Авторы: Зайцева Марина Александровна, Архипова Жанна Николаевна
Должность: учитель-дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №78 "Теремок"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: "Реализация проектной деятельности в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Наши глазки»
Актуальность
Сегодня у нас в стране, по статистике, около 1 % детей-инвалидов с
детства.
Однако,
по
данным
всемирной
организации
здоровья,
в
развитых
странах их около 2-3 %; следовательно, как минимум половина детей-инвалидов
у нас в стране не учтена, и это еще более усугубляет и без того острую проблему,
так как, вследствие неучтенности, очень много детей - инвалидов находятся в
особо тяжелом положении.
Суть
личностной
проблемы
ребенка-инвалида
заключается
в
его
изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.
С раннего детства дети с особыми потребностями в развитии сталкиваются
с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской
непосредственностью
и
жестокостью
оценивают
внешние
дефекты
детей-
инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются
замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”,
маскированная (скрытая) депрессия.
По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают
осознавать,
что
уровень
их
жизненных
возможностей
по
сравнению
с
“обычными”
детьми
снижен.
При
этом
у
них
формируется
сниженная
самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня
притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и
сужение активного жизненного пространства.
Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей
зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое - все
это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости
и
привыкание
к
зависимости
способствует
формированию
иждивенчества.
Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос
ответственности
за
свою
судьбу
на
ближайшее
окружение.
Фактически,
к
дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект воспитания.
Одна
из
основных
ошибок
родителей
в
воспитании
детей-инвалидов
заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми,
думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Доказано, что
именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения,
которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для
ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному
ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь
идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные
дошкольные заведения.
В настоящее время большое внимание в нашей стране уделяется проблеме
интеграции детей с особыми потребностями в развитии в коллектив здоровых
с ве р с т н и ко в . Интегрированное
обучение
получает
все
б ол ь ш е е
распространение,
одновременно
государство
старается
обеспечить
каждому
1
ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста
доступную и полезную для его развития форму обучения.
Общение
со
здоровыми
сверстниками
дает
ребенку
с
особенностями
развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для
наиболее
полного
раскрытия
его
потенциала.
Для
обычных
детей
опыт
совместной
с
особенными
детьми
игровой
и
учебной
деятельности,
при
осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит
к
более
внимательному
и
заботливому
отношению
к
окружающему
миру,
формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера
как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.
И
если
нам
удастся
полностью
интегрировать
инвалидов
в
учебный
процесс,
то
людей,
выброшенных
с
корабля
полноценной
жизни,
в
нашей
стране станет меньше. А это значит, что человек, у которого есть какие-либо
физические
отличия
от
здорового
человека,
сможет
полноценно
работать,
создавать полноценную семью, чувствовать, что он социально важен, а не
бесполезен.
С сентября 2010 учебного года специализированную группу для детей с
амблиопией
и
косоглазием
стал
посещать
ребенок
с
офтальмологическим
диагнозом:
ретинопатия
недоношенных,
т.е
ребёнок
с
тотальной
слепотой.
Девочка посещает группу ежедневно по 10 часов в день с целью социальной
интеграции. Основное для развития ребёнка – действовать самостоятельно,
приобрести такой же жизненный опыт, какой накапливается у зрячих детей. Для
ребёнка
было
важно
возбудить
любопытство,
любознательно сть,
самостоятельность к окружающему миру. Социальная интеграция ребёнка на
начало
посещения
группы
проходила
очень
сложно:
отсутствовало
умение
общаться с детьми, самостоятельная игровая деятельность была затруднена,
ребёнок
не
владел
навыками
самообслуживания
(самостоятельно
не
ел,
не
одевался и не раздевался), не имел интереса к окружающей действительности,
зачастую
уединялся,
избегал
общения
со
сверстниками
и
взрослыми.
Отсутствовало
чувство
времени,
наблюдалась
сильная
утомляемость,
что
выражалось
в
постоянном
желании
ребёнка
прилечь,
поспать
во
время
активных режимных моментах. Поэтому возник проект "Наши глазки" целью
которого стала:
Цель проекта:
Успешная интеграция незрячего ребенка дошкольного возраста
в группу детей с амблиопией и косоглазием.
Задачи проекта:
-
Помочь
незрячему
ребенку
адаптироваться
к
условиям
детского
сада
и
лечебно-восстановительному процессу;
- Формировать у ребенка адекватное представление об окружающем мире на
основе сохранных анализаторов;
- Развивать у ребенка умение осмысливать и отражать в речи воспринимаемые
им предметы, их признаки, свойства, качества;
-Формировать потребность в общении и взаимодействии со взрослыми и
сверстниками;
2
- Развивать у ребенка зрительно-пространственную адаптацию;
- Формировать представления у детей группы о жизни и деятельности незрячих
детей;
- Воспитывать у детей толерантность по отношению к детям с особыми
потребностями в развитии;
-
Обеспечивать согласованность и преемственность в оздоровлении и
физическом развитии детей в семье и ДОУ.
Ожидаемый результат:
- Незрячий ребенок будет успешно адаптирован к условиям детского сада и
лечебно-восстановительному процессу;
- Незрячий ребёнок будет пользоваться сохранными анализаторами при
познании окружающего мира;
- У детей группы будут сформированы представления о жизни и деятельности
незрячих детей;
- Воспитанники группы будут толерантны по отношению к незрячему ребёнку.
Итоговые мероприятия:
Выставки:
«Здоровый взгляд», «Здоровое меню».
Викторина: «Ниши глазки».
Физкультурный праздник: « В гостях у Витаминки».
Презентация проекта: «Наши глазки».
Работа с родителями:
Подбор художественной литературы, стихов, загадок о здоровье, глазах,
здоровом питании, витаминах;
Подбор фотографий по теме
Подбор музыкальных произведений о глазах
Семейная экскурсия в оптику.
Участие в выставках.
Составление сказок, небылиц о зрении, витаминах, здоровом питании.
Консультация для родителей «Продолжаем проектировать вместе».
Сроки проекта: краткосрочный
Участники проекта:
-дети подготовительной к школе группы,
-родители
-воспитатель группы, учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Этапы реализации проекта
Этап
Содержание работы
Результат данного этапа
Подготовительный
Осознание проблемной
ситуации, выбор темы проекта.
Тема проекта. Цели, задачи.
3
Анализ и обобщение
имеющегося в ДОУ опыта
работы по данной теме.
Создание познавательных
альбомов для детей. Подборка и
разработка дидактических игр по
данной теме.
Формирование мотивационной
готовности родителей к
участию в проектной
деятельности.
Консультация для родителей
«Продолжаем проектировать
вместе».
Аналитический
Разработка проекта,
перспективного плана
мероприятий.
Перспективно-тематический
план.
Подбор материала.
Пополнение творческой
лаборатории демонстрационным
и раздаточным материалом по
теме.
Практический
Реализация проекта в
образовательную практику.
Реализация запланированных
мероприятий.
Презентационный
Публичное представление
продукта совместной
деятельности.
Итоговые мероприятия,
презентация.
4
Основные направления
развития детей и
образовательные
области
Цели и задачи
Виды деятельности
Физическое развитие
Здоровье
Физическая
культура
Варьировать
нагрузку
при
п р о в ед е н и и
физкультминуток, гимнастик для глаз, подвижных
игр в соответствии с состоянием здоровья и темпом
физиче ского
развития
ребенка
на
о с н о в е
медицинских
показаний
и
наблюдений
за
их
самочувствием.
Способствовать освоению детьми основных
видов
движений,
техники
их
выполнения,
обогащать
двигательный
опыт
детей
освоением
разных
спо собов
выполнения
д в и ж е н и й .
Использовать
подвижные
игры
р а з н о й
направленности на занятиях и вне занятий, обращая
внимание
на
технику
движений
и
выполнение
правил.
Физкультминутки:
"Бабушкино горе" И. Мельничук
"Зарядка" П. Синявский
Гимнастики для глаз:
"Будь
здоров",
"Наши
глазки",
"Глаза
отдыхают"
Беседы
о
питании,
полезном
для
глаз,
витаминах, здоровом образе жизни.
Подвижные игры:
«Жмурки»
«Поменяйтесь местами все у кого...»
«Займи свой домик»
Познавательно-речевое
развитие
Познание
Коммуникация
Чтение
художественной
литературы
Продолжать
формировать
элементарные
предст авления
о
сво ем
теле,
н е ко т о р ы х
особенностях
его
строения,
основных
функциях
организма.
Помогать детям осознать пользу рационального
питания
и
соблюдение
соответствующих
правил,
различать
полезные
и
вредные
для
здоровья
продукты питания и.т.д.
Учить детей умению своевременно и правильно
Беседы:
«Зачем человеку глаза?»
«А глаза болеют?»
«Витамины и глаза»
Эксперимент
«Линза»
Придумывание сказок, историй.
«В гостях у тифлопедагога»
Беседа
5
отдыхать, не переутомляться.
Формировать представления об опасных для
здоровья ситуациях.
Развивать речевое творчество (изменение и
придумывание
слов,
составление
з а г а д о к ,
сочинение сказок и т.д.) Поощрять
словотворчество,
придумывание
альтернативных
окончаний историй и сказок.
Формировать представление у детей о жизни и
деятельности слепых людей. Познакомить детей с
техникой чтения и письма по Браилю.
Развивать связную речь детей (совершенствовать
диалогическую, монологическую монолгческую и
полилогическую речь).
Стимулировать
эстетическое
отношение
к
окружающему
миру,
рассматриванию
красочных
энциклопедий здоровьесберегающего содержания.
«Слепые и слабовидящие люди». (Как живут:
ориентируются в пространстве, играют,
учатся, работают. Как важно понимать таких
людей и помогать им. 13 ноября -
Международный день слепых).
Презентация (видеофильм)
«Жизнь слепых людей»
Эксперименты (с завязанными глазами)
«Рисуем»
«Кушаем»
«Одеваемся»
«Поручения»
«Найди отличия» (слуховое восприятие)
«Что изменилось?» (тактильное восприятие)
« Найди пару» (тактильное восприятие)
Практическая деятельность
«Знакомство с техникой чтения и письма по
Брайлю»
«Рисование с помощью прибора
«Школьник»,
«Знакомство с тактильными книгами и
объемными, барельефными картинками для
слепых и слабовидящих детей».
Социально-личностное
развитие
Социализация
Труд
Безопасность
Демонстрировать доброжелательное отношение ко
всем
без
исключения
детям.
Предоставлять
возможность
самостоятельно
следить
за
своим
внешним
видом.
Знакомить
с
некоторыми
правилами
профилактики
и
охраны
зрения.
Знакомство с профессией:
«Врач-офтальмолог»
«Медсестра-ортоптистка»
«Тифлопедагог»
Экскурсия
в
ортоптический
кабинет»
6
Предоставлять
возможность
самостоятельно
выбирать
партнеров
для
общения
и
совместной
деятельности. Формировать представление у детей
о
профессиях
врача-офтальмолога,
медсестры
-
ортоптистки,
тифлопедагога.
Способствовать
развитию
умений
узнавать
и
называть
разные
эмоциональные
состояния.
Закреплять
навыки
последовательности
ухаживания
за
очками.
Продолжать формировать представления о правилах
бе зо п а с н о го
о б р а щ е н и я
с
ко м п ь ю т е р о м ,
телевизором.
( р а с с м а т р и в а н и е
а п п а р а т о в ,
таблиц, специального
оборудования
для
лечения и тренировки глаз)
Игры:
«Подбери» (по цвету, размеру, одинаковые и
др.)
«Подбери эмоцию»
«Определи настроение по глазам»
Беседы, презентации
«Как ухаживать за очками?»
«Правила
безопасного
обращения
с
компьютером, телевизором»
Проблемная ситуация
«Шалости Незнайки»
Художественно-
эстетическое развитии
Художественное
творчество
Музыка
Активизировать
творческую
д е ят е л ь н о с т ь ,
предлагая детям рисовать или придумывать загадки
на тему здоровья.
Организовать необычные выставки («Здоровый
в з г л я д » ,
« З д о р о в о е
м е н ю » ,
и
т . д . )
Поддерживать
интерес
детей
к
совместному
рисованию.
Побуждать детей к составлению пооперационных
карт.
Поощрять
обмен
между
детьми
информацией
творческого характера.
Поддерживать
обращение
ребенка
к
собственному опыту, знаниям и умениям в разных
Создание книги:
«Витаминная книга»
Рисование пооперационных карт:
«Как ухаживать за очками»
Совместное
рисование
(зрячего
и
слепого
ребёнка)
-Русский романс «Очи черные».
-Т.Гвердцители- «Мамины глаза»
-Влад Сташевский – «Глаза чайного цвета»
-Стас Михайлов – «Темные Глаза»
И.Салтыкова – «Голубые глазки»
И.Саруханов-«Зеленые глаза»
Александр Розенбаум «Зелёный цвет твоих
7
видах творческой деятельности.
Развивать умение творческой интерпретации
музыки разными средствами художественной
выразительности. Стимулировать
самостоятельную деятельность детей при
сочинении танцев, игр, оркестровок.
любимых глаз»
Mr.Credo - Голубые глаза
Наталья Ветлицкая – «Посмотри в глаза»
Александр Панайотов – «Серые глаза»
Ника - «Карие глаза»
Олеся Ярославская – «Синие глаза»
Разучивание и пение:
- «Посмотрите в мамины глаза»
(автор текста и композитор: Т.Мурина)
-«Детство начинается…» (Муз. С.
Баневича. Сл. Т. Калининой)
- «Колыбельная» (Песня для
малышей). - «Дай мне руку, посмотри в
мои глаза».
Танец «Разноцветная игра».
8