»

6

Предоставлять

возможность

самостоятельно

выбирать

партнеров

для

общения

и

совместной

деятельности. Формировать представление у детей

о

профессиях

врача-офтальмолога,

медсестры

-

ортоптистки,

тифлопедагога.

Способствовать

развитию

умений

узнавать

и

называть

разные

эмоциональные

состояния.

Закреплять

навыки

последовательности

ухаживания

за

очками.

Продолжать формировать представления о правилах

бе зо п а с н о го

о б р а щ е н и я

с

ко м п ь ю т е р о м ,

телевизором.

( р а с с м а т р и в а н и е

а п п а р а т о в ,

таблиц, специального

оборудования

для

лечения и тренировки глаз)

Игры:

«Подбери» (по цвету, размеру, одинаковые и

др.)

«Подбери эмоцию»

«Определи настроение по глазам»

Беседы, презентации

«Как ухаживать за очками?»

«Правила

безопасного

обращения

с

компьютером, телевизором»

Проблемная ситуация

«Шалости Незнайки»

Художественно-

эстетическое развитии

Художественное

творчество

Музыка

Активизировать

творческую

д е ят е л ь н о с т ь ,

предлагая детям рисовать или придумывать загадки

на тему здоровья.

Организовать необычные выставки («Здоровый

в з г л я д » ,

« З д о р о в о е

м е н ю » ,

и

т . д . )

Поддерживать

интерес

детей

к

совместному

рисованию.

Побуждать детей к составлению пооперационных

карт.

Поощрять

обмен

между

детьми

информацией

творческого характера.

Поддерживать

обращение

ребенка

к

собственному опыту, знаниям и умениям в разных

Создание книги:

«Витаминная книга»

Рисование пооперационных карт:

«Как ухаживать за очками»

Совместное

рисование

(зрячего

и

слепого

ребёнка)

-Русский романс «Очи черные».

-Т.Гвердцители- «Мамины глаза»

-Влад Сташевский – «Глаза чайного цвета»

-Стас Михайлов – «Темные Глаза»

И.Салтыкова – «Голубые глазки»

И.Саруханов-«Зеленые глаза»

Александр Розенбаум «Зелёный цвет твоих

7

видах творческой деятельности.

Развивать умение творческой интерпретации

музыки разными средствами художественной

выразительности. Стимулировать

самостоятельную деятельность детей при

сочинении танцев, игр, оркестровок.

любимых глаз»

Mr.Credo - Голубые глаза

Наталья Ветлицкая – «Посмотри в глаза»

Александр Панайотов – «Серые глаза»

Ника - «Карие глаза»

Олеся Ярославская – «Синие глаза»

Разучивание и пение:

- «Посмотрите в мамины глаза»

(автор текста и композитор: Т.Мурина)

-«Детство начинается…» (Муз. С.

Баневича. Сл. Т. Калининой)

- «Колыбельная» (Песня для

малышей). - «Дай мне руку, посмотри в

мои глаза».

Танец «Разноцветная игра».

8



В раздел образования