Напоминание

"Экологическое воспитание младших школьников"


Автор: Вологжина Евгения Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Усть-Уда
Населённый пункт: Иркутская область п. Усть-Уда
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Творческий отчёт учителя начальных классов МОУ БСОШ п. Усть-Уда

Вологжиной Е.В.

«Экологическое воспитание младших школьников»

Экология – это наука, изучающая взаимоотношения животных и растений с

окружающей средой.

К мысли об охране природы человек пришёл очень давно. Но в наши дни эта

проблема приобрела глобальный характер: не хватает экологических знаний,

нет бережного отношения к природе. Стали редкими многие когда-то

растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами

природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные

частицы почвы. Требуемые для восстановления экологического благополучия

затраты подчас исчисляются миллиардами.

Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в

совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, в

психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде.

Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на

формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.

Учителя, особенно начальных классов, не могут чувствовать себя

непричастными к проблемам общества, которое поставило ответственную

задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда

точно знаешь, что под ним понимается. Под экологическим воспитанием

младших школьников я понимаю ,прежде всего ,воспитание человечности, т.

е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут

рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для

полноценной жизни.

Разумеется, экологически грамотное, бережное отношение человека к

природе складывается постепенно, под влиянием окружающей

действительности, в частности обучения. Заложить основы экологического

образования на материале, понятном и доступном детям младшего школьного

возраста,- одна из главных задач курса природоведения в начальных классах.

Понятие экологическое образование включает в себя:

- систему знаний о природе;

- понимание взаимосвязей, существующих в природе, осознание

взаимовлияния природы на человека и человека на природу;

- формирование у детей положительного отношения к природе, норм

поведения в природе;

- желание беречь и охранять природу.

Научить ребёнка любить природу- задача нелёгкая. Здесь только уроками

чтения и природоведения не обойтись. Поэтому надо изо дня в день

кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать всё вокруг, уметь любоваться

красотой восхода и захода солнца, небом, облаками, цветами, наслаждаться

пением птиц и т.д.

Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей.

Ребёнку с детских лет надо внушать, что любить природу- значит творить

добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша

земля стала краше, зеленей, богаче. Мы, учителя, с первых дней пребывания

детей в школе не упускаем ни одной возможности на любом уроке, чтобы

использовать её для воспитания любви и бережного отношения к природе.

Ведь экологическое образование- элемент общего образования.

Как только у меня ученики первого класса, то стараюсь в первые школьные

дни сводить на экскурсию в наш лес, где растут деревья и цветы. Обращаю их

внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминаю, что к растениям

надо относиться бережно. Говорю о том, что их старшие товарищи затратили

много труда, чтобы школьный двор стал таким красивым, что теперь и они

будут заботиться о красоте школьного двора, сохранять всё, что уже сделано,

выращивать цветы и деревья, ухаживать за ними.

Обращаю внимание детей на то, что у нас в классе тоже есть комнатные

растения, которые украшают класс. Напоминаю, что за цветами надо

тщательно ухаживать. Ежемесячно в классе выбираются цветоводы, которые

ухаживают за комнатными растениями. Чтобы дети охотно выполняли свои

поручения, стараюсь вызвать интерес к растениям. Знакомлю их с научными

и народными названиями растений, родиной, с условиями их произрастания.

Всегда стараюсь пробудить в детях интерес к природе, побуждаю их к

наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Так, на

экскурсиях стараюсь обратить внимание детей на разнообразие объектов и

явлений природы. Из окон класса видны кусты и деревья. Всегда обращаю

внимание детей на окраску деревьев, на то, какие изменения с ними

происходят. Наблюдать за изменением деревьев вошло в привычку. Когда мы

выходим собирать осенние листья деревьев, лепестки от цветов, дети

стараются показать друг другу свои необыкновенные листочки. В класс

ребятишки возвращаются с большим букетом осенних листьев. Дома они

засушивают их и на уроках труда, на кружке с увлечением составляют

различные композиции.

Естественно, экскурсии и прогулки в природу дают богатейшие возможности

для экологического воспитания. И у нас, с моими детьми, есть излюбленное

место в лесу- небольшая полянка в окружении берёзок и два огромных

муравейника, которые дети обнаружили во время похода. Мы всегда с

интересом и долго наблюдаем за муравьями, за их работой. А муравьи

перетаскивают грузы в несколько раз больше, чем сами. И когда ребятишки

принесли на муравейник остатки еды, то сами были поражены трудом

муравьёв. Часто посещая это место, любуемся работягами – муравьями.

Иногда я им говорю, что вы, ребята, сегодня, как муравьи поработали на

уроке. Дети остаются довольны этим.

Чувством любви к природе, как и музыкальным слухом, наделён не каждый.

Но это чувство надо воспитывать и развивать. Родители и мы, учителя

начальных классов, первые проводники детей в природу. В детском возрасте

гораздо легче усвоить : варварском отношение к природе - преступно.

Родителям рассказываю о том, чему учу детей, чтобы они эту работу

продолжали дома. Порой бывает, что и дети учат родителей правильному

поведению в природе. О том, как важно стать друзьями детей, как передаётся

по наследству, из поколения в поколение всё доброе и хорошее, что

закладывается в детстве. И что родителями, как можно чаще, надо общаться

со своими детьми на природе.

Походы многому учат детей : понимать красоту природы, ощущать радость

общения с ней, беречь и охранять её.

Повышению познавательной активности учащихся в походах, на прогулках

служат дидактические игры, например : « Знаешь ли деревья?», « Какое

дерево лист потеряло?», « Где растёт» и другие.

Также на экскурсиях знакомлю детей с такими насекомыми, как божьи

коровки, бабочки, стрекозы, пауки – путешественники на паутинке. Узнав о

жизни и значении этих пауков, поедающих насекомых : мух, комаров, мошек,

ребята старались обходить сети пауков стороной. А это уже маленькая победа

в экологическом воспитании.

Таким же образом знакомлю своих учеников и с пернатым населением

нашего края, учу их отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и

повадки. Провожу внеклассные мероприятия, посвящённые птицам : КВН,

утренники, познавательные игры. Оформляю выставки : «Перелётные

птицы», «Зимующие птицы». Например, внеклассное занятие на тему

«Кто живёт в зимнем лесу». Цель занятия – познакомить детей с

зимующими птицами, воспитать желание заботиться о них. Говорю, что

птицами надо не только любоваться, но и помочь им выжить, перенести

трудное для них время – зимние холодные дни. Зима – трудное для птиц

время и надо вовремя прийти им на помощь : повесить кормушки и

насыпать туда каждый день зёрна, хлебные крошки, семечки. И

рассказываю детям , как и из чего можно сделать кормушку для птиц, чтобы

птицы полюбили наш лес, двор, и прилетели на следующую зиму. Свои

наблюдения дети стараются записывать в тетради. Разучиваем с детьми много

стихов, песен о зимующих птицах. И почти после каждого внеклассного

занятия по экологии поём свою любимую песню «Раненая птица».

В процессе прогулок и экскурсий дети начинают понимать, что мало только

восхищаться природой, надо беречь её. Развитие интереса ко всему живому,

знание его значения для человека снимает необходимость нудных и

длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они

усваиваются постепенно в процессе её изучения.

Обязательно знакомлю детей с «Красной книгой». Так как многие дети

рассказывают, что рвут в лесу подснежники, жгут с родителями костры, ловят

бабочек и стрекоз. На уроке нет времени, чтобы много говорить на эту тему.

Поэтому провожу много внеклассных мероприятий, на которых рассказываю

о «Красной книге», о поведении в лесу, о бережном отношении к природе,

При этом использую материалы журналов «Начальная школа», «Свирель»,

«Педсовет, «Юный натуралист» и другую литературу.

Дети с интересом слушают. Когда идём на весеннюю экскурсию, то

ребятишки уже подсказывают друг другу, чтобы не рвали много цветов:

фиалок лесных, подснежников. И опять эта маленькая победа в

экологическом воспитании.

Постепенно подвожу детей к выводу: «Дерево, цветок, трава и птица не

всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы

останемся одни». Эти слова написаны в уголке природы. На рисунке

изображен некрасивый человек с рогаткой. У него безумные глаза, а вокруг

нет ни травы, ни деревьев, ни птиц.

С наступлением весны провожу внеклассное занятие на тему «Если ты

пошёл в гости». Во вступительном слове говорю:- Все знают и вы тоже, что

в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определённые правила

поведения. Например надо вытереть ноги , поздороваться, нельзя громко

кричать , перебивать других. Правила вежливости это для того, чтобы не

обижать хозяев, что бы им было приятно. Но вот отправились вы на прогулку

или в поход. Помните, что в лесу, поле, на лугу вы такие же гости. В гостях у

природы, у тех кто здесь живет: у птиц, у зверей, у жуков и бабочек, у

суетливых муравьёв, у колючих ежей, у прыгающих кузнечиков и т. д.. Здесь

тоже нельзя вести себя, как на ум взбредёт. Есть свои правила вежливости,

которые надо соблюдать , когда приходишь в гости к природе: «Птенец на

тропе», «Лукошко ягод», «Букет цветов и другие. Об этих правилах

рассказывают сами дети. Говорю ребятам, чтобы они выполняли эти правила

и учили этим правилам других. Для закрепления правил поведения в природе

создаю проблемные ситуации. Дети должны составить текст или

нарисовать, подобрать картинку о том, как надо поступить, если :

- обнаружишь птичье гнездо;

- когда встретишь красиво цветущие растения;

- когда собираешь грибы;

- когда увидишь в лесу муравейник;

- когда завтракаешь на лесной поляне и т. п.

Такие задания формируют активную жизненную позицию, приучают к

экологически грамотному поведению в природе.

В первом классе на уроках чтения, а во 2, 3, 4-ых классах на уроках

окружающего мира обязательно спрашиваю у детей, какие изменения они

наблюдали в природе. Дети стараются быть внимательными, чтобы заметить

малейшие изменения. Наблюдая за природой они отмечают, как изменяется

природа по временам года.

Недостаточно призывать беречь и охранять природу. Это не даст желаемых

результатов. Полюбить природу можно только путём её познания. В. А.

Сухомлинский говорил : «…чтобы ребёнок научился понимать природу,

чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно

прививать ему эти чувства с раннего детства». Ребёнок не будет разорять,

губить, истреблять или просто шуметь в лесу, если узнает о сложных

взаимосвязях, существующих в природе. Для этого необходимо дать детям,

по крайней мере, минимум экологических знаний.

И даже если человек наблюдает за природой, помогает ей, то у него не

поднимется рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам успел

порадоваться.

Забота ребёнка о маленьком растении, о беспомощном живом существе

делает его добрее, внимательнее. Эти качества со временем перерастают в

постоянное чувство ответственности за всё живое, бережное, разумное

отношение к природе в целом.

Экологическое образование можно осуществлять на всех уроках в начальной

школе.

На уроках таких предметов, как ознакомление с окружающим миром,

природоведение у школьников формируется целостное представление о

природе и человеке как важнейшем компоненте природы. На уроках

трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической

значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному

обращению с объектами природы и изделиями из них.

Уроки физкультуры для того, чтобы закрепить полученные на уроках

природоведения знания о своём организме и охране здоровья, сформировать

у детей гигиенические навыки и умения. С этой целью провожу внеклассные

занятия на различные темы.

На уроках математики часто включаю задачи, знакомящие с элементами

природы или рассказывающими об охране природы. Если решаем задачу про

муравьёв, то сначала дети разгадывают загадку про них и рассказывают всё,

что знают про муравьёв. Детям нравятся такие задачи. Они с удовольствием

составляют задачи, используя знания, полученные на уроках и наблюдения,

накопленные во время общения с природой. Воспитывая экологическую

культуру, мы, учителя, помогаем детям осознать, почему надо поступать в

природе именно так, а не по другому. Например, почему нельзя шуметь в

лесу; долго стоять у птичьего гнезда и т. д. Для этого детям предлагаются

задачи, показывающие, как человек может помочь природе или наоборот,

навредить. Очень нравятся ребятам задачи – шутки. Такие задачи

предлагаются для активизации внимания учеников.

Решение задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к

природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что

человек – это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье

человека.

На уроках русского языка даю задания описать по картинке птицу или

животное, живущих в наших краях. Дети составляют и записывают

небольшие тексты о листопаде, снегопаде, о берёзке и другие. Часто включаю

в уроки предложения о временах года с заданиями, комментированное

письмо. В своих сочинениях – описаниях ребята рассказывают о том, что

особенно трогает их сердца. И, естественно, что у каждого что- то своё,

особенное. Также нравятся детям такие задания:

Мне радостно, когда…

Мне грустно, когда…

Мне обидно, когда…

Я счастлив, когда…

Многие заканчивают так:

«Мне радостно, когда светит яркое солнце».

«Мне бывает обидно, когда весь день идёт дождь».

«Мне грустно, когда нет солнышка и на улице холодно».

На уроках чтения читаем очень много рассказов и стихотворений о природе,

дети заучивают загадки, поговорки, пословицы. И приятно слышать, когда

дети говорят, что любят читать стихи и рассказы о природе.

На уроках природоведения тему каждого урока стараюсь связать с охраной

окружающей среды. Дети постепенно подходят к осознанию того, что,

пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном

использовании и об охране этих богатств. Огромная роль в обучении охраны

природы, конечно, принадлежит природоведению. Систематическое чтение

на уроках отрывков из книг, журнальных статей и газетных сообщений

вызывает ответную реакцию : ребята начинают приносить в класс газетные

вырезки о природе, журналы «Юный натуралист», «Свирель», интересные

книги о природе, а иной раз просто картинки. В прошлом году проводила

факультатив «Уроки здоровья», на котором ребята немало узнали нового о

жизни растений, животных и вообще о природе. С целью расширения

кругозора, пополнить свои знания о природе, для разнообразия работы

факультатива, уметь находить нужное дети работали при оформлении

«Экологического экрана». В него они наклеивали интересные сообщения,

стихотворения, рисунки, фотографии о природе. И делают это с

удовольствием.

Одним из залогов успешного экологического воспитания младших

школьников является игра. Экологические игры способствуют организации

учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память,

мышление. Играя, дети всегда стремятся вперёд. Различные головоломки,

шарады, ребусы, игры – это путь к познанию детей самих себя, своих

возможностей, способностей, своих пределов. В процессе игры школьники

учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи; уточняют,

закрепляют и обобщают полученные ранее знания; расширяют кругозор.

Природная любознательность, повышенная эмоциональная чуткость, интерес

к игровой деятельности младших школьников способствуют успешному

выполнению задач экологического воспитания.

В своей работе использую много экологических игр. Содержание игр

разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни

растений, животных, труд людей в различные времена года, вопросы охраны

природы, здоровья, гигиены, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

Например: «Знаешь ли ты деревья?», «Домашние и дикие животные»,

«Назови детёнышей», «Зверь, птица, небылица.» и другие.

Игры путешествия: «Азбука земного леса», «Путешествие в зимнюю

страну», «Путешествие с красной книгой» и другие. Активизация учащихся

достигается интересным сюжетом игры. Дети с интересом участвуют в таких

играх.

Также игры – соревнования в качестве элементов проверки знаний или на

этапе закрепления их. Это: викторины, ребусы , кроссворды.

С целью проверить практические знание предлагаю ребятам различного рода

лото о природных объектах. Например, лото о приметах и зимующих птицах,

съедобных и несъедобных грибах и другие. Для проведения игр использую

поговорки, пословицы, народные приметы о временах года, растениях,

животных, труде людей.

С изменением времён года оформляю выставку книг о природе, выставку

детских рисунков, учеников нашего класса, в которых они выражают своё

отношение к природе- языком изобразительного искусства, выставку поделок

из природных материалов, сочинения об экскурсиях в природу и бережном

отношении к ней.

Большую помощь в формировании экологического воспитания учащихся

оказывает уголок природы.

В сентябре- октябре в уголке природы появляется красочно

оформленное обращение с изображением зимующей птицы: «Дорогие

ребята, я прилетела посмотреть, кто из вас приготовил зимние

кормушки для птиц, не забывайте , пожалуйста, про нас!»

А «Почемучкин портфель!», сколько вопросов приносят ребята , на которые

их друзья должны ответить. Например; кого в лесу называют портным?

Лесным доктором? У каких птиц зимой появляются детёныши?

«Перепутаница» , где по описанию надо изобразить нужное животное или

птицу.

«Советы предупреждения» .Например: «Прочитай и запомни! Поджигать

старую сухую траву ни в коем случае нельзя. В огне погибнут полезные

насекомые, разрушится биологическое равновесие в природе. Но новая трава

потом растёт не лучше , а хуже, Кроме того, часто возникают пожары.

Берегите всё живое ребята! Природа ошибок не простит»

В конце года вывешиваю в уголок природы плакат с изображением цветущих

растений: колокольчика, подснежника, фиалки, ландыша. На плакате

написано: «Обрати внимание! Этих цветов на земле очень мало. Их надо

беречь . Мять, топтать, рвать для букетов нельзя.»

«Не веришь – проверь» - книжка – раскладушка о приметах каждого месяца.

Считаю, что именно школа должна начинать работу по восстановлению

народных примет.

Не менее интересна рубрика «Оказывается», где помещаются рассказы о

животных, растениях ещё мало знакомых детям.

С целью проверки того, как у детей формируются экологические знания

предлагаются вот такие методики : «Лес благодарит и сердится», «Радости и

огорчения», «Секретный разговор», «Письмо зелёному другу» и другие. При

проведении методики «Лес благодарит и сердится» дети пишут :

-Лес на меня рассердится за то, что если я сломаю ветку и брошу мусор в

лесу.

-Лес на меня рассердится за то, что я буду ветки на деревьях ломать,

разорять птичьи гнёзда и муравейники.

-Лес мне скажет спасибо, за то что я не буду обижать природу.

-Лес мне скажет спасибо, за то я не вырезаю ножиком на дереве.

Результаты методики « Радость огорчения»:

- Мне обидно, когда птички не летают, когда нет цветов и деревья голые.

-Меня огорчает, когда в лесу ломают ветки деревьев и убивают

животных и птиц.

-Мне радостно, когда греет солнышко.

Хочется верить, что вот такая работа по воспитанию экологической культуры

младших школьников, проведённая с детьми , не пройдёт даром.



В раздел образования