Автор: Вологжина Евгения Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Усть-Уда
Населённый пункт: Иркутская область п. Усть-Уда
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование
Творческий отчёт учителя начальных классов МОУ БСОШ п. Усть-Уда
Вологжиной Е.В.
«Экологическое воспитание младших школьников»
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения животных и растений с
окружающей средой.
К мысли об охране природы человек пришёл очень давно. Но в наши дни эта
проблема приобрела глобальный характер: не хватает экологических знаний,
нет бережного отношения к природе. Стали редкими многие когда-то
растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами
природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные
частицы почвы. Требуемые для восстановления экологического благополучия
затраты подчас исчисляются миллиардами.
Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в
совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, в
психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде.
Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на
формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
Учителя, особенно начальных классов, не могут чувствовать себя
непричастными к проблемам общества, которое поставило ответственную
задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда
точно знаешь, что под ним понимается. Под экологическим воспитанием
младших школьников я понимаю ,прежде всего ,воспитание человечности, т.
е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут
рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для
полноценной жизни.
Разумеется, экологически грамотное, бережное отношение человека к
природе складывается постепенно, под влиянием окружающей
действительности, в частности обучения. Заложить основы экологического
образования на материале, понятном и доступном детям младшего школьного
возраста,- одна из главных задач курса природоведения в начальных классах.
Понятие экологическое образование включает в себя:
- систему знаний о природе;
- понимание взаимосвязей, существующих в природе, осознание
взаимовлияния природы на человека и человека на природу;
- формирование у детей положительного отношения к природе, норм
поведения в природе;
- желание беречь и охранять природу.
Научить ребёнка любить природу- задача нелёгкая. Здесь только уроками
чтения и природоведения не обойтись. Поэтому надо изо дня в день
кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать всё вокруг, уметь любоваться
красотой восхода и захода солнца, небом, облаками, цветами, наслаждаться
пением птиц и т.д.
Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей.
Ребёнку с детских лет надо внушать, что любить природу- значит творить
добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша
земля стала краше, зеленей, богаче. Мы, учителя, с первых дней пребывания
детей в школе не упускаем ни одной возможности на любом уроке, чтобы
использовать её для воспитания любви и бережного отношения к природе.
Ведь экологическое образование- элемент общего образования.
Как только у меня ученики первого класса, то стараюсь в первые школьные
дни сводить на экскурсию в наш лес, где растут деревья и цветы. Обращаю их
внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминаю, что к растениям
надо относиться бережно. Говорю о том, что их старшие товарищи затратили
много труда, чтобы школьный двор стал таким красивым, что теперь и они
будут заботиться о красоте школьного двора, сохранять всё, что уже сделано,
выращивать цветы и деревья, ухаживать за ними.
Обращаю внимание детей на то, что у нас в классе тоже есть комнатные
растения, которые украшают класс. Напоминаю, что за цветами надо
тщательно ухаживать. Ежемесячно в классе выбираются цветоводы, которые
ухаживают за комнатными растениями. Чтобы дети охотно выполняли свои
поручения, стараюсь вызвать интерес к растениям. Знакомлю их с научными
и народными названиями растений, родиной, с условиями их произрастания.
Всегда стараюсь пробудить в детях интерес к природе, побуждаю их к
наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Так, на
экскурсиях стараюсь обратить внимание детей на разнообразие объектов и
явлений природы. Из окон класса видны кусты и деревья. Всегда обращаю
внимание детей на окраску деревьев, на то, какие изменения с ними
происходят. Наблюдать за изменением деревьев вошло в привычку. Когда мы
выходим собирать осенние листья деревьев, лепестки от цветов, дети
стараются показать друг другу свои необыкновенные листочки. В класс
ребятишки возвращаются с большим букетом осенних листьев. Дома они
засушивают их и на уроках труда, на кружке с увлечением составляют
различные композиции.
Естественно, экскурсии и прогулки в природу дают богатейшие возможности
для экологического воспитания. И у нас, с моими детьми, есть излюбленное
место в лесу- небольшая полянка в окружении берёзок и два огромных
муравейника, которые дети обнаружили во время похода. Мы всегда с
интересом и долго наблюдаем за муравьями, за их работой. А муравьи
перетаскивают грузы в несколько раз больше, чем сами. И когда ребятишки
принесли на муравейник остатки еды, то сами были поражены трудом
муравьёв. Часто посещая это место, любуемся работягами – муравьями.
Иногда я им говорю, что вы, ребята, сегодня, как муравьи поработали на
уроке. Дети остаются довольны этим.
Чувством любви к природе, как и музыкальным слухом, наделён не каждый.
Но это чувство надо воспитывать и развивать. Родители и мы, учителя
начальных классов, первые проводники детей в природу. В детском возрасте
гораздо легче усвоить : варварском отношение к природе - преступно.
Родителям рассказываю о том, чему учу детей, чтобы они эту работу
продолжали дома. Порой бывает, что и дети учат родителей правильному
поведению в природе. О том, как важно стать друзьями детей, как передаётся
по наследству, из поколения в поколение всё доброе и хорошее, что
закладывается в детстве. И что родителями, как можно чаще, надо общаться
со своими детьми на природе.
Походы многому учат детей : понимать красоту природы, ощущать радость
общения с ней, беречь и охранять её.
Повышению познавательной активности учащихся в походах, на прогулках
служат дидактические игры, например : « Знаешь ли деревья?», « Какое
дерево лист потеряло?», « Где растёт» и другие.
Также на экскурсиях знакомлю детей с такими насекомыми, как божьи
коровки, бабочки, стрекозы, пауки – путешественники на паутинке. Узнав о
жизни и значении этих пауков, поедающих насекомых : мух, комаров, мошек,
ребята старались обходить сети пауков стороной. А это уже маленькая победа
в экологическом воспитании.
Таким же образом знакомлю своих учеников и с пернатым населением
нашего края, учу их отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и
повадки. Провожу внеклассные мероприятия, посвящённые птицам : КВН,
утренники, познавательные игры. Оформляю выставки : «Перелётные
птицы», «Зимующие птицы». Например, внеклассное занятие на тему
«Кто живёт в зимнем лесу». Цель занятия – познакомить детей с
зимующими птицами, воспитать желание заботиться о них. Говорю, что
птицами надо не только любоваться, но и помочь им выжить, перенести
трудное для них время – зимние холодные дни. Зима – трудное для птиц
время и надо вовремя прийти им на помощь : повесить кормушки и
насыпать туда каждый день зёрна, хлебные крошки, семечки. И
рассказываю детям , как и из чего можно сделать кормушку для птиц, чтобы
птицы полюбили наш лес, двор, и прилетели на следующую зиму. Свои
наблюдения дети стараются записывать в тетради. Разучиваем с детьми много
стихов, песен о зимующих птицах. И почти после каждого внеклассного
занятия по экологии поём свою любимую песню «Раненая птица».
В процессе прогулок и экскурсий дети начинают понимать, что мало только
восхищаться природой, надо беречь её. Развитие интереса ко всему живому,
знание его значения для человека снимает необходимость нудных и
длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они
усваиваются постепенно в процессе её изучения.
Обязательно знакомлю детей с «Красной книгой». Так как многие дети
рассказывают, что рвут в лесу подснежники, жгут с родителями костры, ловят
бабочек и стрекоз. На уроке нет времени, чтобы много говорить на эту тему.
Поэтому провожу много внеклассных мероприятий, на которых рассказываю
о «Красной книге», о поведении в лесу, о бережном отношении к природе,
При этом использую материалы журналов «Начальная школа», «Свирель»,
«Педсовет, «Юный натуралист» и другую литературу.
Дети с интересом слушают. Когда идём на весеннюю экскурсию, то
ребятишки уже подсказывают друг другу, чтобы не рвали много цветов:
фиалок лесных, подснежников. И опять эта маленькая победа в
экологическом воспитании.
Постепенно подвожу детей к выводу: «Дерево, цветок, трава и птица не
всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы
останемся одни». Эти слова написаны в уголке природы. На рисунке
изображен некрасивый человек с рогаткой. У него безумные глаза, а вокруг
нет ни травы, ни деревьев, ни птиц.
С наступлением весны провожу внеклассное занятие на тему «Если ты
пошёл в гости». Во вступительном слове говорю:- Все знают и вы тоже, что
в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определённые правила
поведения. Например надо вытереть ноги , поздороваться, нельзя громко
кричать , перебивать других. Правила вежливости это для того, чтобы не
обижать хозяев, что бы им было приятно. Но вот отправились вы на прогулку
или в поход. Помните, что в лесу, поле, на лугу вы такие же гости. В гостях у
природы, у тех кто здесь живет: у птиц, у зверей, у жуков и бабочек, у
суетливых муравьёв, у колючих ежей, у прыгающих кузнечиков и т. д.. Здесь
тоже нельзя вести себя, как на ум взбредёт. Есть свои правила вежливости,
которые надо соблюдать , когда приходишь в гости к природе: «Птенец на
тропе», «Лукошко ягод», «Букет цветов и другие. Об этих правилах
рассказывают сами дети. Говорю ребятам, чтобы они выполняли эти правила
и учили этим правилам других. Для закрепления правил поведения в природе
создаю проблемные ситуации. Дети должны составить текст или
нарисовать, подобрать картинку о том, как надо поступить, если :
- обнаружишь птичье гнездо;
- когда встретишь красиво цветущие растения;
- когда собираешь грибы;
- когда увидишь в лесу муравейник;
- когда завтракаешь на лесной поляне и т. п.
Такие задания формируют активную жизненную позицию, приучают к
экологически грамотному поведению в природе.
В первом классе на уроках чтения, а во 2, 3, 4-ых классах на уроках
окружающего мира обязательно спрашиваю у детей, какие изменения они
наблюдали в природе. Дети стараются быть внимательными, чтобы заметить
малейшие изменения. Наблюдая за природой они отмечают, как изменяется
природа по временам года.
Недостаточно призывать беречь и охранять природу. Это не даст желаемых
результатов. Полюбить природу можно только путём её познания. В. А.
Сухомлинский говорил : «…чтобы ребёнок научился понимать природу,
чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно
прививать ему эти чувства с раннего детства». Ребёнок не будет разорять,
губить, истреблять или просто шуметь в лесу, если узнает о сложных
взаимосвязях, существующих в природе. Для этого необходимо дать детям,
по крайней мере, минимум экологических знаний.
И даже если человек наблюдает за природой, помогает ей, то у него не
поднимется рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам успел
порадоваться.
Забота ребёнка о маленьком растении, о беспомощном живом существе
делает его добрее, внимательнее. Эти качества со временем перерастают в
постоянное чувство ответственности за всё живое, бережное, разумное
отношение к природе в целом.
Экологическое образование можно осуществлять на всех уроках в начальной
школе.
На уроках таких предметов, как ознакомление с окружающим миром,
природоведение у школьников формируется целостное представление о
природе и человеке как важнейшем компоненте природы. На уроках
трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической
значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному
обращению с объектами природы и изделиями из них.
Уроки физкультуры для того, чтобы закрепить полученные на уроках
природоведения знания о своём организме и охране здоровья, сформировать
у детей гигиенические навыки и умения. С этой целью провожу внеклассные
занятия на различные темы.
На уроках математики часто включаю задачи, знакомящие с элементами
природы или рассказывающими об охране природы. Если решаем задачу про
муравьёв, то сначала дети разгадывают загадку про них и рассказывают всё,
что знают про муравьёв. Детям нравятся такие задачи. Они с удовольствием
составляют задачи, используя знания, полученные на уроках и наблюдения,
накопленные во время общения с природой. Воспитывая экологическую
культуру, мы, учителя, помогаем детям осознать, почему надо поступать в
природе именно так, а не по другому. Например, почему нельзя шуметь в
лесу; долго стоять у птичьего гнезда и т. д. Для этого детям предлагаются
задачи, показывающие, как человек может помочь природе или наоборот,
навредить. Очень нравятся ребятам задачи – шутки. Такие задачи
предлагаются для активизации внимания учеников.
Решение задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к
природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что
человек – это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье
человека.
На уроках русского языка даю задания описать по картинке птицу или
животное, живущих в наших краях. Дети составляют и записывают
небольшие тексты о листопаде, снегопаде, о берёзке и другие. Часто включаю
в уроки предложения о временах года с заданиями, комментированное
письмо. В своих сочинениях – описаниях ребята рассказывают о том, что
особенно трогает их сердца. И, естественно, что у каждого что- то своё,
особенное. Также нравятся детям такие задания:
Мне радостно, когда…
Мне грустно, когда…
Мне обидно, когда…
Я счастлив, когда…
Многие заканчивают так:
«Мне радостно, когда светит яркое солнце».
«Мне бывает обидно, когда весь день идёт дождь».
«Мне грустно, когда нет солнышка и на улице холодно».
На уроках чтения читаем очень много рассказов и стихотворений о природе,
дети заучивают загадки, поговорки, пословицы. И приятно слышать, когда
дети говорят, что любят читать стихи и рассказы о природе.
На уроках природоведения тему каждого урока стараюсь связать с охраной
окружающей среды. Дети постепенно подходят к осознанию того, что,
пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном
использовании и об охране этих богатств. Огромная роль в обучении охраны
природы, конечно, принадлежит природоведению. Систематическое чтение
на уроках отрывков из книг, журнальных статей и газетных сообщений
вызывает ответную реакцию : ребята начинают приносить в класс газетные
вырезки о природе, журналы «Юный натуралист», «Свирель», интересные
книги о природе, а иной раз просто картинки. В прошлом году проводила
факультатив «Уроки здоровья», на котором ребята немало узнали нового о
жизни растений, животных и вообще о природе. С целью расширения
кругозора, пополнить свои знания о природе, для разнообразия работы
факультатива, уметь находить нужное дети работали при оформлении
«Экологического экрана». В него они наклеивали интересные сообщения,
стихотворения, рисунки, фотографии о природе. И делают это с
удовольствием.
Одним из залогов успешного экологического воспитания младших
школьников является игра. Экологические игры способствуют организации
учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память,
мышление. Играя, дети всегда стремятся вперёд. Различные головоломки,
шарады, ребусы, игры – это путь к познанию детей самих себя, своих
возможностей, способностей, своих пределов. В процессе игры школьники
учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи; уточняют,
закрепляют и обобщают полученные ранее знания; расширяют кругозор.
Природная любознательность, повышенная эмоциональная чуткость, интерес
к игровой деятельности младших школьников способствуют успешному
выполнению задач экологического воспитания.
В своей работе использую много экологических игр. Содержание игр
разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни
растений, животных, труд людей в различные времена года, вопросы охраны
природы, здоровья, гигиены, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Например: «Знаешь ли ты деревья?», «Домашние и дикие животные»,
«Назови детёнышей», «Зверь, птица, небылица.» и другие.
Игры путешествия: «Азбука земного леса», «Путешествие в зимнюю
страну», «Путешествие с красной книгой» и другие. Активизация учащихся
достигается интересным сюжетом игры. Дети с интересом участвуют в таких
играх.
Также игры – соревнования в качестве элементов проверки знаний или на
этапе закрепления их. Это: викторины, ребусы , кроссворды.
С целью проверить практические знание предлагаю ребятам различного рода
лото о природных объектах. Например, лото о приметах и зимующих птицах,
съедобных и несъедобных грибах и другие. Для проведения игр использую
поговорки, пословицы, народные приметы о временах года, растениях,
животных, труде людей.
С изменением времён года оформляю выставку книг о природе, выставку
детских рисунков, учеников нашего класса, в которых они выражают своё
отношение к природе- языком изобразительного искусства, выставку поделок
из природных материалов, сочинения об экскурсиях в природу и бережном
отношении к ней.
Большую помощь в формировании экологического воспитания учащихся
оказывает уголок природы.
В сентябре- октябре в уголке природы появляется красочно
оформленное обращение с изображением зимующей птицы: «Дорогие
ребята, я прилетела посмотреть, кто из вас приготовил зимние
кормушки для птиц, не забывайте , пожалуйста, про нас!»
А «Почемучкин портфель!», сколько вопросов приносят ребята , на которые
их друзья должны ответить. Например; кого в лесу называют портным?
Лесным доктором? У каких птиц зимой появляются детёныши?
«Перепутаница» , где по описанию надо изобразить нужное животное или
птицу.
«Советы предупреждения» .Например: «Прочитай и запомни! Поджигать
старую сухую траву ни в коем случае нельзя. В огне погибнут полезные
насекомые, разрушится биологическое равновесие в природе. Но новая трава
потом растёт не лучше , а хуже, Кроме того, часто возникают пожары.
Берегите всё живое ребята! Природа ошибок не простит»
В конце года вывешиваю в уголок природы плакат с изображением цветущих
растений: колокольчика, подснежника, фиалки, ландыша. На плакате
написано: «Обрати внимание! Этих цветов на земле очень мало. Их надо
беречь . Мять, топтать, рвать для букетов нельзя.»
«Не веришь – проверь» - книжка – раскладушка о приметах каждого месяца.
Считаю, что именно школа должна начинать работу по восстановлению
народных примет.
Не менее интересна рубрика «Оказывается», где помещаются рассказы о
животных, растениях ещё мало знакомых детям.
С целью проверки того, как у детей формируются экологические знания
предлагаются вот такие методики : «Лес благодарит и сердится», «Радости и
огорчения», «Секретный разговор», «Письмо зелёному другу» и другие. При
проведении методики «Лес благодарит и сердится» дети пишут :
-Лес на меня рассердится за то, что если я сломаю ветку и брошу мусор в
лесу.
-Лес на меня рассердится за то, что я буду ветки на деревьях ломать,
разорять птичьи гнёзда и муравейники.
-Лес мне скажет спасибо, за то что я не буду обижать природу.
-Лес мне скажет спасибо, за то я не вырезаю ножиком на дереве.
Результаты методики « Радость огорчения»:
- Мне обидно, когда птички не летают, когда нет цветов и деревья голые.
-Меня огорчает, когда в лесу ломают ветки деревьев и убивают
животных и птиц.
-Мне радостно, когда греет солнышко.
Хочется верить, что вот такая работа по воспитанию экологической культуры
младших школьников, проведённая с детьми , не пройдёт даром.